Напоминание

Актуализация знаний обучающихся на уроках английского языка .


Автор: Ирина Владимировна Маслова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: село Венгерово Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуализация знаний обучающихся на уроках английского языка .
Раздел: полное образование





Назад




Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка

У древних римлян была пословица Repetitio est mater studiorum, что в переводе на русский

означает Повторение – мать учения. Для многих учителей слово повторение стало синонимом слова

актуализация.

Что же современная педагогика и методика понимает под словом актуализация?

Словарь методических терминов и понятий дает следующее определение «Действие, заключающееся в

извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью

последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном

воспроизведении; характеризуется различной степенью трудности или легкости в зависимости от

уровня сохранения или забывания извлекаемого материала.» Из данного определения можно сделать

вывод, что актуализация это совсем не повторение.

Как отмечает Махмутов Мирза Исмаилович - один из основателей проблемного обучения в России -

значение самого слова "актуализация" говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в

данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того,

актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание

значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как

вплетается в этап актуализации мотивационная структура).

В методике обучения иностранным языкам принято говорить об актуализации:

1. как о форме организации обучения, то есть о типе урока;

2. как об этапе организации работы на уроке, то есть об элементе урока

На этапе актуализации знаний в ходе комбинированного урока или любого другого типа урока,

учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания

с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Всё это необходимо для «открытия» нового знания. На

этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Кроме

того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и

формулируется учебная проблема.

Приведу пример создания

проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: После

повторения способа образования и употребления времен the Past Simple и the Past Continuous, ученикам

даётся следующее задание на самостоятельное выявление различий употребления этих времен:

Read and compare:

(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Simple, а в каких the Past Continuous)

The

Past

S

imple

The

Past Continuous

He played tennis yesterday.

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday.

He read this book 3 weeks ago.

When I came he was reading a book.

Случаи употребления времен можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль

исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя

регулирует уровень проблемности.

Говоря об уроке актуализации знаний, можно выделить следующую структуру урока актуализации

знаний и умений:

1.

организационный этап;

2.

проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся,

необходимых для творческого решения поставленных задач;

3.

постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;

4.

применение ранее полученный знаний и умений в выполнении различного рода заданий;

5.

формулирование выводов по изученному материалу;

6.

информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7.

рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока варьируются в зависимости от цели и задач урока.

Мне как учителю английского языка близки следующие технологии и методики, используемые на

уроке актуализации знании:

- информационные технологии, в том числе Интернет-ресурсы;

- игры, в том числе ролевые игры;

- метод проектов;

- on-line обучение;

- кейс-технологии;

- интерактивные технологии;

- технологии сотрудничества;

- развивающие технологии;

- технология развития критического мышления.

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.

Online-обучение

позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим

учеником по индивидуальному плану, работа на языковых образовательных сайтах и порталах делает

сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации. К

сожалению, не получается применять этот метод в классе, только в качестве заданий на дом, с

последующим контролем.

Широкие возможности для активизации учебного процесса и актуализации полученных знаний дает

использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее

участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету. В ней

всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными:

изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Кейс-метод (Case study)

- метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают

осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-

либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который

необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных

решений.

Я применяю данный метод при подготовке к части С2 единого государственного экзамена.

Учащимся дается примерное задание эссе «Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково

Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте»

После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся в классе на

пары.

После работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные

обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и

убедительными.

Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая

адекватность суждений.

Анонимное голосование, выбор победителя спора.

Кейс-метод - это актуализация абсолютно всех навыков и умений, четкое выполнение поставленной

задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать

собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота

(недостаток времени), а также развивать стратегическое мышление. Сложной задачей для учителя,

требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора

соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.

Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся

адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью,

опросники.

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в

разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание,

при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы,

но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает

благотворное влияние и на тех, и на других.

Развивающие технологии

Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и

актуальны. Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть

возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну

— за оформление, вторую — за материал на английском языке. В 7 классе при изучении темы «Моя

Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в Москве и рассказать о нем на английском

языке.

К такой работе

можно отнести составление кроссвордов, чайнвордов, художественный перевод

стихотворений, конкурс поздравлений и открыток, стенгазеты и т.д.

Технология развития критического мышления:

На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по какой–

либо теме, пробуждение интереса к этой теме. Они обнаруживают и осознают недостаточность

имеющихся у них знаний. Важно побудить учащихся к активной деятельности.

Стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также ее

соотнесение с собственными знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный

анализ и синтез имеющейся информации и новой.

Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы

вывести знания на уровень понимания и применения.

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному

материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и

письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и

продуктивности обучения, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое

мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при

непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование

коммуникативной компетенции.

Приемы и стратегии

Кластеры -

(«гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в

определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова,

рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.

Концептуальное колесо. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова.

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и

вписать в секторы колеса.

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» - требующие простого односложного ответа и

«толстых» - требующие подробного, развернутого ответа вопросов.

Синквейны - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что

позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний»

Стратегия РАФТ

(в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название

представляет собой сокращение: Роль Аудитория Форма Тема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед

самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который

предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом

продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На

самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.

Выбор может

происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести

В заключении хотелось бы сказать, что использование как новых технологий и методик, так и

традиционных (например – опрос для актуализации) в преподавании английского языка помогает

совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.



В раздел образования