Напоминание

"Город славы трудовой"


Автор: Беляева Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦДО "ПЕРСПЕКТИВА"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Город славы трудовой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРСПЕКТИВА»

(МБУДО «ЦДО «ПЕРСПЕКТИВА»)

Принята на заседании

Педагогического совета

от «22» ноября 2023г

Протокол № 7

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУДО «ЦДО «Перспектива»

_____________ И.В. Фетисова

Приказ №147/1

от «23» ноября 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Город славы трудовой»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5 -17 лет

Срок реализации: 4 месяца

Автор-составитель:

Беляева Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

г. Ханты-Мансийск, 2023

Пояснительная записка

Знания

о

Ханты-Мансийском

автономном

округе-Югре,

о

городе

Ханты-

Мансийске, в котором мы живем, необычайно богаты, так как включают в себя все виды

знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и

музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края.

Это все объекты природы и социума, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа,

замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

В программе реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных

особенностей

и

ценностей

нашего

округа,

демографических

и

климатических

особенностей нашего региона.

На

занятиях

обучающиеся

совершают

познание

окружающего

мира

в

увлекательной форме, при этом, на самом деле, они учатся вычленять проблему,

анализировать путем решения задач, искать разные подходы к выполнению заданий,

осознавать причины возможных неудач. Суть программы состоит в том, чтобы научить

ребенка мыслить, развить память, внимание, воображение, логику и многие другие

психометрические параметры.

В программе раскрыты цель и задачи организации работы, намечена тематика и

формы работы, реализация программы будет проходить в совместной деятельности

педагога и

обучающихся в

формах

игры,

познавательной

и исследовательской

деятельности, в форме творческой активности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Город славы трудовой» разработана на

основе следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-

р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до

2030 года».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-

3242

«О

направлении

методических

рекомендаций

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября

2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)

безвредности

для

человека

факторов

среды

обитания»

(раздел

VI.

«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы

организаций

воспитания

и

обучения,

отдыха

и

оздоровления

детей

и

молодежи»).

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

№882, Министерства просвещения Российской Федерации №391 от 05.08.2020

«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой

форме реализации образовательных программ».

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-

39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими

рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,

основного общего, среднего общего образования, образовательных программ

среднего

профессионального

образования

и

дополнительных

общеобразовательных программ с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий»).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-

245/046

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий»).

Уставные и локальные акты организации.

Актуальность программы тематическое планирование позволяет легко вводить

региональный компонент. Основой в воспитании у обучающихся гражданских чувств

являются накопление обучающимися социального опыта жизни в своем Отечестве,

усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и

культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной

страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в

содержание географические и природные особенности, местные культурно-исторические

обычаи и традиции, активное творчество являются для обучающихся наиболее

доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой

родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

социально-гуманитарная.

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы

- стартовый

уровень

освоения

предполагает

использование

и

реализацию

общедоступных

и

универсальных форм организации обучения, минимальную сложность предполагаемого

для освоения содержания программы для обучающихся

Новизна дополнительной общеразвивающей программы

состоит в том, что

программа позволяет ввести интеграцию познавательно - краеведческой работы через

разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, а также в

процесс

взаимодействия

с

семьями

воспитанников.

Программа

содействует

гармоничному развитию личности, помогает совершенствовать духовные и физические

потребности обучающегося. Особо важно воспитание патриотизма, любви к родному

краю.

Отличительной особенностью данной программы является комбинация и интеграция

различных методов, приемов и форм в игровых технологиях.

Игровые технологии решают ряд задач:

дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность);

развивающие (развитие

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

воображения,

фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить

оптимальные решения и др.);

воспитывающие

(воспитание

самостоятельности,

воли,

формирование

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих

позиций,

воспитание

сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).

Адресат программы: Возраст участников программы 6-7 лет. Рекомендуемый состав

группы

16

человек.

Цель

дополнительной

общеразвивающей

программы

содействовать воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине, развитию

интереса к жизни города Ханты-Мансийска в честь присвоения звания «Город трудовой

доблести Ханты-Мансийск».

Задачи дополнительной общеразвивающей программы

Образовательные:

сформировать у обучающихся представления о различных сторонах жизни своего

края и населения, показ его сложной структуры;

сформировать у обучающихся умения видеть вокруг себя в домах, которые нас

окружают, в предметах быта, в названиях улиц исторически ценное;

приобщать обучающихся к истории, культуре и традициям своего народа;

Развивающие:

развивать

у

обучающихся

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих способностей;

развивать

у

обучающихся

способности

и

готовности

к

использованию

приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;

развивать

у

обучающихся

эмоционально-волевых,

нравственных

качеств

личности,

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей.

Воспитательные:

сформировать у обучающихся чувства толерантности и толерантного поведения в

коллективе и социуме;

воспитывать у обучающихся лучшие качества, присущие ему: трудолюбие,

доброту, взаимовыручку, сочувствие;

воспитывать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю и его истории.

Условия реализации

Срок реализации – 4 месяца, объем программы – 16 часов

Режим занятий

1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы организации деятельности учащихся на занятии групповая;

Форма

обучения

-

очная

с

возможностью

применения,

дистанционных

образовательных технологий, электронного обучения.

Условия набора и формирования групп - группы формируются по социальному

сертификату. Зачисление обучающихся происходит в соответствии с локальными актами

МБУДО «ЦДО «Перспектива».

Кадровое обеспечение

Высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование

(соответствующее профилю обучения), либо высшее профессиональное образование,

среднее

профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное

образование по направлению «Образование и педагогика» без требований к стажу и

квалификационной категорий.

Планируемые результаты

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения

обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

По итогу реализации программы будут сформированы:

Личностные результаты:

- осознание и принятие жизненных ценностей, нравственных форм и правил в воспитании

чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой привязанности к своей семье,

малой Родине, Отечеству;

- бережное отношение к человеку, к природе, к миру, созданному трудом человека в

родном крае, понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к

ней;

- эмоциональная отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- приобретать социокультурный опыт своей деятельности и общения в процессе

активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и

взрослыми при решении задач и проблем воспитания, что станет основой формирования

в его сознании целостной картины мира и успешности саморазвития и самореализации;

- систематизировать знания по историческому, природному и культурному наследию

родного края;

- развивать грамотную речь, умение выражать мысли;

- осуществлять самоконтроль и саморегуляцию практических действий.

Предметные результаты:

К окончанию учебного года обучающиеся могут:

- будут знакомы с историей своей семьи и ближайшего окружения;

- будут иметь представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ

его сложной структуры;

- будут знакомы с историей, культурой и традициям своего народа и семьи.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей

программы

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание дисциплины, выявление

отношения, обучающегося к изучаемой программе, повышение уровня освоения

текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно

(по мере прохождения учебного материала), в рамках расписания занятий.

Формы

контроля: наблюдение, опрос, практическая работа, контрольные задания.

Итоговая аттестация за весь период обучения проводится по окончанию прохождения

программы,

определяет

успешность

усвоения

дополнительной

общеразвивающей

программы согласно ожидаемым результатам текущего года.

Учебный план программы

п/п

Темы разделов

Часовая нагрузка

Количество часов

Формы

аттестации/контрол

я

Всег

о

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

наблюдение

2

Моё имя. Моя семья

1

0

1

практическая работа

3

Мы живем в Югре

1

0

1

практическая работа

4

Мой город Ханты-

Мансийск

1

0

1

практическая работа

5

Город трудовой славы

11

4

7

наблюдение,

практическая работа,

опрос

6

Итоговое занятие

1

0

1

контрольные задания

Итого

16

5

11

Учебно-тематический план

№ п/

п

Темы

разделов

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Вводное занятие

1.

Вводное занятие

1

1

0

наблюдение

Итого:

1

1

0

Раздел 2. Мое имя. Моя семья

2.1

.

Мое имя.

Родословная

семьи

1

0

1

практическая работа

Итого:

1

0

1

Раздел 3. Мы живем в Югре

3.1

.

Мы

живем

в

Югре

1

0

1

практическая работа

Итого:

1

0

1

Раздел 4. Мой город Ханты-Мансийск

4.1

.

Мой

город

Ханты-Мансийск

1

0

1

практическая работа

Итого:

1

0

1

Раздел 5. Город трудовой славы

5.1.

Понятие труд.

Профессии моих

родителей

1

0

1

наблюдение

5.2.

Продуктивная

деятельность

«Профессии»

1

0

1

практическая работа

5.3.

Самые грозные

годы России.

Великая

Отечественная

война. Тыловой

край

2

1

1

опрос

наблюдение

5.4.

Предприятия и

профессии

родного края.

Самаровский

рыбокомбинат

2

1

1

опрос

наблюдение

5.5.

Предприятия и

профессии

родного края.

Охотники

2

1

1

опрос

наблюдение

5.6.

Предприятия и

профессии

родного края.

Деревообработка

2

1

1

опрос

наблюдение

5.7.

Труженики тыла

в моей семье

1

0

1

практическая работа

Итого:

11

4

7

Раздел 6. Итоговое занятие

6.1

.

Обобщение

знаний по всему

курсу

обучения.

Итоговая

аттестация

за

весь

период

обучения

1

0

1

контрольные задания

Итого:

1

0

1

Всего:

16

5

11

Содержание программы

1.

Вводное занятие Введение в предмет. Знакомство с предметом, содержанием

учебного материала.

2. Моё имя. Родословная семьи

2.1. Моё имя. Родословная семьи. Продуктивная деятельность – рисунок «Герб семьи».

3.

Мы живём в Югре

3.1. Мы живем в Югре. Продуктивная деятельность - аппликация, коллаж

4.

Мой город Ханты-Мансийск

4.1. Мой город Ханты-Мансийск. Слушание песен о городе. Продуктивная деятельность –

альбом детских работ «Любимые места города».

5.

Город трудовой славы

5.1. Понятие труд. Профессии моих родителей.

5.2. Продуктивная деятельность - альбом детских работ «Профессии».

5.3. Самые грозные годы России. Великая Отечественная война. Тыловой край.

5.4. Предприятия и профессии родного края. Самаровский рыбокомбинат.

5.5. Предприятия и профессии родного края. Охотники.

5.6. Предприятия и профессии родного края. Деревообработка.

5.7. Труженики тыла в моей семье. Творческое задание.

6.

Итоговое занятие

6.1. Обобщение знаний по всему курсу обучения. Итоговая аттестация за весь период

обучения

Материально-техническое оснащение программы

Занятия проводятся в оборудованном учебном кабинете

п/

п

Наименование средства обучения

Единица

измерени

я

Количест

во

Степень

использован

ия,

в %

1.

Видеофильмы

комп.

5

50

2.

Видео-экскурсии

комп.

2

50

3.

Фотографии «Ханты-Мансийск»

набор

5

20

4.

Набор цветных карандашей 12 шт.

набор

10

30

5.

Простой карандаш

шт.

10

30

6.

Альбом

шт.

10

30

7.

Цветная бумага

набор

10

30

8.

Клей-карандаш

шт.

10

30

9.

Ножницы

шт.

10

30

10.

Доска магнитная

шт.

1

50

11.

Стул ученический

шт.

10

100

12.

Парта ученическая

шт.

10

100

13.

Стол учительский

шт.

1

100

14.

Шкаф книжный

шт.

4

70

15.

Персональный компьютер

шт.

1

100

16.

Доска интерактивная

шт.

1

100

17.

Проектор

шт.

1

100

18.

Принтер

шт.

1

100

19.

Колонки

шт.

2

100

Информационные источники

Книжные издания:

1.

Андросенко В.И. Ханты-Мансийск. Свердловск. Среднеуральское кн. Изд-во, 1979.

2.

В труде, как в бою / сост. А.С. Экономова, Т.Г. Зуева.- Ханты-Мансийск: -

Полиграфист, 2007.

3.

Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.

Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.

4.

Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет [Текст]/ Н.Г. Комратова ,

Л.Ф.Грибова.- М. : Сфера ТЦ, 2007.

5.

Мой

родной

дом.

Программа

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

6.

Подорожник: Краеведческий альманах. Вып.2/ред.-сост. Белобородова В.К.- Тюмень,

2005.

7.

С чего начинается Родина? [Текст]. (Опыт работы по патриотическому воспитания в

ДОУ. / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.

Календарный учебный график на 2023-24 учебный год

п/

п

Дата проведения

(число, месяц, год)

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-

во

часов

Тема занятия

Форма контроля

план

факт

1

групповая

1

Вводное занятие

наблюдение

2

групповая

1

Мое имя. Родословная семьи

практическая работа

3

групповая

1

Мы живем в Югре

практическая работа

4

групповая

1

Мой город Ханты-Мансийск

практическая работа

5

групповая

1

Понятие труд. Профессии моих родителей

наблюдение

6

групповая

1

Продуктивная деятельность «Профессии»

практическая работа

7

групповая

1

Самые грозные годы России. Великая

Отечественная война. Тыловой край

опрос

8

групповая

1

Самые грозные годы России. Великая

Отечественная война. Тыловой край

наблюдение

9

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Самаровский рыбокомбинат

опрос

10

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Самаровский рыбокомбинат

наблюдение

11

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Охотники

опрос

12

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Охотники

наблюдение

13

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Деревообработка

опрос

14

групповая

1

Предприятия и профессии родного края.

Деревообработка

наблюдение

15

групповая

1

Труженики тыла в моей семье

практическая работа

16

групповая

1

Итоговое занятие. Итоговая аттестация за весь

период обучения

контрольные задания

Итого:

16



В раздел образования