Напоминание

"Опыт сочинения музыки – развитие творческих задатков детей".


Автор: Валюга Наталья Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер,преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: г.Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Опыт сочинения музыки – развитие творческих задатков детей".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская театральная школа

Методическое сообщение на тему:«Опыт сочинения музыки – развитие

творческих задатков детей».

Провела преподаватель музыкально-теоретических дисциплин 1- й

категории Валюга Н.Н.

Содержание работы:

1.

Вступление.

1.1.

Игра -ведущая деятельность ребенка.

1.2.

Музыка-язык чувств.

2.

Основная часть.

2.1.

Импровизация и подготовка к ней.

2.2.

Демонстрационная часть.

3.

Заключение.

3.1.

Роль и задачи педагога.

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский

писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим

создать

достаточно

прочные

основы его

творческой

деятельности»

Ориентированность современных концепций детского образования на

гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Наиболее

общим

в

этих

подходах

является

направленность

на

удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из

понимания педагогом самобытности детства, уникальности каждого ребенка,

ценности

его

своеобразия.

Это

говорит

о

необходимости

принятия

личностно-ориентированных целей образования детейкак приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи

личности и творчества. Педагогика ищет сегодня пути развития детей в

сугубо детских видах деятельности. Именно игра и должна преимущественно

использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую

деятельность ребенка. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая

деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким

образом,

игра

является

своеобразным

центром,

вокруг

которого

сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Для

детей,обучающихся

в

музыкальных

школах

и

школах

искусств,одним из самых творческих видов деятельности,наверное,наиболее

полно позволяющим воплотить «мечту» любого ребёнка об игре,является по

мнению

автора

сочинение

музыки.Одновременно

творческий

процесс

сочинения

может

быть

и

«мечтой»

любого

преподавателя,поскольку

помогает ученику в естественной для него игровой форме приобретать

нужные знания,умения и навыки с потрясающей быстротой,легкостью

и,главное,мотивированностью.

«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот золотой

ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки,

чтобы приумножить мысль жизни».З.Кодай

Музыка как искусство, с наибольшей полнотой захватывает и

раскрывает сферу чувств, играет важнейшую роль в воспитании и

формировании человеческой личности. Многие обучающиеся в музыкальных

школах и школах искусств не выберут путь профессионального музыканта,

но умение работать творчески в той области, которую они изберут

впоследствии, сохранится у них на всю жизнь. Нет ничего выше радости

творческого труда.

Повторимся,один из самых увлекательных,захватывающих видов творческих

занятий учащихся ДМШ и ДШИ,требующих полной отдачи как ученика,так

и педагога,-это сочинение музыки.

«Музыка – язык чувств».Прежде всего ,дети должны научиться слушать

музыку.Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, ребенку важно

самому пережить эмоциональное содержание музыкального произведения.

Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям,

выраженным в пьесах и песнях. Через воздействие на эстетические чувства

мы вводим ребенка в область нравственных переживаний, побуждаем их к

сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго,

нравственного.

В отличие от учебной работы, целью которой является

«усвоить»,

«закрепить»,

«повторить»

и

пр.,

для

художественной

деятельности характерно «пережить», «оценить», «создать», «выразить» и

т.п.

Что значит постигать музыку методами, адекватными природе

искусства? Это значит проникать в искусство при помощи языка, на котором

говорит само искусство. Музыка говорит на языке интонации, потому и

разработка

методов

постижения

музыки

на

интонационной

основе

представляется наиболее перспективным направлением, так как позволяет

ввести к минимуму «околомузыкальные» приемы, ввести детей в музыку

наиболее естественным путем, сообразным природе искусства.Сочиняя

музыку. дети проникают в саму природу музыкального творчества, ставя

себя в позицию композитора, исполнителя, слушателя.

Художественная деятельность, осуществляемая на уроке, позволяет

сделать его уроком искусства в истинном смысле. Она получает сущностное

выражение в плане процесса и результата в том случае, если дети

воспроизводят сам процесс рождения музыки, постигают художественный

смысл произведений как свой собственный, осуществляют творческий отбор

средств, которые, по их мнению, наиболее полно и точно раскрывают

художественный замысел произведения.Занятия сочинением музыки с

детьми позволяют глубже и шире изучать музыку,постигать «музыкальный

словарь» её интонаций, тоньше чувствовать специфику музыкальной

выразительности, яснее понять содержание музыкальных произведений,

создают возможность творческого развития учащихся на основе создания

музыкальных образов.Занятия сочинением музыки начинаются на уроках

сольфеджио с выполнения специальных упражнений,которые раскрыты в

учебниках

Ю.В.Фроловой,а

именно:досочинение

мелодий,сочинение

жанровых вариаций на заданный ритм и без него,сочинение мелодий на

основе звуков данной гармонической последовательности и др. Ведь

способность к сочинению музыки у детей есть не что иное, как умение

распорядиться

накопленным

слуховым,

музыкально–

-интонационным

запасом, проявив при этом фантазию в творческом претворении усвоенных

музыкальных элементов.Постоянная работа по обогащению и накоплению

музыкально

слуховых

представлении,помимо

уроков

по

специальности,безусловно,должна вестись на занятиях по теории музыки.

Что

есть

сочинение

музыки?Возможно

такое

объяснение:фантазия,выраженная в звуках и записанная нотами.Поэтому

важным этапом в занятиях сочинением является импровизация собственно

как фантазия за инструментом.На наш взгляд,импровизация как форма

творческого

самовыражения,психологически

раскрепощающая

ребёнка,уместна не только на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ,но и на

любых занятиях педагогов-инструменталистов.Преподавателю следует лишь

оговорить предмет и способ музыкального изображения:по рисунку,по

сюжету,по

стихотворению,досочинение

мелодии,голосов

к

мелодии,преобразование жанра(танец-в марш и т.п.),сочинение вариаций на

тему.

-Вопрос

к

учащимся:какие

средства

музыкальной выразительности подвергаются изменениям при варьировании?

Ответ:обязательно ритм,а также

темп,лад,жанр,фактура

и др.Далее

учащиеся исполняют 2-3 вариации на любую песню (например, «Во саду ли в

огороде»)

в

жанрах

этюда,токкаты,мажорной

польки

или

др.

(тема:

«Варьирование как приём развития в музыке»проходится в курсе слушания

музыки второго гола обучения).

Очень

естественно

при

занятиях

по

импровизации

происходит

изучение теоретических понятий, необходимых для сочинения музыки:

размеры, функции гармонии, строение и способы развития мелодии – повтор,

секвенция, дробление, вариационность и т.д., музыкальные формы.

Не все дети хорошо импровизируют, но эти занятия полезны. Нередко

импровизация

основа

будущего

сочинения.Дети

лучше

сочиняют

программную музыку, она более образна, обладает ярко выраженными

признаками того или иного музыкального жанра.Поэтому на уроках

сольфеджио мы пользуемся для сочинений исключительно стихотворным

материалом.

Далее

следует

демонстрационная

часть:учащиеся

поочередно

исполняют подготовленные сочинения на слова стихотворений детских

поэтов «Земляничинка», «Стирка», «Баю-баюшки», «Маленькие ножки»,

«Песня для малышки» и т.д.Детям задается вопрос:какие приемы развития

музыки мы использовали,когда сочиняли эти мелодии?Учащиеся отвечают

примерно следующее о своих песенках-пьесках:в «Земляничинке» рисунок

мелодии

должен

отражать

речевые

интонации

радости

и

решительности,энергии(тема

первого

года

обучения

курса

слушания

музыки);в

«Стирке»

аккомпанемент

хорошо

сделать

остинатным,это

звукоизобразительный

момент(с

понятием

«остинато»

детей

нужно

ознакомить

заранее);

«Баю-баюшки»-в

мелодии

хорошо

применить

секвенцию и придумать для нее ласковый, «уговаривающий» рисунок с

использованием

мелодических

фигур

опевания,лодочки,

«колечка»;

«Маленькие ножки» можно сочинить в разных жанрах-например,детского

марша и танца-или изменить темп соответственно смысла текста;в «Песенке

для малышки»дети с удовольствием поимпровизируют голоса разных

животных.

Занимаясь сочинением музыки, конечно, обучаемого нужно научить

грамотно выражать свои мысли. Очень сложно дается запись музыки.

Младшие дети вообще не записывают музыку самостоятельно, хорошо, если

помнят свою пьесу наизусть. Поэтому приходится тратить на запись

ощутимую часть урока сольфеджио.Навык записи нарабатывается со

временем, но это необходимая часть процесса обучения,оказывающая

мощное мотивационное воздействие на учащихся.Никакие речи педагога о

пользе изучения музыкальной грамоты не сравнятся с истиной о записи

своего сочинения для его сохранения.

Каждое занятие по композиции должно начинаться с обсуждения с юным

автором его фантазии,т.е.образа-персонажа:какой он,о чём хочет сочинять

ребёнок,а

уже

потом

преподаватель

помогает

ему

выяснить,какими

музыкальными

средствами

этот

образ

может

быть

воплощён(здесь

обязательно нужно подключить знания юного композитора по слушанию

музыки и музыкальной грамоте).Здесь демонстрируется импровизация

обучающейся Тишевской Е.на тему «Весной» с обсуждением уместных

выразительных средств музыки.

«Тема»(с

греч.)-«то,что

лежит

в

основе.Тема

музыкального

произведения иначе называется мелодией.Мелодия —это музыка, главная

основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и

вызывает к жизни свое гармоническое оформление.Над этими двумя

«китами»-мелодией и гармонией и ведётся основная работа с первых же

занятий по композиции.При этом педагог все свои силы должен положить на

то,чтобы мелодия всегда естественно вытекала из художественного замысла

будущего сочинения и гармония была органичным продолжением мелодии.

«Мелодия-душа музыки»,душа ,а не голова,и не стоит забывать об этом.Здесь

обучающаяся Шевченко К.показывает работу над сочинением «Романс».

Нужно заметить,что разговор о композиции будущего сочинения не

обязательно начинать с первых же занятий,и ведущую роль в его

развитии,конечно,преподавателю нужно взять на себя.А вот наталкивать

мысли ребёнка на «высоту птичьего полёта»,т.е.на охват плана его

произведения в целом,нужно постоянно-это очень полезно будущему

композитору,т.к. развивает широту,ясность и неординарность мышления.

Обучение

сочинению

музыки

должны

сопутствовать

только

положительные эмоции во взаимоотношениях ученика и преподавателя.

В диаде «учитель – ученик» деятельность основывается на многочисленных

«со»: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество. В этом

случае

большую

роль

играет

учебное,

эмоциональное,человеческое

воздействие

педагога,его

профессиональные

умения,культура

и

чуткость. ,ведь основная задача преподавателя как раз и заключается в

воспитании детской души,а не в «делании»будущего лауреата.

Список использованной литературы :

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

2.Выготский Л.С. Психология искусства.

3.

Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. –

Композитор. – СПб., – 1999.

4.Борухсон

Л.

,

Волчек

Л. Азбука

музыкальной

фантазии.

Композитор. – СПб., – 19971998.

5.Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному

музицированию. – Композитор– СПб, 2007.

6.Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Учебно-

методическое пособие. – Классика– XXI, М., – 2011.



В раздел образования