Автор: Пиняев Владимир Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культуры здоровья обучающихся в школе
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Здоровье человека это высшая национальная ценность. Здоровье
человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни
и развитии человека. Очень часто вспоминаются слова Ж.Ж. Руссо:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким
и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению,
прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. В
современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение
двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели
к значительному ухудшению состояния их здоровья. Все понимают, что
фундамент основы здорового образа жизни закладывается в детстве.
Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем
обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности
ученого процесса. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может
стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной
жизни в обществе.
Многие дети, придя в школу, уже имеют серьёзные проблемы со
здоровьем. Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а
обязательные
условия
её
работы.
Решение
проблемы
здоровья
участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель
в большинстве документов, регулирующих государственную политику.
Среди них основополагающим является Федеральный государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС),
который
впервые
определяет
здоровья школьников в качестве одного из важнейших результатов
образования,
а
сохранение
укрепление
здоровья
–
в
качестве
приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Целью современного образования является не только образовательная и
воспитательная деятельности, но и здоровье сберегающая.
Культура
здоровья
неотъемлемая
часть
общей
культуры
человечества. Особенно актуально сегодня воспитывать молодежь в духе
категорического
неприятия
вредных
привычек
(курения
табака,
употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других
психоактивных
веществ),
а
также
в
атмосфере
абсолютной
недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.
Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование
активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной
на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное
раскрытие своих потенциальных возможностей на основе дружелюбия и
коллективизма, жизнелюбия и альтруизма. От жизнерадостности и
бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Это
важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди
учащихся
прослеживаются
устойчивые
негативные
тенденции,
характеризующие образ жизни школьников:
Снижение
двигательной
активности
и
физической
подготовленности, что отражает падение двигательной и физической
культуры;
Нарушение структуры и режима питания – отражает
снижение культуры питания;
Нарушение структуры досуга, в том числе преобладание
малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение
продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что
отражает падение культуры досуга;
Возрастают риски употребления психоактивных веществ –
рост вредных привычек;
Снижение с возрастом готовности к здоровому образу
жизни – отражает падение культуры здоровья в целом.
В своей педагогической деятельности, работая учителем физической
культуры
Лицей
№3,
я
активно
использую
разработанную
мною
методическую
программу,
целью
которой
является
формирование
культуры здоровья учащихся и их родителей. В рамках своей программы
по формированию культуры здоровья я провожу походы (осенние, зимние,
сплавы по реке Б.Кокшага). Стало традицией проведение спортивных
праздников - День здоровья, который проводится на левом берегу р.Волга,
где участвуют учащиеся, учителя и родители учеников лицея №3.
Осенний поход
Зимний поход
День здоровья.
СПЛАВ
ЧЕРЛИДИНГ
Во
многом
на
психологическое
состояние
школьника,
а
следовательно,
и
на
его
здоровье
в
целом,
влияет
правильная
организация
урока.
Очень
важно,
чтобы
учащиеся
испытывали
положительные эмоции на уроке, с интересом осваивали новый материал,
имели возможность и желание реализовать свои способности в разных
видах учебной деятельности. Поэтому я должен создать на уроке
комфортную
психологическую
обстановку,
стараться
быть
доброжелательным,
снисходительным,
обладать
чувством
юмора.
Удачная добрая шутка, пословица, сказанная в нужный момент, даёт
возможность посмеяться, отдохнуть или снять напряжения.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и
укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией
образовательного учреждения. Решать самые простые, но очень важные
ежедневные проблемы , чтобы постепенно продвигаться в осуществлении
поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших
детей как основного будущего ресурса нации. Наши дети сегодня – это
наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, об этом необходимо
думать каждому уже сегодня. Быть здоровым – это естественно желание
любого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к
сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что
нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек
счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от
учебной деятельности, стремится к самосовершенствованию.