Напоминание

"Практические формы работы на уроках гармонии"


Автор: Кутонова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Кузбасский музыкальный колледж"
Населённый пункт: город Кемерово, Кузбасс - Кемеровская область
Наименование материала: "Практические формы работы на уроках гармонии"
Тема: "Практические формы работы на уроках гармонии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение

«Кузбасский музыкальный колледж»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ГАРМОНИИ

Методические рекомендации

начинающим преподавателям по гармонии

Автор-составитель: Кутонова Т.Н.

заслуженный работник культуры РФ

Кемерово 2024

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………3

1.

Тема Двойная доминанта……………………………………………....4

2.

Тема Альтерация двойной доминанты………………………………..6

3.

Отклонения……………………………………………………………..12

4.

Модуляция……………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………………21

2

Аннотация

Настоящая работа обращена к начинающим преподавателям гармонии. Она

содержит

практические упражнения в облегчённом виде, которые могут быть

применены на общих курсах музыкальных училищ и колледжей. Курс гармонии

должен дать учащимся знания и навыки,котрые помогут ориентироваться в

классической ммузыке, а также стать фундаментом для изучения современной

гармонии в дальнейшем. В «Бригадном» учебнике хорошо подобраны примеры из

музыкальной литературы, которые можно дополнить пособием Алексеева Б.К.

«Гармоническое сольфеджио», применяя его не только для анализа, но и для развития

гармонического слуха.

Введение

Идея сделать дополнения к некоторым темам по гармонии популярного

учебника

прошлого

века,

созданного

коллективом

профессоров

Московской

консерватории имени П.И. Чайковского И. Дубовского, С. Евсеева, И. Способина и В.

Соколова возникла давно.

Неоднократно приходилось помогать студентам писать опорные конспекты,

чтобы обозначить главное и отделить второстепенное из текста учебника. Если

студенты отделения теории музыки для практических работ по гармонизациям могут

воспользоваться сборниками Б. Алексеева, А. Мутли, В. Беркова, А. Степанова,

Е. Абызовой, то общие курсы в основном пользуются «Бригадным» учебником. К

сожалению, зачастую примеры для гармонизаций, игры и анализа не рассчитаны на

студентов с недостаточно хорошей подготовкой.

Есть темы, в которых недостаточно материала для закрепления, поэтому

приходится сочинять примеры для гармонизаций, анализа и игры.

В данной работе будут представлены лишь некоторые темы, которые считаются

наиболее сложными для усвоения. Среди таких: «Двойная доминанта», «Альтерация

двойной доминанты», «Отклонения» и «Модуляция».

3

1. Тема Двойная доминанта

Тему двойная доминанта необходимо поделить на два урока. На одном

объяснить DD7, а на другом – DDVII7. Примеры для гармонизаций, игры и анализа

подобрать по этим темам. В «Бригадном» учебнике преобладают

DDVII7 и его

обращения. [3] Необходимо перенести эту тему на более поздний срок. Примеры

гармонизации № 434 и 444 без DDVII7 могут выглядеть следующим образом:

Мелодии и басы данные в учебнике по теме DD из 10, 12 и 20 тактов на первых

уроках лучше заменить, а вернуться к ним в конце изучения темы.

На первых уроках примеры должны быть не сложнее предложенных автором.

Можно сначала играть цифровку без ритма. Выбор аккорда DD зависит от ученика.

4

Можно придумать ритм гармонических смен по образцу предыдущего примера:

T

6

– II

7

– DD

7

– D

43

– T

3

– II

2

– T

3

t

6

– II

65

– DD

65

– K

64

– D

7

– t

3

T

3

– S

6

– II

43

– DDVII

65

– K

64

– D

7

– T

3

Секвенции:

T

5

3

–II

7

–DD

7

;

t

6

– DDVII

7

– D

5

3

;

t

6

–II

6

5

– DD

6

5

– D

5

3

*Цифровки для игры, секвенции и гармонизации сочинены автором работы.

5

2. Тема Альтерация двойной доминанты

Знакомство с темой «Альтерация аккордов двойной доминанты» предлагаю

начать с прослушивания произведения Л. Бетховена соната op.13 финал, изменив

гармонию, убрав альтерацию.

Надо помочь ученикам понять разницу между звучанием и записью. Надо

помочь студентам услышать напряжение и полутоновые тяготения в басу в К

6

4

и D.

Аккорды новой темы называют аккордами группы увеличенной сексты.

В первых тактах секста на VI пониженной в мажоре. Играем, поём и слушаем в

мажоре м.6 на VI - ув.6 на VI

ч.8 на V

И на VI в миноре. Играем, поём и слушаем в миноре б.6 на VI, ув.6. на этой же

ступени и ч.8 на V

6

Затем учимся заполнять ув.6 тремя звуками в мажоре:

И в миноре:

А затем четырьмя звуками в мажоре:

И в миноре:

Тема «Альтерация аккордов двойной домианты»

в «Бригадном» учебнике

начинается с примеров на мелодию. В них есть несколько проблем:

1) В примерах присутствуют неаккордовые звуки, которые студенты еще не

проходили

2) Примеры велики по объему (12, 16 тактов). На начальном этапе студентам

сложно сориентироваться в гармонизации. В первых мелодиях на гармонизацию этой

темы надо по возможности давать периоды по 8 тактов, без неаккордовых звуков.

3) Некоторые примеры записаны в тональностях с большим количеством знаков

«Бригадный» учебник по гармонии. Нотные примеры для гармонизации по теме

«Альтерация аккордов двойной доминанты»

7

8

Нам кажется всего два примера для гармонизации баса в теме «Альтерация

аккордов двойной доминанты» никак не способствуют прочному усвоению материала.

Можно дать гораздо больше примеров на бас и начать эту тему не с мелодий, а

именно с басов.

Сочиненные примеры для гармонизации:

9

Цифровки для игры:

T

6

– II

7

– D

4

3

– T

5

3

S

6

II

3

4

DD

дв.ув

. 4

3

К

6

4

D

7

– T

5

3

T

5

3

–D

6

4

– T

6

–II

6

5

– T

6

4

DD

дв.ув.

4

3

– К

6

4

D

7

– T

5

3

t

6

– D

4

3

t

5

3

– VI

5

3

II

4

3

– DDув

.

6

5

– К

6

4

– D

7

– t

5

3

t

5

3

– D

6

4

– t

6

– s

5

3

– t

6

4

– DD ув

.6

– D

7

– t

5

3

Секвенции из художественной литературы:

Чайковский П.И. «Детский альбом» Зимннее утро

Глинка М. И. Романс «К ней»

Даргомыжский А.С. «Русалка» Каватина князя. III действие

10

Секвенции из художественной литературы можно играть по родственным

тональностям или транспонирующие на б.2.

В последующих темах необходимо закреплять DD, а не избегать её, как

происходит в темах «Отклонения», «Хроматическая секвенция» или «Модуляция» в

«Бригадном» учебнике.

В требованиях по гармонии есть игра периодов или прелюдий, написанных в

одночастной форме. Можно предложить ритм с цифровкой.

11

3. Тема Отклонения

«Бригадный» учебник по гармонии. Нотные примеры для гармонизации по теме

«Отклонения» [3]

12

Проблемы с примерами остались те же: большое количество тактов и знаков при

ключе, отсутствие DD.

Не все студенты справляются с темой «Отклонения». Предлагаю начать с

определения родственных тональностей. Каждый выбирает для себя тот вариант,

который ему ближе.

I способ

1.

Параллель

2.

S с параллелью

3.

D с параллелью

II способ

1.

Параллель

2.

Две тональности на один знак меньше по кварто-квинтовому кругу

3.

Две тональности на один знак больше по кварто-квинтовому кругу

III способ

1.

На ступенях данной тональности строим трезвучия. Это будут тоники

родственных тональностей. На VII ступени в мажоре и на II ступени в миноре Ум

3

5

,

поэтому там нет родственных тональностей. Таким образом, мы находим 5

тональностей.

Шестой родственник находится во всех трёх вариантах одинаково. Это тональность

минорной субдоминанты для мажора и мажорная доминанта для минора.

2.

Определяем мелодии с отклонениями по появлению звуков из новых

тональностей.

3.

Анализ материала по этой теме из «Бригадного» учебника ещё в большей

степени не удовлетворяет студентов общих курсов. (15 тактов в размере 4\4 с

отклонениями

почти

в

каждом

такте).

Необходимо

сочинять

примеры

для

гармонизации по силам студентам.

4.

Обязательно делаю образец гармонизации на доске с разъяснениями как

определить переходы в родственные тональности.

13

Примеры для гармонизации:

№ 3

Например, после определения тональности в №1 называем родственные и

понимаем, что в третьем такте нужна доминанта, а в четвёртом временная тоника g-

moll. Такой переход кратковременный. Всё второе предложение в первоначальной

тональности. Показываю, как это записывается со стрелочкой.

Во многих примерах доминанта при отклонении занимает всего одну долю на

слабом времени, как в примере №2.

14

№ 4 досочинить

Играем небольшие цифровки, которые поём и определяем на слух на

сольфеджио.

T

5

3

– D

6

5

→ II

5

3

– D

4

3

–T

5

3

I I+ II II I

t

6

– D

6

→ S – II

6

5

– DD

VII7

– D

5

3

III III IV IV IV+ V

t

5

3

– D

4

3

→ VI

5

3

– II

4

3

– D

5

3

I VII VI VI V

T

5

3

– D

2

→ S

6

– DDув.

4

3

– D

5

3

I VII

-

VI VI

-

V

15

Ступени,

подписанные

под

цифровками,

на

первых

порах

помогают

ориентироваться при игре.

Считаю, что образец записи повысит эффективность усвоения материала. В

учебнике таких цифровок нет, а в других источниках, например, Б. Алексеев «Задачи

по гармонии» альтерированная DD обозначается не так, как предлагает «Бригадный»

учебник. (DD

4

3

+1-5

, а не дважды увеличенный

4

3

)

Следующим этапом, можно предложить придумать мелодию на гармонию. Эта

мелодия на пример № 1 гармонической последовательности:

Предлагаем написать самодиктант на куплет песни Владимира Шаинского

«Пусть бегут неуклюже»

На уроке подбираем сопровождение к мелодии. На дом можно задать написать

мелодию припева и сочинить аккомпанемент.

16

4. Тема Модуляция

В этой теме проблемы с примерами для гармонизаций всё те же: большое

количество тактов, много отклонений внутри одного построения, мало двойных

доминант.

17

Предлагаем более простые мелодии для работы:

18

Цифровки:

1. T

6

D

43

T

3

D

43

→ VI

3

II

43

D T

6

= S

6

II

43

DDув.

43

K

64

D

7

T

3

2. T

3

S

64

T

3

D

6

D

65

T

3

D

65

→ II

3

= VI

3

S

6

DDдв.ув.

43

K

64

D

7

T

3

3. T

6

D

65

→ S II

65

DD VII

7

D = III t

6

II

65

K

64

D

6

7

t

3

4. T

3

D

64

T

6

S

3

D

2

T

6

= D

6

D

65

t

3

VI

3

II

43

DDув.

43

K

64

D

7

t

3

5. T

3

D

6

УмVII

7

T

3

D

65

→ S

3

= III t

6

II

65

DD VII

7

K

64

D

7

t

3

6. T

6

S

3

D

2

T

6

D

6

→ S

3

= VI

3

II

43

DDув.

65

K

64

D

7

t

3

1. t

3

t

2

VI

3

S

6

II

43

D

3

t

3

= VI II

43

DDув.

43

K

64

D

7

T

3

2. t

3

D

65

→ III II

7

D

43

t

3

D

43

→ VI

3

= III

3

II

65

DD VII

7

D

7

t

3

19

3. t

6

D

43

t

3

D

43

→ VI

3

= T

3

S

6

II

43

DDдв.ув.

43

K

64

D

7

T

3

4. t

3

D

64

T

6

D

65

→ III

3

= VI

3

II

43

DDув.

6

K

64

D

7

T

3

5. t

6

D

2

t

6

УмVII

7

→ III

3

= S

3

II

65

DD

65

K

64

D

7

T

6. t

6

II

7

DD

7

D

43

t

3

= S

3

II

65

DD

65

K

64

D

7

T

3

Заключение

20

В «Бригадном» учебнике хорошо подобраны примеры из музыкальной

литературы, которые можно дополнить пособием Алексеева Б.К. «Гармоническое

сольфеджио», применяя его не только для анализа, но и для развития гармонического

слуха, пропевая и определяя на слух небольшие построения. В своём предисловии к

третьему

изданию

Алексеев

Б.

даёт

подробные

комментарии

и

советы

преподавателям.

Планы автора пособия продолжить работу и дополнить его темами секвенции,

энгармонизм и альтерация.

Список литературы

21

1. Алексеев, Б. К. Гармоническое сольфеджио / Б. К. Алексеев. – Москва :

Музыка. – 336 с. – Текст : непосредственный

2. Бершадская, Т. С. Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в

консерваториях / Т. С. Бершадская. – Ленинград : Музыка. – 71 с. – Текст :

непосредственный

3. Дубовский, И. И., Евсеев, С. В. Учебник гармонии / И. И. Дубовский. – :

Музыка. – 480 с. – Текст : непосредственный

4. Мясоедова, Н. С., Мясоедов А. Н. – Пособие по игре на фортепиано в курсе

гармонии Н. С. Мясоедова. – Москва : Музыка. – 128 с. – Текст : непосредственный

5. Сыров, В. Н. Мелодии для гармонизации и музыкальные диктанты / В. Н.

Сыров. – Нижний Новгород. – 44 с. – Текст : непосредственный

22



В раздел образования