Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"


Автор: Мусаева Раисат Багомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кищинская СОШ имени Г.Сулейманова"
Населённый пункт: С. Кища, Дахадаевский район, Республика Дагестан
Наименование материала: "В ногу со временем"
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Кищинская средняя общеобразовательная школа имени Гасбала Сулейманова»

368580, МО « Дахадаевский район» с.Кища

ул Школьная, д. 477 А

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Написала статью Раисат Мусаева,

учительница русского языка и литературы

МБОУ «Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова».

(Дорогие мои коллеги, позвольте поделиться своим опытом работы: познавательная ак-

тивность и потенциал учащихся на уроках русского языка и литературы)

В нашу цифровую эпоху перед системой образования замаячило столько задач, что

не всегда успевает учитель освоить, осмыслить и преподнести их своим обучаемым. В

сфере русского языка и литературы крайне важно стимулировать познавательную актив-

ность учащихся предметам. Внедряя инновационные стратегии обучения, преподаватели

могут создать среду, способствующую критическому мышлению, творчеству и более глу-

бокому пониманию русского языка и его богатого литературного наследия.

Я думаю, учителям следует разрабатывать интерактивные занятия, которые вдох-

новляют учащихся мыслить аналитически, соотносить концепции с реальными ситуация-

ми и активно участвовать в дискуссиях. Групповая работа, дебаты и ролевые игры могут

помочь учащимся развить коммуникативные навыки, улучшить понимание сложных тем и

стимулировать критический анализ.

Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что учащиеся разных возраст-

ных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке.Старшеклассники обыч-

но проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших

школьников активность выражена эмоциональной окраской, которая во многом зависит от

установки учителя.

Использование технологий в качестве образовательного инструмента, мне кажется,

может значительно повысить когнитивную активность. Интерактивные онлайн-ресурсы,

мультимедийные презентации и образовательные приложения предлагают разнообразные

возможности сделать уроки более динамичными и увлекательными. Интеграция техноло-

гий в классную деятельность позволяет учащимся изучать русскую литературу с помощью

визуальных и слуховых средств, поощряя их активное участие и глубокую связь с предме-

том.

У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может

резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он

умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на мето-

ды и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастер-

ства.

Уроки русского языка и литературы должны поощрять творческое мышление уча-

щихся. Учителя могут вдохновить учащихся писать собственные литературные произве-

дения, заниматься литературным анализом и изучать различные стили письма. Все это ак-

тивирует и способствует более глубокому пониманию и оценке русской литературы.

Создание литературных кружков и книжных клубов может значительно повысить

когнитивную активность. Эти занятия способствуют развитию чувства сотрудничества и

сопричастности, позволяя учащимся выбирать книги, соответствующие их интересам.

Участвуя в дискуссиях, анализируя персонажей и делясь личными мыслями, учащиеся

развивают критическое мышление, улучшают понимание и укрепляют свою способность

эффективно выражать идеи.

Традиционные уроки мало приспособлены для свободного творческого мышления

и не предоставляют возможностей всем учащимся для самовыражения. Урок литературы

должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего

многообразия деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологиче-

ской. Подлинное мастерство учителя состоит именно в том, чтобы сделать учение для

школьника желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. Нужно пробу-

дить этот интерес в ребенке. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное все-

гда рядом,только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного. Надо уметь

использовать самые различные методы и приемы проведения урока. Значительно возрас-

тает активность на уроках-диспутах, конференциях и викторинах, конкурсах, путешестви-

ях, играх, КВН. На таких уроках учащиеся должны быть активными участниками, а не

слушателями и сторонними наблюдателями.

С годами я пришла к выводу, что повышению активности на уроках литературы

значительно способствуют элементы проблемного обучения, использование ИКТ на уро-

ках, использование методов поисковой и творческой деятельности. Одной установки на

интересную работу мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической

подготовки это будет легче) и сделать работу более тщательно. Не торопиться,потому что

тщательность – основной источник увлечения работой.

Очень понравился моим девятиклассникам урок с применением ИКТ «Страницы

жизни и творчества А.С. Пушкина». Во время презентации ученики зрительно познакоми-

лись с дорогими сердцу поэта людьми, узнали новые факты биографии поэта.

На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живо-

пись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география и т.д.) Часто при изуче-

нии поэзии я провожу интегрированные уроки.Слияние музыки и литературы – прекрас-

ная основа интегрированного урока на тему: «Произведения А. С. Пушкина в музыке рус-

ских композиторов».Многие ученики после проведения такого урока признались, что по-

новому открыли для себя волшебный мир классической музыки. Они услышали, насколь-

ко музыкально творчество Пушкина, сопровождая изучение «Повестей Белкина» музы-

кальными иллюстрациями Г.Свиридова и фрагментами художественного фильма.

В старших классах для активизации деятельности учащихся (чаще всего из-за от-

сутствия произведений в учебниках) применяются такие методы, как лекция и семинар.

Слова учителя могут вызвать эмоционально-эстетические отношения, пробуждают «чув-

ства добрые», помогают становлению личности. Семинар тоже обладает большими воз-

можностями для пробуждения творческой активности учащихся. Лекцию можно начать с

нестандартного метода изложения. Например, при изучении М. Горького в 11 классе:

- Чем обусловлено значение Горького в истории культуры?

- Силой его таланта?

- Счастливым стечением обстоятельств?

- Осознанным выбором писателя?

Под руководством учителя ученики придут к решению, что талант важен, но реша-

ющим фактором является позиция писателя, открыто избравшего путь единства с наро-

дом.

Если говорить о Л. Н. Толстом, можно начать лекцию с картины яснополянского

дома и парка. Или рассказать о фрагменте из жизни писателя, как каждое утро он выходил

из дома с деньгами в мешочке, зная, что его ждут крестьяне с окрестных мест, и раздавал

им эти деньги. Учитель рассказывает одновременно и о собственном впечатлении, о

своих мыслях и чувствах. Собственное мнение учителя всегда важно для ребят.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систе-

му нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательно-

го труда, невысокой результативности.

«Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает зна-

ния, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе

говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от

процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечи-

вает достижение важнейших образовательных целей.

По пьесе М.Горького «На дне» после завершения обсуждения драмы можно прове-

сти урок-игру. Вводной частью урока может стать викторина. Учитель получает возмож-

ность в ненавязчивой форме выявить знание текста. Такого рода мероприятие стимулиру-

ет заинтересованное чтение, а также формирует внимательное отношение к детали в худо-

жественном произведении. Игра рассчитана на участие в ней трех команд.

По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» можно провести урок-суд на тему «Кто

виноват в гибели Лизы?» Класс делится на судей и адвокатов. Заранее готовят речь обви-

нительную и защитную. Никто не остается в стороне. И даже те, кто не читал произведе-

ния, будут высказывать свое мнение.

Также можно провести урок - деловую игру в форме суда по пьесе А.Н.Островско-

го «Гроза».

На познавательный интерес учащихся оказывает сильное влияние и творческая ра-

бота. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов,

викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями.

Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учат-

ся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Любую творческую задачу, какой бы

привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той по-

ры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Например, после изучения

стихотворения А.Фета «Весенний дождь» можно предложить ученикам 5 класса, чтобы

они воспроизвели его на бумаге. Получаются прекрасные рисунки.

При изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе учащимся было предложе-

но побывать в роли героев произведения, чтобы лучше понять их характер, представить

историческую эпоху. Был составлен проект с фотографиями и зарисовками. Завершаю-

щим этапом было сочинение. В итоге даже учащиеся приняли участие в конкурсном сочи-

нении о коррупции.

Хочу заметить, что активизация познавательной деятельности на уроках русского

языка и литературы способствует развитию не только языковых навыков, но и широкого

кругозора, эмоционального интеллекта и творческого мышления учащихся. Через чтение

и анализ литературных произведений, обсуждение актуальных тем и выражение своих

мыслей ученики расширяют свои знания о мире и становятся более осознанными и крити-

чески мыслящими гражданами.



В раздел образования