Автор: Степанов Андрей Александрович
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Основы аккомпанемента для учащихся старших классов ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Доклад
по классу гитары
«Основы аккомпанемента для учащихся старших классов ДШИ»
Составитель: педагог ДО
Степанов А.А.
г. Самара
25.05.2023 учебный год
Аккомпанемент на гитаре.
Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно
богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может
сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами
удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно
подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный
фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года
обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции.
Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При
исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое
наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется
F, второй - mf, третий – mp, четвертый – p. Это значит – следующий звук
берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания
предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».
Второй пример, это” Испанский народный танец”, прием игры
арпеджио, первая часть-в миноре, вторая часть- одноименная мажорная
тональность. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом,
соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением.
Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые
динамические, темповые изменения в исполнении солиста. Воспитав тонкое
ощущение динамики, обучающийся безошибочно определит силу звучания
своей партии, относительно других звучания своей партии, относительно
других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный
голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует
и исполнит свою партию чуть тише или громче.
Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать,
слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества
воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и
творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.
Методика обучения аккомпанементу.
Уже на первых занятиях можно отработать игру приема «тирандо» на
открытых струнах различными вариантами. Несложной пьесой с прижатыми
струнами является «Этюд» В. Калинина.
Неоспоримо полезными при обучении технике аккомпанемента можно
считать арпеджио из сборника М. Каркасси. На них удобно отрабатывать
механику перемещения элементов аккордов. При этом развивается гибкость
пальцев левой руки, укрепляются суставы. Не обязательно использовать все
арпеджио, можно ограничиться лишь теми, которые впоследствии
пригодятся для аккомпанирования. При игре арпеджио следует обращать
внимание ученика на правильное звукоизвлечение, работу пальцев, не
допускать лишних движений рукой. Для более быстрого запоминания
расположения нот на грифе в первой позиции можно поиграть по нотам те же
попевки, что и при обучении на классической гитаре.
Когда происходит овладение приемом арпеджио, запоминаются как следует
ноты, можно переходить к разучиванию несложных пьес из сборников
Каркасси, а также Карулли, Антонийчука и других. Эти произведения были
отобраны нами потому, что они не представляют сложности для запоминания
и построены на элементах различных аккордов. Особое внимание при
разучивании следует обращать на связное исполнение произведения, не
допускать остановок и неритмичной игры. Также в этих пьесах
совершенствуется исполнение арпеджио в различных фигурациях.
Постепенно, по мере укрепления пальцев, развития техники в обеих руках
следует переходить к отрабатыванию приема баррэ, при котором
указательный палец левой руки прижимает от двух до шести струн и на
одном ладу. Ноту, исполняемые баррэ, обозначаются либо скобкой [, либо
пунктирной линией -----, отчерчивающей отрезок, который исполняется
баррэ. Осваивать баррэ необходимо осторожно и постепенно, ни в коем
случае не допуская перенапряжения и утомления руки. Если рука устала,
лучше дать ей отдохнуть, опустив вдоль тела на 10–15 секунд, затем вновь
продолжить упражнения. Вначале можно отрабатывать баррэ на трех
струнах, постепенно добавляя по одной. При игре баррэ следует
акцентировать внимание на следующих
• Положение левой руки должно быть правильным, т. е. не допускается
наклон в сторону первого пальца, иначе прижимание струн на грифе
усложняется.
• Палец должен лежать плашмя перед порожком, не «находя» на него и не
сползая на середину.
• Не стоит сильно давить первым пальцем на гриф, лучше разместить его
почти параллельно большому пальцу с другой стороны грифа и «висеть» на
грифе всей тяжестью руки, что способствует меньшему ее уставанию.
• При игре баррэ остальные пальцы должны оставаться полностью
свободными, не помогая первому пальцу прижимать струны.
Когда при помощи упражнений и пьес учащимися приобретены все
основные навыки, можно переходить к освоению аккордов – вначале более
простых – Am, Em, E, C, G и т. д. Их можно исполнять в разложенном виде,
на, на арпеджио, руководствуясь принципами тяготений, попутно знакомя с
понятиями тональность, тоника, субдоминанта, доминанта. Постепенно
можно осваивать все новые и новые аккорды, вводя в игру аккорды с баррэ –
F, Fm, B, Hm, Для обозначения аккордов, учащихся следует познакомить с
системой буквенных обозначений звуков и тональностей. Обычно у
учащихся даже со средними музыкальными данными овладение навыками
исполнения аккордов, запоминание их названий происходит достаточно
быстро.Одним из приемов игры, необходимым для аккомпанирования,
являетсясполнение ритмического расгеадо (игра «боем»). Гитарный «бой» –
особойявление, пришедшее к нам из испанской музыки фламенко, где
гитаристы часто играют свою партию приемом расгеадо. Оно представляет
собой ударвверх или вниз пальцами правой руки по струнам – очень быстрое
арпеджио –создавая определенный ритмический рисунок, фон для солиста
или другогогитариста. В эстрадной музыке «бой» стал одним из основных
способов ритмического сопровождения. В основе приема лежит равномерное
движение правой рукой вверх и вниз параллельно плоскости деки. Удары по
струнам чередуются с пропусками – движение руки вверх или вниз, не
задевая струны. Порядок ударов и пропусков может варьироваться в
зависимости от ритмического рисунка.
Чтобы освоить простейшую формулу боя, необходимо сначала просто
сыграть чередующиеся удары вверх и вниз по струнам. Вниз – пальцем p,
вверх – i.
Не следует делать слишком больших движений рукой, амплитуда должна
составлять 8–10 см вверх и вниз от крайних струн, а сами движения должны
быть равномерными. Постепенно формулу «боя» можно усложнить
пропусками ударов для получения нового ритмического рисунка. Таким
образом, мы получили один из самых распространенных вариантов «боя»,
подходящего почти ко всем быстрым песням. На основании этой формулы
учащийся, если хорошо понимает механизм его формирования, может
самостоятельно получить любые ритмические фигуры. Например, одним из
более сложных вариантов «боя» является «бой» с заглушкой. Наглядно его
можно представить следующей схемой:
Существует также более интересный его вариант: Если возникают
сложности в овладении приемами «боя», можно предложить следующие
варианты работы над ними:
• Игра рукой ученика для лучшего понимания ритмического рисунка.
• Синхронная игра вместе с преподавателем.
• Отработка элементов «боя» по отдельности.
При обучении аккомпанементу главное в занятиях – последовательность и
постепенное усложнение материала, дабы не отбить у ученика желание, не
уменьшить уверенность в собственных возможностях. Любые элементы игры
сначала лучше отработать на простых аккордах, а потом перейти к более
сложным. Когда ученик в достаточной степени овладел всеми приемами
игры и может саккомпанировать себе по обозначенным аккордам, можно
переходить к обучению подбору по слуху. Умение подбирать не растет
совокупно с техникой игры, его необходимо развивать. Методика подбора по
слуху на гитаре такая же, как и на любом другом инструменте, и не требует
особого рассмотрения в данной работе.
Таковы основные аспекты обучения технике аккомпанемента на
шестиструнной гитаре. Эта методика используется нами уже в течение
нескольких лет и дала положительные результаты. Ребята, не имеющие
никакого музыкального образования, занимаясь 1–2 раза в неделю с
педагогом, а также работая самостоятельно, овладевают приемами игры к 3–
4 месяцу обучения. Следует заметить, что мы не учим играть без изучения
нотной грамоты, т.к. «бездумное» исполнение заученных аккордов кажется
нам не слишком нужным навыком. Впоследствии, владея нотной грамотой,
ребята легче разберутся в многочисленных песенниках и самоучителях.
Ребята, обучающиеся в музыкальных школах игре на каком-либо
инструменте и осваивающие гитару в качестве дополнительного,
естественно, учатся несколько быстрее – за 2–3 месяца. Сказывается развитое
чувство ритма, знание нот, скоординированное движение рук. Польза данной
методики очевидна и апробирована нами в течении многих лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря широкому кругу поклонников, интересу, проявляемому
композиторами, месту в искусстве импровизации, гитара, несомненно,
должна иметь большое будущее, но не следует забывать, что её история
насыщенначастыми взлётами и падениями, крутыми поворотами, во многом
зависящимиот моды. В настоящее время повысился интерес к электронной
музыке – применение MIDI технологий – всё это, несомненно, несёт угрозу, о
которой не следует забывать. Во всём мире огромное количество любителей-
гитаристов, и особое пристрастие к инструменту испытывает молодежь.
Интерес подростков объясняется безудержным желанием следовать моде и
утверждаться среди сверстников. Практика работы показала, что интерес к
современной лёгкой музыке, желание научиться аккомпанировать себе при
пении можно использовать для приобщения подростков к музыкальной
культуре.
С этой целью в репертуар параллельно с популярными новинками
можно включать лучшие образцы современной лёгкой музыки, романсы,
народные песни. Увлеченность подростков во многом зависит от умелого и
тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения,
важно расширять музыкальный кругозор учащихся, привлекать их внимание
к выразительным средствам музыки, способствовать формированию
эстетических идеалов и художественного вкуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1983
(1990, 2001).
2. Агуадо Д. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1956.
3. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная
гитара.
– М.: Владос, 2000.
4. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды
.1978.
5. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:
Музыка, 1990.
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. А.
ИвановаКрамского. – М., 1990, 2001; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 2002.