Напоминание

Проектная деятельность в обучении физике


Автор: Воробьева Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "БМТ"
Населённый пункт: город Болохово, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в обучении физике
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Воробьева Елена Александровна – преподаватель

Аннотация:

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового

поколения

требует

использования

в

образовательном

процессе

технологий

деятельностного

типа,

методы

проектно-исследовательской

деятельности

определены как одно из условий реализации основной образовательной программы

среднего профессионального образования, на основе требований к структуре и

результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения

основной образовательной программы основного общего образования. Тема статьи

обусловлена ее методологической

значимостью и

рассмотрена

на примере

общеобразовательной дисциплины «Физика».

Современный

этап

развития

среднего

профессионального

образования

характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки

кадров.

Обновление

содержания

среднего

профессионального

образования

обеспечивает его интеллектуализацию и гуманизацию, развитие вариативности и

гибкости

образовательных

программ,

расширение

профиля

подготовки

и

повышение профессиональной мобильности специалистов.

В

настоящее

время

развитие

среднего

профессионального

образования

осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и

социально-экономическом

развитии

России,

таких,

как

изменения

в

сфере

занятости; возрастание требований общества к качеству и конкурентоспособности

человеческих ресурсов.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития

экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах

среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к

компетентности.

Поэтому современный образовательный процесс заключается не только в том,

чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих

специалистов, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам и

средствам

самостоятельного

добывания

знаний.

Формировать

умения,

самостоятельно пополнять знания, уметь ориентироваться в стремительном потоке

информации — это одно из направлений совершенствования качества подготовки

специалиста.

Развитию

творчества

способствует

активная

роль

обучающихся

при

проведении нетрадиционных видов занятий: уроков-конкурсов, бинарных уроков,

олимпиад, деловых, имитационных и ролевых игр.

Применение современных технологий обучения позволяет сделать методику

преподавания «адресной», а значит, в конечном счете, процесс обучения более

дифференцированным.

Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих

способностей

является

проектно-исследовательская

работа

преподавателя

и

обучающегося.

«Метод проектов - дидактическое средство активизации познавательной

деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных

личностных качеств. В основе метода проектов лежат познавательная активность

ребенка, проблематизация учебного материала, связь обучения с жизненным

опытом ребенка, организация обучения как деятельности. Использование данного

метода позволяет отойти от авторитарного стиля обучения и переориентирует

работу

учащихся

на

самостоятельность,

на

приоритет

деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера» (Дж. Дьюи)

Проектная деятельность преподавателей станет более эффективной, если у них

будет сформирован уровень научно-теоретической и методологической культуры.

Известно,

что

педагог-практик

и

педагог-исследователь

по-разному

строят

образовательный процесс. По мнению ученых, практик использует науку как

методическую опору, а преподаватель-исследователь, кроме того, создает ее в ходе

исследовательской работы и изменяет ее в учебном курсе, учитывая полученные

результаты.

Для этого преподаватель должен создать комплекс практического обучения как

интегрирующее звено подготовки специалиста на уровне профессиональной

деятельности.

Результаты творческой, поисковой, исследовательской работы во многом

зависят от мотивации обучающихся. Сегодня на первый план выходят такие

перспективные стимулы, как возможность после окончания техникума занять

достойное место в жизни, реализовать свои способности, занять приемлемую нишу

на рынке труда. И мысль о том, что развитие творчества будет этому

способствовать,

заставляет

обучающихся

изменить

отношение

к

проектно-

исследовательской работе.

Последовательность поисковой, исследовательской работы можно представить

следующим образом:

- определение актуальности проблемы;

- определение цели, объекта и метода поиска и исследования, этапность

работы;

- анализ полученных результатов, их соотношение с целями, задачами поиска

исследования.

Здесь возрастает роль преподавателя. Его деятельность является одним из

факторов

личностно-ориентированного

обучения,

направлена

на

развитие

аналитических способностей, а в конечном итоге — на улучшение освоения

обучающимися учебного материала в соответствии с ФГОС.

В проектной деятельности обучающихся по дисциплине «Физика» я выделяю

четыре этапа: планирование (подготовка), аналитический этап, этап обобщения

информации, этап представления полученных результатов работы над проектом

(презентация).

Рассмотрим этапы планирования на примере проекта «Почему запрещающие

знаки

красного

цвета?»

выполненного

обучающимся

1

курса

обучения

специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и

агрегатов автомобилей»

На этапе планирования (подготовка) обучающемуся предлагался сделать выбор

темы исследования.

При предложении темы стараюсь придерживать следующим задачам:

- тема должна быть интересна;

- тема должна быть выполнима, решение ее должно быть соответственно

специальности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки,

соответствующие полученным знаниям;

- тема может быть распространённой, но с элементами неожиданности при ее

раскрытии.

Обучающийся выбрал тему «Почему запрещающие знаки красного цвета?»,

потому что данная специальность подразумевает знание знаков дорожного

движения, в том числе запрещающих.

Аналитический этап начинается с постановки целей и задач проекта: Что и для

чего мы будем делать?

Цели:

1. Узнать, что такое цвет.

2. Влияние цвета на человека.

3. Почему знак опасности – красный.

4. Исследование знака “STOP”.

Задачи:

1) Изучить теоретические аспекты влияния красного цвета на человека.

2) Исследовать запрещающий знак «STOP».

Этап обобщения информации:

1) литературный обзор (реферативный поиск информации, согласно целям и

задачам);

2) исследовательская часть:

- История происхождения знака STOP по форме и цвету;

- Форма знака STOP;

- Цвет знака "STOP";

- Почему цвет дорожных знаков "STOP" красный?

- Знак «STOP» в Российской Федерации;

- Анализ дорожной ситуации г. Киреевск и Киреевского района (место

жительства обучающегося)

Этап

представления

полученных

результатов

работы

над

проектом

(презентация).

При подготовки презентации обучающийся, по рекомендации

руководителя проекта, придерживался следующим правилам.

Правило 1. Содержание должно быть структурировано.

Содержание презентации должно быть четко структурировано: стройность и

логичность изложения позволяют слушателю не потеряться в презентации. Это

относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый

новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно

подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли

построена презентация, — быстро прочитать только заголовки. Если после этого

станет ясно, о чем презентация — значит, структура построена верно.

Правило 2. Краткость — сестра убедительности

Оптимальным объемом презентации считается 24 традиционных слайда, если

презентация умещается в 16 слайдов — еще лучше, ну а 12 и менее слайдов — это

то, что редко встречается и крепко запоминается.

Правило 3. Меньше текста.

Весь ненужный текст следует оставить

для устного выступления, и в

презентации заменить его иллюстративным материалом: графиками, картинками и

т.д. (рисунки 1, 2, 3)

Рисунок 1 – Слайды презентации №№ 1-6

Рисунок 2 – Слайды презентации №№7-12

Рисунок 3 – Слайды презентации №№ 13-16

В

ходе

проектной

деятельности

обучающихся

у

них

развиваются

исследовательский стиль, широта и глубина мышления, гибкость ума, самостоятель-

ность, критичность.

Приобретенные навыки творческой, исследовательской работы помогут им

быстро адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволят им повышать

профессиональный уровень, совершенствоваться, саморазвиваться, и зажгут, по

словам К.Д. Ушинского, «в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не

может быть ни достойной, ни счастливой».



В раздел образования