Автор: Аюшеева Светлана Цыденовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над художественным образом музыкального произведения в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Работа над художественным образом музыкального произведения
в классе домры
Аюшеева Светлана Цыденовна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу домра
Особую роль в процессе музыкального образования, формирования будущего
музыканта-художника, призвана играть работа над художественным музыкальным
произведением. Творческая природа музыкального исполнительства выявляется именно в
трактовке художественных произведений.
Важную роль в формировании юного музыканта играет народное творчество, но
ведущее место в учебном репертуаре - художественные произведения композиторов-
классиков, а также современных авторов.
Развитию
собственной
инициативы
ученика
призвано
способствовать
самостоятельное изучение отдельных произведений. По трудности эти пьесы должны
быть легче тех, которые изучаются под руководством педагога.
Приступать к этому этапу можно лишь тогда, когда музыкальное мышление и
технические навыки ученика подготовлены для самостоятельной работы.
Выбирая произведения, соответствующие способностям ученика, задачей данного
этапа его развития (художественного и технического), педагог, естественно, должен
исходить из музыкального содержания этих произведений, яркости, конкретности и
доступности их художественных образов. Это особенно важно учитывать в начальный
период обучения детей. Пониманию содержания произведения юным учеником во многом
способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере
музыки. Например: “Марш”, “Прогулка”, “Игра в лошадки”, “Грустная песенка” и т.д.
Работу над художественным произведением можно условно разделить на 3
основных этапа. Определяя в общих чертах сущность этих органично связанных между
собой этапов можно отметить, что:
1-й
-
посвящён
созданию
общего
представления
о
пьесе,
её
основных
художественных образах, овладение нотным текстом;
2-й - постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Отбор и
овладение средствами выражения, необходимыми для реализации его художественного
содержания. Окончательное установление аппликатуры;
3-й - подводит итог определенной работы, приносит и качественно новое начало -
художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение,
требующее от музыканта-исполнителя единства мысли и чувства, мастерства и
вдохновения.
Первый этап
Первое знакомство с новой пьесой необходимо начать с беседы об этом
произведении и его стиле, художественных особенностях, характере. Желательно беседу
сопроводить проигрыванием пьесы педагогом и прослушиванием её в исполнении лучших
артистов (по возможности). Исполнение педагогом пьесы ни в коем случае не должно
носить характер навязывания к подражанию. Показ даёт ребёнку более целостное
представление о характере и стиле данной пьесы. Это является своего рода стимулятором
к творческой активности учащегося, к эталону исполнения.
Полезным является ознакомление учащегося с биографией автора произведения с
общим анализом его творчества, с исторической эпохой, в которой жил и творил
композитор.
Педагог
должен
рекомендовать
учащемуся
литературу,
статьи,
прослушивание других произведений этого автора. Всё это будет способствовать более
глубокому пониманию художественного образа данной пьесы.
Учащийся должен научиться самостоятельно знакомиться с произведением,
представлять его содержание, основные художественные образы, форму, улавливать
общий характер произведения.
Существенным разделом работы над художественным произведением является
изучение нотного материала (текста).
В период работы с нотным текстом учащийся при помощи педагога должен
выявить для себя наиболее сложные технические моменты, требующие дополнительной
тренировки.
Большой ошибкой является такой “метод” работы над произведением, как
многократное и механическое проигрывание его от начала до конца, “пока не выучиться
на
память”.
Работать
необходимо
над
фразами,
предложениями,
периодами
с
постепенным соединением их в единое целое. В противном случае произведение утратит
интерес для учащегося ещё до того, как он его выучит, а трудные эпизоды так и останутся
неполучающимися. Вот поэтому заострение внимания на сложных местах. Игра по частям
экономят время и силу на разделах, не представляющих для исполнителя особой
трудности. Пока не рекомендуется заучивать твердой аппликатуры, т.к. данный этап
предполагает работу над пьесой и её проигрывание в замедленном темпе (если пьеса
подвижного характера), тогда как в быстром темпе предыдущая аппликатура может
оказаться неудобной.
Второй этап
Второй этап работы над музыкальным произведением самый длительный и
кропотливый. Появляются новые художественные задачи более высокого порядка, нежели
на
1-ом
этапе.
Средства
воплощения
вытекают
из
содержания
исполняемого
произведения. Вот поэтому выбор тех или иных средств выражения никак не может быть
произвольным или случайным, он определяется именно характером и содержанием
музыки.
Характер произведения во многом зависит от чёткого и правильного выполнения
ритмических рисунков произведений, которые бывает довольно сложно выполнить:
сочетание или наложения (с акцентом) дуолей с триолями, квинтами - квартами.
Рациональная и удобная аппликатура гарантирует быстрое усвоение сложных
технических мест в произведениях подвижного характера. Исполнитель, обладающий
хорошими техническими навыками, часто усложняет аппликатуру в зависимости от
художественных задач, стоящих перед ним в том или ином произведении.
Третий этап
Заключительный этап, тесно связанный с предыдущим, является наиболее
ответственным в творческом отношении. В процессе шлифования произведения в
наибольшей
степени
сказывается
художественная
индивидуальность
музыканта-
исполнителя. На этом этапе, когда позади технические трудности, усвоена аппликатура,
твёрдо и определённо отработаны основные средства выразительности, исполнитель в
большей мере нуждается в творческой увлечённости и вдохновения, которые особенно
понадобятся ему во время публичного исполнения.
Характер произведения и соответствующее ему настроение, чувство исполнителя
должны быть неразрывно связаны между собой, чем достигается больший эффект от
исполнения на публике. Многие исполнители оправдывают свой неуспех на сцене
отсутствием в данный момент, вечер, день вдохновения. Однако вдохновения не нужно
ждать. Вдохновение зарождается в процессе работы, труда. А вершиной его проявления
является сцена.
Выдающиеся музыканты не ждут вдохновения, а создают его в процессе
творческой
работы
над
художественным
произведением,
воплощением
его
художественных образов.
Список использованной литературы
1.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-ое изд. М.,
1971.
2.
Вольская Т. – Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1995.
3.
Круглов В. Искусство игры на домре. Москва, 2001.
4.
Лукин С. Уроки мастерства домриста. Москва, 2006.
5.
Цыпин Г. Музыкант и его работа. М., 1988.
6.
В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва “Советский композитор”.
1990.