Автор: Татьяна Игоревна Байнова
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: Красноярский край город Норильск район Талнах
Наименование материала: статья
Тема: Роль концертмейстера в развитий чувства ритма у детей по хореографии
Раздел: дополнительное образование
Роль концертмейстера в развитии чувства ритма у детей на занятиях по
хореографии
Выступление концертмейстера Байновой
Татьяны Игоревны на МО по хореографии,
13.02.2024
Ритм, пульсация, движение, темп, действие – по сути своей характеристики одно
и тоже. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства
не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него
будет страдать «музыкальная культура». Разнообразная музыкальная деятельность
является одним из условий всестороннего развития ритмических способностей у
учащихся.
Ритм – чередование и соотношение различных музыкальных звуков и акцентов.
Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, следовательно, и характер танца.
Ритм в хореографии – это закономерное чередование движений человеческого
тела, один из основных выразительных элементов танца. Выразительность хореографии
находится
в
зависимости
от
ритмических
соотношений
отдельных
движений.
Несоблюдение конкретного ритмического рисунка и несовпадение ритма музыки и
танца, является грубой ошибкой постановщика.
Темп – скорость исполнения произведения, определяющая длительность всего
произведения и его частей и отдельных звуков, отсчитывается количеством ударов в
минуту. Чем короче промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп.
Чувство темпа проявляется в умении сохранять первоначально установленную скорость
движения на протяжении всего произведения.
Ясная
ритмическая
определенность,
повторность
какой-либо
характерной
ритмической формулы, является важнейшей особенностью танца и его музыкального
сопровождения. При этом ритм не только организует движения танцующих людей, но и
обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в
создании художественного образа.
Ритму танца всегда придавалось особое значение. Каждый танец имеет свой ритм
и эту разницу можно проследить на примере различных танцев народов мира.
Дети изучающие танцы различных национальностей, они развивают свое чувство
ритма. Даже если они танцуют современные танцы, они различны по своему
ритмическому рисунку, и это тоже способствует развитию их ритмичности.
В
нашем
коллективе
я,
концертмейстер,
принимаю
активное
участие
в
образовательном процессе,
начиная с того момента, когда дети пришли к нам в
коллектив, буквально с первых занятий начинается работа над темпо-ритмом. Для этого
мы используем самые простые приёмы: хлопки, притопы. Учимся с учащимися
прохлопывать музыкальные фрагменты, сначала коллективно, потом это делает каждый
по-отдельности. Однако, столь простые, на первый взгляд, действия далеко не у всех
получаются сразу и требуют внимания, сноровки, быстроты и точности реакции.
1
Ритм двухдольного такта – основа начального ритмического обучения. Под него
подбирается специально музыкальный материал (как правило, это детские произведения
или детские песенки). В дальнейшем, по мере освоения простых ритмических рисунков,
материал усложняется. Но даже на первоначальном этапе каждый обучающийся не
только исполняет заданный ритм, но придумывает и свой. Это стимулирует развитие
творческих способностей, интереса к занятиям.
На занятиях с детьми мы с педагогом проводим разнообразные игры и
упражнения, например, в исполнение разнообразных ритмов может проходить в форме
игры «Ритмическое эхо». Сначала ритм задает концертмейстер, постепенно его роль
переходит к одному из наиболее способных детей, и, наконец, любой учащийся может
импровизировать ритмы сам, который другие дети по принципу «эха» будут повторять.
Постепенно в игру вводятся дополнительные элементы – изменения динамики, темпа.
Чтобы воспитанники были всегда задействованы в этом процессе, я прошу каждого
давать свою оценку выступающему (тот, кто повторяет ритмический рисунок). Это
способствует тому, что каждый ребенок участвует в данном действе, он не отвлекается,
ему
приходится
думать
над
тем,
а
правильно
ли
прохлопал
или
простучал
выступающий?
Появляется
элемент
состязательности.
Постепенно
задания
усложняются.
На занятиях в нашем ансамбле немаловажное значение уделяется партерной
гимнастике, особенно у воспитанников младших групп. И вот здесь мы используем
очень часто еще один приём «музыкальную паузу», где вместе с учащимися слушаем
музыку, определяем ритм, размер, жанр. Попутно рассказываю детям о композиторах,
чьи произведения они прослушали.
Например, дети сидят на гимнастических ковриках. Ноги находятся в положении
«книжечка», или «лягушка» (в это время идёт и растяжка мышц и одновременно
обучение детей). Я наигрываю музыкальные отрывки из разных музыкальных жанров,
предварительно ознакомив детей с 3 китами в музыке на предыдущих «музыкальных
паузах». Задача детей – определить, в каком жанре звучит музыкальный отрывок (вальс,
танец или марш). После того, как они прослушают это произведение, учащимся ставится
задача - определить к какому жанру относится данный отрывок. Когда они определяют
(иногда с моей подсказкой), то я им рассказываю об авторе (ах), истории создания
прослушанного произведения.
Таким образом, музыкальная пауза на занятиях хореографии это:
- смена видов деятельности;
- отдых;
- обучение;
- побуждение к мышлению.
Много времени уходит на то, чтобы найти «правильный» музыкальный материал.
Подобранное музыкальное сопровождение должно отличаться несложным тональным
планом,
метрической
однородностью,
интонационно-ритмической
ясностью
и
простотой, сугубо квадратной структурой в пределах восьми или шестнадцати-
тактового периода повторного строения с четким делением на симметричные
2
предложения и фразы. Повторность и квадратность в музыкальном материале
обусловлена структурными особенностями танцевальных движений и состоящих из них
комбинаций.
При
подборе
музыкального
материала
важно
учитывать
возраст
обучающихся. На занятиях у детей младших классов наряду с классической музыкой
должны звучать произведения доступные их восприятию (музыка из мультфильмов,
детские песни, обязательно образцы народной музыки). На занятиях у детей среднего и
старшего возраста добавляется музыка советских и современных композиторов, идет
обновление
и
усложнение
музыкального
материала.
Благодаря
яркой
музыке
обогащается их эмоциональная сфера, расширяется музыкальный кругозор, повышается
общая культура воспитанников.
С детьми второго и последующих годов обучения мы используем ещё одну
наработку, которую дети принимают «на ура». Всем известна телепередача «Угадай
мелодию». По аналогии с ней я опробовала на своих учащихся новое упражнение под
названием «Угадай темп». Включается запись музыки, детям дается некоторое время на
прослушивание, а потом они должны, с ранее выученным и отработанным на многих
занятиях движением, исполнить его по «диагонали». Следующий ребенок проделывает
тоже самое, но только уже под другую (что очень важно) музыку и с другим темпом.
Что мы получаем на выходе:
- Дети начинают думать и вслушиваться в музыку;
- Растет музыкальный багаж прослушанной музыки;
- Происходит знакомство с разными музыкальными стилями и жанрами;
- Появляется интерес и азарт;
- Дети становятся более музыкальными, ритмически более цепкими и лучше
справляются с темповыми трудностями.
В нашей жизни музыка занимает значительную часть. В музыке существуют
разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у
человека должна быть развита «музыкальная культура». Песня, танец, марш, затем
«песенность», «танцевальность», «маршевость» в любом виде музыки – вот нить,
ведущая к вершинам мирового музыкального искусства. Изучение этих форм музыки
должно лежать в основе ритмического воспитания.
Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой
жизненный процесс. Ощущение ритма – природная особенность человеческого
организма, и это ощущение присуще ребенку с первых дней его жизни.
3