Автор: Суркова Ираида Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Тамбовская область Мичуринский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Совместное творчество через Арт-практики"
Раздел: дополнительное образование
И.А.Суркова,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Совместное творчество через Арт-практики.
Ключевые слова: совместное творчество, интерес, времяпровождение,
значимость, родители и дети, творческий процесс.
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать
друг друга. Многие думают, что дети сами учатся, находясь рядом с взрослыми. На
самом деле это не так. Очень часто родители не находят достаточно времени для
совместной деятельности с детьми и это тоже понятно. Давайте вместе
разбираться.
На первом этапе обучения, когда необходимо научить ребенка есть, пить,
держать ложку родители показывают себя прекрасными воспитателями. И это
вполне объяснимо, родители понимают, что если они не научат ребенка
самообслуживанию, то нагрузка ляжет на них. Научив ребенка бытовым
действиям, взрослые, как правило, прекращают работу по развитию ребёнка,
считая все остальное - второстепенным.
А ведь совместное творчество детей и родителей формирует хорошие
доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка
и приучает его сотрудничать. Так называемый творческий процесс стимулирует
всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка совершенствуются моторные навыки,
формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого,
совместная творческая деятельность
– интересное и
увлекательное время
провождение.
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь
родители обычно весь день проводят на работе. Совместное творчество детей и
родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка и создает в семье
особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить. Для создания
творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку
свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка. Ведь главную роль
играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
Родители, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения,
благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить. Если ребенок
проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его
фантазию в жизнь. Самое главное условие вашего совместного творчества – не
нужно заставлять, но и не нужно делать все за него! Организуйте правильно
творческий процесс и получайте от него удовольствие! Дети очень любят
выполнять задания совместно с родителями, неважно какие. Ведь в совместной
деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями,
ребенок видит, что родитель доверяет ему, и малыш старается оправдать это
доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к
людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к ребенку и к его
деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей
1
формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга
морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает
уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая
вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний
мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять и принимать этот мир
таким, каков он есть.
Забавно
наблюдать,
как
родители,
помогая
детям,
так
увлекаются
творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги
можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче, а клеем
можно слепить не только бумажные детали поделки, но и пальцы. Радость,
интерес, восторг — все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Вы
становитесь частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал?
тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал!
Сам сделал! Он уже взрослый, у вас появляются общие радости и вопросы: как
сделать лучше, вкуснее, красивее? как скрепить и как заставить двигаться детали?
И много-много других взрослых вопросов!
Чем
творчество
может
быть
полезно
для
ваших
отношений:
• Приятное времяпрепровождение (просмотр фильмов).
• Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников.
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он
любим!
• Вы можете стать для ребенка другом, если не просто присутствуете, а делаете
вместе.
• Ребенок чувствует, что вам можно доверять, т.к. вы искренне проявляете интерес
к его детским делам.
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить
дело до конца.
• Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я
МОГУ!)
• Если вы расставляете детские поделки в квартире, вешаете рисунки на зеркала,
шкафы или у вас есть для это специальная полка в зале (не в детской комнате) – это
дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного.
А в чем польза творчества для родителей? Да еще и для детей?
Творчество
обладает огромным
целительным
потенциалом,
помогает
родителям
справиться
со
стрессом,
депрессией,
разобраться
в
своем
эмоциональном состоянии, выразить свои чувства и переживания, почувствовать
себя счастливым, а жизнь сделать более яркой и насыщенной. А дети видят, что
родители чем-то увлечены, получают удовольствие от творческого процесса. Что
родитель в поиске чего-то нового, красивого, вдохновляющего.
Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом
деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто
и естественно. Что если есть ситуация, то можно найти и решение. А как же иначе,
ведь родители постоянно занимаются творчеством.
2
Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение. Ничто не
ускользает от внимания детей, будет иллюзией думать, что взрослая жизнь им
непонятна и неинтересна.
Дети
необыкновенно
восприимчивы
по
отношению
к
нам,
нашему
эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все
слышат и запоминают. А уж если им разрешить самим принять участие в вашем
творчестве, в каком-то виде, или просто попутно объяснять, что вы сейчас делаете
и зачем – это точно не пройдет мимо вашего ребенка! Так что не стоит мучить себя
совестью, что вы не все отдаете на благо своему любимому чаду, но и для
собственного удовольствия занимаетесь любимым творчеством! Так вы вводите
ребенка в мир прекрасного и волшебного, которое можно создать своими руками
вокруг себя!
Подведем итоги:
Поощряйте ребенка заниматься творчеством
Устраивайте совместные творческие посиделки
Получайте удовольствие от творчества и искренне восхищайтесь
творческим процессом и творениями вашего ребенка!
С
детства покажите
ему,
что
творчество
естественно и
приносит
удовольствие.
Занимайтесь своим творческим процессом рядом с ним, и объясняйте
понемногу, что вы делаете и зачем.
Постепенно разрешайте и ему поучаствовать в том, что вы делаете!
Одной из форм работы с родителями и детьми –это проведение мастер –
классов и выставки совместного творчества.
Ежегодно я провожу мастер-классы для детей и взрослых в рамках проведения
фестиваля «Мичуринские яблони в цвету», вошедшего в «Топ – 50 лучших
событий
года»,
праздника
весеннего
цветения
«Цветы,
сады
и
птицы»,
Музыкально-литературного и краеведческого праздника, посвящённого И.Г.
Рахманинову, в рамках открытия туристического сезона в Тамбовской области, в
рамках регионального сетевого образовательного проекта «Наследники традиций»
и т.д.
Я стараюсь вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей
детей, обращаю внимание родителей на то, что ребенок тоже является личностью,
что вместе – вы команда, семья. Родители должны понимать, как важна вашему
ребёнку похвала и совместная работа, которую вы вместе сделали. В результате
чего ребёнок не выберет занятие с гаджетами и телевизором, а будет ждать новые
творческие задания в совместном действии с родителями.
3