Автор: Жилионис Ольга Николаевна
Должность: педагогог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дворец творчества детей и молодежи" г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие эмоциональной и нравственной сферы детей в детском театре
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
города Воркуты
Развитие эмоциональной
и нравственной сферы детей
в детском театре
(методическая рекомендация
для педагогов дополнительного образования)
Автор:
педагог дополнительного образования
Жилионис Ольга Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение………………………………………………………………………………3
2.
Необходимые теоретические сведения……………………………………………4
Классификация эмоций
Функции эмоций…………………………………………………………………….7
Значение эмоций в нравственном развитии……………………………………..7
3.
Практическая часть…………………………………………………………………8
Диагностика…………………………………………………………………………..8
Практические задания и упражнения…………………………………………….8
Мониторинг…………………………………………………………………………..18
4.
Заключение……………………………………………………………………………20
5.
Список литературы…………………………………………………………………..21
6.
Приложения………………………………………………………………………22-34
2
1.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой коллектив творческого
объединения театр кукол «Сказка» является эстетическое и нравственное воспитание
подрастающего поколения, развитие у детей художественного вкуса и творческих
способностей. Решение этой задачи подразумевает под собой изучение и вмешательство в
самую тонкую сферу ребенка – в сферу чувств, в эмоциональная сферу. А занятия в театре
вообще, и в театре кукол в частности, подразумевают взаимодействие педагога и
воспитанника именно на уровне чувств и эмоций. Как же найти в каждом ребенке эти
самые тонкие струны-чувства, как заставить ребенка воспринимать окружающий мир
чувствами, чтобы потом выражать их при помощи элементов воплощения, как, наконец,
научить управлять своей эмоциональной сферой?
Нравственность…. В наше время насаждаемого СМИ беззакония и насилия очень
трудно говорить о нравственности, о высоконравственной личности. Дети на каждом шагу
сталкиваются с жестокостью и лицемерием взрослых, с падением человеческих и
национальных ценностей. Но мы должны стремиться к тому, чтобы они осознавали себя,
как личность, способную что-то изменить в этом мире, начиная с себя. Поэтому театр
кукол «Сказка» (да и любой творческий коллектив) должен быть местом, где
соблюдаются
общечеловеческие
нравственные
нормы,
где
нет
места
лжи
и
несправедливости, где царят порядочность, честность и доброта. Как это сделать?
Такие вопросы стоят перед каждым педагогом, который создает творческий
коллектив. Стояли и стоят они и перед авторами данной методической рекомендации, в
которой обобщен весь их многолетний опыт работы.
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать и понимать, что такое есть
эмоциональная сфера человека, как эмоции влияют на нравственное развитие ребенка,
возможно ли педагогическое воздействие и прогнозируем ли результат. Кроме того, надо
владеть методикой воздействия на эмоциональную сферу, знать и использовать различные
технологии
эмоционального
развития.
И,
конечно,
нужно
постоянно
проводить
мониторинг с целью отслеживания результатов.
Данная методическая рекомендация разработана с целью упрощения работы педагогам.
Здесь предложены некоторые теоретические сведения, даны опробованные упражнения и
комплексы упражнений, тесты и анкеты для проведения диагностики и мониторинга.
2.
НЕОБХОДИМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
3
Эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную) отражают значимость внешних и
внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. того, что его волнует.
Эмоции – это переживание человеком своего отношения к чему либо ( к наличной или
будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). То есть термин «эмоция»
означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям жизни.
Понятием «эмоция» иногда определяют целостную эмоциональную реакцию личности,
включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические
физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таких
случаях говорят об эмоциональном состоянии человека. Эмоции человека имеют особую
глубину, множество оттенков и сочетаний. Очень часто как синонимы употребляют
понятия «эмоции» и «чувства», хотя они и отличаются друг от друга. Эмоция – более
простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувство – более сложное,
постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в
эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то,
имеющему для нас постоянную мотивационную значимость.
Классификация эмоций
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это
так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психологические процессы и
состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными
переживаниями.
Настроение – длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение
может длиться очень долго – неделями, месяцами. У каждого человека есть так
называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения.
Аффекты – эмоциональные состояния, противоположные настроению. Это особо
выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в
поведении человека. Аффекты – бурные, кратковременные эмоциональные вспышки,
которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх,
радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию. Аффект
возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но
оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного
потрясения. Одним из распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.
Страсть – это стойкое, все охватывающее чувство, которое вызывает стремление к
активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую
энергию.
4
Высшие чувства – чувства, присущие только человеку (нравственные – отношения
человека к другим людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе;
интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной и творческой
деятельности; эстетические – их источником являются природа и произведения
искусства).
Каждый из названных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою
очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например, по следующим:
интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям
возникновения
и
исчезновения,
воздействию
на
организм,
динамике
развития,
направленности, по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по
нейрофизиологической основе.
Эмоции делятся на стенические и астенические. Первые активизируют организм,
поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на
низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события,
люди и т.д.).
Начиная со времени Аристотеля, предпринимаются попытки определить количество и
виды эмоциональных проявлений. Представители древнегреческой философии выделяли
четыре основных страсти: желание и радость, печаль и страх. У Р. Декарта их уже
шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость
и печаль. Попытки дать
универсальную классификацию эмоций требовали вычленения критериального основания.
Наибольшее число эмоций имеет место у В. Вундта, который рассчитывал более 50 тыс.
оттенков эмоционального тона ощущений. В отличие от него Э. Титченер называл
только два вида эмоциональных ощущений: удовольствие и неудовольствие. И. Кант
также сводил все эмоции к двум группам: эмоции чувственные
(сексуальные) и
интеллектуальные.
Оригинальная классификация эмоций была предложена Т. Брауном, который разделил
эмоции по временному признаку. Все эмоции были разделены на ретроспективные и
проспективные.
В классификации Рида в качестве основания было взято отношение к источнику
действия. Им было выделено три группы эмоций:
1)
Инстинкты, привычки (им свойственно механическое начало).
2)
Аппетит, желание, аффектация (эмоции животного начала).
3)
Самолюбие и долг (эмоции с рациональным началом).
Можно было бы приводить примеры и иных классификаций эмоций. Однако, следует
сказать, что ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и
5
не стала эффективным средством их дальнейшего изучения. П.В. Симонов в основу
классификации эмоций положил вид контакта живых существ, выделив эмоции,
связанные
с
контактным
взаимодействием
субъектов,
либо
с
дистанционными
действиями. К контактным он относил наслаждение, удовольствие, безразличие,
отвращение, страдание. А к дистанционным – восторг, счастье, радость, спокойствие,
печаль, горе, отчаяние, бесстрашие, смелость, уверенность, тревога, страх, ужас,
настороженность, торжество, воодушевление, бодрость, невозмутимость, негодование,
нетерпение, гнев, ярость, бешенство и др. Эта классификация, как и предыдущие, мало
способствовала пониманию диапазона эмоциональных проявлений. Позже П.В. Симонов
пытается найти основания для своей классификации эмоций. В качестве таковых были
взяты отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с субъектами,
способными удовлетворить имеющуюся потребность. В результате им были выделены
следующие четыре пары базисных эмоций: удовольствие – отвращение, радость – горе,
уверенность – страх, торжество – ярость. Но эта классификация также была признана
несовершенной.
Наиболее принятой может считаться классификация эмоций, основанная на их связи с
потребностями. Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей, эмоции были
разделены
на
первичные
(базовые)
–
радость,
страх
и
др.,
и
вторичные
(интеллектуальные) – интерес, волнение и др.
Широкую популярность в профессиональном психологическом сообществе приобрела
классификация эмоций, предложенная Б.И. Додоновым. В его классификации названы те
эмоции, в которых чаще всего испытывает потребность человек, и которые придают
непосредственную ценность самому процессу его деятельности. Классификация Б.И.
Додонова касается только «ценных» эмоций. Основу этой классификации составляют
потребности и цели, то есть мотивы, которым служат те или иные эмоции. В его
классификации 10 видов эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические
(от лат.
gloria
– слава),
практические,
пугнические
(от лат.
pugna
– борьба),
романтические,
гностические
(от
греч.
gnosis
–
знание),
эстетические,
гедонистические, акизитивные (от франц. acquisition – приобретение).
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в
форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного
отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической
деятельности
Функции эмоций
6
Эмоция имеет широкий спектр действия, определяя социальное функционирование
человека. Эмоции также оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой
им деятельности. Можно сказать, эмоции выполняют особую роль в жизнедеятельности
человека. Прежде всего, это касается их отражательного оценочной и управляющей ролей,
которые дают субъективную окраску всему происходящему вокруг нас и в нас самих.
Управляя поведением и деятельностью человека, эмоции выполняют разнообразные
функции:
защитную (предупреждают
человека
об
опасности);
мобилизующую
(способствуют сохранению и направлению резервов человека в нужном направлении);
санкционирующую, переключающую, дающую разрешение идти на контакт с объектом
или субъектом или нет; компенсаторную (возмещают информацию, недостающую для
принятия решения или вынесения суждения);
экспрессивную и коммуникативную
(помогают передавать информацию и высказывать свое отношение к ней, а также влиять
на
субъект
восприятия
эмоционально-выразительных
движений);
регулятивную
(регулируют процессы познания); сигнальную (сообщают с помощью вербальных и
невербальных средств, помогают предупредить агрессию, распознать потребности и
состояния у других субъектов);
оценочную
(оценивают ход деятельности и ее
результатов);
подкрепляющую,
стабилизирующую
(закрепляют
рациональное
поведение и сохранение в памяти совершенных ошибок), которые часто совмещаются
друг с другом. Эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм
удержания жизненных процессов в оптимальных границах и предупреждения от
разрушительного воздействия тех или иных жизненно значимых факторов (П.К. Анохин).
Значение эмоций в нравственном развитии
Эмоции играют не только позитивную, но и дезорганизующую роль. Известна
дезорганизующая роль страха, который может нарушить поведение человека, связанное с
достижением какой-либо цели, злости, когда человек стремится достичь цели, повторяя
действия не приводящие к успеху.
Мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение
окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой
вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках
предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое,
мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря
воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т.д. Может, легко было
бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и
ненависти. В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и
7
предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Для
того, чтобы убедиться в этом достаточно представить себе человека, лишенного
эмоциональной жизни. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой
деятельности и, особенно в художественном творчестве.
В
каждом
обществе
существуют
нормы
выражения
эмоций,
отвечающие
представлениям
о
приличии,
скромности,
воспитанности.
Избыток
мимической,
жестикулятивной
или
речевой
выразительности
может
оказаться
свидетельством
недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как
проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение,
которое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, чопорность,
холодность, невозмутимость.
Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния,
взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь
необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами
позволяющими различать свойства и состояния партнеров.
3.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Диагностика
Диагностика необходима и в начале, и в процессе обучения. И, конечно,
1.
Диагностика «Волшебная страна чувств» (Приложение 1).
Данная диагностика (как и одноименная программа) рекомендована детям от 5 до 13 лет и
используется в театре кукол «Сказка» на первом году обучения.
2.
Цветодиагностика (Приложение 2).
Рекомендована на протяжении остальных лет обучения.
3.
Тест «Балл по поведению» (Приложение 3).
Проводится на третьем году обучения.
4.
Диагностика «За что вас любят» (Приложение 4).
Проводится на третьем и последующих годах обучения.
Практические задания и упражнения
1.
Программа «Волшебная страна внутри нас» (Приложение 1).
2.
Упражнения по сказкотерапии:
Подготовка
к
занятиям
(можно
использовать
перед
занятиями
по
сценической речи и актерскому мастерству):
а) расслабление по контрасту с напряжением:
8
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением группам
привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи,
лица). Контрастными парами могут быть слова: твердый – мягкий, сильный – слабый,
холод – тепло, сосулька – водичка, движение – сон, страх – доверие, злой – добрый и т.п.
Используются следующие варианты упражнений:
- детям предлагается максимально напрячь сделать твердыми пальцы рук («коготки
тигра») и подержать их в таком положении, затем предлагается расслабить пальцы,
свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (контроль педагога);
- детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым,
почувствовать напряжение в мышцах лица, затем расслабить лицо, сделать его добрым,
спокойным (самоконтроль);
- детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь
мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость, предложить «согреться»,
расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле.
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание:
Почти
все
динамичные
упражнения
и
игры
рекомендуется
заканчивать
расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание
успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.
Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться.
Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого
выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление
с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше, если это
происходит в положении «лежа» (педагог «ведет» детей своим голосом: вдох, выдох,
мягче, легче, тело не двигается, ручки лежат спокойно, расслаблено, дышим животиком,
мягче, легче; поощряет, поддерживает – наблюдаем, как воздух выходит, животик
поднимается, опускается, лицо расслабляется, становится спокойным, мягким…. Вдох,
выдох…). Лучше это делать без музыки.
в) расслабление – медитация:
Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться,
погружаться в то или иное состояние. Педагог старается помочь детям максимально
глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения…. Если медитация предполагает
элементы перевоплощения, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее
передать заданный образ. Перед самим упражнениям проводится подготовка:
- упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы;
- упражнение на расслабление по контрасту с напряжением;
9
- подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.
Алгоритм проведения занятия на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»:
Программное содержание:
1)
Познакомить детей со сказкой.
2)
Развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное.
3)
Развивать умение ритмично и мягко дышать.
4)
Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребления
разнообразных прилагательных.
5)
Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы.
6)
Развивать интонационную выразительность и силу голоса.
7)
Расширять
представление
детей
об
эмоциях,
учить
передавать
заданное
эмоциональное состояние.
8)
Развивать моторику рук, способствовать укреплению мышц и суставов кистей.
9)
Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать
и развивать мышечные ощущения.
10) Способствовать
стабилизации
психических
процессов
и
снижению
эмоционального напряжения.
11) Развивать фантазию и творческое воображение.
Необходимые материалы: «чудесные мешочки с дарами моря» (на каждого ребенка),
золотая рыбка из бумаги и фольги, корона для царицы, длинная лента на палочке,
крупная ракушка.
Вступление:
Педагог дает каждому ребенку «чудесный мешочек», дети сначала пытаются узнать
предмет на ощупь, затем вынимают его и рассматривают.
- Как вы думаете, где можно встретить все эти предметы?... Сегодня мы отправимся к
морю, в сказку, которую написал Александр Сергеевич Пушкин, и называется она
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Вхождение в сказку:
Педагог показывает детям крупную ракушку:
- Эта ракушка поднялась с морского дна специально для того, чтобы подарить вам
волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку необходимо приложить к уху и
тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только
раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в
позу расслабления.
10
Чтение сказки:
Жил старик совею старухой
У самого синего моря.
Упражнение 1. Шум моря
- Послушаем шум морского прибоя. А теперь встанем и подышим, как море. Сделаем
тихий, мягкий вдох животиком и плавно поднимем вверх руки. А теперь выдохнем
«ш-ш-ш-ш-ш…» и мягко опустим руки. Долго-долго выдыхаем, втягиваем в себя
животик, чтобы вышел весь воздух. Молодцы. И снова «вдо-о-охх…». Далее педагого
задает нужный темп и ритм. Важно добиться согласованности, мягкости и
ритмичности.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод –
Пришел невод с однлю тиной.
Упражнение 2. Забрасывание невода
- Давайте забрасывать невод. (Вы знаете, что такое невод?) Закинуть надо далеко, а
невод тяжелый. Ноги слегка согнуты в коленях, одну поставьте чуть впереди.
Поднимаем тяжелый невод, напрягая руки. А теперь бросаем его и сразу
расслабляемся, опустив плечи и руки. Отдыхаем. Посмотрите, насколько легче стало
рукам, ногам, телу.
Он в другой раз закинул невод –
Пришел невод с травою морскою.
(Дети «забрасывают невод» во второй раз.)
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
(Дети «забрасывают невод» в третий раз. Педагог показывает им «золотую рыбку» из
бумаги.)
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
11
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Упражнение 3. Просьба золотой рыбки
Дети разбиваются на пары. Один в паре – «старик», другой – «рыбка». «Рыбка»,
обращаясь к «старику», с мольбой в голосе произносит: «Отпусти ты, старче, меня в
море». «Старик» изображает глубокое удивление (широко открывает глаза, поднимает
брови, приоткрывает рот, а руки разводят в стороны). Затем дети в парах меняются
ролями. Пока одна пара разыгрывает сценку, остальные наблюдают за ней.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
И, плеснув хвостом по воде, рыбка уплыла в море.
Упражнение 4. Рыбка
- Покажем, как работает хвостик. Локти прижмем к туловищу, трудиться будут только
кисти. Бьем «хвостиком» по воде. Поочередно: одна кисть, другая… Быстрее,
быстрее… теперь можно отдохнуть. Свесили руки, расслабили. Что вы ощущаете?
(Упражнение повторить 3-4 раза.)
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Упражнение 5. Старуха
- «Старика старуха забранила». Как вы это понимаете? Когда человек ругается, то
лицо у него какое становится? (сердитое, злое, грозное, напряженное, твердое…). А
голос какой? (резкий, громкий, неприятный, страшный, злой…). Сейчас вы все
«старухи», а я – «старик». Покажите мне, как выглядит злая старуха. Хорошо. Руки
можно упереть в бока. А теперь по очереди кричите на «старика»: «Дурачина ты,
простофиля!». Можно и ногой притопнуть. Сели, расслабились, стали мягкими,
добрыми, спокойными.
Вот пошел он к синему морю;
12
Видит – море слегка разыгралось.
Упражнение 6. Легкие волны
Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют мягкие волнообразные
движения.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(Старик попросил новое корыто.)
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто».
- Обрадовалась старуха новому корыту? Как вы думаете, почему? Какая была старуха?
(Злая, жадная, неблагодарная). Что она попросила во второй раз? (Новую избу).
Исполнила рыбка второе желание, но и это не обрадовало старуху. Захотелось ей стать
дворянкой. И не успела рыбка исполнить это желание, как старуха уже придумала
новое.
«Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Упражнение 7. Сильные волны
- Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Встаньте в круг,
возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий, за ним другой, и так далее, пока
все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова
приседаем…. Видите, как красиво бегут волны: то вверх, то вниз….
(Исполнила рыбка следующее желание старухи: сделала ее царицей.)
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик – испугался;
В ноги он старухе поклонился.
На него старуха не взглянула,
13
Лишь с очей прогнать его велела.
Упражнение 8. Грозная царица
Один ребенок становится «царицей», остальные – «слугами». «Царице» надевают на
голову корону и усаживают на высокий стул. «Царица» с помощью педагога отдает
приказания «слугам». «Слуги» послушно выполняют все задания. Приказания могут
быть самыми разнообразными (назначает стражу, спрашивает, что за блюда ей
принесли,
ругается,
капризничает,
назначает
«старика»,
заставляет
кланяться,
приказывает страже прогнать старика, хочет веселиться, петь, танцевать, заставляет
петь и танцевать «слуг»). «Слуги» выполняют все беспрекословно, приговаривая
«Слушаюсь, государыня, ваше величество».
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
«Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Упражнение 9. Буря
На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук «у» с усилением громкости в
середине
и
ослаблением
в
конце:
«у-у-У-У-у-у».
Педагог
«дирижирует».
Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и
приподнимаются на носках, с ослаблением звука – возвращаются в исходное
положение. Затем дети садятся на пятки, расслабляются.
Читается окончание сказки:
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Заключение (Упражнение 10). Осуществление любых желаний.
- Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы
можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо. Подумайте, что бы вы
сделали, если бы были золотой рыбкой?
14
Дети передают друг другу золотую рыбку и высказываются. Педагог благодарит детей
и заканчивает занятие.
3.
Этюдные задания и упражнения:
Этюд, как средство творческого процесса, используется в нескольких направлениях.
Первое направление – этюд в начальной школе актерского мастерства – тренировочный
этюд. В обучении к этюду мы подходим через упражнения. Этюд – тоже упражнение, но
не всякое упражнение – этюд. Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни,
отрезок жизненного процесса. Он может длиться тридцать секунд, и полчаса, и дольше. За
этот определенный промежуток времени обучающийся актер «проживает» отрезок жизни,
соответственно испытывая определенные чувства и эмоции. Важно, чтобы обучающиеся
использовали свой чувственный опыт, свои наблюдения, свои впечатления.
Примеры этюдных заданий:
o
Изучаем стул, на котором сидим. Это настроечное упражнение. Глаза, обоняние,
осязание – все направлено на то, чтобы тщательно изучить стул (материал, форма,
цвет, качество и т.п.). Далее предлагается включить воображение и выполнить
следующие задания: выбираю стул для больной бабушки, ищу в стуле клад, стул –
царский трон и т.п.
o
Этюд на смену состояния (смена настроения, неприятное сообщение, радостное
известие, из жары в холод и наоборот и т.п.).
o
Вспомним какую-то историю, которая была первый раз в жизни. Это очень сильное
задание. Во-первых, оно лишний раз работает на воспитание воображения,
фантазии, во-вторых у обучающихся возбуждается живое чувство, эмоциональное
отношение к прожитому. Задание «первый раз в жизни» сразу провоцирует
историю про «меня». Первый раз в жизни – всегда что-то острое, памятное,
эмоциональное. Вспоминая, как это было, обучающийся идет по пути своей
памяти, своих ощущении, своих впечатлений.
o
«Интересный факт». Обучающиеся придумывают и показывают этюды, в которых
истории были не с ними, а они присвоили их себе, т.е. они начинают приучаться к
главному в актерской профессии: чужое делать своим.
o
Этюд на репродукцию или этюд по следам экскурсии, скажем, на завод, в
больницу, в зоопарк и т.д. – на места особых впечатлений. Воспитание опыта
чувств, воспитание художественного, эмоционального отношения к жизни, входит
в задачи воспитательного процесса.
15
o
Задание на ассоциативность по картине, музыкальному моменту и т.д. (что
вспоминается или воображается при взгляде на картину, в окно, при звучании той
или иной мелодии и т.п.).
o
Задание на тему «смех и слезы». Это не провокация чувства, а подход к смеху и к
слезам через ситуацию, в которой «я» мог бы засмеяться или заплакать.
o
Задание на переходы: переход по бревну, навстречу ветру, через лед, забор, окно,
переход по песку.
o
Этюды на взаимодействие с партнером (молчание вдвоем, школьная перемена,
вокзал, ссора и примирение и т.п.).
Прежде чем выполнять любое из предложенных заданий, необходимо объяснить
учащимся, что этюд не играется, а проходится по путям жизни в этюдном самочувствии.
Это самочувствие сиюминутного отношения ко всему, что происходит, - сейчас увидел,
сейчас услышал, сейчас подумал, сейчас оценил, т.е. умение непрерывно и сиюминутно
воспринимать и оценивать все, что вокруг. Сиюминутность – это подлинная работа
органов чувств в заданных обстоятельствах.
4.
Работа над баснями.
В общеобразовательных учреждениях на уроках чтения и литературы при работе над
баснями зачастую требуют лишь хорошего знания текста и соблюдения правил логики
речи. Мы же предлагаем инсценировать басни, т.к. только инсценировка может выразить
эмоциональное состояние героев басни и нравственное отношение исполнителей к
сюжету басни, к морали. При подготовке к инсценировке проводится анализ текста басни,
работа над характерами и линией поведения героев. Это способствует развитию
эмоциональной сферы. Кроме того, у обучающихся формируется нравственная оценка
окружающей действительности.
Порядок работы над басней таков:
1) Чтение текста басни.
2) Анализ текста.
3) Чтение басни по ролям.
4) Глубокое эмоциональное погружение в роль (этюдная работа, интонационный тренинг,
ролевые игры и т.п.).
5) Индивидуальная работа над ролью и мизансценами.
6) Продумывание костюмов и декораций.
7) Репетиционная работа.
8) Выступление перед аудиторией.
16
На каждом этапе работы над басней обучающиеся испытывают эмоциональный
подъем, который должен поддерживаться и регулироваться педагогом.
После инсценировок басен можно перейти к этюдам по басне, например:
Расплата («Волк и Ягненок»). Отец, у которого неурядицы на работе, приходит домой.
Еще раз звонит начальнику, чтобы все-таки объяснить свою позицию. Но начальник не
хочет его и слушать. Разгневанный отец видит дочь, которая собирается в театр, и
налетает на нее. Ему необходимо на ком-то выместить злость. Придраться не к чему, и он
в конце концов просто заставляет дочь остаться дома.
5.
Репетиционная работа и выступления перед аудиторией.
При работе над этюдами и баснями обучающиеся уже показывают «себя» на
публике, это первые актерские шаги. Но для того, чтобы обучающийся все больше
понимал сущность актерской профессии, приобретал актерские навыки, необходим
постоянный тренаж, существование в роли. И, конечно, каждому актеру необходимо
существование на сцене – волнение, понимание и сиюминутность момента, погружение в
роль и власть над чувствами зрителей. Поэтому именно во время репетиций и
выступлений воспитывается актерская воля и актерский характер. И, вообще, законы
сцены сами по себе высоконравственны и должны воспитывать высоконравственные
личности.
Мониторинг
Психологами условно выделяется несколько типов детей, в соответствии с
дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:
Первый тип: возбужденные, расторможенные, невнимательные, суетливые, не умеющие
слушать,
стремящиеся
к
самоутверждению
любой
ценой,
без
учета
интересов
окружающих; такие дети переполнены положительными эмоциями сверх всякой меры:
они восторженны, азартны, смешливы, болтливы, наполнены гордостью и чувством
превосходства; они склонны преувеличивать свои способности, и в реальности редко
доводят начатое дело до конца; выражение их лица ежесекундно меняется, руки и тело
находятся в постоянном движении из-за напряженного состояния мышц.
Второй тип: тоже возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций, такие дети
выглядят раздражительными, угрюмыми и упрямыми, они постоянно чем-то недовольны,
на кого-то обижены; свое мышечное напряжение дети пытаются сбросить при помощи
грубых слов, резких движений; они большие любители подраться, и в трудной ситуации
отдают предпочтение грубой физической силе.
17
Третий тип:
тихие, болезненные, неуверенные в себе, одинокие, застенчивые и
покорные; они еще и не приступали к деятельности, еще и не попробовали, но уже
«знают», что не справятся; они не проявляют инициативы, склонны идти на поводу у
других, более сильных; они не любят активных действий и состояний, требующих
напряжения.
Четвертый тип:
дети, вообще как бы лишенные эмоций, внешне равнодушные,
безразличные, «непробиваемые»; таких детей трудно чем-либо увлечь, трудно разбудить
их любознательность и воображение; они склонны действовать и мыслить по шаблону,
идти «протоптанной тропой»; они не проявляют чрезмерной радости и не впадают в
отчаяние, как некоторые дети; их связи с миром, природой и окружающими людьми носят
поверхностный характер; такие дети в значительной степени лишаются богатства чувств,
радости приобщения к красоте мира, удовлетворения от умения сопереживать,
эмоционально помогать «нуждающимся».
Необходимо сказать также о детях с нормальным развитием эмоциональной сферы
(пятый тип): это дети, которые слышат других, считаются с мнением окружающих,
способны сочувствовать, сопереживать; это дети, умеющие сдерживать гнев и радость, т.е
умеющие управлять своими эмоциями. К сожалению, в настоящее время таких детей
становится все меньше. Причин можно назвать много: социальное развитие общества,
перестроечные реформы, изменившиеся взгляды на нравственность,
образование,
снижение уровня психического и физического здоровья подрастающего поколения и т.д.
Наша задача – в процессе обучения актерскому мастерству добиваться приближения
эмоционального состояния к пятому типу.
Мониторинг проводится в конце каждого года обучения (при необходимости по
полугодиям), данные заносятся в сравнительную таблицу:
Год обучения
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип
5 тип
1-ый
год
обучения
2-ой
год
обучения
3-ий
год
обучения
Свыше
3-х
лет
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В театр кукол «Сказка» принимаются все желающие дети, у которых предполагаются,
может быть, еще скрытые возможности к творчеству. Расчеты на талант часто
оказываются преждевременными, поэтому наше правило: над талантом надо работать!
Воля, вечный тренинг – вот очень надежный путь. Упражнения, упражнения, упражнения
18
– вот дорога к развитию актерского мастерства, к развитию чувств и эмоций, к
нравственному росту. Очень важно помнить: обучение – это распознание. Ученик познает
себя в движении, в развитии. Ученик тренируется, учитель его изучает, причем изучает
незаметно, исподволь. Разные характеры, разный уровень образованности, воспитанности,
культуры, а, следовательно, и разный педагогический подход. Наша задача не в том, что
привести всех к одному «пятому» типу. Наша задача – в каждом ребенке повысить его
чувственный эмоциональный уровень, определить в сознании ребенка границы между
добром и злом, подвести его к выбору и помочь сделать правильный.
Мы рекомендуем каждому педагогу остановиться, задуматься и сделать шаг вперед. Если
данная рекомендация вам поможет, мы будем очень рады.
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Корогодский З.Я. Первый год. М., «Сов. Россия», 1974.
2.
Когородский З.Я. Этюд и школа. М., «Сов. Россия», 1975.
3.
Психологические тесты/ Сост., предисл. А.Н Ефимова. – К.: Довира: ООО «Таир»,
1996.
19
4.
Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
5.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций.
6.
Немов Р.С. Психология.
Приложение 1.
Волшебная страна внутри нас (Волшебная страна чувств)
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков
(адаптированная программа Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фролова)
Введение
20
Данная программа используется на занятиях в театре кукол «Сказка», чтобы
предупредить эмоциональную неадекватность и эмоциональные нарушения, а также для
того, чтобы научить детей распознавать, оценивать и воспроизводить чувства и эмоции на
занятиях по актерскому мастерству.
Занятие первое и занятие самое последнее:
Диагностика результативности
Первое
и
самое
последнее
занятия
можно
целиком
посвятить
процессу
психодиагностики
(идущему
параллельно
с
установлением
контакта).
Сравнивая
результаты, мы сможем определить эффективность нашей работы.
Цель методики «Волшебная страна чувств» - исследование психоэмоционального
состояния.
Перед детьми раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый,
фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис.1.)
Инструкция 1:
«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней
Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут
они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике
определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном,
кто-то в зеленом…. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны
занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра
были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители
успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои
домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно,
горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои
домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.
У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте
домики».
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены
домики.
Инструкция 2:
«Спасибо вам от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Но дело в том, что во
время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил
каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрась или
подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Дети работают со второй колонкой.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенной чувство.
Инструкция 3:
«Спасибо! Вы не только восстановили страну, вы помогли жителям найти свои
домики. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая
страна имеет свою территорию и границы. Посмотри, вот это территория страны чувств.
(показать силуэт человека) Но карта пуста, после восстановления она не исправлена.
Только вы сможете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои
волшебные карандаши.
Если кто-то из детей скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте
очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например: очертание Франции
21
напоминает шестиугольник, а очертание Италии похоже на сапог (показать карту, где
изображены названные страны).
Когда карта будет раскрашена, поблагодарить ребят и сказать, что в следующий раз
они ближе познакомятся с этой волшебной страной и узнают много интересных историй.
На последнем занятии ребята вновь выполняют данное задание. Результаты
сравниваются.
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1.
На то, все ли цвета задействованы при раскрашивании домиков.
2.
На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному,
коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может
считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
3.
На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.
Причем
целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизирует ментальную деятельность);
-
туловище
до
линии
талии,
исключая
руки
(символизирует
эмоциональную
деятельность);
- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
- тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих
переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления»
негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например,
чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное,
осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства,
испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают
человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные»
чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
Последующие занятия носят комбинированный характер (на занятии сочетаются
различные виды деятельности и методы). Используются различные игры, релаксационный
практикум, элементы риторики и пр.
Занятие второе:
Знакомство со сказочной страной и ее королем
1.
Рассказ о волшебной стране (можно под «волшебную» музыку, можно с
закрытыми
глазами – развитие воображения).
2.
«Строительство» Дворца для Короля (рисование, конструирование, лепка, мозаика
и
т.п.). Архитекторский совет выбирает самый лучший Дворец.
3.
Выборы Короля.
Комментарий. Кто может сыграть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный педагогом.
4.
Ввод Короля во Дворец (для выполнения задания подготавливается музыка,
распределяются роли: свита, слуги, зрители)
В начале занятия проводится ритуал «входа» в Волшебную страну, по окончании
его –
ритуал «выхода».
22
Занятия с третьего по девятое:
Знакомство со слугами-чувствами
Важно донести до своих воспитанников, что чувства являются именно СЛУГАМИ
Короля, который символизирует наше Я. Алгоритм знакомства со слугой-чувством может
быть следующим:
1.
Имя
(например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2.
Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (Как же выглядит этот
слуга?)
3.
Обсуждение фигурок или рисунков.
Акцент делается на том, что все образы –
разные и мы все – разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг
на друга. Именно поэтому людям, которые сознают свою непохожесть и
принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе.
4.
Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности.
Зрительный
образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы
подключаем к знакомству остальные модальности:
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он
приходит; какая музыка звучит; как он говорит, какой у него голос: высокий?
низкий? тихий? громкий?);
обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за
запах);
вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость,
кислоту, соленость, модификации вкусов);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие
он совершает движения, какие танцы он танцует).
5.
Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег реки, болото и
пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга
Короля).
6.
Создаем архитектурный проект дома слуги-чувства. Выбираем лучший на
конкурсной основе.
7.
Строим дом для слуги-чувства.
8.
Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю. Собираем все
вербальные, невербальные, поведенческие проявления Короляпри посещении
его слугой-чувством.
9.
Вводим понятие Меры (что будет с Королем и королевством, если слуга-
чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержится во Дворце).
Потеря Меры – потеря эмоционального баланса. Проговариваем , как нам
служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких – вред.
10. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.
11. Выполняем различные творческие задания, привлекая своих слуг-чувства
(пение, танцы, выполнение этюдов, сочинение синквейнов и т.п.).
Занятие десятое:
Заговор обиды
Выполняется ритуал входа в Волшебную страну.
«Дорогие путешественники! Мы с вами познакомились со слугами Короля,
именуемыми чувствами. И вы, наверное, заметили, что есть слуги, с которыми
встречаться приятно, а есть и такие, с которыми хотелось бы видеться пореже. С кем вам
приятно встречаться, а с кем нет?
Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость,
Обиду, Страх встречать пореже. Но ведь мы с вами знаем, что они тоже верные слуги
Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем
23
нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам
очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Скажите мне, дорогие
путешественники, если о вас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются
за вашей спиной, вы это почувствуете? Конечно! Вам будет приятно или неприятно?
Конечно, неприятно! А когда вам неприятно, вы какие дела будете делать: хорошие или
плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень
хорошие поступки. Так случилось и в нашей Сказочной стране….
(Далее рассказ может сопровождаться инсценировкой-экспромтом). Так вот,
темной
ночью на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно
поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас
лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» - фыркала Обида, а слуга по имени
Злость сжимал кулаки: «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу
да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во Дворец, схватили спящего Короля и бросили его
в
Темницу. Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в
Тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На троне сидел слуга по имени Обида
(или Злость, или Страх – в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать:
агрессивность или тревожность). Он пытался надеть на свою голову корону, но она была
волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.
Как вы думаете, каков был первый указ нового короля? Да, было решено объявить
войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства
надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг
друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем
более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?
Конечно, страна разрушилась. Видите, что может произойти со страной, если у
власти
оказался не законный Король, а слуга по имени Обида, или Злость, или Страх, забывшие о
Мере? Приятно ли на это смотреть?
Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми
ссорится, дерется, обижается….
Давайте попробуем честно ответить себе на вопрос: бывает ли в нашей жизни так,
что
власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, или Злость, или
Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют оружающие вас люди? В
каких ситуациях это происходит?
(После обсуждения можно предложить ребятам восстановить Сказочную страну.)
Ну, что, дорогие путешественники, на какую страну вам приятнее смотреть, на
разрушенную или цветущую, восстановленную? Конечно, гораздо приятнее жить в стране
процветающей, с сильным и справедливым правителем.
Сегодня мы с вами увидели, что может произойти, если власть в государстве
перейдет
к слугам, забывшим о Мере. В наших силах не допускать такой ситуации. Как это
сделать? Подумайте сами.
О том, что случилось в Сказочной стране дальше, мы с вами узнаем в следующем
путешествии. А теперь нам пора возвращаться».
Ритуал выхода из Сказочной страны.
Занятие одиннадцатое:
В поисках любви
24
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
«Дорогие путешественники! Помните, что случилось в Сказочной стране? Сегодня
мы
с вами узнаем, как слуги принесли своему Королю сосуд с Любовью».
Далее приводятся примеры того, как Любовь помогает людям жить. Дети
разыгрывают различные сценки.
«Ну что ж, дорогие путешественники, вот мы и узнали, какое чувство – самое
главное
в стране. Конечно, Любовь. Давайте приложим руки к сердцу: ведь именно там, согласно
древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях,
помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит
прощать тех, кто нас обидел…. Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви
в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из Сказочной страны, подарим Любовь
своим близким людям. А как это сделать – подскажет сердце».
Ритуал выхода из Сказочной страны.
Занятие двенадцатое:
Возвращение Короля
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
«Наверное, вам интересно, что же было дальше?
Итак, слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до темницы и
освободили Короля. Как только Король пригубил из сосуда с Любовью, к нему вернулись
силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в
Тронный зал.
Едва слуги по имени Обида, Злость и Страх увидели Короля, они затрепетали и
бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили
Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»
Но Король остановил их6 «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и
разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинут ли они нашу страну
или найдут в ней себе достойное применение».
Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?
(Обсуждение.)
Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали:
«Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем
качестве Меры и поняли свое назначение в стране. Позволь нам построить свои дома на
ГРАНИЦЕ государства».
«Почему на границе?» - удивился Король. А вы как думаете? (Обсуждение.)
Вот что сказали слуги: «Слуга по имени Страх – самый чуткий, самый осторожный,
он хорошо чувствует опасность и сможет вовремя предупредить Ваше Величество. Вы
будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее.
Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, поможет быстро наказать
обидчика. Но не переусердствовать, ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида очень
чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и
предотвращать недостойные разговоры и действия».
Вот так закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на самом красивом
месте. К этому месту может легко подойти каждый. Давайте и мы с вами встанем вокруг
сосуда с Любовью.
Дорогие путешественники! Вы многое узнали и увидели, расскажите, что для вас
оказалось самым важным? (Обсуждение.)
Мы берем из Сказочной страны все то, что было для нас важным и полезным, все
то, что будет помогать нам становиться мудрыми, терпеливыми, прощающими и
любящими, и потихоньку возвращаемся в наш мир».
25
Примечание 1: Ритуал придумывается педагогом, в зависимости от возраста детей, их
подготовленности.
Примечание 2: Синквейн – это четверостишие, в котором первая строчка состоит из двух
прилагательных, характеризующих понятие; вторая – строчка состоит из трех глаголов,
описывающих то, что позволяет делать или дает исследуемое понятие; третья строчка
рисует некоторое действие; четвертая строчка резюмирует значение исследуемого
понятия для создателя синквейна.
Например:
Мера
Мудрая ответственная
Решает, позволяет, управляет,
Вовремя домой слуг отправляет,
Мне помогает.
Приложение 2.
Цветодиагностика
Цвет – зеркало души. Известно, что каждый человек отдает предпочтение какому-
то одному цвету, иногда двум-трем. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает
какой-то цвет, может меняться с течением времени, т.к. меняется эмоциональное
состояние и характер человека. Психологи утверждают, что так называемые «холодные»
26
цвета (синий, зеленый, и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности,
грусти, а «теплые» цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном
настроении.
Красный – цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой,
властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот
цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к
уединению, стремление к стабильности в отношениях.
Оранжевый
– любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных
мечтателей.
Желтый цвет – символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с
людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость,
любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности
нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке
сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.
Розовый – это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те,
кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по
самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет
вызывает раздражение.
Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал
на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о
самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.
Зеленый цвет – цвет надежды и открытого пути – в психологическом портрете,
несет
немного
иные
функции.
Люди,
предпочитающие
этот
цвет,
настойчивы,
последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в
знакомствах
и
не
очень
хорошо
ладят
с
сослуживцами
из-за
собственной
несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.
Синий цвет – цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением
человека, его чистотой. Симпатия к этому цвету говорит о скромности и меланхолии,
ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти
люди хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается
человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом
деле он – образец неуверенности и замкнутости.
Белый цвет – это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом,
«цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно
передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении
27
это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитали
люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может
свидетельствовать, - да и то косвенно, - об аккуратности и чистоплотности человека,
предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.
Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий
мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в
расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко
воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не
сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья
черного цвета на более яркий, броский показатель того, что пессимистические настроения
часто развеиваются.
Серый цвет – любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур,
которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный
цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы
остаться в тени и не вступать в большое количество контактов.
Приложение 3.
«Балл по поведению».
Насколько каждое из утверждений верно по отношению к вам? Если «да», то это 1 балл,
если неверно совсем или отчасти, тогда – 0.
1.
Оставлю за собой последнее слово.
2.
Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
28
3.
Меня легко рассердить.
4.
Люблю делать замечания другим.
5.
Хочу быть авторитетом для окружающих.
6.
Не довольствуюсь малым в достижении какой-либо цели, хочу добиться
наилучшего результата.
7.
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
8.
Предпочитаю руководить, нежели подчиняться.
9.
У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
10. Я мстительный человек.
В зависимости от суммы набранных баллов определите вариант предпочитаемого вами
поведения.
Более 7 баллов.
Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. Ваша манера
поведения неприятна окружающим и вызвана скорее всего вашим недоброжелательным
отношением к людям. Вы часто ведете себя грубо и вызывающе, стремитесь во что бы то
ни стало доказать свое первенство во всем. Если вы оказываетесь неправы, то не
признаетесь в этом даже себе, стремясь обвинить в случившемся других.
1-2 балла. Вы спокойный, тихий человек, стараетесь избегать конфликтов и споров.
Несмотря на это, что такое поведение может проистекать из нежелания сделать
неприятное другим, окружающие могут относиться к вам несколько пренебрежительно,
считая мягкотелым, не умеющим постоять за себя, идущим на поводу у других. Такая
манера поведения может повредить вам.
3-5 баллов. Ваше поведение достаточно разнообразно, и отношение к вам окружающих
зависит скорее от вашего поведения в целом. Однако имейте в виду, что если вы набрали
более 5 баллов, то ближе к первой характеристике, а если 5 баллов и менее – ко второй.
Приложение 4.
«За что вас любят?».
Задание первое:
Ответьте по возможности откровенно на вопросы:
Вопрос
Да
Нет
Есть ли у вас дома птицы, рыбы или какие-нибудь
3
1
29
животные (собаки, кошки и т.д)?
Любите ли вы писать письма?
1
2
Называют ли вас книголюбом?
1
4
Любите ли вы модные песенки?
3
1
Можете ли без страха видеть кровь?
4
1
Занимаетесь ли регулярно каким-нибудь видом спорта?
1
2
Умеете ли правильно расходовать свои деньги, не влезая
в долги?
2
3
Любите ли проводить отпуск в малолюдных местах?
1
4
Любите яркие цвета?
4
1
Часто ли видите страшные сны?
1
3
Можете, не задумываясь, назвать 10 человек, с которыми
вас связывают добрые приятельские отношения?
3
1
Подсчитайте общую сумму очков.
Задание второе:
Приложите конец карандаша к точке в середине фигуры А. Закройте глаза и нарисуйте 6
крестиков, стараясь разместить их в круге.
То же самое проделайте с фигурой Б, все крестики постарайтесь разместить внутри
квадрата.
30
Если один или несколько крестиков оказались на линии круга или квадрата, вы получаете
за каждую фигуру по 10 очков.
Если один или несколько крестиков оказались за кругом или квадратом, вы получаете за
каждую фигуру по 5 очков.
Если все крестики разместились внутри квадрата или круга, вы получаете 0 очков.
А Б
Задание третье:
Представьте, что свою работу вы должны доверить вашему коллеге. Вы можете сделать
выбор из четырех человек, «портреты» которых приведены ниже. Кому из них вы не
хотели бы поручить работу? Зачеркните его портрет. Если это А, вы получаете 1 очко, Б –
10 очков, В – 6 очков, Г – 15 очков.
31
А Б В Г
А теперь подсчитайте полученные вами очки за все три задания и прочитайте
ответы
77 и более очков. Вы верите, что все люди по натуре добрые. Даже тогда, когда кто-
нибудь разочарует вас или обидит, вы стараетесь его защищать, ищите в нем хорошие
черты. У вас свой собственный мир, полный романтики, поэзии и добра.
67-76 очков. Вы очень выдержанный человек, отвечаете за свои поступки, каждый знает,
что может вам довериться, может во всем положиться на вас. Если вы что-нибудь
пообещаете, то всегда выполните, если дали слово, сдержите его.
56-66 очков.
Вы очень серьезный человек, за что вас уважают. Вы ответственно
относитесь к любому заданию, к любой работе, не боитесь трудностей, не уклоняетесь от
них, а наоборот, стараетесь преодолеть.
43-55 очков. Вы любите людей, интересуетесь жизнью вокруг нас. Вы легко сходитесь с
людьми, прекрасно умеете ладить с каждым, несмотря на его возраст, пол, занимаемое
положение. Если какая-нибудь привязанность кончается, вы принимаете это спокойно, без
трагедии и обидных слов.
31-42 очка. Умение радоваться жизни, юмор, уравновешенность – вот важнейшие и
наиболее ценные черты вашего характера. Почти в каждой жизненной ситуации вы не
теряете чувства юмора, умеете подшутить над собой. Даже в самые трудные минуты вам
удается сохранять оптимизм и заражать им окружающих.
32
20-30 очков. Вы умны и впечатлительны, умеете быстро ориентироваться в сложной
ситуации, у вас много такта. Вам присущи деловитость, быстрота, вы хорошо
разбираетесь в людях, оцениваете их справедливо и вдумчиво.
21 и меньше очков. Вы очень логичны в своих словах и действиях, энергичны. Хорошо
знаете, чего хотите, и умеете достичь своей цели. Людям нравятся ваша солидность,
организаторские способности, сила воли.
33