Автор: Надежда Ивановна Андреева
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт. Белый Яр Сургутский район ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: Практические аспекты организации тестирования ВФСК "ГТО" детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО»
детей с ограниченными возможностями здоровья
Андреева Надежда Ивановна,
учитель физической культуры МАОУ
«Белоярская СОШ №1»
Нормы
ГТО,
ФГОС
предъявляют
высокие
требования
к
уровню
формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются
педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы
здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения
программы по физической культуре и специальные условия оценивания их
деятельности.
Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья,
особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп
здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к
уроку физкультуры определены в нормативных актах представленных на слайде.
Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой
группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче
нормативов ГТО.
В соответствии с нормативными документами на уроке физкультуры дети
распределяются на несколько групп.
Основная группа здоровья (I группа)
Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению
нормативов ГТО.
Подготовительная группа здоровья (II группа)
Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения
врача.
Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к
выполнению
нормативов
ГТО
после
дополнительного
медицинского
осмотра.
Специальная группа здоровья (III группа)
Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения
врача.
Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях
здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов
допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не
противопоказаны ребенку (Письмо).
Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов
ГТО.
Специальная группа здоровья делится на:
1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые
могут быть переведены в подготовительную.
2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.
Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?
Выдержки
из
Письма
Минобразования
Российской
Федерации
«Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-
263/123 от 31.10.2003 г.:
Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения
в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и
навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная
оценка.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем
образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с
учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и
навыков,
умений
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики
физической подготовленности и прилежания.
Но в то же время индивидуальные особенности физического и психического
здоровья детей не учитываются ни в рамках Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса ГТО, ни в рамках даже школьной дисциплины
«Физическая
культура».
Первым
шагом
к
формированию
условий,
обеспечивающих физическое развитие детей с ограниченными возможностями,
можно считать апробацию «Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ общего
образования»
и
«Проекта
специальных
требований
в
федеральные
государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с
различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях
инклюзивного образования». Но ни один из этих проектов не проработан на
должном уровне. Так, в обоих проектах проблема физического воспитания детей
с ограниченными возможностями рассматривается только в рамках начального
общего образования. К тому же в
«Проекте специальных требований в
федеральные
государственные
стандарты
основного
и
среднего
общего
образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми
нарушениями
речи
в
условиях
инклюзивного
образования»
изменения
предусмотрены только в образовательной дисциплине «Филология». Исходя из
этого, данные проекты должны быть существенно доработаны на федеральном
уровне. Одним из условий освоения детьми-инвалидами нормативов ГТО
является
использование
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
(ЗОТ). Под ними понимается определенная форма развития психологических и
психофизический возможностей детей. Имеется интересный зарубежный опыт
создания
эффективных
моделей
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными возможностями. Полагаем, что необходимо перенять данный
опыт и адаптировать его к программам образовательных учреждений РФ всех
уровней. Это поможет разработать комплекс мер по физическому развитию детей-
инвалидов для их дальнейшей адаптации в обществе.
Успешным опытом опережающего внедрения ВФСК «ГТО» поделились
специалисты БУ «Центр адаптивных видов спорта». На II Региональной научно-
практической
конференции
«Опыт
внедрения
и
научно-методическое
обеспечение ВФСК «ГТО» в ХМАО-Югре» Артём Владимирович Кареба
представил
результаты
апробации
уровня
физической
подготовленности
инвалидов при выполнении нормативов комплекса.
По информации центра в период с 28 сентября 2016 года прошли
апробацию более 30 детей с инвалидностью. Испытуемым было предложено 4
вида испытаний: сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание
туловища из положения лёжа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя
ногами, наклон вперёд из положения сидя прямыми ногами.
По результаты апробации выявили ряд проблем:
-сложность получения медицинского допуска;
-необходимость
сурдопереводчика
для
работы
со
спортсменами
с
нарушением слуха;
-отсутствие опыта общения судейского состава с людьми с инвалидностью.
По состоянию на декабрь 2016 года в МБОУ СОШ №38 обучается 13 детей
с инвалидностью. Из них ни один ребёнок не принимал участие в сдаче
нормативов проходящих внутри образовательной организации. На сегодняшний
день материально-техническая база учреждения готова для принятия тестов ОФП
комплекса. Но уровень подготовки судий из числа учителей физической культуры
и волонтёров из числа учеников образовательной организации не позволяет
эффективно работать с данной категорией детей.
Для эффективной организации тестирования детей с ОВЗ необходимо:
1.
Провести мониторинг детей с инвалидностью с учётом по географического
проживания, возраста и нозологии;
2.
Разработать карту доступности объектов спорта и физической культуры для
детей с инвалидностью для сдачи норм ГТО;
3.
Разработать механизм содействия получения медицинского допуска к сдачи
норм ГТО;
4.
Обучить учителей ФК, членов волонтёрских отрядов навыкам работы с
детьми с ОВЗ в рамках комплекса.