Напоминание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ


Автор: Семенычева Альбина Талгатовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА

ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ

Семенычева Альбина Талгатовна,

учитель родного языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г.Бавлы

Воспитание нравственных качеств у учащихся, формирование

привычек толерантности и взаимного уважения, обучение их правилам

общения с людьми и требованиям времени – одна из основных задач,

стоящих сегодня перед школой и педагогами. Воспитание данных

основополагающих качеств личности должно осуществляться с раннего

возраста и непрерывно. Для того, чтобы ребенок вел себя правильно и

непринужденно в любой жизненной ситуации, важно последовательно

проводить уроки нравственности. Каждый ребенок в течение своей жизни

сталкивается с положительными и отрицательными событиями. Тогда они

должны уметь отличать хорошее от плохого и выбирать правильный путь.

Обучать этому – обязанность учителей.

При переходе к рыночной экономике и попытках построения

демократического

государства

стали

исчезать

такие

нравственные

качества,

как

честность,

сострадание,

взаимоуважение,

доброта

и

вежливость, которые веками передавались из поколения в поколение.

Нравственное

воспитание

единственная

опора

в

сохранении

человеческих качеств. Хороших результатов можно добиться только в том

случае, если ей следовать с рождения и на протяжении всей жизни.

Святая обязанность каждого родителя и учителя – дать ребенку

правильное воспитание, формировать в нем нравственность, доброту,

честность и образованность. Родители и учителя показывают пример, а

ребенок старается сформировать эти качества в себе.

Мы

живем

во

времена

хаоса.

Алкоголизм,

наркомания

и

преступность прочно укоренились в обществе. Количество неполных

семей увеличивается с каждым днем. По телевидению показывают фильмы

и телепередачи, которые плохо действуют на умы детей. Дети проводят

большую часть своего времени перед компьютером, а не на свежем

воздухе.

Именно

поэтому

на

сегодняшний

день

назрела

острая

необходимость в организации духовно-нравственного воспитания детей.

Законы

нравственного

и

духовного

воспитания,

которые

накапливались, развивались и совершенствовались татарским народом на

протяжении многих веков, можно обобщить и включить в понятие

«народная педагогика». Перед школой сегодня стоит непростая задача:

воспитать человека, способного жить, работать и находить свое место в

жизни в постоянно меняющихся условиях. В данной работе будет очень

полезно обратиться к трудам великого татарского мыслителя и педагога –

Ризаэтдина Фахреддина, который внес огромный вклад в развитие

отечественного образования и воспитательного процесса в школе. Также

такие известные великие просветители татарского народа, как Каюм

Насыйри

и

Шихабеддин

Марджани

всю

свою

жизнь

посвятили

образованию

и

воспитанию

детей,

оставив

народной

педагогике,

основанной на исламских нравственных правилах, богатое литературное и

научное наследие. Труды «Уроки нравственности» и «Уроки Имана»

заслуженного учителя России, писателя Виля Казыханова являются очень

нужным и важным пособием для учителей.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания детей

являются исламские ценности. В одном из своих выступлений Президент

России Владимир Путин сказал: «Нам пора поднимать уровень религии».

Продолжая это мнение, первый Президент Республики Татарстан, ныне –

Государственный советник Татарстана М.Ш.Шаймиев сказал: «Воспитаем

поколения, достойные жить в третьем тысячелетии на основе ислама».

Цель воспитания – сделать так, чтобы в сознании учащихся жили светлые

надежды и идеи, создающие уверенность в завтрашнем дне народа, и

проводить практические мероприятия, развивающие способности каждого

ученика и обучающие их честно следовать нормам жизни. Преступность,

безработица, алкоголизм, наркомания, широко распространенные среди

нашей молодежи в нашей стране, вызваны тем, что молодое поколение

теряет свою точку опоры. Духовное оскудение идет из глубины веков:

забыты обряды, игры и традиции, которые давали нашим предкам силы

жить и работать. Родной язык занимает основное место в духовной

культуре каждого народа. Современные машины такие как телевизор,

смартфон, компьютер сажают детей в собственный барабан круговорота

событий. Он забывает своих предков, родителей, традиции, передаваемые

из

поколения

в

поколение,

вечные

понятия,

такие

как

Родина,

национальная гордость. Поэтому воспитание детей в национальном духе

должно осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной

деятельности. Эта работа может быть эффективной только в том случае,

если она будет проводится систематически.

Республика Татарстан – многонациональный регион. Здесь испокон

веков дружно живут татары, русские, удмурты, марийцы, башкиры,

крещенные

татары

и

другие

народы.

Учитывая

эту

особенность,

поддержание толерантности среди детей разных национальностей в

школах нашей республики является одной из больших задач. Воспитание

межнациональной дружбы, уважения и толерантности у учащихся,

конечно же, не может быть достигнуто только на уроках. Их необходимо

поддерживать, поднимать духовный настрой детей, организовав различные

праздники. Только тогда полностью раскроются их истинные способности

и эстетическое богатство. Ученик всегда должен стремиться к искусству,

красоте и духовному богатству. Для достижения этой цели каждый

учитель может использовать в своей работе дополнительные народные

ритуалы и праздники.

Прежде всего, хотелось бы привести в пример праздник Науруз. В

этот день ученики ходят по домам, поздравляя с приходом весны и желая

счастья, а хозяева дома, в свою очередь, дарят детям подарки. Затем они

берут собранные подарки и отправляются на природу. Там начинаются

всевозможные игры: борьба (көрәш), бег в мешках, перетягивание каната и

др. Красноречивые, умелые юноши и девушки припевают такмаки

(частушки). Каждый школьник знает, что Науруз – это праздник

подготовки к полевым работам, который проводится перед Сабантуем.

Считаю, что проведение таких игр является важным мероприятием в

формировании нравственного и эстетического воспитания учащихся. Дети

начинают по-новому смотреть на национальные ценности: обычаи,

культуру. В них формируется национальная гордость.

С

точки

зрения

воспитательного

значения

считаю

уместным

упомянуть еще один праздник: это – Сабантуй. В саду, где цветут

разноцветные цветы, можно разместить изделия ручной работы учеников –

плетеные полотенца, шали, деревянную мебель. Это делается с желанием

создать чувство удовлетворения от своей работы. Каждый ученик

участвует в творческой работе и старается проявить свой талант. Конечно,

такие

мероприятия

требуют

большой

подготовки

и

усилий,

но

положительные эмоции от этих праздников навсегда останутся в сердцах

учащихся.

Опыт народной педагогики, отраженный в фольклоре, многогранен и

глубок. Пути и средства воспитания подрастающего поколения в народе

создавались, совершенствовались, передавались из поколения в поколение,

развивались и обновлялись на протяжении всей жизни человека на земле.

Кроме того, вводятся новые праздники, отвечающие требованиям времени.

Один из них – «День Независимости». Этот праздник широко отмечается и

в нашей Республике. Вся толпа собирается на площади. Они поют,

танцуют и слушают веселые песни. Они поздравляют с достижениями и

благодарят тружеников села. Празднование этого праздника вселяет в

людей чувство национальной гордости. Верность своей стране, нации,

преданность ее независимости, любовь к своему народу передаются детям

от старшего поколения.

Наше будущее будет светлым только в том случае, если молодое

поколение будет знать и сохранять народные традиции. Воспитание этих

качеств, несомненно, является величайшей обязанностью педагогов.



В раздел образования