Напоминание

"Работа над художественным образом музыкального произведения в классе домры"


Автор: Аюшеева Светлана Цыденовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над художественным образом музыкального произведения в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над художественным образом музыкального произведения

в классе домры

Аюшеева Светлана Цыденовна

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу домра

Особую роль в процессе музыкального образования, формирования будущего

музыканта-художника, призвана играть работа над художественным музыкальным

произведением. Творческая природа музыкального исполнительства выявляется именно в

трактовке художественных произведений.

Важную роль в формировании юного музыканта играет народное творчество, но

ведущее место в учебном репертуаре - художественные произведения композиторов-

классиков, а также современных авторов.

Развитию

собственной

инициативы

ученика

призвано

способствовать

самостоятельное изучение отдельных произведений. По трудности эти пьесы должны

быть легче тех, которые изучаются под руководством педагога.

Приступать к этому этапу можно лишь тогда, когда музыкальное мышление и

технические навыки ученика подготовлены для самостоятельной работы.

Выбирая произведения, соответствующие способностям ученика, задачей данного

этапа его развития (художественного и технического), педагог, естественно, должен

исходить из музыкального содержания этих произведений, яркости, конкретности и

доступности их художественных образов. Это особенно важно учитывать в начальный

период обучения детей. Пониманию содержания произведения юным учеником во многом

способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере

музыки. Например: “Марш”, “Прогулка”, “Игра в лошадки”, “Грустная песенка” и т.д.

Работу над художественным произведением можно условно разделить на 3

основных этапа. Определяя в общих чертах сущность этих органично связанных между

собой этапов можно отметить, что:

1-й

-

посвящён

созданию

общего

представления

о

пьесе,

её

основных

художественных образах, овладение нотным текстом;

2-й - постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Отбор и

овладение средствами выражения, необходимыми для реализации его художественного

содержания. Окончательное установление аппликатуры;

3-й - подводит итог определенной работы, приносит и качественно новое начало -

художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение,

требующее от музыканта-исполнителя единства мысли и чувства, мастерства и

вдохновения.

Первый этап

Первое знакомство с новой пьесой необходимо начать с беседы об этом

произведении и его стиле, художественных особенностях, характере. Желательно беседу

сопроводить проигрыванием пьесы педагогом и прослушиванием её в исполнении лучших

артистов (по возможности). Исполнение педагогом пьесы ни в коем случае не должно

носить характер навязывания к подражанию. Показ даёт ребёнку более целостное

представление о характере и стиле данной пьесы. Это является своего рода стимулятором

к творческой активности учащегося, к эталону исполнения.

Полезным является ознакомление учащегося с биографией автора произведения с

общим анализом его творчества, с исторической эпохой, в которой жил и творил

композитор.

Педагог

должен

рекомендовать

учащемуся

литературу,

статьи,

прослушивание других произведений этого автора. Всё это будет способствовать более

глубокому пониманию художественного образа данной пьесы.

Учащийся должен научиться самостоятельно знакомиться с произведением,

представлять его содержание, основные художественные образы, форму, улавливать

общий характер произведения.

Существенным разделом работы над художественным произведением является

изучение нотного материала (текста).

В период работы с нотным текстом учащийся при помощи педагога должен

выявить для себя наиболее сложные технические моменты, требующие дополнительной

тренировки.

Большой ошибкой является такой “метод” работы над произведением, как

многократное и механическое проигрывание его от начала до конца, “пока не выучиться

на

память”.

Работать

необходимо

над

фразами,

предложениями,

периодами

с

постепенным соединением их в единое целое. В противном случае произведение утратит

интерес для учащегося ещё до того, как он его выучит, а трудные эпизоды так и останутся

неполучающимися. Вот поэтому заострение внимания на сложных местах. Игра по частям

экономят время и силу на разделах, не представляющих для исполнителя особой

трудности. Пока не рекомендуется заучивать твердой аппликатуры, т.к. данный этап

предполагает работу над пьесой и её проигрывание в замедленном темпе (если пьеса

подвижного характера), тогда как в быстром темпе предыдущая аппликатура может

оказаться неудобной.

Второй этап

Второй этап работы над музыкальным произведением самый длительный и

кропотливый. Появляются новые художественные задачи более высокого порядка, нежели

на

1-ом

этапе.

Средства

воплощения

вытекают

из

содержания

исполняемого

произведения. Вот поэтому выбор тех или иных средств выражения никак не может быть

произвольным или случайным, он определяется именно характером и содержанием

музыки.

Характер произведения во многом зависит от чёткого и правильного выполнения

ритмических рисунков произведений, которые бывает довольно сложно выполнить:

сочетание или наложения (с акцентом) дуолей с триолями, квинтами - квартами.

Рациональная и удобная аппликатура гарантирует быстрое усвоение сложных

технических мест в произведениях подвижного характера. Исполнитель, обладающий

хорошими техническими навыками, часто усложняет аппликатуру в зависимости от

художественных задач, стоящих перед ним в том или ином произведении.

Третий этап

Заключительный этап, тесно связанный с предыдущим, является наиболее

ответственным в творческом отношении. В процессе шлифования произведения в

наибольшей

степени

сказывается

художественная

индивидуальность

музыканта-

исполнителя. На этом этапе, когда позади технические трудности, усвоена аппликатура,

твёрдо и определённо отработаны основные средства выразительности, исполнитель в

большей мере нуждается в творческой увлечённости и вдохновения, которые особенно

понадобятся ему во время публичного исполнения.

Характер произведения и соответствующее ему настроение, чувство исполнителя

должны быть неразрывно связаны между собой, чем достигается больший эффект от

исполнения на публике. Многие исполнители оправдывают свой неуспех на сцене

отсутствием в данный момент, вечер, день вдохновения. Однако вдохновения не нужно

ждать. Вдохновение зарождается в процессе работы, труда. А вершиной его проявления

является сцена.

Выдающиеся музыканты не ждут вдохновения, а создают его в процессе

творческой

работы

над

художественным

произведением,

воплощением

его

художественных образов.

Список использованной литературы

1.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-ое изд. М.,

1971.

2.

Вольская Т. – Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1995.

3.

Круглов В. Искусство игры на домре. Москва, 2001.

4.

Лукин С. Уроки мастерства домриста. Москва, 2006.

5.

Цыпин Г. Музыкант и его работа. М., 1988.

6.

В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва “Советский композитор”.

1990.



В раздел образования