Напоминание

"Детский альбом" И.Парфенова в репертуаре учащихся-пианистов


Авторы: Кулеева Лилия Ахметовна, Латыпова Наиля Галимзяновна
Должность: преподаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Детский альбом" И.Парфенова в репертуаре учащихся-пианистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

И.А.Парфенова

Методическая работа

преподавателей ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Казани

Кулеевой Л.А., Латыповой Н.Г.

Игорь Алексеевич Парфенов - советский, российский композитор и

художник. Родился 9 апреля 1928 г. С 6 лет начал обучаться игре на

фортепиано. С 14 лет начал сочинять. В 1947 г. закончил Ленинградское

Высшее Художественное училище. В 1957 г. окончил Краснодарское

музыкальное училище как теоретик и композитор. В течение 38 лет

преподавал

в

городе

Курган

в

музыкальной

школе

сольфеджио

и

музыкальную литературу. Там же начал серьезно заниматься композицией,

консультировался с А.Б.Гольденвейзером и Д.Б.Кабалевским.

Им написаны более 350 пьес для фортепиано, 3 симфонии для оркестра

народных инструментов, романсы, хоры, песни и многое другое. Умер в 2018

г. в возрасте 90 лет.

В последнее время в музыкальных школах стали очень популярны

произведения этого талантливого композитора и неспроста. Продолжая

традиции Р.Шумана, П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского в

создании музыки для детей, И.Парфенов привнес свои идеи и краски. Он

написал 25 сборников фортепианной музыки, и в частности «Детский

альбом».

Сборник включает в себя 42 пьесы разнообразного содержания. Их

можно условно разделить на несколько групп. Самая большая группа пьес

посвящена родной русской природе. И.Парфенов - хороший художник-

пейзажист,

его

работы

неоднократно

выставлялись

на

персональных

выставках. Он очень тонко чувствовал и любил русскую природу и написал

много пьес, воспевающих красоту родного края - неброскую, тихую,

спокойную.

В

«Детском

альбоме»

таких

пьес-пейзажей

-

11.

Они

расположены в порядке смен времен года:

1.В весеннем лесу

2 Подснежник расцвел у лесного ручья

3.Черемуха над водой

4.Вдали мое село родное

5.Прогулка в лугах

6.Печальная береза у моего окна

7.Родной пейзаж

8.Тихое утро

9.Осенняя песня

10.В осеннем лесу

11.Осенняя греза

Все пьесы очень певучие, красивые. В некоторых чувствуется влияние

кантиленных

произведений

С.Рахманинова.

Работать

над

пьесами

интересно: здесь много задач - и образных, и звуковых, и фактурных.

Следующая группа пьес – русские жанровые картинки:

1.

Матрешка

2.

Русский танец

3.

Сельская кадриль

4.

Частушка

5.

Вариации на русскую тему

Дети очень любят «Русский танец». Образы пьесы напоминают

«Масленицу» П.И.Чайковского. Безудержное веселье, чередующиеся образы,

яркая музыка - все это привлекает исполнителей и слушателей.

Много пьес посвящены миру игрушек, зверушек, сказок, что особенно

привлекает детей:

1.Белочка

2.Танец зеленой лягушки

3.О чем пела кукушка

4.Дедушка и ослик

5.Бармалей

6.Танец куклы

7.Кукольный марш

Дети очень любят пьесу «Белочка» - яркую, образную и полезную. В

пьесе «Дедушка и ослик» есть авторские ремарки - «Дорожка пошла в гору»,

«Ослик

не

желает

идти»,

«Дедушка

сердится,

ослик

упрямится».

Они помогают детям, больше того, вдохновляют их на яркое, интересное

исполнение. Название пьесы «Бармалей» говорит само за себя. Здесь простор

для воображения. Дети сами придумывают сказку про злого разбойника.

В «Детском альбоме» есть 3 пьесы, посвященные цирку:

1.Жонглер

2.Воздушные гимнасты

3.Шутки клоуна

Эти образы всегда нравятся детям. Особенно хочется отметить пьесу

«Шутки клоуна», написанную с юмором. Сюда же можно прибавить очень

яркую, довольно техничную пьесу «Лыжный кросс».

Особое место в сборнике занимают пьесы, связанные с Великой

Отечественной войной:

1.Юные разведчики

2.В отряд с донесением

3.Рассказ партизана

4.У Вечного огня

Войну Игорь Алексеевич знал не понаслышке. Будучи подростком, он со

своими школьными товарищами выступал с концертами в госпиталях,

слушал рассказы раненых про военные сражения. Вероятно, детские

воспоминания и вдохновили И.Парфенова на написание этих пьес. Здесь

чувствуется влияние Д.Б.Кабалевского. Такие произведения нужны для

воспитания патриотизма у детей.

У И.Парфенова был всегда кумиром И.С.Бах. Связь с его творчеством

присутствует в пьесах, выдержанных в старинных танцевальных жанрах:

1.Аллеманда

2.Сарабанда

3.Менуэт

4.Гавот

Кроме того, есть и другие танцы:

1.Мазурка

2.Вальс

3.Вальс у елки

Важным

творческим

ориентиром

для

И.Парфенова

стал

П.И.Чайковский. Данью уважения к великому композитору стала пьеса

«Домик в Клину».

Игорь Алексеевич очень долго работал в музыкальной школе, поэтому

он хорошо понимал психологию детей, знал их интересы. Ребята были

первыми слушателями его произведений и придумывали названия его пьесам.

Музыкальный

язык «Детского альбома» прост и ясен. Образы яркие,

запоминающиеся и находят эмоциональный отклик. Пьесы являются как бы

подготовительным

этапом

в

работе

с

классическим

и

современным

репертуаром. И можно смело сказать, что по своим художественным и

педагогическим достоинствам фортепианные пьесы этого замечательного

композитора можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей

русских и современных авторов. Его музыкальный альбом прочно вошел в

репертуар детских музыкальных школ.



В раздел образования