Напоминание

"Формирование технических навыков на начальном этапе обучения в классе баяна"


Автор: Кузнецов Олег Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Тогучинского района "Тогучинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Тогучин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование технических навыков на начальном этапе обучения в классе баяна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Тогучинского района

«Тогучинская детская музыкальная школа»

(МБУДО «ТДМШ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:

«Формирование технических навыков

на начальном этапе обучения в классе баяна»

Выполнил:

Кузнецов Олег Михайлович

преподаватель по классу баяна

высшей квалификационной категории

г. Тогучин

2022 г.

«Формирование технических навыков

на начальном этапе обучения в классе баяна»

Достижение подлинного мастерства исполнения зависит в первую очередь

от

общего

музыкального

развития

учащегося,

его

художественного

вкуса,

глубокого

проникновения

в

содержание

музыкальных

произведений,

что

достигается

в

результате

работы

над

большим

количеством

музыкально-

художественной литературы. Но разучивая только художественный материал, и

не

занимаясь

технической

работой,

ученик

будет

отставать

в

технической

стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта

наличия определённых хорошо отработанных двигательных приёмов и навыков.

Поэтому методика преподавания игры на баяне вводит в процесс

обучения

упражнения

и

этюды

как

материал

для

развития

овладения

основными

двигательно-техническими приёмами и навыками, подготавливая учащегося к

более свободному исполнению

трудных мест

в

произведениях, способствуя

более совершенному раскрытию исполнительского замысла.

Данная

методическая

работа

направлена

на

формирование

первоначальных технических навыков у учащихся, на начальном этапе обучения

(1-2 класс) в ДМШ и ДШИ.

Педагог должен с первых же дней обучения воспитывать у

учащихся

наиболее

важные

двигательно-технические

навыки,

которые

выражаются

в

следующем:

1. Пространственная точность-способность пальцев

уверенно и безошибочно

соприкасаться с нужными клавишами. Для этого не следует нажимать клавишу

раньше, чем в сознании не возникнет ясное представление о её положении на

клавиатуре, и уверенность в том, что нужный палец возьмёт нужную клавишу.

2.

Ритмичность-способность

пальцев

обеспечивать

своевременное

возникновение и прекращение звучания.

3.

Аппликатурная

точность-умение

точно

выполнять

утверждённую

аппликатуру.

4.

Красочная

точность-умение

извлекать

звук

различными

штрихами

и

динамическими оттенками.

5.

Управляемость

техники-способность

мгновенно

подчинять

сознанию

выработанные игровые движения, быстро изменять установившийся ход игры

(штрихи, динамику, темп).

6. Беглость- способность извлекать в быстром темпе последовательности звуков

и созвучий.

Работа над формированием технических навыков начинается уже с 1 года

обучения. Сначала на простейших упражнениях, которые постепенно

нужно

усложнять и усовершенствовать по мере технического и физического

роста

учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических

навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные

направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата,

ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над

звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое

упражнение

несёт

в

себе

определённые

цели

и

задачи,

между

собой

они

взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.

Формирование техники, принципы воспитания игры на баяне

Основы технических навыков игры на инструменте, заложенные на первых

уроках во многом определяют

успехи дальнейшего музыкального развития

учащегося. Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых

ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом

зависят

от

мастерства

педагога,

его профессиональных

навыков, владения

методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично

объяснить

материал,

помочь

ученику

добиваться

первых

положительных

результатов. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное

внимание. Успех технического развития учащегося зависит и от многих других

факторов.

Плохо

поставленный

инструмент,

скованный,

зажатый

игровой

аппарат

приводит

в

конечном

результате

к

тому,

что

ученик,

не

имея

положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению. Именно в

этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога,

его знания, профессиональная интуиция. В данной работе будут рассмотрены

основные

вопросы

в

формировании

технических

навыков

начального

периодаобучения.

Это

посадка,

постановка

инструмента,

постановка

рук

и

свобода игрового

аппарата,

самостоятельности

рук

при

игре

двумя

руками

(специфическая проблема), штриховая координация.

Цель начального этапа обучения игре на баяне – создание основной

базы, на котором построится все дальнейшее развитие учащегося:

выявление

и

развитие

индивидуальных

природных

возможностей,

музыкальных способностей ребенка;

внесение необходимых теоретических знаний и выработка исполнительских

навыков игры на баяне;

определение цели и задач последующего этапа обучения (основного)

Посадка за инструментом

Посадка баяниста основана на естественном положении всех частей тела,

свободном,

но

устойчивом

корпусе.

При

соблюдении

правильной

посадки

учащийся

не

будет

уставать

во

время

занятий.

Основные

правила

профессиональной посадки предусматривают:

1)

Во время игры ученик садится на 2/3 стула (высота сидения зависит от

роста исполнителя);

2)

учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на

пол – ноги слегка расставлены;

3)

необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при

этом следует распрямить корпус и немного наклонить его вперед);

4)

Вся посадка рассчитана на то, чтобы учащийся чувствовал себя как можно

удобнее. Немаловажное требование к посадке – это её активность, собранность,

а не расслабленность и вялость.

Надеть ремни на плечи, баян поставить так, чтобы его нижнее ребро и низ

грифа упирались в бедро правой ноги играющего. Нижним ребром с тыльной

стороны инструмент упирается в сгиб корпуса баяниста и стоит на его бёдрах.

Правой

частью

груди

баянист

упирается

в

стенку

инструмента,

натягивая

плечевые ремни. Левая часть груди находится на некотором

расстоянии от

инструмента, создавая для левой руки свободу движения мехом. Свой корпус

баянист наклоняет немного вперёд.

Но

прежде,

чем

использовать

заплечные

ремни

для

закрепления

постановки

и

устойчивости

баяна

вы

должны

проверить

правильность

постановки при помощи простого упражнения. Опустите руки и убедитесь, что

инструмент стоит на бедрах, в нужном положении, не наклоняясь и не падая с

колен, самостоятельно, без дополнительной помощи.

Плечевые

ремни

регулируются

таким

образом,

чтобы

не

сдавливать

грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно

свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен

давать

инструменту

чрезмерно

отодвигаться

влево.

Левый

ремень

обычно

немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению

движения меха.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука

могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и

при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь –

корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой

рукой.

Ведение меха

К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех

является

главной

особенностью

звукообразования

на

баяне

и

аккордеоне.

Начинать работу над правильным меховедением необходимо на первых уроках,

и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.

На

первоначальном

этапе

обучения

главным

является

приобретение

навыка

ведения

меха,

то

есть

умения вести

его

плавно,

ровно, постоянно,

достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Нельзя вести

мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».

Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или

сокращает

амплитуду

«разжима».

Необходимо

осваивать

технику

момента

смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и

том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует

помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит

вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с

исполнением

динамических

оттенков.

Нужно

контролировать

единую

динамическую линию на «разжим» и «сжим».

Работа над мехом будет проходить на протяжении всего периода обучения

и об этом можно говорить долго и подробно

.

Наша задача – определить наиболее

важные моменты, освоение которых необходимо именно на первоначальном этапе.

Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента можно

при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи

нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука

ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать

неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную

линию

ведения

меха.

Упражнение

необходимо

выполнять

на

протяжении

нескольких занятий.

Существует

еще

один

подход

к

вопросу постановки

инструмента.

И,

наверное, он самый важный. Каждый музыкант

стремится

к органическому

контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого

«чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все

свои

творческие

намерения,

замысел

композитора,

создать

художественный

образ.

Добиться

выполнения

этой

сложной

задачи

на

первых

уроках

невозможно, но ее решение является конечной целью

любого музыканта и

педагога.

Постановка рук

Вопросам

постановки

рук

занимаются

педагоги

музыканты

любой

специальности с особым вниманием. Ошибки, допущенные при постановке рук

в дальнейшем могут привести к трате времени при работе над произведениями, к

их зажатости.

Начинать

постановку

правой

руки

необходимо

с

упражнений,

позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого

поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их

вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение

и переносится на клавиатуру.

В

течение

всего

первоначального

периода

обучения

педагог

должен

контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры.

Нельзя начинайте играть «зажатыми» руками. В произведениях нужно находить

моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз.

Главная

задача

преподавателя

не

только

рассказать

и

показать

правильное

положение

рук,

но

и

научить

осознанно и

осмысленно

относиться

к

этой

проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.

Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре

инструмента,

выработка

ощущения

клавиатуры

осуществляется

с

помощью

специальных

упражнений, особое

значение

имеет

правильный

подбор

этих

упражнений.

Успехи учащегося зависят так же от формы строения его рук. Однако не

следует думать,

что

по

внешней

их форме можно

определить технические

возможности

исполнителя.

Внешне

одинаковые пальцы,

одинаково сильные

руки

могут

быть

различны

по

гибкости

и

ловкости

в

игре.

Некоторым

исполнителям следует ежедневно и систематически упражняться, в то время как

другие

могут

играть

после

длительного

перерыва,

удовлетворяясь

лишь

небольшой разминкой пальцев перед игрой.

Педагогу

следует

предъявлять

следующие

требования

к

исполнению

упражнений?

1. Главное условием для исполнения упражнений это медленные и умеренные

темпы.

2. Все упражнения исполнять штрихом legato, так, как только этот штрих дает

свободу руки на первоначальном этапе обучения.

3. Во время игры ученика преподаватель должен постоянно контролировать

свободу всех частей рук, основы посадки и постановки инструмента, ровность

ведения меха, глубину нажатия клавиш.

4.

Необходимо

активизировать

слух

учащегося

на

качество

исполнения

упражнений.

5. Исполнять упражнения в динамическом развитии.

6.

Во

время

игры

упражнений

добивайтесь

ровного,

красивого,

глубокого,

выразительного звучания инструмента. Используйте упражнения для того, чтобы

заложить основы культуры звукоизвлечения.

Предлагаемые упражнения просты в понимании, и начинать работать над

ними надо с первых уроков, не дожидаясь изучения основ музыкальной грамоты.

Предложенные

ниже

упражнения

являются

хорошей

гимнастикой

для

рук

начинающего музыканта. Обучение начинается на готово-выборном баяне.

Упражнения,

способствующее

развитию

технических

навыков

трудно

разделить

на

определённые

периоды

обучения,

так

как

выбор

темпа

прохождения материала соразмерно способностям конкретного учащегося. Но

весь цикл упражнений можно поделить на три этапа:

I – начальный

II – средний

III – заключительный

Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

знакомство с элементами музыкальной грамоты;

организация

двигательного

аппарата,

формирование

игровых,

инструментальных навыков;

воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с

инструментом.

Начальный этап

1.

Знакомство с клавиатурами готового или выборного баяна.

Провести

вторым

пальцем

правой

(левой)

руки

по

диагональным

и

вертикальным рядам правой или левой клавиатуры баяна.

Упражнение «Горка» или хроматическая гамма – помогает видению и

ориентированию

на

клавиатурах

баяна:

сначала

играем

упражнение

«Горка» одним пальцем правой руки, а затем тремя, в это же время

разучивают

упражнение

левой

рукой.

По

мере

усвоения

материала

каждой рукой отдельно упражнение соединяется двумя руками.

2.

Смена позиции рук, развитие «слабых» пальцев (4 – 5), закрепление игры

штрихом «легато», приём игры «подмена пальцев».

Упражнение на Ум.

7

Упражнения играются не по нотам, а по всем трём горизонтальным рядам

клавиатур баяна. Сначала отдельно каждой рукой, а затем соединяются двумя

руками. Для учащихся эти упражнения не составляют никаких трудностей.

1.

Пианисты достигают выдающихся успехов в совершенствовании техники

своей игры, работая над развитием всех пальцев, а особенно большого, а вот

баянисты, работающие ранее без большого пальца, начинают применять его

с опаской и недоверием.

2.

Развитие первого пальца правой руки начинать нужно с начала обучения.

Упражнение «Пять пальцев»

Исполнять от каждого ряда правой клавиатуры.

3.

Гамма До мажор

Гамму

До

мажор

играть

как

хроматическую гамму

(упражнение

«Горка»)

пропуская чёрные клавиши. Сначала заучить отдельно каждой рукой, затем

пробовать соединить двумя (для выборного баяна).

Хроматическая гамма

Упражнения на развитие музыкального слуха:

Игра интервалов от одной ноты, но в разных октавах (не глядя на

клавиатуру).

Игра одного и того же интервала, но с разных нот.

Сначала поётся нота, а затем она же берётся на инструменте (отдельно

каждой рукой).

Переход

ко

второму

среднему

этапу

обучения

(развитие

техники)

определяется следующими приобретёнными навыками учащимися:

Умение ориентироваться на клавиатурах баяна по всему диапазону;

Освоение

начальных

навыков

звукоизвлечения,

связанные

с

мехопальцевыми движениями координаций действия рук и пальцев;

Освоение навыков позиционной игры и перемещения;

Осознанное и правильное меховедение;

Уверенное

владение

начальными

упражнениями

двумя

руками

в

медленных темпах;

Освоение готовой и выборной клавиатуры баяна.

Средний этап

На

среднем

этапе

продолжается

работа,

начатая

на

начальном

этапе

обучения, то есть приспособленность к инструменту, грамотное меховедение,

позиционная игра и т.д. Появляются и новые задачи:

тщательная отработка начальных упражнений;

игра

мажорных

гамм,

хроматических,

знакомство

с

минорными

гаммами;

овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных

гамм;

освоение аккордовой техники.

Помимо начальных упражнений, которые учащийся

уже играет более

осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

Освоение инструмента и совершенствование игровых навыков невозможны без

изучения и

исполнения гамм. Гаммы –

не простое ежедневное занятие, а

необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд. Гамму

нужно исполнять не только для усвоения аппликатуры и развития беглости, но

и для владения ритмикой, динамикой и штрихами. Навыки, приобретаемые при

игре

гамм,

необходимо

закреплять

путём

постепенного

усложнения

перечисленных видов работ. Сначала гаммы играются в медленном темпе,

ровными длительностями, с плавными переходами от одного звука к другому,

на

легато.

Успешное

исполнение

гамм

во

многом

зависит

от

подготовки

учащегося

к

этому

виду

работы

на

материале

упражнений.

Гаммы

и

гаммообразные последовательности - это довольно часто встречающийся вид

музыкальной фактуры.

Игра гамм с использованием штрихов.

1)

Сочетание легато и стаккато;

Сочетание нон легато и легато;

2)

Сочетание нон легато и стаккато;

Следует

добиваться

плавного

перехода

с

одного

штриха

на

другой,

например: начинаем играть гамму на легато, а заканчиваем штрихом стаккато.

Сначала играем отдельно каждой рукой в одну октаву, а затем двумя в две и

три октавы.

3) Правая рука играет гамму на легато, левая стаккато и наоборот.

Правая рука играет легато, левая нон легато или стаккато и наоборот.

3)

Игра гамм штрихами: две легато, две стаккато и наоборот.

4)

Игра гамм различными ритмическими рисунками и пунктирным ритмом:

Независимость рук

Одной

из

наиболее

важных

проблем

начального

периода

обучения

является выработка у учащихся самостоятельности, независимости правой и

левой рук при игре двумя руками. Под независимостью рук подразумевают

умение

музыканта-исполнителя

производить

одновременно

обеими

руками

различную

работу,

координируя

при

этом

в

любом

сочетании

различную

динамику, ритмику, штрихи, направление движения меха и т. д.

Прежде, чем учить играть двумя руками, необходимо, чтобы учащийся

имел элементарные навыки игры правой и левой рукой отдельно. Правой – в

пределах звукоряда С-dur, игра простейших мелодий. Левой – в пределах трех

основных басов «до, соль, фа» в сочетании с мажорными аккордами.

Наиболее

важным

на

первом

этапе

является

приобретение

навыка

штриховой координации. На баяне единственным средством для выделения

отдельного голоса (или мелодии) на фоне аккомпанемента является штрих.

Поэтому первое, чем занимается преподаватель, – добиваться хорошего штриха

lеgato при игре правой рукой и staccato при исполнении «бас-аккорд» в левой

руке. При соединении этих двух штрихов и возникают основные проблемы. У

некоторых учащихся процесс этот проходит довольно быстро, но, в основном, и

особенно у тех, кто имеет нарушения в координации рук, появляется много

трудностей. А ведь это один из основных навыков, которыми должны овладеть

учащиеся.

Одним

учащимся

за

годы

учебы

удается

освоить

достаточно

сложный репертуар, другие остаются на примитивном уровне.

Воспитывая

в

ученике

ритмическую

независимость

рук

следует

направлять его

внимание

на

выработку слухового

ощущения

ритмической

фигуры. Если это ему нелегко даётся, полезно поупражняться в выстукивании

ритмических фигур. После этих упражнений можно перейти к проигрыванию

гамм. Например: левая рука играет гамму четвертями, а правая рука на каждую

четверть левой играет сначала дуоли, триоли и квартоли. Гамма исполняется с

различными динамическими оттенками.

Исполнение дуолями в одну и в две октавы:

Исполнение триолями в три октавы:

Трёхрядное

строение

правой

клавиатуры

баяна

даёт

возможность

исполнения арпеджио того или иного вида только двумя аппликатурными

последовательностями

и

пальцевыми

позициями,

то

есть,

если

учащийся

хорошо усвоил аппликатурные закономерности и позицию пальцев арпеджио

гаммы до мажор, он будет иметь представление об исполнении арпеджио в

гаммах ми бемоль мажор, фа диез мажор и т.д. (то есть гамм с одного и того же

ряда).

1. Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши первого ряда (вверх-вниз);

2. Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши второго ряда (вверх-вниз);

3. Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши третьего ряда (вверх- вниз);

1.

Ломанные мажорные арпеджио с первого, второго и третьего ряда.

Минорные арпеджио играются такими же упражнениями.

В дальнейшем после усвоения основных арпеджио играем такое

упражнение, оно так же схематично:

Параллельно эти же упражнения разучиваются левой рукой (выборная

клавиатура).

С

продвинутыми

учащимися

упражнения

соединяются

двумя

руками.

Аккордовая техника

Конструкция

инструмента

позволяет

играть

аккорды

в

параллельном

движении,

не

изменяя

положение

пальцев

как

на

правой,

так

и

на

левой

выборной клавиатуре. Самыми простыми и удобными для исполнения на баяне

являются уменьшённые трезвучия и септаккорды, так как все звуки указанных

аккордов извлекаются на одном из рядов клавиатуры. В качестве упражнения

играем последовательности этих аккордов и септаккордов:

1)

сначала от нот, расположенных на одном ряду;

2)

на двух рядах;

3)

на трёх рядах (по хроматической гамме)

Для

усвоения мажорных, минорных трезвучий и

аккордов предлагаю освоить

следующие последовательности по полутонам клавиатур:

1)

октава + средние звуки = мажорный аккорд;

2)

октава + средние звуки = минорный аккорд.

К концу второго этапа технического развития учащегося он должен обладать

следующими навыками:

Освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в

разных регистрах (в середине, вверху и внизу клавиатуры). Вырабатывая эти

навыки следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в три и

четыре октавы.

Осознанное, грамотное ведение и смена меха.

Овладение

основными

штрихами.

При

этом

следует

добиваться

одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой чёткости и краткости

стаккато.

Одинаковыми

должны

быть

так

же

протяжённость

и

характер

соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно.

Овладение рациональными движениями пальцев. Оно достигается полной

свободой и покоя не занятых пальцев и наименьшего, ритмичного движения

пальцев, занятых звукоизвлечением.

Овладение основными динамическими оттенками.

Развитие координации рук в связи с исполнением полиритмии.

Развитие

беглости.

Уверенное чёткое

исполнение упражнений

и

гамм

двумя руками в две октавы в средних темпах.

Заключительный этап

Вопросы, раскрытые в методической работе, на практике применяются в

самом

начале

обучения.

Они

требуют

хорошей

теоретической

подготовки

педагога к каждому уроку.

Нельзя пренебрегать мелкими деталями при объяснении нового материала.

Желательно использовать яркие эпитеты, сравнения, широко применять показ на

инструменте.

Не допускайте неточного, небрежного выполнения ваших требований.

Следует проявлять настойчивость и терпение. Ошибки и неточности в

вопросах

начального

обучения

могут

стать

серьезными

проблемами

на

последующих этапах освоения инструмента.

На начальном этапе обучения обязательно сочетать теоретическую часть

урока с практической. Игра на инструменте необходима, начиная с первого

урока.

Нельзя

увлекаться

быстрым

прохождением

первого этапа

обучения

и

резким усложнением репертуара. Это ведет к скованности игрового аппарата и

неуверенности учащегося в свои возможности. Хорошо продумайте репертуар

для

начинающего.

Учитывайте

разнообразие

жанров,

эпох,

композиторов.

Постарайтесь

исполнить

10-12

нетрудных

пьес

в

первый

год

обучения.

Соблюдайте принцип последовательности усложнения репертуара.

Огромное значение необходимо придавать сознательному, осмысленному

отношению

к

занятиям

у

учащихся.

Понимая

поставленные

задачи

и

особенности

нового

материала,

они

гораздо

быстрее

справятся

с

любыми

трудностями.

Заключительный

этап

подразумевает

закрепление

полученных

ранее

навыков.

Скорость

исполнения,

точность,

уверенность,

автоматичность,

рациональность. Значительное увеличение диапазона исполняемых упражнений

и гамм. Расширение технических возможностей (исполнение гамм терциями,

секстами,

октавами).

Параллельно

с

прохождением

и

усвоением

новых

упражнений

учащийся

должен

повторять

весь

пройденный

материал,

упражнения уже звучат в предельно быстрых темпах, автоматично, точно, чётко

и ровно.

Умейте оценить положительные результаты своих учеников, особенно на

первом этапе. Это придает ему уверенность, а вместе с успехами возникнет

интерес

к

музыке,

инструменту

и

желание

заниматься

регулярно

и

систематически.

Используемая литература

1. И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» 1966г.

2. «Об основах развития исполнительских навыков баяниста» П. Говорушко

1971г.

3. «Основы игры на баяне» П. Говорушко 1963г.

4. «Общие основы постановки: Баян и баянисты» Б. Егоров 1974г.

5. Ф. Липс. «Искусство игры на баяне» 1985г.



В раздел образования