Автор: Гришаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья-презентация
Тема: Алгоритм работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование
Гришаева Оксана Александровна
Алгоритм работы над сочинением
на ЕГЭ по русскому языку
Задание с развёрнутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста.
Задание, являясь заданием базового уровня сложности, проверяет сформированность у
экзаменуемых следующих умений:
1.
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
2.
комментировать одну из проблем, поставленных в исходном тексте;
3.
выражать и обосновывать отношение к позиции автора текста по заявленной проблеме;
4.
формулировать и обосновывать собственное мнение;
5.
последовательно и логично излагать мысли;
6.
использовать в речи лексическое богатство языка и разнообразные грамматические
конструкции;
7.
оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными,
грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка;
8.
учитывать в процессе письма этическую составляющую и фактологическую
9.
точность оформления высказывания.
Композиция сочинения:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (2 примера- иллюстрации + пояснение
+ анализ связи)
3 абзац: авторская позиция
4 абзац: собственная позиция + обоснование собственной
позиции
5 абзац: заключение (вывод)
Абзац –индивидуально-авторское членение текста
I
Содержание сочинения
К 1
Формулировка проблем исходного текста
(проблемный вопрос)
1 балл
К 2
Комментарий к проблеме исходного текста
2 примера-иллюстрации + пояснение к каждому из примеров + связь
3 балла
Указания к оцениванию.
1.Если
экзаменуемый
при
комментировании
проблемы
исходного
текста
привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример- иллюстрация
не засчитывается.
2.Если
экзаменуемый
при
комментировании
проблемы
исходного
текста
только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными
примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ 27 (ЕГЭ 2024)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ 27 (ЕГЭ 2024)
3К
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста
(ответ на проблемный вопрос)
1 балл
4К
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
1 балл
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
сформулировано и обосновано.
Указание к оцениванию.
Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для
которого служит жизненный, читательский или историко-культурный
опыт экзаменуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ 27 (ЕГЭ 2024)
II
Речевое оформление сочинения
К 5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
2 балла
К 6
Богатство речи
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием
грамматического строя речи.
1 балл
III
Грамотность
К 7
Соблюдение орфографических норм
3 балла
К 8
Соблюдение пунктуационных норм
3 балла
К 9
Соблюдение грамматических норм
2 балла
К 10
Соблюдение речевых норм
2 балла
К 11
Соблюдение этических норм
1 балл
К 12
Соблюдение фактологической точности
1 балл
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12)
21 балл
Композиция сочинения:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (2 примера- иллюстрации + пояснение
+ анализ связи)
3 абзац: авторская позиция
4 абзац: собственная позиция + обоснование собственной
позиции
5 абзац: заключение (вывод)
Абзац –индивидуально-авторское членение текста
Алгоритм работы над сочинением
Шаг 1: проблема + позиция автора
Сформулируйте проблему и позицию автора по этой
проблеме.
Ошибки в формулировке проблем
исходного текста
Перевод проблемы в узкий план
Неоправданное расширение
проблемы
«Автор посвящает свой текст проблеме
осени»
«Автор, рассказывая о случае из жизни
человека, показывает нам борьбу Зла и
Добра»
«Автор в своём тексте поднимает проблему
Москвы»
«Случай, который показывает нам В. Катаев,
раскрывает глубокую нравственную
проблему, которая была и есть актуальна»
«Автор повествует нам о проблеме побега с
урока химии».
«О чём этот текст? Только ли о войне? Нет,
этот текст о нас с вами, о нашем времени, о
том, что мир прекрасен, а красота его
нерушима»
От позиции автора к проблеме
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Переформулируйте проблему в виде повествовательного/вопросительного предложения
Проблема понимания творчества.
Кого можно считать творцом?
Проблема определения одарённости.
Какова роль детства в жизни
человека?
Проблема проявления
любви к родной природе.
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Переформулируйте проблему в виде повествовательного/вопросительного предложения
Проблема понимания творчества.
Какую деятельность можно считать
творчеством?
Проблема определения творца.
Кого можно считать творцом?
Проблема определения одарённости.
Все ли люди наделены талантами?
Проблема роли детства
в жизни человека.
Какова роль детства в жизни
человека?
Проблема проявления
любви к родной природе.
Как проявляется любовь
к природе?
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Отредактируйте
предложения,
в
которых
заявлена
формулировка
проблемы
исходного текста:
1) В тексте по К.Г. Паустовскому описывается проблема о влиянии музыки на
образ мыслей и чувств человека. -
2) Проблема этого текста в том, что у человека всегда наблюдались тяги к по-
знаниям окружающего мира. -
3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблема
поиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. -
4) Проблема человеческого равнодушия, о которой повествуется в тексте Львова
Сергея Львовича, является очень актуальной и поэтому выбрана мною для
комментариев. –
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Отредактируйте
предложения,
в
которых
заявлена
формулировка
проблемы
исходного текста:
5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, - это проблема
нравственного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. -
6) Какое значение имеет книга в жизни человека? Такова проблема,
изложенная в данном тексте. -
7) В тексте по В. Никляеву затрагивается проблема отсутствия
способности радостного восприятия окружающего мира. -
8) Какую пользу оказывает чтение в обогащении кругозора человека? Этот
во прос интересует автора текста, предложенного для анализа. -
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Соотнесите проблему и позицию автора
проблема
позиция автора
Проблема роли детства в жизни человека. (Какова
роль детства в жизни человека?)
Чтение книг развивает у человека воображение,
помогает ему определиться с выбором жизненного
пути.
Проблема проявления любви к родной природе.
(Как проявляется любовь к природе?)
Воображение переносит человека
в разные места и эпохи, позволяя ему предаться
мечтаниям, помогает ему определить дальнейший
жизненный путь, сформировать у него
представление о будущем.
Проблема значения книг в формировании
жизненных ценностей. (Какова роль книги в
формировании личности?)
Детские годы формируют личность человека, его
мировоззрение.
Проблема влияния воображения на
формирование личности. (Как воображение
влияет на формирование личности?)
Любовь к природе, к родному краю проявляется в
умении видеть их красоту, чувствовать гармонию
окружающего мира.
Приемы
работы
над
формулировкой
проблемы
текста
Соотнесите проблему и позицию автора
проблема
позиция автора
1. Проблема роли детства в жизни человека.
(Какова роль детства в жизни человека?)
1. Детские годы формируют личность человека,
его мировоззрение.
2. Проблема проявления любви к родной природе.
(Как проявляется любовь к природе?)
2. Любовь к природе, к родному краю
проявляется в умении видеть их красоту,
чувствовать гармонию окружающего мира.
3. Проблема значения книг в формировании
жизненных ценностей. (Какова роль книги в
формировании личности?)
3. Чтение книг развивает у человека
воображение, помогает ему определиться с
выбором жизненного пути.
4. Проблема влияния воображения на
формирование личности. (Как воображение
влияет на формирование личности?)
4. Воображение переносит человека
в разные места и эпохи, позволяя ему
предаться мечтаниям, помогает ему определить
дальнейший жизненный путь, сформировать
у него представление о будущем.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Алгоритм работы над сочинением
Шаг 2: комментарий
Комментарий – это анализ текста под углом рения сформулированной
проблемы. В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на
вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному
ответу (позиции автора).
Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной
проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями,
интерпретациями учащегося.
Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это
означает?
Алгоритм работы над комментарием
■
выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
■
отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для
двух примеров-иллюстраций;
■
написать пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как
данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
■
выявить связь между примерами-иллюстрациями:
■
объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять
авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного
текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в
указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного
текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в
указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.
Алгоритм работы над сочинением
Шаг 2: комментарий
Анализ смысловой связи между
примерами - иллюстрациями
Проанализировать связь между примерами -
иллюстрациями означает раскрыть сущность этих
смысловых отношений: в чем смысл этого
противопоставления, какие качества героев
выявляются в сравнении и т.д.
Анализ смысловой связи между примерами - иллюстрациями
Анализ смысловой связи между примерами - иллюстрациями
Противопоставление
1.Противопоставляя, эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет
подчеркнуть…
2.С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
3.Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает
рассуждение более объективным и убедительным.
Сравнение
1.Сравнивая этих героев, мы видим…
2.Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
3.Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос,
автор показывает…
4.Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность
(неоднозначность) ситуации…
Анализ смысловой связи между примерами - иллюстрациями
Причина-следствие
1.Приведенные примеры показывают причины и следствия поступков
героя…
2.Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых
событий…
3.Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…
Определение понятия
1. Автор пытается определить значение слова «…» (раскрыть содержание
понятия «…»).
2. Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия
«…»
3. Эти примеры позволяют лучше понять значение слова «…»
ДВА БОГАЧА
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из
громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание
детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и
умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об
одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-
племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши
гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку
посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко
Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878