Напоминание

"Инновационные технологии в преподавании истории"


Автор: Иванова Светлана Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУРСК
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в преподавании истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ

ИСТОРИИ

Иванова Светлана Васильевна, преподаватель истории,

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», г. Курск

Будущее не импровизируется, его можно построить

лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.

Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего

в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах,

которые достаточно частично изменить, чтобы привести их

в гармонию с новым содержание.

Эмиль Дюркгейм

Инновационный

процесс

в

образовании

тесно

связан

с

исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно

проявлять

исследовательскую,

поисковую

активность.

Поэтому

в

образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным

методам обучения. Как развить у студента потребность и способность искать

новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать

вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы,

классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень

актуальны для образования в современном мире.

Сегодня

мир,

в

котором

мы

живем,

становится

сложным

и

противоречивым.

Изменяются

социально-экономические

и

социально-

политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и

культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение

целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание

усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для

решения

сложных

проблем,

для

выработки

новых

смыслов

жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек,

способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств

деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких

методов являются инновационные технологии.

Инновационными

направлениями

моей

деятельности

являются

разработка и использование опорных конспектов, а также использование

информационно - коммуникационных технологий на занятиях социально-

гуманитарного цикла. В своей работе я отдаю предпочтение опорным

конспектам с элементами условно-графической наглядности, построению и

созданию мультемидийных презентаций.

Данные технологии позволяют развивать:

- умения классифицировать;

- умения и навыки наблюдения;

- навыки экспериментирования;

- умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и

ранжирование;

-

формирование

и

развитие

у

студентов

умений

и

навыков

исследовательского поиска и творческого проектирования;

- познавательных потребностей и способностей;

- умения создавать тексты опорных конспектов;

-

умению

использовать

и

перерабатывать

информацию

с

использованием средств современных технологий;

- созданию мультемидийных презентаций в системе Power Point.

Цели и задачи работы по инновационным технологиям:

- социализация учащихся;

-

развитие

аналитической

деятельности

учащихся

в

истории,

обществознании;

1) развитие творческой активности, исследовательской и проектной

деятельности;

2) формирование компетенций на основе осознанного восприятия

окружающего мира через внутренний субъектный опыт;

3) формирование активной гражданской позиции и чувства гордости за

свою страну, край, город.

Наиболее частой среди инновационных является в моей работе -

использование проектной деятельности в преподавании истории.

Главный принцип проектных технологий: обучающийся в рамках

работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод

проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование

способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной

ситуации,

обладая

которыми

выпускник

может

адаптироваться

к

изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях,

работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность

является

культурной

формой

деятельности,

в

которой

возможно

формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Социальное проектирование – особый вид деятельности, в ходе которого и

благодаря

которому

происходит

наиболее

интенсивное

развитие

обучающегося. Я считаю, что именно социальное проектирование позволяет

студенту решать основные задачи возраста, устанавливать новые способы

социального взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование

включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный

проект. Социальное проектирование способно подготовить студента к

деятельности в коллективе.

Как и любая другая деятельность, социальное

проектирование не может быть освоено вдруг, одномоментно. Навыки

межличностного

взаимодействия,

приобретенные

в

других

видах

деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий

уровень

психического

развития

все

это

должно

помочь

освоить

технологию.

Так как предметом деятельности в ходе работы над проектом является

информация. Проект можно демонстрировать к ходе работы круглого стола,

конференции. Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках

работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на

формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в

реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям,

ориентироваться

в

разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что

«проектная деятельность является культурной формой деятельности, в

которой

возможно

формирование

способности

к

осуществлению

ответственного выбора. Проектирование учит строгости и чёткости в работе,

умению

планировать

свои

изыскания,

формирует

самостоятельность,

целеустремлённость. Наблюдения за обучающимися показали, что они могут

самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме,

используя различные пути поиска информации, методы исследований,

способны при представлении результатов использовать графики, таблицы,

диаграммы, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать

сказанное.

Следствием

постоянного

развития,

совершенствования

методов

педагогики, стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря

которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

Использование инновационных технологий стимулирует обучающихся к

самостоятельной

работе

мысли,

к

поиску

и

творчеству.

Позволяет

эффективно работать с учащимися и откликаться на мысль учеников, делать

урок эмоционально ярким, создавать психологический комфорт для всего

класса, но главное делать ставку на самостоятельный труд обучающихся.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что на сегодняшний день

многие педагоги уже не представляют себе работу без использования

инновационных технологий и я не исключение. Их применение помогает

организовывать образовательный процесс так, чтобы каждый студент был

его частью, хотел учиться и знал, как это правильно делать, опираясь на

чуткого наставника и верного помощника – педагога.

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий

проектной и исследовательской деятельности, использование опорных

конспектов,

информационно-коммуникационных

технологий

позволяет

обучающимся

развить

навыки

межличностного

взаимодействия,

приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и

способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического

развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-

следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и

методов организации занятия повышает интерес учащихся к предмету,

формирует их историческое сознание.

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология

комплексно-ориентированного образования. Самара, 2006 г.

2. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образовании // История. 1994.

№ 45; он же. Нужен ли школе учебник истории? // История. 1997. № 25.

3. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического

образования) // Преподавание истории в школе. 1999. № 1.

4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной

деятельности. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. – 303 с.



В раздел образования