Автор: Ванюкова Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 6-10 лет
Раздел: дополнительное образование
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста 6-10 лет
Ванюкова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования
ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодежи, г.Ульяновск
Занятия
в
объединении
«Малышковая
академия»
включают
в
себя
интеграцию разных дисциплин (химия, физика, биология, география,
экология, анатомия, английский язык).
Для повышения познавательного интереса на занятиях по программе
используются учебно-методический комплекс, разработанный педагогами
дополнительного
образования,
реализующие
комплексную
программу.
Учебно-методический комплекс программы включает в себя разнообразные
методики, формы и приёмы работы:
комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Малышковая академия»;
рабочие тетради по Страноведению;
конспекты и презентации занятий;
авторские сказки, разработки сценариев, разработки игр и физкуль-
минуток;
наглядный
материал
(рисунки,
плакаты,
карты,
глобус,
карточки,
настольные игры, игры-ходилки, технологические карты, индивидуальный
раздаточный материал и мн. др.);
виртуальные экскурсии (по Страноведению и Биологии), видео уроки,
учебные мультфильмы, викторины;
Интернет-ресурсы
Материал по программе варьируется в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей групп с учетом усложнения.
С
детьми
старшего
дошкольного
возраста
6-7
лет
занятие
по
продолжительности 30 минут, а с детьми 8-10 лет занятие 45 минут. В связи с
этим один и тот же материал может подаваться по-разному (дополнительные
задания, усложнение и т.д.)
На занятии по рабочей программе «Занимательная химия» с группой детей
старшего дошкольного возраста эксперимент выполняется совместно с
детьми при словесном и наглядном пояснении педагога. С детьми 8-10 лет
предполагается
самостоятельное
выполнение
экспериментов
по
технологическим
картам.
Ребёнок,
ориентируясь
на
инструкцию
и
обозначение
в
технологической
карте,
сам
прочитывает
алгоритм
выполнения эксперимента и самостоятельно выполняет.
Важным моментов в обучении по программе «Занимательная химия»
является
не
просто
«похимичить»
на
занятии,
а
обучить
ребенка
самостоятельному выполнению простых экспериментов с водой, воздухом,
красками, пищевыми красителями, мылом и т.д., научить делать выводы,
высказывать свои предположения. А также важно, чтобы в процессе занятий
ребенок пришел к пониманию закономерности полученного результата от
своих действий (сделал всё правильно по технологической карте, получил в
итоге нужное вещество; прослушал алгоритм выполнения эксперимента, не
справился с заданием и т.д.)
Зрелищный результат полученного эксперимента мотивирует к научной
деятельности, развивает познавательный интерес. В процессе проведения
занятий по рабочей программе «Занимательная химия» совместно с ребятами
можем менять состав нашего раствора и смотреть, что произойдет. «А что
будет, если мы не добавим жидкое мыло...? А давайте посмотрим... «А если
мы смешаем два красителя, что будет...?» Обязательно каждый этап занятия
сопровождается логическими паузами, наводящими вопросами, мотивируя
детей делать выводы.
Степень вовлечённости ребенка в практическое
задание зависит от серьёзности проводимого эксперимента и от возраста
детей. Но обязательно всё время в течение занятия управлять процессом,
направлять ребёнка, проговаривать этапы (что сделали, и что предстоит
сделать).
Участие в эксперименте не всегда может быть активным, смешивая
ингредиенты. Ребёнок можем выступать и в роли наблюдателя, отвечая на
вопросы «Что изменилось, а почему так происходит?»
Следующим приёмом реализации программы является интегрированный
подход
к проведению занятий – объединение разных дисциплин общей
темой.
На дисциплине «Увлекательная биология» дети знакомятся с движением
литосферных плит и причинами извержения вулканов и землетрясения. На
Страноведении
обучающиеся
знакомятся
с
географическим
месторасположением данных вулканов, нахождением их на карте мира и
глобусе.
Иностранный
язык
погружает
детей
в
мир
знакомства
и
произношения слов на английском языке:
volcano, mountains, map, the globe…
А на занятиях «Занимательной химии» - вместе с детьми создаём из
пластиковой бутылки и пластилина макет вулкана. Как повторение уже
изученного материала делаем химический раствор, имитирующий лаву,
приводим в действие «извержение вулкана».
Примеры:
На «Увлекательной биологии» узнаём про природные ископаемые и
минералы. А на «Занимательной химии»- выращиваем свой кристалл.
На «Увлекательной биологии» говорим, почему опадают листья, и что
такое «хлорофилл», а на «Занимательной химии»
- изучаем свойства
пищевых красителей.
На «Страноведении» знакомимся с континентом – а на «Увлекательной
биологии» с животным и растительным миром этого континента.
Изученный материал по темам «Пищевые цепи», «Строение человека»
подкрепляется выполнением практических заданий (раскраска «Схема
пищевой цепочки», магнитный макет человека), где обозначение на
английском языке.
Интеграция может быть и в соединении разных видов деятельности на
занятии, которые объедены общей темой. На «Занимательной химии», где
знакомимся со строением веществ (атомы, молекулы, плотность и тяжесть
вещества) используются двигательные игры «Атом-молекула». Ребёнок
может
через
движение
почувствовать
себя
изучаемым
веществом,
предметом, ощутить на себе его свойства. Двигательные игры используются
не только в качестве физкультминутки, но и для активизации мыслительных
процессов, снятия лишнего напряжения и расслабления.
(Примеры двигательных игр по теме занятия:
«Вулкан», Животные
Севера», «Животные жарких стран» и т. д.)
Такие
приёмы
подачи
материала
способствует
лучшему
усвоению
полученных знаний, развивает образное мышление, воображение и другие
мыслительные и познавательные процессы ребёнка.
Таким
образом,
занятия
по
комплексной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Малышковая
академия»
способствуют
повышению
познавательного
интереса
к
естественно-научным и гуманитарным наукам, а также создают условия для
формирования дальнейшей успешности ребенка в школе.