Автор: Исаенко Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ"ЛДУСТ"Незабудка"
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: статья
Тема: "Народная игра как средство формирования культуры общения у детей"
Раздел: дополнительное образование
«Народная игра как средство
формирования культуры общения у
детей»
ГКУ ЛНР «ЛДУСТ «Незабудка»
Исаенко Людмила Петровна
г. Луганск
Человек не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться,
чувствовать, делиться мыслями, искать понимание, сопереживать и т. д. Каналом
связи между людьми является общение.
Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого
устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот
порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен
информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.
Общение людей друг с другом- весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас
учился ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на
ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению иным образом, не
используя для этого свой реальный опыт? Можно. Прекрасную возможность для
этого представляют разнообразные игры. Они помогают не только снять страх,
напряжение, но и приобрести коммуникативные умения. Термин игра на различных
языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и
указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители народной
культуры (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и
др.) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести
до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того
или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
К.Д.Ушинский считал народную педагогику одним из факторов, под влиянием
которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более
невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное
бесчисленными поколениями отживших предков" Традиционная народная семейная
педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В
различных играх создаются предпосылки для развития речи, общения, навыков
устного счета, укрепляется память и внимание, шлифуется чистота произношения,
формируется образное и логическое мышление. В подвижных играх постепенно
складывается умение действовать в коллективе, развиваются артистические
способности детей, оттачивается музыкальный слух и ритм.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации
воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны
по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению
личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в
современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания
является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую,
познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие
воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной
культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к
народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических,
общечеловеческих ценностей.
Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает,
социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется,
публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С
самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех
важнейших черт личности.
Одной из форм приобщения младших подростков к культуре общения является
знакомство с ней в процессе игровой деятельности, отвечающей особенностям
детской психики. При этом совершается активное, творческое усвоение, казалось
бы, давно застывших реалий традиционной культуры, нужных и полезных истин.
Мир ребенка — таинственный и чудесный мир, дети уже многое знают, многое
понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают
этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Игра — это вечный спутник детства.
Это — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Досуг для
детей — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ
исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях.
Включаясь в процесс игры, дети учатся общаться и жить в нашем символическом
мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют,
обучаются.