Авторы: Авакян Аида Степановна, Александр Сергеевич Еганов
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО СШ №7
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение соревновательного метода в образовательном процессе как средство повышения познавательной мотивации
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-
НИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБ-
РАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРСПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 7
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Тема: «Применение соревновательного метода в образовательном процессе
как средство повышения познавательной мотивации»
Номинация: «Методическая мастерская»
Исполнитель:
тренер-преподаватель МБОУ ДО СШ №7
Авакян Аида Степановна
Краснодар, 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
3
2.
Соревновательный метод как способ формирования познава-
тельной мотивации обучающихся по шахматам
5
3.
Заключение
9
4.
Список литературы
11
3
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования методика обучения переживает слож-
ный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Феде-
ральных государственных образовательных стандартов, построенных на компе-
тентностном подходе, направленных на воспитание творческой и всесторонне
развитой личности. Данная задача стоит перед системой образования уже на
ступени начального образования и даже дошкольного.
Поставленные цели побуждают поиск новых педагогических исследований
в области методики преподавания, инновационных средств, форм и методов
обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образователь-
ный процесс инновационных образовательных технологий.
Национальный проект «образование» выделяет комплекс образовательных
технологий современного поколения:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективная система обучения;
- технология решения задач;
- исследовательские методы обучения;
- проектные методы обучения;
- технологии модульного обучения;
- обучающие игры/ игровые технологии;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Образовательное пространство в единстве: дошкольные учреждения, обще-
образовательные школы и учреждения дополнительного образования, становит-
ся тем общественным институтом, который не просто занимается образованием
детей, но и помогает сделать первые шаги на пути к формированию необходи-
мых для успешной личности компетенций, таких как: способность к саморазви-
тию и самообразованию, творческое мышление и креативный подход, коммуни-
кативность, способность к саморефлексии и т.д.
С развитием информационно-коммуникационных технологий появились
новые компетенции и новые требования как к педагогам, так и к образователь-
ной системе. Цифровизация ворвалась в каждую сферу жизнедеятельности лю-
дей и изменила образ традиционного образования. Конечно, учёные расходятся
в мнении о плюсах и минусах цифровизации образования, но основные недо-
статки, выделенные противниками цифровизации несут объективный характер,
например такие как:
- снижение когнитивных способностей: использование современных тех-
нологий, в том числе поисковых систем сети Интернет, могут негативно влиять
на когнитивные способности человека. Из-за отсутствия потребности запоми-
нать нужную информацию, записывать ее, так как все можно найти «в один
4
клик», ухудшаются когнитивные способности: память и мышление. Следствием
сего перечисленного является резкое ухудшение интеллектуальных способно-
стей обучающихся;
-отсутствие социализации: при цифровом образовании (удаленное об-
разование с использованием информационно-коммуникационных технологий)
теряется возможность живого общения и взаимодействия как между обучаю-
щимися, так и между обучающимися и преподавателем. Человек по своей при-
роде является существом социальным, для формирования всесторонне развитой
личности, человеку необходим постоянный контакт, живое взаимодействие.
Цифровые технологии могут лишить человека подобного взаимодействия;
- ухудшение показателей физического здоровья: цифровое образование
полностью перекроило образовательный процесс. Широко распространилось
использования информационно-коммуникационных технологий в процессе об-
разования. Время, проводимое за компьютером обучающимися увеличилось в
два раза в среднем, что имеет негативные последствия для здоровья: проблемы
со зрением, плохая осанка и многое другое.
В связи с вышеуказанными тенденциями мы наблюдаем ряд негативных
последствий; снижение познавательной активности, замедление физического
развития обучающихся из-за увлечённости компьютерными играми, и социаль-
ными сетями, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как след-
ствие – мы наблюдаем снижение показателей в учёбе и воспитанности (исполь-
зование ненормативной лексики в сетевых компьютерных играх).
Актуальность работы обусловлена тем, что формирование познавательной
мотивации обучающихся в условиях постоянной трансформации общества и
образования является основной проблемой обучения и воспитания современно-
сти, а подбор методов формирования познавательной мотивации - главной зада-
чей преподавателя.
Целью конкурсной работы является формирование познавательной моти-
вации обучающихся с помощью соревновательного метода на учебно-трениро-
вочных занятиях.
Задачи конкурсной работы:
1. Определить формы соревновательной деятельности;
2. Разработка критерий оценивания.
Шахматы как любая дисциплина требуют много усилий от начинающих
спортсменов. Необходимо перечитать множество разнообразных книг, проре-
шать неимоверное количество комбинационных позиций. Конечно, для детей
изучение большого количества материала вызывают скуку и затруднения. Здесь
педагогам нужно проявить смекалку и включить все свое воображение для
того, чтобы занятия были не только информативными, но и интересными, моти-
вирующими к деятельности и личностному росту обучающихся. И здесь нам
поможет соревновательный метод, который подобно будет описан в основной
части работы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка ис-
пользуемой литературы.
5
Соревновательный метод как способ формирования познавательной моти-
вации обучающихся по шахматам
Одним из действенных способов повышения интереса детей к учебным за-
нятиям, дающим стимул для самореализации и саморазвития, воспитания их
индивидуальности является соревнование. Большинство педагогов используют
данный метод как вспомогательное средство в различных видах деятельности,
на учебных и внеурочных занятиях, добавляя элемент состязательности в учеб-
ный процесс для выявления и сравнения достижений учащихся.
Однако соревнование можно рассматривать и как самостоятельную форму
организации образовательного процесса в группе, например, проведение кон-
курсов различных творческих работ, проектов, спортивных соревнований.
Соревнования по своему содержанию и форме существенно различаются,
но суть их одна – повысить активность детей, побудить их к инициативе и твор-
честву, стимулировать проявление и развитие их талантов и способностей.
В педагогической науке и практике на различных этапах развития россий-
ского образования отмечается неоднозначное отношение к использованию со-
ревнования в образовательных организациях. Есть его противники, а также те,
кто считает, что соревнование – действенный метод для управления познава-
тельной активностью обучающихся.
Соревнование помогает решать воспитательные задачи, при помощи дан-
ного метода проще пробудить интерес детей к определённой деятельности.
Благодаря соревнованию учебный процесс становится более увлекательным,
эмоционально насыщенным. Под его влиянием формируются отношения взаи-
мовыручки, сопереживание, способность радоваться успеху товарищей.
Дети становятся требовательными к себе и другим.
Очень важно подведение итогов соревнования, которое должно вызвать
удовлетворение у всех участников соревнования от затраченных усилий и полу-
ченных результатов, желание продолжить свою деятельность в данном направ-
лении.
При анализе опыта соревнований обнаруживается, что ряд нравственных
последствий возникает в связи с подведением итогов, в частности при поощре-
нии победителей соревнования. Акцент на материальном поощрении, чрезмер-
ного использования снижают воспитательную ценность соревнования, поэтому
преимущественно следует прибегать к моральному поощрению. Сама победа
приятна, а любой вариант поощрения детьми принимается положительно.
Весьма проблемным является вопрос о мере использования соревнования
в детском коллективе, чтобы соревнования не приносили обиду и разочарова-
ния, а только пользу, желание добиться значимых результатов, сделать полез-
ное дело, и одержать победу в первую очередь, над собой.
6
В связи с этим можно привести примеры учебно-тренировочных занятий с
использованием соревновательного метода и формы проведения соревнователь-
ной деятельности (Таблица 1):
Примеры учебно-тренировочных занятий
Таблица 1
№
п/
п
Тема уро-
ка
Форма проведения соревнова-
ния
Система
подведения
итогов
1
Дебютная
теория
ТЕСТ-партии. Вопрос-ответ: в
рамках обзора партии, сыгран-
ной
гроссмейстерами,
поиск
лучшего хода. Обучающиеся за-
писывают ход в тетрадь.
За каждый правильный
ход обучающиеся получа-
ют баллы. Оценивается
достижение каждого уче-
ника отдельно, а не в
сравнении с другими.
2
Тактика
Выполнение тестов по тактике
на разные тактические темы:
двойной удар, открытое нападе-
ние, связка, сквозной удар и тд.
За
каждую
правильно
решённую задачу обуча-
ющиеся получают баллы.
По количеству набранных
баллов оценивается уро-
вень каждого отдельного
шахматиста.
Тесты
вы-
полняются на время.
3
Энд-
шпиль
Выполнение тестов по эндшпи-
лю на разные теоретические
темы: правило квадрата, оппо-
зиция, обход короля, отталкива-
ние плечом, правило треуголь-
ника и т.д.
За
каждую
правильно
решённую задачу обуча-
ющиеся получают баллы.
По количеству набранных
баллов оценивается уро-
вень каждого отдельного
шахматиста.
Тесты
вы-
полняются на время.
Перед тем, как провести занятие с использованием соревновательного ме-
тода необходимо, чтобы обучающиеся владели достаточным теоретическим ма-
териалом. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических зна-
ний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики.
Для наглядности и лучшего освоения теоретического материала на заня-
тиях используется различный дидактический материал,в особенности информа-
ционно-коммуникационные технологии.
Обязательно нужно предупредить обучaющихся о предстоящем испыта-
нии, таким образом, подготавливая детей к необходимостиизучениятеоретиче-
ского материала и воспитанию ответственного отношения к обучению.
Для успешного выполнения испытаний, обсуждается план предстоящей
работы: освоение знаний и умений, которые помогут без трудностей выполнить
задание,на что нужно больше обратить внимание, провести работу над своими
слабостями. Это помогает осуществить индивидуальный подход, узнать силь-
7
ные и слабые стороны обучающихся, их способности и возможности реализа-
ции знаний на практике.
Изучение некоторых шахматных тем вызывают у ребёнка нескрываемую
скуку и зевоту. Например, если вы хотите быстро замучить своих подопечных,
то самый лучший способ, это начать объяснять им на уроке многочисленные
разветвления какого-нибудь дебюта.Точно знаем, что любой из обучаемых де-
тей свалится со стула через 15 минут, так ничего и не усвоив.
Но, попробуем превратить урок в конкурс или соревнование. Кто больше
угадает ходов, тот чемпион. Думаю, что любой тренер сможет повысить ин-
терес к занятиям шахматами у своих учеников.
К тому же детям в этом соревновании можно подсунуть основные идеи
дебюта, постараться обратить их внимание на самые характерные ошибки.
Проанализировав результаты тест-партии, можно сделать вывод о силе и
знаниях своих подопечных. Либо необходимо поработать над дебютом, либо
юные шахматисты недостаточно хорошо считают варианты, либо есть непони-
мание в позиционной игре.
Также шахматистам можно предложить позиции на разыгрывания, для от-
работки основных идей дебюта. К этим позициям требуется внимательный под-
ход. Так как необходимо рассчитать большое количество вариантов, как следу-
ет разобраться в позиционных особенностях.
В качестве методического пособия рекомендуется коллекция книг Ко-
строва В.В. «В какую силу я играю».
В методическом пособии Кострова В.В. в каждой тест-партии разыгрыва-
ется по 50 очков. В зависимости от количества набранных очков оценивается
условный разряд обучающегося, примерная сила, в которую играет ученик, а
также шуточные звания, такие как «мастер» или «фломастер», «гроссмейстер» с
практическими рекомендациями для улучшения результата, и достижения сле-
дующего уровня подготовки.
Для тренировки тактического зрения нам помогут тесты по тактике, от-
сортированные по уровню, от начинающих до кандидата мастера спорта (авто-
ры: В.А. Конотоп, С.В. Конотоп). 50 тестов, по 12 позиций в каждом, время от-
водимое на выполнение теста – 1 час. Тематика примеров обширна (всего 35
видов), очередность их случайна, так что вывести какие-либо закономерности
сложно, остается лишь один путь: изучать позицию, анализировать увиденное,
выделять главное и с помощью рассуждений делать выводы, т.е. предлагать ре-
шение. Если решение правильное, то обучающийся за него получает определен-
ное количество баллов (от одного до четырёх). Сумма очков, набранных при ре-
шении позиций одного теста, позволит судить об уровне подготовки обучаю-
щихся.
Просматривая партии всех начинающих шахматистов можно проследить
схожие черты. В партиях зевков много, и в большей части заканчиваются онио-
чень быстро. Результат в них соответствует меткому высказыванию Савелия
Григорьевича Тартаковера (русский шахматист, гроссмейстер, 1887-1956 годы
жизни): «В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним». Из-
8
бавляясь от зевков, в основном благодаря усиленным занятиям по тактике: зна-
комимся с тактическими приемами, часть времени уделяем изучению принци-
пов разыгрывания дебютов. Постепенно качество партий улучшается, неплохая
тактика в сочетании с уверенным разыгрыванием дебютов, и знанием некото-
рых дебютных ловушек, помогает одерживать быстрые победы, порой не поз-
воляющие противнику даже выйти из дебюта. До эндшпиля дело, если доходит,
то очень редко, отдельные неудачи в нем быстро забываются. Особого желания
заниматься им не возникает. Одна из самых тяжелых частей шахматной партии,
наполненной теорией и богатым практическим опытом гроссмейстерских пар-
тий. Исход партии в эндшпиле зависит от каждого хода, в этом заключается
ценность точного расчета в окончаниях.
Разница в практической силе до и после наступления в партии эндшпиля
мешает дальнейшему росту спортсмена. Еще Капабланка Хосе Рауль (ку-
бинский шахматист, 3-й чемпион мира по шахматам) утверждал: «Чтобы улуч-
шить игру, Вы должны сперва изучить эндшпиль».
Тесты по эндшпилю полезно решать на всех уровнях подготовки. В мето-
дическом пособии авторов В.А. Конотоп, С.В. Конотоп предложены 25 тестов,
по 12 позиций в каждом, на разные теоретические темы. Время, отводимое на
выполнение теста – 1 час. Тематика позиций разнообразна, каждая задача оли-
цетворяет какую-то определенную теоретическую тему. За правильное решение
обучающийся получает определенное количество баллов (от одного до
четырёх). Сумма очков, набранных при решении позиций одного теста, позво-
лит определить примерный уровень подготовки обучающихся.
Рассмотрим критерии оценивания в Таблице 2 (критерии взяты от автора,
и немного модернизированы).
Критерии оценок набранных очков за тест по тактике
Таблица 2
Сумма на-
бранных
баллов
Уровень обучающегося. Комментарии к результату
от 0 до 5
Новичок. Это Ваши первые шаги в шахматах, поэтому такой ре-
зультат. Все еще впереди.
от 6 до 8
Шахматёнок. Всё еще начинающий. Количество набранных оч-
ков не должно приводить Вас в отчаяние, скорее наоборот. Раз
Вы сумели набрать столько очков, то чему-то уже научились.
Первые успехи являются хорошим стимулом для дальнейшего
совершенствования.
от 9 до 13
Конь. Вы на правильном пути, теперь важно не останавливаться.
Главное для Вас верить в свои силы и сделать большой скачок
на пути к успеху.
от 14 до 18
Слон. Результат, показанный Вами, неплох, и Вы достаточно
сильны уже на шахматной доске, но пока о разряде Вы можете
только мечтать.
9
от 19 до 22
Ладья. В ближайшее время Вы можете рассчитывать на выпол-
нение нормы юношеского разряда.
от 23 и более
Ферзь. Уровень Вашей подготовки соответствует, как минимум,
1 юношескому разряду.
Комментарии к уровню шахматиста могут быть заменены и изменены по
усмотрению педагога. Основная задача поощрить результат ученика, подбо-
дрить его, создать положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы
обучающихся над собой.
Естественно, помимо проверки своих возможностей, каждый ученик стре-
мится быть первым и это повышает мотивацию еще больше. Групповая со-
ревновательная работа «втягивает» в активную деятельность даже пассивных,
слабо мотивированных обучающихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учеб-
ной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от про-
цесса деятельности и достигнутого результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги!
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в
форме соревнований;
Основу соревновательного метода составляет рационально органи-
зованный процесс состязания;
Сущность метода заключается в использовании соревнований в ка-
честве средства повышения уровня подготовленности занимающихся;
Обязательным условием соревновательного метода является подго-
товленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они
должны соревноваться.
Соревновательный метод позволяет:
1) стимулировать максимальное проявление способностей обучающихся;
2) выявлять и оценивать уровень владения теоретическим материалом;
3) обеспечивать максимальную умственную нагрузку на занятиях;
4) содействовать воспитанию спортивных качеств.
Достоинства соревновательного метода:
Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой,
стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготови-
тельных упражнениях. Для одних победа на соревнованиях реальна, для других
– недосягаемая вершина. Однако это не означает, что обучающийся, не про-
явивший себя в состязаниях, не способен устанавливать личные достижения и
рекорды. Сравнение и сопоставление себя настоящего с собой в прошлом слу-
жит дополнительным стимулом для дальнейшего развития и совершенствова-
ния. Соответственно развивается способность оценивать и контролировать
себя, что является важной составляющей личностного роста.
10
В соревновании с самим собой появляется дополнительный стимул, при
котором усилия занимающегося направлены на качество и количество выпол-
няемых упражнений, исчезает равнодушное отношение к ним. Через такое со-
ревнование учащимся прививаются умения и навыки организации самостоя-
тельных занятий. Они открывают в себе ранее не присущие им или скрытые
личные качества, что делает их успешнее.
Наличие у подростков соревновательной направленности, позволяет
актуализировать потенциальные способности и в специфически организован-
ной деятельности (конкурсы, соревнования, олимпиады) помогает обучаю-
щемуся по-новому взглянуть на себя, адекватно оценить свой уровень притя-
заний, свою самооценку.
Таким образом, при решении педагогических задач посредством соревно-
вательного метода у обучающихся развивается способность рационально ис-
пользовать полученные умения и навыки в усложненных условиях, что форми-
рует взаимосвязь цели этого метода и решаемых задач.
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что применение со-
ревновательного метода в процессе обучения и воспитания, могут значительно
увеличить эффективность образовательной деятельности, помогут сделать об-
разовательный процесс детей менее утомительным, и сделают его более при-
влекательным и интересным.
Методические пособия в помощь педагогу
1. Костров В.В. В какую силу я играю. Шахматные тест-партии. В 4-х книгах:
«Открытые дебюты»; «Полуоткрытые дебюты»; «Закрытые дебюты»; «Гамби-
ты». Санкт-Петербург: Изд. «Литера», 2003.
2. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике. В 6 книгах. «Тесты по
тактике для начинающих»; «Тесты по тактике для шахматистов 4 разряда»;
«Тесты по тактике для шахматистов 3 разряда»; «Тесты по тактике для шахма-
тистов 2 разряда»; «Тесты по тактике для 1 разряда»; «Тесты по тактике для вы-
сококвалифицированных шахматистов».
3. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по эндшпилю. В 2-х книгах. Москва,
2013.
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грекова В.А. Формирование познавательной мотивации старшекласс-
ников в соревновательном образовательном контексте
/ В.А. Грекова //
Россий-
ский психологический журнал, ТОМ 6 № 1. 2009. – 91 с.
2. Джураев Э.В. Особенности соревновательного метода / Э.В. Джураев. —
Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2019. - № 5 (60) . – С. 534-535.
3. Масловская Ю.И. Соревновательный метод в физическом воспитании
студенческой молодежи: пособие / Ю. И. Масловская, В. А. Овсянкин. Минск:
БГУ, 2017. – 111 с.
4.
Такиуллин, Т. Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т. Р. Та-
киуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389).
— С. 5-8.