Автор: Клюева Марина Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Школа №69 "Центр развития образования"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Компьютерные деловые игры в экономическом образовании школьников
Раздел: дополнительное образование
Компьютерные деловые игры в экономическом образовании школьников
В условиях рыночной экономики и самостоятельной экономической
деятельности людей возрастает значение практического интеллекта у молодежи,
т.е. таких качеств как предприимчивость, рациональность, умение быстро и
оперативно решать возникающие задачи, предвидеть последствия тех или иных
решений и действий. Успешно развивать эти качества позволяет синтез
традиционных форм обучения экономике (лекции, беседы, практические занятия)
и современных информационных технологий (мульти-медиа учебники, задачники,
телекоммуникационные средства, компьютерные экономические игры и др.).
И
спользование активных методов обучения, современных информационных
технологий
является
важнейшей
составляющей
методического
подхода
к
экономическому образованию школьников.
Особое внимание уделяется
компьютерным
экономическим
играм.
Они
особенно
эффективны,
так
как
позволяют моделировать разнообразные экономические ситуации, использовать
модельное, а не реальное время, возвращаться к ранее пройденным ситуациям.
Учащийся становится активным участником воспроизводимых в игровой форме
событий, что позволяет выработать массу полезных навыков и приумножить свой
практический опыт. Благодаря сочетанию познавательных, развлекательных
качеств и элементов состязательности, игры возбуждают интерес к учебе,
обеспечивают добровольное усвоение экономических знаний и приносят большое
удовольствие от процесса обучения.
Многолетний опыт эффективного применения компьютерных экономических
игр в обучении позволил сформулировать основные принципы, которым игры
должны удовлетворять.
1) Для проведения игр требуется 1 компьютер, который служит для ввода
решений всех участников игры и моделирования определенной экономической
ситуации. При этом учитывается взаимное влияние участников друг на друга,
ведется промежуточный контроль, сопоставимы конечные результаты, можно
проанализировать причины победы одних и поражения других.
2) Игры имеют тематическую направленность и могут быть использованы в
качестве 3-4 занятий по экономике.
3) Игры проходят по следующей схеме. Игроки анализируют ситуацию и
принимают решения, решения вводятся в компьютер и после работы модели
каждый игрок получает отчет о результатах своей деятельности и некоторые
сведения о конкурентах. При запуске игры возможна установка новых стартовых
условий (параметров). Это позволяет моделировать различные экономические
ситуации. Подобные модели помогают разобраться в любой аналогичной задаче
из реальной жизни без ненужного риска и при минимальных затратах.
Опыт использования компьютерных экономических игр в обучении
позволяет
сделать
следующие
выводы:
в
сочетании
с
соответствующим
теоретическим материалом деловая игра
позволяет
не
только
усвоить и
закрепить полученные знания, но и выработать свою стратегию поведения в
данной ситуации, апробировать ее и тем самым приумножить свой практический
опыт; игра позволяет выработать массу полезных навыков и кроме очевидной
пользы приносит большое удовольствие от процесса обучения и общения.
Список литературы:
1. Экономика. Углубленный уровень. В 2 книгах
Киреев А.П.
10–11
Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
2. Экономика. Углубленный уровень. В 2 книгах
Иванов С.И., Линьков А.Я.,
Скляр М.А., Табачникас Б.И., Михеева С.А., Шереметова В.В.; под ред. Иванова
С.И., Линькова А.Я. 10–11
Общество
с
ограниченной
ответственностью
Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
3. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Решения задач по экономике. От
простых до олимпиадных. М. «Вита-Пресс», 2009.
4. Алешковский И.А., Картаев Ф.С. Математика в экономике, М.: МАКС Пресс,
2009.
5. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр.//Сб. «Деловые
игры в мире». Ред.Жукова Р.Ф., Бирштейн М.М., т.1, 1992.
6. Сапунцов В.Д. Компьютер в экономическом образовании. – М.: «Новый век»,
2009.