Автор: Кочеров Андрей Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДОД "Искра" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выбор программы для проектирования и проектирование моделей судов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
«Искра» городского округа Самара
Методическая разработка
«Выбор программы для проектирования и проектирование моделей судов»
Номинация: Практики интеграции технических знаний с другими предметами.
Разработчик: Кочеров Андрей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
г. Самара
2024 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Пояснительная записка
Методическая
разработка
по
компьютерным
технологиям
в
судомоделирование. В ходе этой работы будет представлена операционная
среда системы AutoCAD 2015, на платформе которой будет выполнен
теоретический чертёж, на примере навалочного судна в трёх проекциях. К тому
же, с помощью средств AutoCAD будет построена объёмная моделб для
последующего изготовления корпуса модели судна с помощью фрезерного
станка с ЧПУ или 3D принтера.
Одними из основных результатов методической разработки являются
получение с обучающимися трехмерной сеточной модели из имеющейся
плоской модели судна с последующей обтяжкой её сложной поверхностью для
выявления неточностей в согласовании корпуса; и построение объёмного тела
для вычисления приблизительного объёма подводной части корпуса судна.
Цели и задачи методической разработки.
- изучение с воспитанниками операционной среды системы AutoCAD;
- выполнение согласованного теоретического чертежа модели судна в трёх
проекциях;
- получение трехмерной сеточной модели из имеемой плоской модели судна и
обтяжка её сложной поверхностью для выявления неточностей в согласовании
корпуса;
- построение объёмной модели для последующего изготовления корпуса моде-
ли судна с помощью фрезерного станка с ЧПУ или 3D принтера.
Целевая аудитория.
Воспитанники объединений судомоделирования.
Возраст воспитанников 12 – 16 лет.
Ожидаемый результат.
Научиться с воспитанниками получать трехмерные модели судна с помо-
щью современных средств проектирования.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
помещение
с
удобной
мебелью
для
работы,
хорошим
освещением, вентиляцией, столы, стулья, шкафы и стеллажи для учебных
пособий, для наглядных пособий, компьютер с программным наполнением.
Программное обеспечение: AutoCAD, Autodesk Architectural Desktop.
Практика
Методическая работа будет выполнен на примере проектирования
навалочного судна с последующим масштабированием в модель. Также будет
выбрана программа для проектирования.
1. Характеристика корпуса судна
Своеобразное конструктивное оформление (Рисунок 1.1) навалочников
объясняется особенностями грузов и грузообработки, также требованиями об-
щей и местной прочности. Всё это перечисленное, а также необходимость обес-
печения удовлетворительных мореходных качеств сформировали современный
архитектурно-конструктивный тип навалочного судна.
Рисунок 1.1 – Архитектура навалочных судов
Назначение.
Навалочные суда предназначены для перевозки грузов навалом или насы-
пью.
Главные размерения:
L = 186 м
B = 27 м
D = 15.6 м
d = 10 м
Форма обводов
Навалочное судно(балкер), грузовое судно для перевозки сыпучих и кус-
ковых грузов без тары (насыпью и навалом). Различают универсальные нава-
лочные суда, перевозящие любые навалочные грузы, и узкоспециализирован-
ные – рудовозы, зерновозы, цементовозы и др. Навалочные суда – однопалуб-
ные, с наклонными продольными переборками в верхней и нижней части грузо-
вого трюма для обеспечения самораспределения груза (самоштивки) в продоль-
ном и поперечном направлениях. Грузообработка производится преим. порто-
выми средствами, ряд судов имеет стационарные поворотные либо козловые
краны. Некоторые суда (напр., цементовозы) оборудуют ленточными транспор-
тёрами или др. спец. грузовыми устройствами, позволяющими механизировать
выгрузку груза из трюма.
Подпалубные цистерны своей наклонной стороной препятствуют само-
штивке (произвольному пересыпанию при качке) груза, скуловые −обеспечива-
ют ссыпание груза под просвет люка при разгрузке.
В балластном переходе цистерны служат для принятия балласта. Междуборт-
ное пространство и отсеки двойного дня на навалочных судах используют для
размещения балласта и судовых запасов.
Низкое расположение центра тяжести приводит к избыточной остойчиво-
сти и резкой качке.
В верхней части междубортного пространства иногда располагают, отно-
сительно небольшие подпалубные балластные цистерны, заполнение которых
благоприятно сказывается на качке, особенно при ходе балласта. Также стоит
заметить, что двойные борта обеспечивают неизменяемость формы поперечно-
го сечения судна, в особенности при его скручивании.
2. Создание математической модели корпуса судна
Для выполнения проекта должна быть получена математическая модель судна.
Для описания судовой поверхности в табличном виде снимем координаты
шпангоутов с проекции «Корпус» Рисунок 2.1. Прототип проекции «Корпус»
выдается согласно варианту.
Рисунок 2.1 – Вид проекции «Корпус»
3. Сравнительная характеристика системы автоматизированного
проектирования AutoCAD и Autodesk Architectural Desktop
Сравнительная характеристика САПР сведена в Таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Сравнительная таблица САПР AutoCAD и Autodesk Architectural
Desktop
Функции
AutoCAD
Autodesk Architectural Desktop
Состав пакета
AutoCAD
AutoCAD, VIZ Render и собственные
функции
Назначение пакета
Графиче-
ский пакет
широкого
назначе-
ния
Архитектурно-строительное проекти-
рование
Наличие
специализи-
рованных решений
Нет
поддержка всех стадий архитектурно-
го и строительного проектирования
получение всей необходимой выход-
ной документации
визуализация и тонирование
Наличие «интеллекту-
альных» объектов, об-
ладающих
специаль-
ными свойствами
Нет
Да
Концептуальное моде-
лирование зданий и со-
оружений
Нет
метод параметрических элементов
метод компоновки помещений
3D
моделирование
с
использованием интел-
лектуальных объектов
Нет
Построение стен, вставка проемов,
окон, дверей, формирование крыш,
установка
элементов
несущей
конструкции, лестниц, перекрытий и
т.д.
Возможность проекти-
рования в 2D и автома-
тическое
получение
интеллектуальной
3D
модели здания
Нет
Да
Создание собственных
стилей интеллектуаль-
ных объектов
Нет
Да
Возможность
автома-
тического
получения
плоских чертежей лю-
бых видов
Средства-
ми
AutoCAD
Автоматическая генерация:
разрезов 2D и 3D
фасадов 2 и 3D
планы
сечения
Динамическое
обнов-
ление плоских черте-
жей при изменении мо-
дели
Нет
Да
Функции
AutoCAD
Autodesk Architectural Desktop
Автоматическая
гене-
рация любых специфи-
каций и их обновление
Нет
Да
Элементы оформления
чертежа
Стандарт-
ные сред-
ства
AutoCAD
(блоки,
шрифты и
т.д.)
Специализированные
элементы
оформления строительной документа-
ции:
размерные марки
отметки уровней
координационные оси
пояснительные элементы
Автоматическое интел-
лектуальное
образме-
ривание
Только
размеры
AutoCAD
Наличие интеллектуальных размеров с
ручным и автоматическим режимами
образмеривания. Возможность добав-
ления/удаления размерных точек и
присоединения/отсоединения
объек-
тов от размеров
Наложение материалов
и применения свето-
вых эффектов для мо-
дели. Возможность то-
нирования и создания
презентаций
Нет
С помощью встроенной среды VIZ
Render
Использование различ-
ных
представлений
элементов
на
экране
без изменения самих
элементов
Нет
Да,
с
использованием
диспетчера
экранных представлений
Использование различ-
ных
установленных
представлений элемен-
тов на экране в зависи-
мости от направления
взгляда
Нет
Да,
с
использованием
диспетчера
экранных представлений
Создание
принципи-
альных схем инженер-
ных коммуникаций
Нет
Нет
Прокладка систем кон-
диционирования и вен-
тиляции в 2D и 3D ви-
дах
Нет
Нет
Прокладка электриче-
ских схем
Нет
Нет
Прокладка систем во-
допровода и канализа-
ции в 2D и 3D видах
Нет
Нет
Прокладка систем по-
жарной безопасности
Нет
Нет
Функции
AutoCAD
Autodesk Architectural Desktop
Наличие
встроенной
библиотеки
инженер-
ного оборудования, как
интеллектуальных
объектов
Нет
Нет
Возможность создания
собственного оборудо-
вания с заданными па-
раметрами
Нет
Нет
Автоматическая встав-
ка фитингов и про-
верка
правильности
всех соединений
Нет
Нет
Автоматическое обна-
ружение коллизий
Нет
Нет
Автоматическая
гене-
рация любых специфи-
каций для инженерных
сетей и их обновление
Нет
Нет
AutoCAD – это Система Автоматического Проектирования (САПР). Она
относится к классу программ CAD (Computer Aided Design), которые предна-
значены, в первую очередь, для разработки конструкторской документации:
чертежей, моделей объектов, схем и т. д. Программа позволяет строить 2D и 3D
чертежи любых назначения и сложности с максимальной точностью.
Разработчиком программы является американская компания Autodesk, ко-
торая является на мировом рынке признанным лидером среди разработчиков
систем САПР. Название программы – AutoCAD – образуется от английского
Automated Computer Aided Drafting and Design, что в переводе означает «Авто-
матизированное черчение и проектирование с помощью ЭВМ».
Программное обеспечение AutoCAD Architecture является специальной
версией AutoCAD для эффективной работы над архитектурными чертежами и
документацией с системой геометрических и размерных ограничений и инстру-
ментами реконструкции. Решение AutoCAD Architecture предоставляет совре-
менные средства работы с параметрическими зависимостями и гарантирует со-
вершенство процесса создания пересечений стен с опцией аккуратной под-
чистки. Специализированные функции архитектурного проектирования и чер-
чения и привычная среда обеспечивают оптимизацию процесса выпуска рабо-
чей документации. Приложение AutoCAD Architecture поддерживает возмож-
ность совместной работы и позволяет обмениваться данными со специалистами
по проектированию инженерных систем зданий и строительных конструкций в
формате файлов DWG. Интерфейс AutoCAD Architecture отличается оптималь-
ной организацией и большой площадью графической области, предоставляя
быстрый доступ к инструментам и командам. Благодаря обширной библиотеке
компонентов узлов и замечаний на чертеже пользователь может быстро фор-
мировать документацию и наносить необходимые пояснения.
4. Создание теоретической сетки корпуса судна
Для построения теоретической сетки, необходимо:
Запустить AutoCAD и создать новый чертеж. Для этого открываем но-
вую вкладку, и выбираем команду (Начать построение), автоматически создает-
ся лист в формате acadISO, можно приступать к построению.
В командной строке вводим => ОТРЕЗОК и нажимаем Enter. Появляет-
ся запрос «укажите базовую точку», указываем ее в начале координат (0,0).
Далее включаем режим ОРТО (для построения перпендикулярных ли-
ний относительно плоскости ОХУ) нажатием клавиши F8, либо в панели бы-
строго доступа, если команда активна она будет выделена цветом. После этого
появляется запрос «укажите вторую точку» или «длина отрезка», направляем
курсор мыши вертикально и вводим нашу высоту судна D = 15,6 м, учитываем
масштаб и нажимаем Enter.
Следующий шаг это построение горизонтального отрезка из начала
координат длиной L = 186 000 мм. Нажимаем клавишу Enter автоматически вы-
бирается команда которая использовалась последней в нашем случае ОТРЕ-
ЗОК. Указываем первую точку в начале координат и вводим длину 186 000 и
нажимаем Enter.
Затем необходимо построить 20 шпангоутов, для этого воспользуемся
командой ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАССИВ. Вызовем команду с помощью ко-
мандной строки. Появится запрос «выбрать объекты», выбираем наш отрезок D
и нажимаем Enter. Далее следует новый запрос: «Выберите ручку, чтобы редак-
тировать массив, или» и в командной строке написано <вЫход> мы в команд-
ную строку вводим «интервал» и нажимаем Enter. Указываем интервал между
шпангоутами 186000/20 = 9300, вводим 9300 и нажимаем Enter.
Редактировать массив: задаем количество строк = 1 и количество
столбцов = 21(количество шпангоутов).
Теперь осадку d = 10 000 мм нужно разделить на 4 (количество ва-
терлиний вместе с КВЛ) это равно 2500 мм. Выбираем команду ПРЯМО-
УГОЛЬНЫЙ МАССИВ выбираем L, и задаем количество строк = 5 и расстоя-
ние между ними = 2500, а количество столбцов = 1. Так как D = 15600, а d = 10
000 мы можем поместить еще 2 ватерлинии, для этого достаточно редактиро-
вать массив, выбрав его левой кнопкой мыши, в панели инструментов откроет-
ся редактор массивов, там есть строка Строки вводим вместо 5 => 7. Часть сет-
ки Бок готова.
Далее строим сетку для проекции Корпус. Выбираем ОТРЕЗОК задаем
начальную точку с координатами (200 000, 0) и длинной B = 27 000 мм, курсор
мыши направим горизонтально так как это ширина судна. Продолжим построе-
ние из того же отрезка, начальная точка задана вводим высоту судна D = 15600
мм.
Начертим ватерлинии, выбрав команду ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАССИВ
и выбрав ширину судна B. Задаем количество строк 7, интервал 2500 мм, коли-
чество столбцов 1.
Чертим батоксы. Для этого необходимо ширину судна B разделить на
6(количество батоксов) получим расстояние между батоксами = 4500 мм. Со-
здаем массив из высоты судна D, в редакторе массивов задаем количество
столбцов 7, интервал 4500 мм, а количество строк 1. Начертим линию замыкаю-
щую батоксы ОТРЕЗКОМ => задаем координаты (200000, 15600) и длину B =
27 000 мм. Проекция корпус готова.
Построим сетку для проекции полуширота. Выбираем ОТРЕЗОК коор-
динаты первой точки (0, -14 000) и вводим длину судна L = 186 000 мм, от кон-
ца отрезка L строим отрезок B/2 = 13 500 мм.
Чертим шпангоуты, с помощью команды ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАС-
СИВ, выбираем в качестве объекта ширину судна B и редактируем массив ука-
зывая число столбцов = 21, интервал = 9300 мм, и число строк = 1.
Вычерчиваем батоксы, выбираем команду ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАС-
СИВ в качестве объекта выбираем длину судна L и редактируем массив число
столбцов 1, строк 4, интервал строк 4500 мм, сетка для проекции полуширота
готова.
В процессе черчения теоретической сетки корпуса судна не использова-
лась большая часть доступных команд, а так же каждый вид у нас в отдельном
массиве который находится в блоке. Начнем с того, что разобьем блоки-масси-
вы, с помощью команды РАСЧЛЕНИТЬ. Указываем объекты выделяем всю
сетку и нажимаем Enter. Создадим блок. В командной строке вводим БЛОК.
Появится окно «Определение блока» в нем выбираем команду выбрать объекты
и выделяем нашу сетку, жмем Enter. В строке «Имя» вводим имя блока «Сетка»
и нажимаем ОК. Откроется чертеж и предложит выбрать базовую точку блока,
выбираем произвольно. Блок создан. В сложных чертежах удобно работать со
слоями. В командной строке набираем СЛОЙ, появляется окно «Диспетчер
свойств слоев» в окне выбираем команду «Создать слой». Создается новый
слой по умолчанию назван Слой 1. Переименуем его в «Сетка», выберем цвет
линий красный, тип линии Continuous, вес линий по умолчанию. Теперь на па-
нели инструментов в меню СЛОИ можно выбрать слой сетка для редактирова-
ния и управления теоретической сетки. Добавим наш объект в этот слой, для
этого выбираем сетку, в меню СЛОИ выбираем слой «Сетка». И наша теорети-
ческая сетка переходит в этот слой, если нам нужно временно убрать сетку с
чертежа достаточно отключить слой «Сетка». После выполнения всех построе-
ний нужно пронумеровать ватерлинии, батоксы и шпангоуты. Настроим стиль
текста в системе, используя команду СТИЛЬ. Создаем новый слой с именем
«Нумерация ТС». Создаем новый стиль текста, именуем его «ТЧ», настраиваем
его следующим образом: имя шрифта: ISOCPEUR, начертание: обычный, раз-
мер: аннотативный, высота текста на листе 1, степень растяжения: 1, угол на-
клона: 15о. Применяем данные настройки и нумеруем кривые теоретического
чертежа в нужном слое - «Нумерация ТС»
5. Вычерчивание и редактирование теоретических шпангоутов око-
нечностей, вычисление длин и площадей шпангоутов
Построение теоретических шпангоутов необходимо начинать с создания
новых слоёв. Число слоёв определяется количеством шпангоутов. Назовем слои
– Sta0, Sta1, Sta20. Каждому слою зададим свой цвет свой цвет.
Поскольку все шпангоуты являются кривыми линиями, то в этом случае
необходимо использовать более сложные примитивы – СПЛАЙН и ПОЛИЛИ-
НИЯ.
СПЛАЙН представляет собой гладкую кривую, проходящую через задан-
ный набор точек. AutoCAD работает с частным случаем сплайнов — неодно-
родными рациональными B-сплайновыми кривыми (NURBS). Применение
NURBS обеспечивает достаточную гладкость кривых, проходящих через задан-
ные контрольные точки.
ПОЛИЛИНИЯ представляет собой соединенные единым примитивом от-
резки различной длинны. Применяется в основном для получения сложных фи-
гур.
Используем ПОЛИЛИНИЮ, потому что она очень удобна для целого ряда спе-
циализированных построений (в данном случае построение шпангоутов). Что-
бы вычертить шпангоуты необходимо воспользоваться таблицей ординат кор-
пуса судна. Итак, приступим к построению:
1. Вызываем команду ПОЛИЛИНИЯ из панели команд, задаем началь-
ную точку. Так как мы работаем с проекцией корпус, начальную точку укажем
на нулевой ватерлинии в ДП.
2. По нулевой ватерлинии откладываем соответствующую ординату из
таблицы, затем на первой ватерлинии аналогичным способом, и так с каждой
ватерлинией.
3. Сглаживаем полученные ломанные сплайном, используя команду РЕ-
ДАКТИРОВАНИЕ ПОЛИЛИНИИ. Однако при сглаживании получаемая кри-
вая пройдет не по контрольным точкам и, следовательно, необходима дальней-
шая корректировка кривизны шпангоутов.
Для получения шпангоутов с большой кривизной необходимо дополни-
тельно снять с теоретического чертежа дополнительные точки. Все шпангоуты
вычерчиваются в виде замкнутых контуров, то есть с ВП, имеющей соответ-
ствующую погибь.
Для получения более согласованной судовой поверхности необходимо начер-
тить проекции «Бок» и «Полуширота» с последующим согласованием. Принци-
пы построения и порядок аналогичен построению проекции «Корпус».
Следующая цель этого раздела – вычислить площади и периметры шпан-
гоутов. Чтобы провести вычисления необходимо:
1. Объединить каждый шпангоут в контур. Для этого используем команду
КОНТУР, после выбора команды откроется диалоговое окно, в нем мы можем
выбрать тип объекта: полилиния или область, и набор объектов контура. После
того указываем внутреннюю точку контура.
2. Выбираем команду ПЛОЩАДЬ. После вызова этой команды в появив-
шемся окне указываем «Объект» и выделяем замкнутую кривую.
3. В истории командной строки появятся результаты с площадью и пери-
метром шпангоута. Данную операцию провести с остальными шпангоутами.
4. Затем необходимо вычислить площадь и периметр шпангоутов по ва-
терлинию. Данную операцию так же можно сделать с помощью команды ПЛО-
ЩАДЬ, но предварительно необходимо создать контур шпангоутов по ватерли-
нию.
Носовые и кормовые шпангоуты изображены на рисунках 5.1 и 5.2.
Рисунок 5.1 – Вид согласованной проекции корпус (нос)
Рисунок 5.2 – Вид согласованной проекции корпус (корма)
6. Формирование трехмерного каркаса корпуса судна
Сформировать трёхмерный теоретический чертёж можно различными
способами и последовательностью действий.
Сформируем его наиболее простым способом.
Поскольку проекция «Корпус» находится в начале мировой системы
координат, то это облегчает задачу.
Используя в качестве базовой системы координат пересечение ДП и ОЛ и
команду ПЕРЕМЕСТИТЬ изменяем последовательно местоположение всех
шпангоутов. В пункте 6 «Вычерчивание и редактирование теоретических шпан-
гоутов оконечностей, вычисление длин и площадей шпангоутов» мы получили
2 вида проекции «Корпус»: с носа и кормы.
Используя наши согласованные шпангоуты, которые являются контура-
ми, мы можем построить трехмерный каркас судна.
Создадим для трехмерного каркаса отдельный чертеж. Для начала откры-
ваем чертеж с проекцией «Корпус», где находятся кормовые и носовые шпан-
гоуты. Выделяем носовые шпангоуты и копируем их с помощью команды Ctrl +
Shift + C.
Команда предложит выбрать базовую точку, выбираем точку пересечения ДП и
ОЛ. Открываем наш новый чертеж и копируем в него шпангоуты с помощью
команды Ctrl + V. Указываем начальные точки (0, 0).
Далее переключаемся с визуального стиля 2D - каркас на концептуальный
стиль в левом верхнем окне видового экрана. Сразу станут видны области и
контуры, а также будет отображаться 3D – команды. На данном этапе шпангоу-
ты находятся в плоскости ОXY. Мы переместим в плоскость ОXZ с помощью
ГИЗМО ПОВОРОТА. Включить его можно, зайдя в панель инструментов =>
3D – инструменты => ГИЗМО.
Теперь будем перемещать шпангоуты вдоль оси ОУ на расстояние теоретиче-
ской шпации. В нашем случае она равна 9300 мм (при этом учитываем
масштаб).
Шпангоуты будем размещать вдоль прямой с помощью команды ПЕРЕМЕ-
СТИТЬ.
При перемещении формат ввода координат имеет вид: 0,0,
)
(
L
n
, то есть
каждый шпангоут перемещается вдоль оси OУ на определённое количество
шпаций начиная с 20 теоретического шпангоута.
Можно переносить контуры шпангоутов и в положительном направлении
оси OУ тогда формат ввода координат при перемещении имеет вид – "0,0,
L
n
". Аналогичные действия проводим с кормовыми шпангоутами.
Результаты, описанных действий, показаны на Рисунках 6.1 и 6.2.
Рисунок 6.1 – Положение шпангоутов до перемещения
Рисунок 6.2 – Положение шпангоутов после перемещения носовых и кормовых
шпангоутов.
7. Формирование трёхмерных палубы и оконечностей корпуса судна
Цель этого раздела заключается в том, что необходимо сформировать
трёхмерную палубу и оконечности корпуса судна. После получения трехмер-
ной сетки шпангоутов необходимо начертить основные продольные линии кор-
пуса: ахтерштевень, форштевень, бортовую и палубную линии.
Построением верхней палубы завершается формирование трехмерной
теоретической сетки корпуса судна. Для построения верхней палубы воспользу-
емся командой П – КРОМКА. Для этого соединяем с помощью команды 3D
ПОЛИЛИНИЯ (ЛБ, ПрБ и ДП) середины кривых, описывающих погибь палу-
бы, точки пересечения ВП и концов шпангоутов, а также точки, расположенные
на концах кривых ахтерштевня и форштевня.
Для получения кривой формы носовой и кормовой оконечностей вычер-
тим их в отдельных слоях на стадии черчения шпангоутов. За начало координат
необходимо принимать пересечение ДП и ОЛ, отложив значения координат но-
совой части вдоль положительной оси OX, а значения координат кормовой вет-
ви в отрицательную сторону. При этом вычислить координату начало подъёма
днища, которая является начальной точкой ветви. Редактирование и черчение
ветвей оконечностей аналогично построениям шпангоутов.
Для получения трехмерного вида оконечностей переместим ветви на рас-
стояние плоского дна, считая ось OY миделевым сечением и развернем ветви,
используя ГИЗМО ПОВОРОТА, вокруг оси OY на 90
о
.
Результат работы представлен на Рисунке 7.1.
Рисунок 7.1 – Верхняя палуба
8. Формирование трёхмерной поверхности корпуса судна, вычисление
объёма корпуса
Первая часть данного раздела заключается в построении трёхмерной по-
верхности корпуса судна для создания геометрии с необычными образцами се-
тей, например, корпус судна.
Необходимо отметить, что эта система не совсем подходит для построе-
ния поверхностей такого типа, и поэтому возникает вероятность появления не-
точностей и погрешностей в гладкости получаемой поверхности. Источником
этих погрешностей также является и несогласованность самой теоретической
сетки, что проявляется сразу при попытке построения поверхности любым из
выбранных способов.
Выполнить данную задачу можно с помощью команды 3D-СЕТЬ – эта ко-
манда строит сетку из четырёхугольников, вершины которых можно задать.
Результат построений приведен на Рисунке 8.1.
Рисунок 8.1 – Трехмерная сетка корпуса судна
Второй частью раздела является нахождение приближенного объёма
шпангоутов судна по КВЛ и по ВП корпуса. Для этого необходимо выполнить
выдавливание замкнутых контуров шпангоутов с носа и кормы к миделевому
сечению с получением объёмных фигур.
Полученные объёмные фигуры не дают точного объёма корпуса. Ре-
зультат построения объёмного тела на приведен Рисунке 8.3.
Рисунок 8. 3 –Объёмные части шпангоутов
Заключение.
В ходе этого методической рекомендации, была показаны операционная
среда системы AutoCAD 2015, на платформе которой был выполнен согласо-
ванный теоретический чертёж навалочного судна в трёх проекциях.
Одними из основных результатов методической разработки являются
способы получение трехмерной сеточной модели из имеющейся плоской моде-
ли судна с последующей обтяжкой её сложной поверхностью для выявления
неточностей в согласовании корпуса; и построение объёмного тела для вычис-
ления приблизительного объёма подводной части корпуса судна.
Список литературы.
1.
Бергхаузер Т. Система автоматизированного проектирования AutoCAD/ Т. Бер-
гхаузер, П. Лив – М.: Радио и связь, 1989.
2.
Старостина Л. Введение в AutoCAD/ Л. Старостина. – М.: БУТЕК, 1991. –
3.
Райан Д. Инженерная графика в САПР/ Д. Район. – М.: Мир, 1989.
4.
Гажиев А.В. Судостроительное черчение/ А.В. Гажиев, Н. В. Кошкалда – Л.:
Судостроение, 1979.
5.
Романычева Э.Т. AutoCAD 14, Русская и англоязычная версии – 4-е изд., стер. -
М.: ДМК, 2000.
6.
Урбанович В. Архитектура судов/В. Урбанович.-Л.: Судостроение, 1970.–329 с.
7.
Павлюченко Ю.Н. Основы художественного конструирования судов: Учебное
пособие.- Л.: Судостроение, 1985.
8.
Ермолаева Т.И. Дополнительная образовательная программа дополнительного
образования детей: методические рекомендации.-Самара,2004.
9.
Проектирование образовательных программ. Методические материалы. -
С-Пб :Городской дворец творчества юных, 1994.