Автор: Закирова Юлдуз Дамировна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: АНО ОЦ "Лобачевский"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: "Хореография в начальной школе"
Тема: "Особенности работы хореографа в школе"
Раздел: дополнительное образование
АНО ОЦ "Лобачевский"
г.Казань
2023 г.
Публикация на тему:
«Особенности работы хореографа в школе»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Закирова Юлдуз Дамировна
Известно, что с петровской эпохи до начала ХХ в. танец был обязательным
предметом в учебных заведениях, чем подчёркивалось его государственное
значение, а в XIX в. танцевальная культура России была на большой высоте.
Затем, в первые годы советской власти, развивающиеся на западе бальные и
бытовые танцы считались «буржуазными» и запрещались.
Но всё же сохранялись традиции классического балета и фигурного катания.
И хотя сегодня Россия входит в русло мировой танцевальной культуры,
традиционное отношение российского общества к танцам осталось весьма
снисходительным, если не отрицательно-насмешливым.
На современном этапе развития социально-экономической сферы, культуры
и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-
творческого развития и воспитания подрастающего поколения. Но практика
воспитательной работы показывает, что общеобразовательная школа, являясь
центральным звеном в формировании культуры школьников, не полностью
реализует возможности искусствоведческих предметов, потенциал всей
системы дополнительного образования в художественном и творческом
воспитании детей.
Многие школы уделяют внимание преимущественно передаче знаний, а
формирование чувств, нравственных и эмоциональных качеств, творческой
составляющей считается второстепенным.
Одним из средств эстетической культуры, воздействующих на школьников
через творческую деятельность, является искусство хореографии. Но,
несмотря на очевидную, разностороннюю пользу танцев, многие считают их
несерьёзным занятием. Значение уроков хореографии не представляет для
многих учащихся определенной ценности.
При большой загруженности детей уже в начальной школе танцы стоят
далеко не на первом месте. Очевиден приоритет английского языка и
спортивных секций, особенно в условиях богатого разнообразия и
доступности. Танцы как развлечение бросают или приостанавливают очень
легко. «Двойка? Не успел? Устал? Виноваты танцы. И ни ногой, пока не
исправишься!»
Специфичность уроков хореографии в общеобразовательной школе связана с
ограниченностью времени (1-2 часа в неделю) и широким набором детей
почти без учёта их индивидуальных способностей. Для того, чтобы ученики,
не имеющие специальных данных, за небольшое отведённое время могли на
хорошем уровне освоить комплекс движений, а стихийное желание стало
осознанным увлечением, должно произойти почти чудо.
Сколько разнообразных методов должен узнать, придумать и применить
педагог-хореограф! Сколько артистизма, гибкости, умения почти мгновенно
ориентироваться в неповторимых учебных ситуациях! А знания одной только
молодежной субкультуры!
Для полноценного и гармоничного танцевального развития школьники
должны освоить минимум движений и форм разных жанров хореографии. В
профессиональном обучении существуют отдельные уроки, на которых
изучают классический, народный, историко-бытовой танцы, историю
хореографии, отдельно отводятся часы на постановочную работу, но в
общеобразовательной школе весь этот комплекс приходится проводить в
условиях ограниченного времени.
При этом педагогу необходимо научить детей выполнять не только
простейшие танцевальные упражнения и движения, но и исполнять танец
осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно.
Проблема состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ и
групп, столько и стилей, техник, своих особенностей. Кроме того, есть много
детей, искушенных выездами за границу, музыкальными и театральными
впечатлениями. Чтобы урок прошел интересно, приходится находиться в
вечном поиске новых идей и вдохновения.
Но на практике в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением
в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаточной
ориентацией учебных пособий и рекомендаций, слабой мотивацией и
большой загруженностью преподавателей наблюдается нехватка интересных
образовательных программ и педагогических находок, пассивность
педагогов, творческая ограниченность.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –
использование минимума танцевальных элементов при максимальном их
сочетании. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает
впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала,
конечно, работает на качество его усвоения, что в дальнейшем будет
являться прочным фундаментом знаний. Но чревато механическим
повторением и потерей интереса.
Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто
идет через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор
и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки
тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце.
Занятия школьников, уставших после уроков, танцами оказываются не
только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности,
где необходимо старание, упорство, усилие над собой.
Освоение танцевального искусства – во многом процесс самостоятельной
деятельности, связанной с повторением и регулярностью. Для того, чтобы
увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, ребёнку необходимо
приложить массу усилий в течение нескольких месяцев. А так хочется всё и
сразу! Если это поверхностное увлечение, то и результат занятий будет
незначительным. Недостаточно развитая координация и чувство своего тела
могут стать причиной разочарования и раздражительности, а значит – и
падения интереса к занятиям.
А много ли времени и сил уделяют тренировкам и без того загруженные
дети, весь день проводящие в школе? Часто – только на наших занятиях.
Некоторые приходят в обычной школьной одежде и (о, ужас) школьной
обуви, что никак не может способствовать нужному настрою на тренировку и
комфортному исполнению движений.
«Домашнее задание» (обычно на повторение) почти никогда не выполняется.
Выученное сегодня к следующему уроку уже забыто, приходится начинать
всё сначала.
Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки
один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая
нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма
небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития;
а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост.