Автор: Ирина Александровна Шкарупа
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом творчества "Вектор"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: Работа с детьми с ОВЗ в доп.образовании
Тема: Советы педагогам по работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Основная задача каждого учителя – не только научить,
но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Советы педагогам по работе с детьми с ОВЗ на занятиях.
Категория детей и особенности развития
Рекомендовано
Гиперактивность.
•Проблемы с мелкой моторикой,
неуклюжесть.
•Неспособность сосредоточиться на одном
занятии или предмете.
•Забывает важную информацию.
•Проблемы с концентрацией внимания.
•Нарушения речи, слишком быстрая
невнятная речь.
•Отсутствие чувства страха и
самосохранения.
•Частые и резкие смены настроения.
•Обидчивость и раздражительность, может
страдать от заниженной самооценки.
•Неконтролируемая моторная активность:
жестикулирует руками, дергает себя за
волосы и т. п.
• Предоставить возможность быстрого обращения за
помощью в случаях затруднений.
• Ограничить отвлекающие факторы.
• Проводить занятия по стандарту, стереотипному
распорядку.
• Давать одно задание на определенный отрезок времени.
• Работать с ребенком в первой половине дня.
• Предусмотреть возможность для двигательной
«разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные
упражнения.
•Поощрять хорошее поведение.
•Выбрать место за партой в центре класса напротив доски.
•Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
Интеллектуальная недостаточность.
•Ощущение и восприятие
Отстает развитие зрительного, слухового,
тактильного анализаторов. Не ориентируется
самостоятельно в ситуации.
Сужен объем зрительного восприятия,
затруднено ориентирование.
•Мышление
Ограничена способность к абстрактному
мышлению. Отсутствует обобщение,
смысловые связи. Непонимание скрытого
смысла. Механическое заучивание.
•Речь
Запаздывание речи, косноязычие, бедный
словарный запас. Устная речь состоит из
отдельных слов. Структура слов нарушена.
Пользуются жестами и нечленораздельными
звуками.
• Поддерживать уверенность в своих силах. Трудность
заданий должна соответствовать психофизическому
состоянию ребенка, его возможностям.
•Вводить на каждом уроке организационный момент.
•Давать некоторое время для обдумывания ответа на
вопрос.
•Разделять сложный материал на отдельные части и давать
их постепенно.
• Использовать зрительные опоры на уроке (картины,
схемы, таблицы), но ограниченно, т.к. объём восприятия
снижен.
• Активизировать работу всех анализаторов
(двигательного, зрительного, слухового,
кинестетического).
• Развивать самоконтроль, давать возможность
самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей,
используя игровые приемы.
• Активизировать не столько механическую, сколько
смысловую память.
• Прибегать к дополнительной ситуации (похвала,
соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
•Создавать максимально спокойную обстановку на уроке
или занятии, поддерживать атмосферу
доброжелательности.
• Формировать ученический коллектив на основе
привлечения каждого ученика к активной общественно
полезной деятельности и посильному труду.
ДЦП.
• Интеллектуальное развитие детей может
быть сохранным, но несколько сниженным
•Преобладание вербальной памяти над
зрительной и тактильной
• Неспособность длительно концентрировать
внимание
•Повышенная отвлекаемость
•Разнообразные нарушения
звукопроизносительной стороны речи
•Повышенная возбудимость
•Инертность эмоциональных реакций.
• До начала обучения необходимо провести беседу с
родителями об увлечениях ребёнка, его интересах,
склонностях, выяснить, какие двигательные навыки у него
развиты и как он их активизирует.
•Учитывать, что акт письма формируется крайне медленно.
•Посадить учащегося с ДЦП на специально подобранное
место.
• Индивидуальный подбор объёма и способа выполнения
заданий.
• Варьировать формы выполнения письменных заданий.
•Если ребёнок не успел выполнить задание полностью
письменно, часть задания он может ответить устно.
•При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать
речевые особенности.
• Провести работу среди всех участников образовательного
процесса по формированию толерантного отношения к
детям с ДЦП.
Аутизм
•Стереотипия (постоянное покачивание
телом) потребность в однообразии.
•Компульсивное поведение (выкладывание
объектов и предметов определенным
образом).
•Ритуальное поведение.
•Ограниченное поведение (интерес ребенка
направлен только на одну книжку или одну
игрушку, а другие он не воспринимает).
•Не фиксирует взгляд на лице другого
человека и не выносит прямого зрительного
контакта;
•Своих близких узнает, но не проявляет
эмоциональной реакции.
•Встречается мутизм (отсутствие речи),
эхолалия (повторение слов, фраз
произнесенных другим человеком).
•Отсутствие обращений в речи;
• Нарушение семантики, грамматического
строя речи
• Большое количество слов-штампов, фраз-
штампов так называемая попугайная речь,
которая при хорошей памяти ребенка создаёт
эффект развитой речи.
•Установить предварительный контакт с аутичным
ребенком, если это затруднительно, то осуществлять
работу через посредника.
• Если ребенок не принимает инструкций и правил, не
навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому,
что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь
тем, что ему интересно. Это поможет наладить контакт.
• Продумать и написать индивидуальные задания на
карточках, которые он будет давать ребенку при малейших
признаках усталости или недовольства с его стороны.
•Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на
рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или
парте: нарисовать контуры тетради, линейки, ручки.
•Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них
стрелками направление движения руки. Аутичным детям
рекомендуется давать графические задания, в которых
требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета.
•Установить ряд правил, связанных с контролем
успеваемости:
- разрешать отвечать материал в любой удобной форме
(письменной, устной, возможно на компьютере);
- предоставлять дополнительное время для написания
контрольных работ;
- принимать работу позже установленного срока.
• Создавать ситуации успеха.
Подготовлено педагогами
дополнительного образования
Дома Творчества «Вектор» г.Новокузнецка
Шкарупа И.А., Летенко А.Ю., Машуковой Т.А.