Напоминание

Влияние внеурочной деятельности на развитие метапредметных компетенций


Автор: Кисточкина Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ММК"
Населённый пункт: г. Муром Владимирская область
Наименование материала: Влияние внеурочной деятельности на развитие метапредметных компетенций
Тема: Влияние внеурочной деятельности на развитие метапредметных компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние внеурочной деятельности на развитие

метапредметных компетенций.

Кисточкина Елена Александровна

преподаватель ГБПОУ ВО «ММК»

В

условиях

реализации

ФГОС

главной

задачей

современного

образования является формирование высокообразованной, интеллектуально

развитой личности с целостным представлением о мире, то есть личности,

способной

к

самореализации,

самоутверждению,

творческому

самовыражению, культурному росту, гражданской ответственности на

основе собственных знаний и сформированного мировоззрения. Данную

целостность мировоззрения обеспечивают метапредметные компетенции,

имеющее надпредметный характер, помогающие получить компетенцию

«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных

знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Одновременно с этим неотъемлемой частью реализации ФГОС

является внеурочная деятельность. Именно такой вид учебной деятельности

является хорошим подспорьем для преподавателей при формировании

ключевых компетенции учащихся.

Внеурочная работа по предмету и учебная деятельность представляют одно

неразрывное целое.

Внеурочная

деятельность

позволяет

преподавателю

выявлять

потенциальные возможности и интересы обучающихся, помочь им их

реализовать. Кроме того, внеурочная работа – это хорошая возможность

для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися

и классным руководителем с целью создания единого коллектива и органов

студенческого самоуправления.

На современном этапе развития образования одной из наиболее

актуальных

проблем,

требующих

новых

путей

решения,

является

необходимость получения высокого качества знаний при малом количестве

часов учебной нагрузки, отведенном на изучение предмета программой.

Метапредметный подход в образовании предполагает решить проблему

разобщенности учебных предметов. В настоящее время каждая учебная

дисциплина изучается обособленно, ведь даже занятия одной учебной

области, такие как информатика, математика и физика изучаются без какого-

либо системного подхода. Я думаю, поэтому, в образовательном стандарте

по-иному определяется система методов обучения, которые направлены на

передачу

не

просто

знаний,

а

деятельностных

способов

работы

с

информацией. Сегодня целью обучения становиться не просто передача

знаний, а умение эти знания добывать самостоятельно, показав учащимся

процессы становления научных и практических знаний.

Одним из значимых показателей сформированности метапредметных

навыков

является

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

со

сверстниками

и

взрослыми;

работать

индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные компетенции во внеурочной деятельности я стараюсь

развивать, руководствуясь следующими принципами:

Принцип занимательности

предполагает отход от однообразных,

скучных, однотипных мероприятий и предусматривает создание

ситуаций, стимулирующих познавательную активность.

Принцип апелляции к жизненному опыту. Суть данного принципа

заключается в том, чтобы содержание внеурочной деятельности было

максимально приближено к реальной действительности.

Принцип проблемности.

Проблемные задачи – особый вид

логических заданий, построенных на несоответствии имеющихся

знаний студента знаниям, требующимся для решения поставленной

задачи.

В

процессе

её

решения

студенты

овладевают

опытом

творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой

новой задачи находить свой оригинальный способ её решения,

опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и

интуицию.

Принцип созидательности. Реализация этого принципа создает

благоприятные условия для формирования у студентов таких ценных

качеств, как самостоятельность, ответственность, настойчивость в

достижении поставленной цели. Как правило, они испытывают

удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от самого

процесса созидания, ощущения своей значимости.

Принцип

индивидуализации.

Учитывая

особенности

познавательной деятельности подросткового возраста, преподаватель

организует

внеурочную

деятельность,

принимая

во

внимание

индивидуальные особенности обучающихся в сфере познавательных

интересов и способностей, уровня сформированности знаний, умений и

профессиональных компетенций.

Формированию

и

развитию

метапредметных

результатов

значительно

способствует дисциплины естественно-научного цикла.

Я

использую

следующие

подходы

к

моделированию

внеурочной

деятельности:

исследовательская деятельность по предмету;

проектная деятельность;

консультативно-коррективные занятия.

В

основе

реализации

внеурочной

деятельности

по

направлению

преподавательской

работы

лежит

проектный

подход.

Проектная

деятельность студентов – это наиболее эффективная деятельность во

внеурочное время.

Современных

студентов

трудно

заинтересовать

теоретическим

проблемами, им гораздо интереснее факты, связанные с реальной жизнью,

возможность использования современных информационных технологий.

Проект реализуется во внеурочное время, а представление результатов

происходит на уроке с приглашением администрации и студентов других

групп.

Так, мы с ребятами занимались изучением тем: «Знаменитые ученые

России на карте мира», «Древний Муром, как туристический центр»,

«Современность и таблица Менделеева», «Голубая кровь».

Исследовательская

деятельность,

реализуемая

мною

во

внеурочной

деятельности, носит разнообразный характер: обучающимися проводились

исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания

(«Плюсы и минусы поваренной соли», «Экологические маркировки»).

Я считаю, что в учебном заведении среднего профессионального

образования необходимо создавать и поддерживать пространство для

внеурочной деятельности студентов. Внеурочная работа по предмету и

учебная деятельность представляют одно неразрывное целое. Если молодой

человек испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, он может

этот опыт перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой

успех даст ему чувство уверенности в своих силах, а это предполагает и

коренное изменение его образовательного потенциала.

Таким образом

обучающиеся лучше формируют свое социальное пространство, расширяют

кругозор и как следствие определяют свое направление в профессиональной

деятельности.



В раздел образования