Напоминание

Применение соревновательного метода в образовательном процессе как средство повышения познавательной мотивации


Авторы: Авакян Аида Степановна, Александр Сергеевич Еганов
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО СШ №7
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение соревновательного метода в образовательном процессе как средство повышения познавательной мотивации
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-

НИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБ-

РАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРСПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 7

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Тема: «Применение соревновательного метода в образовательном процессе

как средство повышения познавательной мотивации»

Номинация: «Методическая мастерская»

Исполнитель:

тренер-преподаватель МБОУ ДО СШ №7

Авакян Аида Степановна

Краснодар, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

3

2.

Соревновательный метод как способ формирования познава-

тельной мотивации обучающихся по шахматам

5

3.

Заключение

9

4.

Список литературы

11

3

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образования методика обучения переживает слож-

ный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Феде-

ральных государственных образовательных стандартов, построенных на компе-

тентностном подходе, направленных на воспитание творческой и всесторонне

развитой личности. Данная задача стоит перед системой образования уже на

ступени начального образования и даже дошкольного.

Поставленные цели побуждают поиск новых педагогических исследований

в области методики преподавания, инновационных средств, форм и методов

обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образователь-

ный процесс инновационных образовательных технологий.

Национальный проект «образование» выделяет комплекс образовательных

технологий современного поколения:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- коллективная система обучения;

- технология решения задач;

- исследовательские методы обучения;

- проектные методы обучения;

- технологии модульного обучения;

- обучающие игры/ игровые технологии;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Образовательное пространство в единстве: дошкольные учреждения, обще-

образовательные школы и учреждения дополнительного образования, становит-

ся тем общественным институтом, который не просто занимается образованием

детей, но и помогает сделать первые шаги на пути к формированию необходи-

мых для успешной личности компетенций, таких как: способность к саморазви-

тию и самообразованию, творческое мышление и креативный подход, коммуни-

кативность, способность к саморефлексии и т.д.

С развитием информационно-коммуникационных технологий появились

новые компетенции и новые требования как к педагогам, так и к образователь-

ной системе. Цифровизация ворвалась в каждую сферу жизнедеятельности лю-

дей и изменила образ традиционного образования. Конечно, учёные расходятся

в мнении о плюсах и минусах цифровизации образования, но основные недо-

статки, выделенные противниками цифровизации несут объективный характер,

например такие как:

- снижение когнитивных способностей: использование современных тех-

нологий, в том числе поисковых систем сети Интернет, могут негативно влиять

на когнитивные способности человека. Из-за отсутствия потребности запоми-

нать нужную информацию, записывать ее, так как все можно найти «в один

4

клик», ухудшаются когнитивные способности: память и мышление. Следствием

сего перечисленного является резкое ухудшение интеллектуальных способно-

стей обучающихся;

-отсутствие социализации: при цифровом образовании (удаленное об-

разование с использованием информационно-коммуникационных технологий)

теряется возможность живого общения и взаимодействия как между обучаю-

щимися, так и между обучающимися и преподавателем. Человек по своей при-

роде является существом социальным, для формирования всесторонне развитой

личности, человеку необходим постоянный контакт, живое взаимодействие.

Цифровые технологии могут лишить человека подобного взаимодействия;

- ухудшение показателей физического здоровья: цифровое образование

полностью перекроило образовательный процесс. Широко распространилось

использования информационно-коммуникационных технологий в процессе об-

разования. Время, проводимое за компьютером обучающимися увеличилось в

два раза в среднем, что имеет негативные последствия для здоровья: проблемы

со зрением, плохая осанка и многое другое.

В связи с вышеуказанными тенденциями мы наблюдаем ряд негативных

последствий; снижение познавательной активности, замедление физического

развития обучающихся из-за увлечённости компьютерными играми, и социаль-

ными сетями, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как след-

ствие – мы наблюдаем снижение показателей в учёбе и воспитанности (исполь-

зование ненормативной лексики в сетевых компьютерных играх).

Актуальность работы обусловлена тем, что формирование познавательной

мотивации обучающихся в условиях постоянной трансформации общества и

образования является основной проблемой обучения и воспитания современно-

сти, а подбор методов формирования познавательной мотивации - главной зада-

чей преподавателя.

Целью конкурсной работы является формирование познавательной моти-

вации обучающихся с помощью соревновательного метода на учебно-трениро-

вочных занятиях.

Задачи конкурсной работы:

1. Определить формы соревновательной деятельности;

2. Разработка критерий оценивания.

Шахматы как любая дисциплина требуют много усилий от начинающих

спортсменов. Необходимо перечитать множество разнообразных книг, проре-

шать неимоверное количество комбинационных позиций. Конечно, для детей

изучение большого количества материала вызывают скуку и затруднения. Здесь

педагогам нужно проявить смекалку и включить все свое воображение для

того, чтобы занятия были не только информативными, но и интересными, моти-

вирующими к деятельности и личностному росту обучающихся. И здесь нам

поможет соревновательный метод, который подобно будет описан в основной

части работы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка ис-

пользуемой литературы.

5

Соревновательный метод как способ формирования познавательной моти-

вации обучающихся по шахматам

Одним из действенных способов повышения интереса детей к учебным за-

нятиям, дающим стимул для самореализации и саморазвития, воспитания их

индивидуальности является соревнование. Большинство педагогов используют

данный метод как вспомогательное средство в различных видах деятельности,

на учебных и внеурочных занятиях, добавляя элемент состязательности в учеб-

ный процесс для выявления и сравнения достижений учащихся.

Однако соревнование можно рассматривать и как самостоятельную форму

организации образовательного процесса в группе, например, проведение кон-

курсов различных творческих работ, проектов, спортивных соревнований.

Соревнования по своему содержанию и форме существенно различаются,

но суть их одна – повысить активность детей, побудить их к инициативе и твор-

честву, стимулировать проявление и развитие их талантов и способностей.

В педагогической науке и практике на различных этапах развития россий-

ского образования отмечается неоднозначное отношение к использованию со-

ревнования в образовательных организациях. Есть его противники, а также те,

кто считает, что соревнование – действенный метод для управления познава-

тельной активностью обучающихся.

Соревнование помогает решать воспитательные задачи, при помощи дан-

ного метода проще пробудить интерес детей к определённой деятельности.

Благодаря соревнованию учебный процесс становится более увлекательным,

эмоционально насыщенным. Под его влиянием формируются отношения взаи-

мовыручки, сопереживание, способность радоваться успеху товарищей.

Дети становятся требовательными к себе и другим.

Очень важно подведение итогов соревнования, которое должно вызвать

удовлетворение у всех участников соревнования от затраченных усилий и полу-

ченных результатов, желание продолжить свою деятельность в данном направ-

лении.

При анализе опыта соревнований обнаруживается, что ряд нравственных

последствий возникает в связи с подведением итогов, в частности при поощре-

нии победителей соревнования. Акцент на материальном поощрении, чрезмер-

ного использования снижают воспитательную ценность соревнования, поэтому

преимущественно следует прибегать к моральному поощрению. Сама победа

приятна, а любой вариант поощрения детьми принимается положительно.

Весьма проблемным является вопрос о мере использования соревнования

в детском коллективе, чтобы соревнования не приносили обиду и разочарова-

ния, а только пользу, желание добиться значимых результатов, сделать полез-

ное дело, и одержать победу в первую очередь, над собой.

6

В связи с этим можно привести примеры учебно-тренировочных занятий с

использованием соревновательного метода и формы проведения соревнователь-

ной деятельности (Таблица 1):

Примеры учебно-тренировочных занятий

Таблица 1

п/

п

Тема уро-

ка

Форма проведения соревнова-

ния

Система

подведения

итогов

1

Дебютная

теория

ТЕСТ-партии. Вопрос-ответ: в

рамках обзора партии, сыгран-

ной

гроссмейстерами,

поиск

лучшего хода. Обучающиеся за-

писывают ход в тетрадь.

За каждый правильный

ход обучающиеся получа-

ют баллы. Оценивается

достижение каждого уче-

ника отдельно, а не в

сравнении с другими.

2

Тактика

Выполнение тестов по тактике

на разные тактические темы:

двойной удар, открытое нападе-

ние, связка, сквозной удар и тд.

За

каждую

правильно

решённую задачу обуча-

ющиеся получают баллы.

По количеству набранных

баллов оценивается уро-

вень каждого отдельного

шахматиста.

Тесты

вы-

полняются на время.

3

Энд-

шпиль

Выполнение тестов по эндшпи-

лю на разные теоретические

темы: правило квадрата, оппо-

зиция, обход короля, отталкива-

ние плечом, правило треуголь-

ника и т.д.

За

каждую

правильно

решённую задачу обуча-

ющиеся получают баллы.

По количеству набранных

баллов оценивается уро-

вень каждого отдельного

шахматиста.

Тесты

вы-

полняются на время.

Перед тем, как провести занятие с использованием соревновательного ме-

тода необходимо, чтобы обучающиеся владели достаточным теоретическим ма-

териалом. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических зна-

ний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики.

Для наглядности и лучшего освоения теоретического материала на заня-

тиях используется различный дидактический материал,в особенности информа-

ционно-коммуникационные технологии.

Обязательно нужно предупредить обучaющихся о предстоящем испыта-

нии, таким образом, подготавливая детей к необходимостиизучениятеоретиче-

ского материала и воспитанию ответственного отношения к обучению.

Для успешного выполнения испытаний, обсуждается план предстоящей

работы: освоение знаний и умений, которые помогут без трудностей выполнить

задание,на что нужно больше обратить внимание, провести работу над своими

слабостями. Это помогает осуществить индивидуальный подход, узнать силь-

7

ные и слабые стороны обучающихся, их способности и возможности реализа-

ции знаний на практике.

Изучение некоторых шахматных тем вызывают у ребёнка нескрываемую

скуку и зевоту. Например, если вы хотите быстро замучить своих подопечных,

то самый лучший способ, это начать объяснять им на уроке многочисленные

разветвления какого-нибудь дебюта.Точно знаем, что любой из обучаемых де-

тей свалится со стула через 15 минут, так ничего и не усвоив.

Но, попробуем превратить урок в конкурс или соревнование. Кто больше

угадает ходов, тот чемпион. Думаю, что любой тренер сможет повысить ин-

терес к занятиям шахматами у своих учеников.

К тому же детям в этом соревновании можно подсунуть основные идеи

дебюта, постараться обратить их внимание на самые характерные ошибки.

Проанализировав результаты тест-партии, можно сделать вывод о силе и

знаниях своих подопечных. Либо необходимо поработать над дебютом, либо

юные шахматисты недостаточно хорошо считают варианты, либо есть непони-

мание в позиционной игре.

Также шахматистам можно предложить позиции на разыгрывания, для от-

работки основных идей дебюта. К этим позициям требуется внимательный под-

ход. Так как необходимо рассчитать большое количество вариантов, как следу-

ет разобраться в позиционных особенностях.

В качестве методического пособия рекомендуется коллекция книг Ко-

строва В.В. «В какую силу я играю».

В методическом пособии Кострова В.В. в каждой тест-партии разыгрыва-

ется по 50 очков. В зависимости от количества набранных очков оценивается

условный разряд обучающегося, примерная сила, в которую играет ученик, а

также шуточные звания, такие как «мастер» или «фломастер», «гроссмейстер» с

практическими рекомендациями для улучшения результата, и достижения сле-

дующего уровня подготовки.

Для тренировки тактического зрения нам помогут тесты по тактике, от-

сортированные по уровню, от начинающих до кандидата мастера спорта (авто-

ры: В.А. Конотоп, С.В. Конотоп). 50 тестов, по 12 позиций в каждом, время от-

водимое на выполнение теста – 1 час. Тематика примеров обширна (всего 35

видов), очередность их случайна, так что вывести какие-либо закономерности

сложно, остается лишь один путь: изучать позицию, анализировать увиденное,

выделять главное и с помощью рассуждений делать выводы, т.е. предлагать ре-

шение. Если решение правильное, то обучающийся за него получает определен-

ное количество баллов (от одного до четырёх). Сумма очков, набранных при ре-

шении позиций одного теста, позволит судить об уровне подготовки обучаю-

щихся.

Просматривая партии всех начинающих шахматистов можно проследить

схожие черты. В партиях зевков много, и в большей части заканчиваются онио-

чень быстро. Результат в них соответствует меткому высказыванию Савелия

Григорьевича Тартаковера (русский шахматист, гроссмейстер, 1887-1956 годы

жизни): «В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним». Из-

8

бавляясь от зевков, в основном благодаря усиленным занятиям по тактике: зна-

комимся с тактическими приемами, часть времени уделяем изучению принци-

пов разыгрывания дебютов. Постепенно качество партий улучшается, неплохая

тактика в сочетании с уверенным разыгрыванием дебютов, и знанием некото-

рых дебютных ловушек, помогает одерживать быстрые победы, порой не поз-

воляющие противнику даже выйти из дебюта. До эндшпиля дело, если доходит,

то очень редко, отдельные неудачи в нем быстро забываются. Особого желания

заниматься им не возникает. Одна из самых тяжелых частей шахматной партии,

наполненной теорией и богатым практическим опытом гроссмейстерских пар-

тий. Исход партии в эндшпиле зависит от каждого хода, в этом заключается

ценность точного расчета в окончаниях.

Разница в практической силе до и после наступления в партии эндшпиля

мешает дальнейшему росту спортсмена. Еще Капабланка Хосе Рауль (ку-

бинский шахматист, 3-й чемпион мира по шахматам) утверждал: «Чтобы улуч-

шить игру, Вы должны сперва изучить эндшпиль».

Тесты по эндшпилю полезно решать на всех уровнях подготовки. В мето-

дическом пособии авторов В.А. Конотоп, С.В. Конотоп предложены 25 тестов,

по 12 позиций в каждом, на разные теоретические темы. Время, отводимое на

выполнение теста – 1 час. Тематика позиций разнообразна, каждая задача оли-

цетворяет какую-то определенную теоретическую тему. За правильное решение

обучающийся получает определенное количество баллов (от одного до

четырёх). Сумма очков, набранных при решении позиций одного теста, позво-

лит определить примерный уровень подготовки обучающихся.

Рассмотрим критерии оценивания в Таблице 2 (критерии взяты от автора,

и немного модернизированы).

Критерии оценок набранных очков за тест по тактике

Таблица 2

Сумма на-

бранных

баллов

Уровень обучающегося. Комментарии к результату

от 0 до 5

Новичок. Это Ваши первые шаги в шахматах, поэтому такой ре-

зультат. Все еще впереди.

от 6 до 8

Шахматёнок. Всё еще начинающий. Количество набранных оч-

ков не должно приводить Вас в отчаяние, скорее наоборот. Раз

Вы сумели набрать столько очков, то чему-то уже научились.

Первые успехи являются хорошим стимулом для дальнейшего

совершенствования.

от 9 до 13

Конь. Вы на правильном пути, теперь важно не останавливаться.

Главное для Вас верить в свои силы и сделать большой скачок

на пути к успеху.

от 14 до 18

Слон. Результат, показанный Вами, неплох, и Вы достаточно

сильны уже на шахматной доске, но пока о разряде Вы можете

только мечтать.

9

от 19 до 22

Ладья. В ближайшее время Вы можете рассчитывать на выпол-

нение нормы юношеского разряда.

от 23 и более

Ферзь. Уровень Вашей подготовки соответствует, как минимум,

1 юношескому разряду.

Комментарии к уровню шахматиста могут быть заменены и изменены по

усмотрению педагога. Основная задача поощрить результат ученика, подбо-

дрить его, создать положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы

обучающихся над собой.

Естественно, помимо проверки своих возможностей, каждый ученик стре-

мится быть первым и это повышает мотивацию еще больше. Групповая со-

ревновательная работа «втягивает» в активную деятельность даже пассивных,

слабо мотивированных обучающихся.

Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учеб-

ной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от про-

цесса деятельности и достигнутого результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги!

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в

форме соревнований;

Основу соревновательного метода составляет рационально органи-

зованный процесс состязания;

Сущность метода заключается в использовании соревнований в ка-

честве средства повышения уровня подготовленности занимающихся;

Обязательным условием соревновательного метода является подго-

товленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они

должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

1) стимулировать максимальное проявление способностей обучающихся;

2) выявлять и оценивать уровень владения теоретическим материалом;

3) обеспечивать максимальную умственную нагрузку на занятиях;

4) содействовать воспитанию спортивных качеств.

Достоинства соревновательного метода:

Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой,

стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготови-

тельных упражнениях. Для одних победа на соревнованиях реальна, для других

– недосягаемая вершина. Однако это не означает, что обучающийся, не про-

явивший себя в состязаниях, не способен устанавливать личные достижения и

рекорды. Сравнение и сопоставление себя настоящего с собой в прошлом слу-

жит дополнительным стимулом для дальнейшего развития и совершенствова-

ния. Соответственно развивается способность оценивать и контролировать

себя, что является важной составляющей личностного роста.

10

В соревновании с самим собой появляется дополнительный стимул, при

котором усилия занимающегося направлены на качество и количество выпол-

няемых упражнений, исчезает равнодушное отношение к ним. Через такое со-

ревнование учащимся прививаются умения и навыки организации самостоя-

тельных занятий. Они открывают в себе ранее не присущие им или скрытые

личные качества, что делает их успешнее.

Наличие у подростков соревновательной направленности, позволяет

актуализировать потенциальные способности и в специфически организован-

ной деятельности (конкурсы, соревнования, олимпиады) помогает обучаю-

щемуся по-новому взглянуть на себя, адекватно оценить свой уровень притя-

заний, свою самооценку.

Таким образом, при решении педагогических задач посредством соревно-

вательного метода у обучающихся развивается способность рационально ис-

пользовать полученные умения и навыки в усложненных условиях, что форми-

рует взаимосвязь цели этого метода и решаемых задач.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что применение со-

ревновательного метода в процессе обучения и воспитания, могут значительно

увеличить эффективность образовательной деятельности, помогут сделать об-

разовательный процесс детей менее утомительным, и сделают его более при-

влекательным и интересным.

Методические пособия в помощь педагогу

1. Костров В.В. В какую силу я играю. Шахматные тест-партии. В 4-х книгах:

«Открытые дебюты»; «Полуоткрытые дебюты»; «Закрытые дебюты»; «Гамби-

ты». Санкт-Петербург: Изд. «Литера», 2003.

2. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике. В 6 книгах. «Тесты по

тактике для начинающих»; «Тесты по тактике для шахматистов 4 разряда»;

«Тесты по тактике для шахматистов 3 разряда»; «Тесты по тактике для шахма-

тистов 2 разряда»; «Тесты по тактике для 1 разряда»; «Тесты по тактике для вы-

сококвалифицированных шахматистов».

3. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по эндшпилю. В 2-х книгах. Москва,

2013.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грекова В.А. Формирование познавательной мотивации старшекласс-

ников в соревновательном образовательном контексте

/ В.А. Грекова //

Россий-

ский психологический журнал, ТОМ 6 № 1. 2009. – 91 с.

2. Джураев Э.В. Особенности соревновательного метода / Э.В. Джураев. —

Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2019. - № 5 (60) . – С. 534-535.

3. Масловская Ю.И. Соревновательный метод в физическом воспитании

студенческой молодежи: пособие / Ю. И. Масловская, В. А. Овсянкин. Минск:

БГУ, 2017. – 111 с.

4.

Такиуллин, Т. Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т. Р. Та-

киуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389).

— С. 5-8.



В раздел образования