Автор: Гвозденко Людмила Семёновна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Разбор методических вопросов преподавания игры на гитаре"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Открытый урок
ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
Тема «Разбор методических вопросов преподавания игры на гитаре»
Составитель: педагог ДО
Л.С. Гвозденко
2023 уч. Год
Оглавление
1.Введение
2.Выбор инструмента
3.Посадка за инструментом
4.Постановка рук
5. Апояндо, тирандо
6. Демпфирование (глушение ненужных звуков)
7. Основные приемы
9. Литература
Введение
Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, создана для
выражения посредством музыки глубочайшего духовного мира человека.
Основы искусства игры на гитаре заложили испанские, итальянские и
французские музыканты ХУ1-ХУП вв.:Фоскарини, Мударра, Ронкалли, де
Визе и др. Возвышение гитары начинается в Х1Х веке, благодаря таким
виртуозам гитаристам как Карулли, Каркасси, Джульяни, Агуадо,Франциско
Таррега, благодаря последнему возник новый выразительный прием
звукоизвлечения- тремоло. Чтобы стать хорошим гитаристом, надо, прежде
всего, быть хорошим музыкантом. И именно правильная методика обучения
способствует достижению этой цели. В методическом докладе
обосновываются некоторые аспекты преподавания игры на гитаре в
учреждениях дополнительного профессионального образования.
Начинающему ученику, в первую очередь, нужно научиться заниматься, т.к.
именно правильные занятия являются секретом хорошей техники. Ученик не
должен работать, как автомат, следя лишь за часами. Во время занятий
необходимо постоянное и неослабное внимание, учащийся должен всегда
слушать свою игру, замечать ошибки и тут же исправлять их. Важно не
время, которое тратится на учебу, а энергия, с которой занимаются. Качество
занятий значительно важнее их количества. Почему необходимы регулярные
занятия? Если не заниматься несколько дней, то, когда приступаешь вновь к
занятиям, в пальцах ощущается тяжесть и неповоротливость, кроме того,
уменьшаются выносливость и терпение. Если же работать ежедневно ,
вхождение в форму совершается легко и быстро, мышцы более послушны и
выносливы.
Занятия учащегося должны состоять из двух частей: изучение теории
музыки, сольфеджио, гармонии, истории музыки, биографии композитора,
вида произведения. Все это способствует обогащению музыкальных знаний.
Вторая часть включает все, что имеет непосредственно отношение к игре на
инструменте. Рациональными методами последовательно развиваются сила и
беглость пальцев: упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды вырабатывают
технику игры. Занимаясь внимательно, методично и систематически, ученик
сумеет преодолеть трудности в освоении игры на инструменте.
Выбор инструмента и посадка за инструментом
На начальном этапе обучения важен выбор размера инструмента, который
определяется возрастом ребенка: 5-8 лет-гитара размером 1/4; 8-10
лет-гитара размером 1/3, также очень важно подобрать стул необходимой
высоты. Посадка должна быть комфортной и удобной, позвоночник должен
сохранять свою естественную форму, сидеть следует ближе к краю стула.
Высота подставки под ногу и высота стула определяется, исходя из
возрастных особенностей ребенка. Этот этап является важным аспектом в
обучении игры на гитаре.
Важно правильно выбрать хороший качественный инструмент: проверить
гриф и высоту натянутости струн над грифом, металлические порожки,
струны должны быть доброкачественными, иметь хорошо выверенное
сечение.
Постановка рук
От постановки рук зависят не только качество, сила и разнообразие звуков,
но и подвижность пальцев. Движения правой руки определяют ритм,
экспрессию, оттенки и вообще всю гамму звучаний, необходимых для
хорошего исполнения.
Правильное положение левой руки обеспечивает легкость и независимость
движения пальцев. Ее действия способствуют точности и протяженности
звучания, а также быстроте смены звуков.
Апояндо, тирандо
Начинать с детьми следует с отработки удара апояндо. Этот прием
применяется только при игре пассажей отдельными нотами. Правильный
удар по струнам производится по направлению к верхней деке под углом 45
градусов, при этом палец заглушает соседнюю струну. Использовать этот
прием там, где необходимо подчеркнуть силу и объем звука, но не
постоянно.
Тирандо-это удар(щипок) по направлению к деке, не касаясь при этом
соседней струны. Если пальцы правой руки сгибаются в среднем суставе при
одновременном легком сгибании в первом, ближайшем к кисте суставе, то
кончики пальцев описывают заметную правильную дугу, что позволяет им
ударять по струнам в той части дуги, где она опускается к деке, а не отходит
от нее. При этом дуга настолько изогнута, что палец при восходящем
движении не коснется соседней струны. Постановка правой руки при
исполении тирандо и апояндо не должна меняться существенно.
Для пальца р прием тирандо применяется в большинстве случаев. Удар
большим пальцем происходит сверху параллельно деке к пальцу i и
заканчивает движение , опираясь на указательный палец в месте соединения
крайней (ногтевой) и средней фаланг.
Демпфирование
Демпфирование (глушение ненужных звуков) довольно важная тема. Как
правило, демпфирование происходит за счет того, что палец просто
опускается и становится (касается) на звучащую струну. В основном, это
касается исполнения открытых басов, когда в произведении изменяется
гармония, а басовый тон продолжает звучать. Следует с первых простейших
пьес приучать ребенка демпфировать отзвучавшую ноту, чтобы не возникало
фальши. Демпфировать струну нужно только после того, как извлекли звук
на следующей, для плавной смены басов и во избежание разрывов (пауз)
между ними.
Основные приемы игры
Баррэ-это прием, заключающийся в одновременном прижатии нескольких
струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки, который
играет роль как бы передвижного порожка. Для выполнения баррэ
указательный палец должен быть вытянутым и прижимать струны мышцами
фаланг. Чтобы извлекаемый звук был чистым и выдерживался на протяжении
всей указанной длительности, палец должен располагаться вдоль
металлического порожка и прижимать струны внутренней, наиболее
широкой своей стороной..Баррэ и полубаррэ могут легко исполняться на
каждом ладу с 1-го по 10-й.
Восходящее легато- означает связное исполнение звуков, выполняется
главным образом пальцами левой руки. После того как левая рука будет
поставлена на необходимый лад, палец правой руки защипывает струну и
извлекает первый звук, затем палец левой руки с силой опускается на
соответствующий лад, извлекая таким образом второй звук.
Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее
расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой
рукой палец левой руки, прижимающий струну, должен с силой оттянуть ее к
себе, заставляя звучать следующий звук.
Исполнение флажолетов. Чтобы получить натуральный флажолет, нужно
одним из пальцев левой руки слегка прикоснуться к струне в определенной
точке, защипнуть ее пальцем правой руки и тут же приподнять над струной
палец левой руки. Для исполнения флажолета может быть использован
любой палец левой руки, кроме большого.
Вибрато. Исполняется путем колебания пальца влево-вправо пальца,
прижимающего струну, без ослабления при этом нажима на струну. Вибрато
можно исполнять на каждой струне, на каждом ладу, однако оно менее
эффективно на самой высокой части грифа, где амплитуда колебаний
минимальная.
Это только некоторые из наиболее важных вопросов, касающихся искусства
игры на классической гитаре. При обучении ребенка необходимо принимать
во внимание физические данные, музыкальные способности,
интеллектуальное развитие, т.е. применять индивидуальный подход, учить
слушать, слышать и любить искусство, музыку, гитару. «Сегодня гитара
способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от
эпохи Ренессанса до наших дней».(Лео Брауэр).
Литература
1.Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. Советский композитор,
Москва, 1980
2.Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Советский композитор,
Москва, 1990
3.Иванов- Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Музыка.Москва,1979