Автор: Шкарупа Юлия Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №11"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы педагогической работы с целью сохранения контингента в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Детская школа искусств №11»
города Челябинска
Принципы педагогической работы с целью сохранения контингента в классе
фортепиано.
Автор: Шкарупа Юлия Александровна
г. Челябинск, 2023 год
Дополнительное образование играет немаловажное значение в развитии и
культурном становлении личности ребёнка. Современным государством
поставлена цель улучшения качества услуг дополнительного образования за
счет многообразия образовательных программ, отвечающим как потребностям, так и
интересам любого ребенка
.
На сегодняшний день проблема качества образования
является одной из главных государственных и общественных проблем.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2
пункт 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и
развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для
детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст. 75 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять данное
учредителем муниципальное задание на оказание услуг, и иметь конкретное
количество обучающихся, которое составляет общий контингент. Таким образом,
одним из главных показателей обучения является деятельность педагога по
сохранности контингента учащихся. Перед тем, как решать эту проблему, следует
проанализировать работу и выявить факторы, которые могут влиять на сохранность
контингента. Рассмотрим некоторые их них:
Самой распространённой причиной отсева учащихся является большая занятость
детей в общеобразовательных школах, различных кружках и секциях. На
сегодняшний день этот фактор считается серьезной проблемой. Дети попросту могут
не успевать делать домашние задания из-за необходимости посещения музыкальной
школы, где тоже нужно выполнять домашние задания не только по специальности, но
и групповым теоретическим дисциплинам.
Отсев учащихся может произойти из-за несовпадения целей при поступлении в
музыкальную школу. Здесь очень важно на самом первом этапе беседовать с
родителями и выяснять цель поступления в детскую школу искусств. Чаще всего при
вступительных прослушиваниях и первых занятиях педагоги сразу «замечают»
способных детей. Такие дети обладают хорошей музыкальной памятью, хорошим
игровым аппаратом, развитыми ритмическими навыками, и они, скорее всего будут
активно участвовать в концертной и конкурсной деятельности школы, хорошо
посещать занятия и заниматься самостоятельной работой.
В следующем случае родители приводят своих детей в музыкальную школу для
«общего развития». Они понимают, что занятия в музыкальной школе хорошо
влияют на развитие интеллектуальных способностей, воспитывают характер,
культурно развивают ребенка, приобщают к самостоятельности. При таком
отношении к музыкальной школе родители могут помогать ребенку с выполнением
домашнего задания, сами посещать занятия и всячески участвовать в учебном
процессе. При систематической работе и соответствующей атмосфере в семье, такие
ученики могут добиться хороших результатов, но чаще всего они не планируют
продолжать профессиональную музыкальную деятельность. Здесь, преподавателю
следует поддерживать ребенка, не давить на него, принуждая к различным конкурсам
и концертам, давать программу, исходя из его инетересов.
Другие же родители приводят своих детей в школу искусств для того, чтобы
отвлечь своего ребенка от общеобразовательной школы, или для того, чтобы просто
занять его каким-либо делом, при этом самого ребёнка не спросив, чем он хочет
заниматься. В таком случае родители не спешат с приобретением инструмента,
ребенок здесь редко будет выполнять домашние задания, и может быстро устать, и
передумать, а родители легко разрешат ему сменить вид дополнительного
образования. Многие родители считают, что образование, получаемое в музыкальных
школах заслужено, называется дополнительным, то есть необязательным и время на
занятия и подготовку к ним выделяют по остаточному принципу. Преподавателю в
этом случае необходимо искать педагогический материал индивидуально, исходя из
цели занятий в музыкальной школе каждого ученика, исходя из уровня подготовки, а
также выступать в роли психолога с мгновенным пониманием ситуации.
Еще один фактор, при котором дети перестают посещать школу искусств является
узкое видение цели обучения. Многие дети приходят в музыкальную школу, для того
чтобы просто научится играть на инструменте, петь или танцевать, без посещения
теоретических групповых дисциплин, не понимая, что без изучения сопутствующих
теоретических предметов полноценное музыкальное образование невозможно. Ведь
именно на таких предметах развивается слух, мышление, память и координация. А
также развиваются музыкальный и культурный кругозор и знания, необходимые для
исполнения произведений на уроках специальности. В этом случае преподавателю
необходимо проводить беседы с родителями и учениками о важности всех предметов.
Контролировать посещение занятий и выполнение заданий, и при необходимости
помогать ученикам с их выполнением и усвоением материала, приобретенного на
этих занятиях.
Решение проблемы по сохранности контингента во многом зависит и от самого
педагога. В сегодняшнем обществе ведётся много споров о том, каким
же обязан быть сегодняшний педагог? Кто-то считает, что новое время диктует новые
требования и педагог обязан быть лидером, изобретателем и ярким активистом. Кто-
то же напротив, считает, что нужно придерживаться обычаев и быть консервативным,
при этом, подавая пример детям, обучая их тем ценностям, которые потеряны
в сегодняшнем мире.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что педагог современной
музыкальной школы должен применять все существующие средства для создания
оптимальных условий обучения, использовать не только свой педагогический опыт,
но и опыт выдающихся педагогов – новаторов, создавать новые программы,
адаптировать уже имеющиеся в наличии. Вести активную разъяснительную и
воспитательную работу с учащимися и их родителями, в виде родительских собраний
или организовывать индивидуальные беседы, и там выявлять причины нежелания
ходить в школу искусств. Очень важно присутствие родителей на первых уроках, для
того, чтобы они получили сведения о предмете специальности: посадке за
инструментом, формировании игрового аппарата, работе над музыкальным
произведением, его разборе и запоминании, о том, как нужно заниматься дома. Для
того, чтобы ученик не потерял интерес к занятиям, возможно, пересмотреть
структуру проведения занятий. Использовать как можно больше игровых форм,
активных методов обучения, давать детям задания, для решения которых им будет
требоваться самостоятельная поисковая деятельность. Применять на уроках как
можно больше современных технологий, вовлекать учеников в концертную и
конкурсную деятельность. Это позволяет ощутить им творческий подъем и
почувствовать свою состоятельность. Также необходимо работать над созданием
доброжелательной и комфортной атмосферы в классе, объяснять материал на
понятном для детей языке, подстраиваться под каждого ученика индивидуально и
быть с ним на «одной волне».