Напоминание

"Народная игра как средство формирования культуры общения у детей"


Автор: Исаенко Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ"ЛДУСТ"Незабудка"
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: статья
Тема: "Народная игра как средство формирования культуры общения у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Народная игра как средство

формирования культуры общения у

детей»

ГКУ ЛНР «ЛДУСТ «Незабудка»

Исаенко Людмила Петровна

г. Луганск

Человек не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться,

чувствовать, делиться мыслями, искать понимание, сопереживать и т. д. Каналом

связи между людьми является общение.

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого

устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот

порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен

информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

Общение людей друг с другом- весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас

учился ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на

ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению иным образом, не

используя для этого свой реальный опыт? Можно. Прекрасную возможность для

этого представляют разнообразные игры. Они помогают не только снять страх,

напряжение, но и приобрести коммуникативные умения. Термин игра на различных

языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и

указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются

традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ

жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,

мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и

красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,

находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители народной

культуры (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и

др.) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести

до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того

или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

К.Д.Ушинский считал народную педагогику одним из факторов, под влиянием

которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более

невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное

бесчисленными поколениями отживших предков" Традиционная народная семейная

педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В

различных играх создаются предпосылки для развития речи, общения, навыков

устного счета, укрепляется память и внимание, шлифуется чистота произношения,

формируется образное и логическое мышление. В подвижных играх постепенно

складывается умение действовать в коллективе, развиваются артистические

способности детей, оттачивается музыкальный слух и ритм.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации

воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны

по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению

личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в

современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания

является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую,

познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие

воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной

культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к

народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических,

общечеловеческих ценностей.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает,

социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется,

публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С

самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех

важнейших черт личности.

Одной из форм приобщения младших подростков к культуре общения является

знакомство с ней в процессе игровой деятельности, отвечающей особенностям

детской психики. При этом совершается активное, творческое усвоение, казалось

бы, давно застывших реалий традиционной культуры, нужных и полезных истин.

Мир ребенка — таинственный и чудесный мир, дети уже многое знают, многое

понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают

этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Игра — это вечный спутник детства.

Это — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Досуг для

детей — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ

исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях.

Включаясь в процесс игры, дети учатся общаться и жить в нашем символическом

мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют,

обучаются.



В раздел образования