Автор: Беляева Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦДО "ПЕРСПЕКТИВА"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Город славы трудовой"
Раздел: дополнительное образование
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРСПЕКТИВА»
(МБУДО «ЦДО «ПЕРСПЕКТИВА»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «22» ноября 2023г
Протокол № 7
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУДО «ЦДО «Перспектива»
_____________ И.В. Фетисова
Приказ №147/1
от «23» ноября 2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Город славы трудовой»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5 -17 лет
Срок реализации: 4 месяца
Автор-составитель:
Беляева Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Ханты-Мансийск, 2023
Пояснительная записка
Знания
о
Ханты-Мансийском
автономном
округе-Югре,
о
городе
Ханты-
Мансийске, в котором мы живем, необычайно богаты, так как включают в себя все виды
знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и
музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края.
Это все объекты природы и социума, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа,
замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
В программе реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных
особенностей
и
ценностей
нашего
округа,
демографических
и
климатических
особенностей нашего региона.
На
занятиях
обучающиеся
совершают
познание
окружающего
мира
в
увлекательной форме, при этом, на самом деле, они учатся вычленять проблему,
анализировать путем решения задач, искать разные подходы к выполнению заданий,
осознавать причины возможных неудач. Суть программы состоит в том, чтобы научить
ребенка мыслить, развить память, внимание, воображение, логику и многие другие
психометрические параметры.
В программе раскрыты цель и задачи организации работы, намечена тематика и
формы работы, реализация программы будет проходить в совместной деятельности
педагога и
обучающихся в
формах
игры,
познавательной
и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Город славы трудовой» разработана на
основе следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-
р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-
3242
«О
направлении
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»
(раздел
VI.
«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций
воспитания
и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»).
•
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
№882, Министерства просвещения Российской Федерации №391 от 05.08.2020
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-
39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-
245/046
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
•
Уставные и локальные акты организации.
Актуальность программы тематическое планирование позволяет легко вводить
региональный компонент. Основой в воспитании у обучающихся гражданских чувств
являются накопление обучающимися социального опыта жизни в своем Отечестве,
усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и
культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной
страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в
содержание географические и природные особенности, местные культурно-исторические
обычаи и традиции, активное творчество являются для обучающихся наиболее
доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой
родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарная.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы
- стартовый
уровень
освоения
предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных
и
универсальных форм организации обучения, минимальную сложность предполагаемого
для освоения содержания программы для обучающихся
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
состоит в том, что
программа позволяет ввести интеграцию познавательно - краеведческой работы через
разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, а также в
процесс
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
Программа
содействует
гармоничному развитию личности, помогает совершенствовать духовные и физические
потребности обучающегося. Особо важно воспитание патриотизма, любви к родному
краю.
Отличительной особенностью данной программы является комбинация и интеграция
различных методов, приемов и форм в игровых технологиях.
Игровые технологии решают ряд задач:
дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность);
развивающие (развитие
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
воображения,
фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить
оптимальные решения и др.);
воспитывающие
(воспитание
самостоятельности,
воли,
формирование
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих
позиций,
воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).
Адресат программы: Возраст участников программы 6-7 лет. Рекомендуемый состав
группы
16
человек.
Цель
дополнительной
общеразвивающей
программы
содействовать воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине, развитию
интереса к жизни города Ханты-Мансийска в честь присвоения звания «Город трудовой
доблести Ханты-Мансийск».
Задачи дополнительной общеразвивающей программы
Образовательные:
сформировать у обучающихся представления о различных сторонах жизни своего
края и населения, показ его сложной структуры;
сформировать у обучающихся умения видеть вокруг себя в домах, которые нас
окружают, в предметах быта, в названиях улиц исторически ценное;
приобщать обучающихся к истории, культуре и традициям своего народа;
Развивающие:
развивать
у
обучающихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих способностей;
развивать
у
обучающихся
способности
и
готовности
к
использованию
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
развивать
у
обучающихся
эмоционально-волевых,
нравственных
качеств
личности,
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей.
Воспитательные:
сформировать у обучающихся чувства толерантности и толерантного поведения в
коллективе и социуме;
воспитывать у обучающихся лучшие качества, присущие ему: трудолюбие,
доброту, взаимовыручку, сочувствие;
воспитывать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю и его истории.
Условия реализации
Срок реализации – 4 месяца, объем программы – 16 часов
Режим занятий
1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации деятельности учащихся на занятии групповая;
Форма
обучения
-
очная
с
возможностью
применения,
дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения.
Условия набора и формирования групп - группы формируются по социальному
сертификату. Зачисление обучающихся происходит в соответствии с локальными актами
МБУДО «ЦДО «Перспектива».
Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование
(соответствующее профилю обучения), либо высшее профессиональное образование,
среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без требований к стажу и
квалификационной категорий.
Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
По итогу реализации программы будут сформированы:
Личностные результаты:
- осознание и принятие жизненных ценностей, нравственных форм и правил в воспитании
чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой привязанности к своей семье,
малой Родине, Отечеству;
- бережное отношение к человеку, к природе, к миру, созданному трудом человека в
родном крае, понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к
ней;
- эмоциональная отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- приобретать социокультурный опыт своей деятельности и общения в процессе
активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и
взрослыми при решении задач и проблем воспитания, что станет основой формирования
в его сознании целостной картины мира и успешности саморазвития и самореализации;
- систематизировать знания по историческому, природному и культурному наследию
родного края;
- развивать грамотную речь, умение выражать мысли;
- осуществлять самоконтроль и саморегуляцию практических действий.
Предметные результаты:
К окончанию учебного года обучающиеся могут:
- будут знакомы с историей своей семьи и ближайшего окружения;
- будут иметь представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ
его сложной структуры;
- будут знакомы с историей, культурой и традициям своего народа и семьи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание дисциплины, выявление
отношения, обучающегося к изучаемой программе, повышение уровня освоения
текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно
(по мере прохождения учебного материала), в рамках расписания занятий.
Формы
контроля: наблюдение, опрос, практическая работа, контрольные задания.
Итоговая аттестация за весь период обучения проводится по окончанию прохождения
программы,
определяет
успешность
усвоения
дополнительной
общеразвивающей
программы согласно ожидаемым результатам текущего года.
Учебный план программы
№
п/п
Темы разделов
Часовая нагрузка
Количество часов
Формы
аттестации/контрол
я
Всег
о
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
наблюдение
2
Моё имя. Моя семья
1
0
1
практическая работа
3
Мы живем в Югре
1
0
1
практическая работа
4
Мой город Ханты-
Мансийск
1
0
1
практическая работа
5
Город трудовой славы
11
4
7
наблюдение,
практическая работа,
опрос
6
Итоговое занятие
1
0
1
контрольные задания
Итого
16
5
11
Учебно-тематический план
№ п/
п
Темы
разделов
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Вводное занятие
1.
Вводное занятие
1
1
0
наблюдение
Итого:
1
1
0
Раздел 2. Мое имя. Моя семья
2.1
.
Мое имя.
Родословная
семьи
1
0
1
практическая работа
Итого:
1
0
1
Раздел 3. Мы живем в Югре
3.1
.
Мы
живем
в
Югре
1
0
1
практическая работа
Итого:
1
0
1
Раздел 4. Мой город Ханты-Мансийск
4.1
.
Мой
город
Ханты-Мансийск
1
0
1
практическая работа
Итого:
1
0
1
Раздел 5. Город трудовой славы
5.1.
Понятие труд.
Профессии моих
родителей
1
0
1
наблюдение
5.2.
Продуктивная
деятельность
«Профессии»
1
0
1
практическая работа
5.3.
Самые грозные
годы России.
Великая
Отечественная
война. Тыловой
край
2
1
1
опрос
наблюдение
5.4.
Предприятия и
профессии
родного края.
Самаровский
рыбокомбинат
2
1
1
опрос
наблюдение
5.5.
Предприятия и
профессии
родного края.
Охотники
2
1
1
опрос
наблюдение
5.6.
Предприятия и
профессии
родного края.
Деревообработка
2
1
1
опрос
наблюдение
5.7.
Труженики тыла
в моей семье
1
0
1
практическая работа
Итого:
11
4
7
Раздел 6. Итоговое занятие
6.1
.
Обобщение
знаний по всему
курсу
обучения.
Итоговая
аттестация
за
весь
период
обучения
1
0
1
контрольные задания
Итого:
1
0
1
Всего:
16
5
11
Содержание программы
1.
Вводное занятие Введение в предмет. Знакомство с предметом, содержанием
учебного материала.
2. Моё имя. Родословная семьи
2.1. Моё имя. Родословная семьи. Продуктивная деятельность – рисунок «Герб семьи».
3.
Мы живём в Югре
3.1. Мы живем в Югре. Продуктивная деятельность - аппликация, коллаж
4.
Мой город Ханты-Мансийск
4.1. Мой город Ханты-Мансийск. Слушание песен о городе. Продуктивная деятельность –
альбом детских работ «Любимые места города».
5.
Город трудовой славы
5.1. Понятие труд. Профессии моих родителей.
5.2. Продуктивная деятельность - альбом детских работ «Профессии».
5.3. Самые грозные годы России. Великая Отечественная война. Тыловой край.
5.4. Предприятия и профессии родного края. Самаровский рыбокомбинат.
5.5. Предприятия и профессии родного края. Охотники.
5.6. Предприятия и профессии родного края. Деревообработка.
5.7. Труженики тыла в моей семье. Творческое задание.
6.
Итоговое занятие
6.1. Обобщение знаний по всему курсу обучения. Итоговая аттестация за весь период
обучения
Материально-техническое оснащение программы
Занятия проводятся в оборудованном учебном кабинете
№
п/
п
Наименование средства обучения
Единица
измерени
я
Количест
во
Степень
использован
ия,
в %
1.
Видеофильмы
комп.
5
50
2.
Видео-экскурсии
комп.
2
50
3.
Фотографии «Ханты-Мансийск»
набор
5
20
4.
Набор цветных карандашей 12 шт.
набор
10
30
5.
Простой карандаш
шт.
10
30
6.
Альбом
шт.
10
30
7.
Цветная бумага
набор
10
30
8.
Клей-карандаш
шт.
10
30
9.
Ножницы
шт.
10
30
10.
Доска магнитная
шт.
1
50
11.
Стул ученический
шт.
10
100
12.
Парта ученическая
шт.
10
100
13.
Стол учительский
шт.
1
100
14.
Шкаф книжный
шт.
4
70
15.
Персональный компьютер
шт.
1
100
16.
Доска интерактивная
шт.
1
100
17.
Проектор
шт.
1
100
18.
Принтер
шт.
1
100
19.
Колонки
шт.
2
100
Информационные источники
Книжные издания:
1.
Андросенко В.И. Ханты-Мансийск. Свердловск. Среднеуральское кн. Изд-во, 1979.
2.
В труде, как в бою / сост. А.С. Экономова, Т.Г. Зуева.- Ханты-Мансийск: -
Полиграфист, 2007.
3.
Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.
Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
4.
Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет [Текст]/ Н.Г. Комратова ,
Л.Ф.Грибова.- М. : Сфера ТЦ, 2007.
5.
Мой
родной
дом.
Программа
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
6.
Подорожник: Краеведческий альманах. Вып.2/ред.-сост. Белобородова В.К.- Тюмень,
2005.
7.
С чего начинается Родина? [Текст]. (Опыт работы по патриотическому воспитания в
ДОУ. / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№
п/
п
Дата проведения
(число, месяц, год)
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-
во
часов
Тема занятия
Форма контроля
план
факт
1
групповая
1
Вводное занятие
наблюдение
2
групповая
1
Мое имя. Родословная семьи
практическая работа
3
групповая
1
Мы живем в Югре
практическая работа
4
групповая
1
Мой город Ханты-Мансийск
практическая работа
5
групповая
1
Понятие труд. Профессии моих родителей
наблюдение
6
групповая
1
Продуктивная деятельность «Профессии»
практическая работа
7
групповая
1
Самые грозные годы России. Великая
Отечественная война. Тыловой край
опрос
8
групповая
1
Самые грозные годы России. Великая
Отечественная война. Тыловой край
наблюдение
9
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Самаровский рыбокомбинат
опрос
10
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Самаровский рыбокомбинат
наблюдение
11
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Охотники
опрос
12
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Охотники
наблюдение
13
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Деревообработка
опрос
14
групповая
1
Предприятия и профессии родного края.
Деревообработка
наблюдение
15
групповая
1
Труженики тыла в моей семье
практическая работа
16
групповая
1
Итоговое занятие. Итоговая аттестация за весь
период обучения
контрольные задания
Итого:
16