Напоминание

Выбор программы для проектирования и проектирование моделей судов


Автор: Кочеров Андрей Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДОД "Искра" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выбор программы для проектирования и проектирование моделей судов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования детей

«Искра» городского округа Самара

Методическая разработка

«Выбор программы для проектирования и проектирование моделей судов»

Номинация: Практики интеграции технических знаний с другими предметами.

Разработчик: Кочеров Андрей Сергеевич,

педагог дополнительного образования

г. Самара

2024 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Пояснительная записка

Методическая

разработка

по

компьютерным

технологиям

в

судомоделирование. В ходе этой работы будет представлена операционная

среда системы AutoCAD 2015, на платформе которой будет выполнен

теоретический чертёж, на примере навалочного судна в трёх проекциях. К тому

же, с помощью средств AutoCAD будет построена объёмная моделб для

последующего изготовления корпуса модели судна с помощью фрезерного

станка с ЧПУ или 3D принтера.

Одними из основных результатов методической разработки являются

получение с обучающимися трехмерной сеточной модели из имеющейся

плоской модели судна с последующей обтяжкой её сложной поверхностью для

выявления неточностей в согласовании корпуса; и построение объёмного тела

для вычисления приблизительного объёма подводной части корпуса судна.

Цели и задачи методической разработки.

- изучение с воспитанниками операционной среды системы AutoCAD;

- выполнение согласованного теоретического чертежа модели судна в трёх

проекциях;

- получение трехмерной сеточной модели из имеемой плоской модели судна и

обтяжка её сложной поверхностью для выявления неточностей в согласовании

корпуса;

- построение объёмной модели для последующего изготовления корпуса моде-

ли судна с помощью фрезерного станка с ЧПУ или 3D принтера.

Целевая аудитория.

Воспитанники объединений судомоделирования.

Возраст воспитанников 12 – 16 лет.

Ожидаемый результат.

Научиться с воспитанниками получать трехмерные модели судна с помо-

щью современных средств проектирования.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

помещение

с

удобной

мебелью

для

работы,

хорошим

освещением, вентиляцией, столы, стулья, шкафы и стеллажи для учебных

пособий, для наглядных пособий, компьютер с программным наполнением.

Программное обеспечение: AutoCAD, Autodesk Architectural Desktop.

Практика

Методическая работа будет выполнен на примере проектирования

навалочного судна с последующим масштабированием в модель. Также будет

выбрана программа для проектирования.

1. Характеристика корпуса судна

Своеобразное конструктивное оформление (Рисунок 1.1) навалочников

объясняется особенностями грузов и грузообработки, также требованиями об-

щей и местной прочности. Всё это перечисленное, а также необходимость обес-

печения удовлетворительных мореходных качеств сформировали современный

архитектурно-конструктивный тип навалочного судна.

Рисунок 1.1 – Архитектура навалочных судов

Назначение.

Навалочные суда предназначены для перевозки грузов навалом или насы-

пью.

Главные размерения:

L = 186 м

B = 27 м

D = 15.6 м

d = 10 м

Форма обводов

Навалочное судно(балкер), грузовое судно для перевозки сыпучих и кус-

ковых грузов без тары (насыпью и навалом). Различают универсальные нава-

лочные суда, перевозящие любые навалочные грузы, и узкоспециализирован-

ные – рудовозы, зерновозы, цементовозы и др. Навалочные суда – однопалуб-

ные, с наклонными продольными переборками в верхней и нижней части грузо-

вого трюма для обеспечения самораспределения груза (самоштивки) в продоль-

ном и поперечном направлениях. Грузообработка производится преим. порто-

выми средствами, ряд судов имеет стационарные поворотные либо козловые

краны. Некоторые суда (напр., цементовозы) оборудуют ленточными транспор-

тёрами или др. спец. грузовыми устройствами, позволяющими механизировать

выгрузку груза из трюма.

Подпалубные цистерны своей наклонной стороной препятствуют само-

штивке (произвольному пересыпанию при качке) груза, скуловые −обеспечива-

ют ссыпание груза под просвет люка при разгрузке.

В балластном переходе цистерны служат для принятия балласта. Междуборт-

ное пространство и отсеки двойного дня на навалочных судах используют для

размещения балласта и судовых запасов.

Низкое расположение центра тяжести приводит к избыточной остойчиво-

сти и резкой качке.

В верхней части междубортного пространства иногда располагают, отно-

сительно небольшие подпалубные балластные цистерны, заполнение которых

благоприятно сказывается на качке, особенно при ходе балласта. Также стоит

заметить, что двойные борта обеспечивают неизменяемость формы поперечно-

го сечения судна, в особенности при его скручивании.

2. Создание математической модели корпуса судна

Для выполнения проекта должна быть получена математическая модель судна.

Для описания судовой поверхности в табличном виде снимем координаты

шпангоутов с проекции «Корпус» Рисунок 2.1. Прототип проекции «Корпус»

выдается согласно варианту.

Рисунок 2.1 – Вид проекции «Корпус»

3. Сравнительная характеристика системы автоматизированного

проектирования AutoCAD и Autodesk Architectural Desktop

Сравнительная характеристика САПР сведена в Таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Сравнительная таблица САПР AutoCAD и Autodesk Architectural

Desktop

Функции

AutoCAD

Autodesk Architectural Desktop

Состав пакета

AutoCAD

AutoCAD, VIZ Render и собственные

функции

Назначение пакета

Графиче-

ский пакет

широкого

назначе-

ния

Архитектурно-строительное проекти-

рование

Наличие

специализи-

рованных решений

Нет

поддержка всех стадий архитектурно-

го и строительного проектирования

получение всей необходимой выход-

ной документации

визуализация и тонирование

Наличие «интеллекту-

альных» объектов, об-

ладающих

специаль-

ными свойствами

Нет

Да

Концептуальное моде-

лирование зданий и со-

оружений

Нет

метод параметрических элементов

метод компоновки помещений

3D

моделирование

с

использованием интел-

лектуальных объектов

Нет

Построение стен, вставка проемов,

окон, дверей, формирование крыш,

установка

элементов

несущей

конструкции, лестниц, перекрытий и

т.д.

Возможность проекти-

рования в 2D и автома-

тическое

получение

интеллектуальной

3D

модели здания

Нет

Да

Создание собственных

стилей интеллектуаль-

ных объектов

Нет

Да

Возможность

автома-

тического

получения

плоских чертежей лю-

бых видов

Средства-

ми

AutoCAD

Автоматическая генерация:

разрезов 2D и 3D

фасадов 2 и 3D

планы

сечения

Динамическое

обнов-

ление плоских черте-

жей при изменении мо-

дели

Нет

Да

Функции

AutoCAD

Autodesk Architectural Desktop

Автоматическая

гене-

рация любых специфи-

каций и их обновление

Нет

Да

Элементы оформления

чертежа

Стандарт-

ные сред-

ства

AutoCAD

(блоки,

шрифты и

т.д.)

Специализированные

элементы

оформления строительной документа-

ции:

размерные марки

отметки уровней

координационные оси

пояснительные элементы

Автоматическое интел-

лектуальное

образме-

ривание

Только

размеры

AutoCAD

Наличие интеллектуальных размеров с

ручным и автоматическим режимами

образмеривания. Возможность добав-

ления/удаления размерных точек и

присоединения/отсоединения

объек-

тов от размеров

Наложение материалов

и применения свето-

вых эффектов для мо-

дели. Возможность то-

нирования и создания

презентаций

Нет

С помощью встроенной среды VIZ

Render

Использование различ-

ных

представлений

элементов

на

экране

без изменения самих

элементов

Нет

Да,

с

использованием

диспетчера

экранных представлений

Использование различ-

ных

установленных

представлений элемен-

тов на экране в зависи-

мости от направления

взгляда

Нет

Да,

с

использованием

диспетчера

экранных представлений

Создание

принципи-

альных схем инженер-

ных коммуникаций

Нет

Нет

Прокладка систем кон-

диционирования и вен-

тиляции в 2D и 3D ви-

дах

Нет

Нет

Прокладка электриче-

ских схем

Нет

Нет

Прокладка систем во-

допровода и канализа-

ции в 2D и 3D видах

Нет

Нет

Прокладка систем по-

жарной безопасности

Нет

Нет

Функции

AutoCAD

Autodesk Architectural Desktop

Наличие

встроенной

библиотеки

инженер-

ного оборудования, как

интеллектуальных

объектов

Нет

Нет

Возможность создания

собственного оборудо-

вания с заданными па-

раметрами

Нет

Нет

Автоматическая встав-

ка фитингов и про-

верка

правильности

всех соединений

Нет

Нет

Автоматическое обна-

ружение коллизий

Нет

Нет

Автоматическая

гене-

рация любых специфи-

каций для инженерных

сетей и их обновление

Нет

Нет

AutoCAD – это Система Автоматического Проектирования (САПР). Она

относится к классу программ CAD (Computer Aided Design), которые предна-

значены, в первую очередь, для разработки конструкторской документации:

чертежей, моделей объектов, схем и т. д. Программа позволяет строить 2D и 3D

чертежи любых назначения и сложности с максимальной точностью.

Разработчиком программы является американская компания Autodesk, ко-

торая является на мировом рынке признанным лидером среди разработчиков

систем САПР. Название программы – AutoCAD – образуется от английского

Automated Computer Aided Drafting and Design, что в переводе означает «Авто-

матизированное черчение и проектирование с помощью ЭВМ».

Программное обеспечение AutoCAD Architecture является специальной

версией AutoCAD для эффективной работы над архитектурными чертежами и

документацией с системой геометрических и размерных ограничений и инстру-

ментами реконструкции. Решение AutoCAD Architecture предоставляет совре-

менные средства работы с параметрическими зависимостями и гарантирует со-

вершенство процесса создания пересечений стен с опцией аккуратной под-

чистки. Специализированные функции архитектурного проектирования и чер-

чения и привычная среда обеспечивают оптимизацию процесса выпуска рабо-

чей документации. Приложение AutoCAD Architecture поддерживает возмож-

ность совместной работы и позволяет обмениваться данными со специалистами

по проектированию инженерных систем зданий и строительных конструкций в

формате файлов DWG. Интерфейс AutoCAD Architecture отличается оптималь-

ной организацией и большой площадью графической области, предоставляя

быстрый доступ к инструментам и командам. Благодаря обширной библиотеке

компонентов узлов и замечаний на чертеже пользователь может быстро фор-

мировать документацию и наносить необходимые пояснения.

4. Создание теоретической сетки корпуса судна

Для построения теоретической сетки, необходимо:

Запустить AutoCAD и создать новый чертеж. Для этого открываем но-

вую вкладку, и выбираем команду (Начать построение), автоматически создает-

ся лист в формате acadISO, можно приступать к построению.

В командной строке вводим => ОТРЕЗОК и нажимаем Enter. Появляет-

ся запрос «укажите базовую точку», указываем ее в начале координат (0,0).

Далее включаем режим ОРТО (для построения перпендикулярных ли-

ний относительно плоскости ОХУ) нажатием клавиши F8, либо в панели бы-

строго доступа, если команда активна она будет выделена цветом. После этого

появляется запрос «укажите вторую точку» или «длина отрезка», направляем

курсор мыши вертикально и вводим нашу высоту судна D = 15,6 м, учитываем

масштаб и нажимаем Enter.

Следующий шаг это построение горизонтального отрезка из начала

координат длиной L = 186 000 мм. Нажимаем клавишу Enter автоматически вы-

бирается команда которая использовалась последней в нашем случае ОТРЕ-

ЗОК. Указываем первую точку в начале координат и вводим длину 186 000 и

нажимаем Enter.

Затем необходимо построить 20 шпангоутов, для этого воспользуемся

командой ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАССИВ. Вызовем команду с помощью ко-

мандной строки. Появится запрос «выбрать объекты», выбираем наш отрезок D

и нажимаем Enter. Далее следует новый запрос: «Выберите ручку, чтобы редак-

тировать массив, или» и в командной строке написано <вЫход> мы в команд-

ную строку вводим «интервал» и нажимаем Enter. Указываем интервал между

шпангоутами 186000/20 = 9300, вводим 9300 и нажимаем Enter.

Редактировать массив: задаем количество строк = 1 и количество

столбцов = 21(количество шпангоутов).

Теперь осадку d = 10 000 мм нужно разделить на 4 (количество ва-

терлиний вместе с КВЛ) это равно 2500 мм. Выбираем команду ПРЯМО-

УГОЛЬНЫЙ МАССИВ выбираем L, и задаем количество строк = 5 и расстоя-

ние между ними = 2500, а количество столбцов = 1. Так как D = 15600, а d = 10

000 мы можем поместить еще 2 ватерлинии, для этого достаточно редактиро-

вать массив, выбрав его левой кнопкой мыши, в панели инструментов откроет-

ся редактор массивов, там есть строка Строки вводим вместо 5 => 7. Часть сет-

ки Бок готова.

Далее строим сетку для проекции Корпус. Выбираем ОТРЕЗОК задаем

начальную точку с координатами (200 000, 0) и длинной B = 27 000 мм, курсор

мыши направим горизонтально так как это ширина судна. Продолжим построе-

ние из того же отрезка, начальная точка задана вводим высоту судна D = 15600

мм.

Начертим ватерлинии, выбрав команду ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАССИВ

и выбрав ширину судна B. Задаем количество строк 7, интервал 2500 мм, коли-

чество столбцов 1.

Чертим батоксы. Для этого необходимо ширину судна B разделить на

6(количество батоксов) получим расстояние между батоксами = 4500 мм. Со-

здаем массив из высоты судна D, в редакторе массивов задаем количество

столбцов 7, интервал 4500 мм, а количество строк 1. Начертим линию замыкаю-

щую батоксы ОТРЕЗКОМ => задаем координаты (200000, 15600) и длину B =

27 000 мм. Проекция корпус готова.

Построим сетку для проекции полуширота. Выбираем ОТРЕЗОК коор-

динаты первой точки (0, -14 000) и вводим длину судна L = 186 000 мм, от кон-

ца отрезка L строим отрезок B/2 = 13 500 мм.

Чертим шпангоуты, с помощью команды ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАС-

СИВ, выбираем в качестве объекта ширину судна B и редактируем массив ука-

зывая число столбцов = 21, интервал = 9300 мм, и число строк = 1.

Вычерчиваем батоксы, выбираем команду ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ МАС-

СИВ в качестве объекта выбираем длину судна L и редактируем массив число

столбцов 1, строк 4, интервал строк 4500 мм, сетка для проекции полуширота

готова.

В процессе черчения теоретической сетки корпуса судна не использова-

лась большая часть доступных команд, а так же каждый вид у нас в отдельном

массиве который находится в блоке. Начнем с того, что разобьем блоки-масси-

вы, с помощью команды РАСЧЛЕНИТЬ. Указываем объекты выделяем всю

сетку и нажимаем Enter. Создадим блок. В командной строке вводим БЛОК.

Появится окно «Определение блока» в нем выбираем команду выбрать объекты

и выделяем нашу сетку, жмем Enter. В строке «Имя» вводим имя блока «Сетка»

и нажимаем ОК. Откроется чертеж и предложит выбрать базовую точку блока,

выбираем произвольно. Блок создан. В сложных чертежах удобно работать со

слоями. В командной строке набираем СЛОЙ, появляется окно «Диспетчер

свойств слоев» в окне выбираем команду «Создать слой». Создается новый

слой по умолчанию назван Слой 1. Переименуем его в «Сетка», выберем цвет

линий красный, тип линии Continuous, вес линий по умолчанию. Теперь на па-

нели инструментов в меню СЛОИ можно выбрать слой сетка для редактирова-

ния и управления теоретической сетки. Добавим наш объект в этот слой, для

этого выбираем сетку, в меню СЛОИ выбираем слой «Сетка». И наша теорети-

ческая сетка переходит в этот слой, если нам нужно временно убрать сетку с

чертежа достаточно отключить слой «Сетка». После выполнения всех построе-

ний нужно пронумеровать ватерлинии, батоксы и шпангоуты. Настроим стиль

текста в системе, используя команду СТИЛЬ. Создаем новый слой с именем

«Нумерация ТС». Создаем новый стиль текста, именуем его «ТЧ», настраиваем

его следующим образом: имя шрифта: ISOCPEUR, начертание: обычный, раз-

мер: аннотативный, высота текста на листе 1, степень растяжения: 1, угол на-

клона: 15о. Применяем данные настройки и нумеруем кривые теоретического

чертежа в нужном слое - «Нумерация ТС»

5. Вычерчивание и редактирование теоретических шпангоутов око-

нечностей, вычисление длин и площадей шпангоутов

Построение теоретических шпангоутов необходимо начинать с создания

новых слоёв. Число слоёв определяется количеством шпангоутов. Назовем слои

– Sta0, Sta1, Sta20. Каждому слою зададим свой цвет свой цвет.

Поскольку все шпангоуты являются кривыми линиями, то в этом случае

необходимо использовать более сложные примитивы – СПЛАЙН и ПОЛИЛИ-

НИЯ.

СПЛАЙН представляет собой гладкую кривую, проходящую через задан-

ный набор точек. AutoCAD работает с частным случаем сплайнов — неодно-

родными рациональными B-сплайновыми кривыми (NURBS). Применение

NURBS обеспечивает достаточную гладкость кривых, проходящих через задан-

ные контрольные точки.

ПОЛИЛИНИЯ представляет собой соединенные единым примитивом от-

резки различной длинны. Применяется в основном для получения сложных фи-

гур.

Используем ПОЛИЛИНИЮ, потому что она очень удобна для целого ряда спе-

циализированных построений (в данном случае построение шпангоутов). Что-

бы вычертить шпангоуты необходимо воспользоваться таблицей ординат кор-

пуса судна. Итак, приступим к построению:

1. Вызываем команду ПОЛИЛИНИЯ из панели команд, задаем началь-

ную точку. Так как мы работаем с проекцией корпус, начальную точку укажем

на нулевой ватерлинии в ДП.

2. По нулевой ватерлинии откладываем соответствующую ординату из

таблицы, затем на первой ватерлинии аналогичным способом, и так с каждой

ватерлинией.

3. Сглаживаем полученные ломанные сплайном, используя команду РЕ-

ДАКТИРОВАНИЕ ПОЛИЛИНИИ. Однако при сглаживании получаемая кри-

вая пройдет не по контрольным точкам и, следовательно, необходима дальней-

шая корректировка кривизны шпангоутов.

Для получения шпангоутов с большой кривизной необходимо дополни-

тельно снять с теоретического чертежа дополнительные точки. Все шпангоуты

вычерчиваются в виде замкнутых контуров, то есть с ВП, имеющей соответ-

ствующую погибь.

Для получения более согласованной судовой поверхности необходимо начер-

тить проекции «Бок» и «Полуширота» с последующим согласованием. Принци-

пы построения и порядок аналогичен построению проекции «Корпус».

Следующая цель этого раздела – вычислить площади и периметры шпан-

гоутов. Чтобы провести вычисления необходимо:

1. Объединить каждый шпангоут в контур. Для этого используем команду

КОНТУР, после выбора команды откроется диалоговое окно, в нем мы можем

выбрать тип объекта: полилиния или область, и набор объектов контура. После

того указываем внутреннюю точку контура.

2. Выбираем команду ПЛОЩАДЬ. После вызова этой команды в появив-

шемся окне указываем «Объект» и выделяем замкнутую кривую.

3. В истории командной строки появятся результаты с площадью и пери-

метром шпангоута. Данную операцию провести с остальными шпангоутами.

4. Затем необходимо вычислить площадь и периметр шпангоутов по ва-

терлинию. Данную операцию так же можно сделать с помощью команды ПЛО-

ЩАДЬ, но предварительно необходимо создать контур шпангоутов по ватерли-

нию.

Носовые и кормовые шпангоуты изображены на рисунках 5.1 и 5.2.

Рисунок 5.1 – Вид согласованной проекции корпус (нос)

Рисунок 5.2 – Вид согласованной проекции корпус (корма)

6. Формирование трехмерного каркаса корпуса судна

Сформировать трёхмерный теоретический чертёж можно различными

способами и последовательностью действий.

Сформируем его наиболее простым способом.

Поскольку проекция «Корпус» находится в начале мировой системы

координат, то это облегчает задачу.

Используя в качестве базовой системы координат пересечение ДП и ОЛ и

команду ПЕРЕМЕСТИТЬ изменяем последовательно местоположение всех

шпангоутов. В пункте 6 «Вычерчивание и редактирование теоретических шпан-

гоутов оконечностей, вычисление длин и площадей шпангоутов» мы получили

2 вида проекции «Корпус»: с носа и кормы.

Используя наши согласованные шпангоуты, которые являются контура-

ми, мы можем построить трехмерный каркас судна.

Создадим для трехмерного каркаса отдельный чертеж. Для начала откры-

ваем чертеж с проекцией «Корпус», где находятся кормовые и носовые шпан-

гоуты. Выделяем носовые шпангоуты и копируем их с помощью команды Ctrl +

Shift + C.

Команда предложит выбрать базовую точку, выбираем точку пересечения ДП и

ОЛ. Открываем наш новый чертеж и копируем в него шпангоуты с помощью

команды Ctrl + V. Указываем начальные точки (0, 0).

Далее переключаемся с визуального стиля 2D - каркас на концептуальный

стиль в левом верхнем окне видового экрана. Сразу станут видны области и

контуры, а также будет отображаться 3D – команды. На данном этапе шпангоу-

ты находятся в плоскости ОXY. Мы переместим в плоскость ОXZ с помощью

ГИЗМО ПОВОРОТА. Включить его можно, зайдя в панель инструментов =>

3D – инструменты => ГИЗМО.

Теперь будем перемещать шпангоуты вдоль оси ОУ на расстояние теоретиче-

ской шпации. В нашем случае она равна 9300 мм (при этом учитываем

масштаб).

Шпангоуты будем размещать вдоль прямой с помощью команды ПЕРЕМЕ-

СТИТЬ.

При перемещении формат ввода координат имеет вид: 0,0,

)

(

L

n

, то есть

каждый шпангоут перемещается вдоль оси OУ на определённое количество

шпаций начиная с 20 теоретического шпангоута.

Можно переносить контуры шпангоутов и в положительном направлении

оси OУ тогда формат ввода координат при перемещении имеет вид – "0,0,

L

n

". Аналогичные действия проводим с кормовыми шпангоутами.

Результаты, описанных действий, показаны на Рисунках 6.1 и 6.2.

Рисунок 6.1 – Положение шпангоутов до перемещения

Рисунок 6.2 – Положение шпангоутов после перемещения носовых и кормовых

шпангоутов.

7. Формирование трёхмерных палубы и оконечностей корпуса судна

Цель этого раздела заключается в том, что необходимо сформировать

трёхмерную палубу и оконечности корпуса судна. После получения трехмер-

ной сетки шпангоутов необходимо начертить основные продольные линии кор-

пуса: ахтерштевень, форштевень, бортовую и палубную линии.

Построением верхней палубы завершается формирование трехмерной

теоретической сетки корпуса судна. Для построения верхней палубы воспользу-

емся командой П – КРОМКА. Для этого соединяем с помощью команды 3D

ПОЛИЛИНИЯ (ЛБ, ПрБ и ДП) середины кривых, описывающих погибь палу-

бы, точки пересечения ВП и концов шпангоутов, а также точки, расположенные

на концах кривых ахтерштевня и форштевня.

Для получения кривой формы носовой и кормовой оконечностей вычер-

тим их в отдельных слоях на стадии черчения шпангоутов. За начало координат

необходимо принимать пересечение ДП и ОЛ, отложив значения координат но-

совой части вдоль положительной оси OX, а значения координат кормовой вет-

ви в отрицательную сторону. При этом вычислить координату начало подъёма

днища, которая является начальной точкой ветви. Редактирование и черчение

ветвей оконечностей аналогично построениям шпангоутов.

Для получения трехмерного вида оконечностей переместим ветви на рас-

стояние плоского дна, считая ось OY миделевым сечением и развернем ветви,

используя ГИЗМО ПОВОРОТА, вокруг оси OY на 90

о

.

Результат работы представлен на Рисунке 7.1.

Рисунок 7.1 – Верхняя палуба

8. Формирование трёхмерной поверхности корпуса судна, вычисление

объёма корпуса

Первая часть данного раздела заключается в построении трёхмерной по-

верхности корпуса судна для создания геометрии с необычными образцами се-

тей, например, корпус судна.

Необходимо отметить, что эта система не совсем подходит для построе-

ния поверхностей такого типа, и поэтому возникает вероятность появления не-

точностей и погрешностей в гладкости получаемой поверхности. Источником

этих погрешностей также является и несогласованность самой теоретической

сетки, что проявляется сразу при попытке построения поверхности любым из

выбранных способов.

Выполнить данную задачу можно с помощью команды 3D-СЕТЬ – эта ко-

манда строит сетку из четырёхугольников, вершины которых можно задать.

Результат построений приведен на Рисунке 8.1.

Рисунок 8.1 – Трехмерная сетка корпуса судна

Второй частью раздела является нахождение приближенного объёма

шпангоутов судна по КВЛ и по ВП корпуса. Для этого необходимо выполнить

выдавливание замкнутых контуров шпангоутов с носа и кормы к миделевому

сечению с получением объёмных фигур.

Полученные объёмные фигуры не дают точного объёма корпуса. Ре-

зультат построения объёмного тела на приведен Рисунке 8.3.

Рисунок 8. 3 –Объёмные части шпангоутов

Заключение.

В ходе этого методической рекомендации, была показаны операционная

среда системы AutoCAD 2015, на платформе которой был выполнен согласо-

ванный теоретический чертёж навалочного судна в трёх проекциях.

Одними из основных результатов методической разработки являются

способы получение трехмерной сеточной модели из имеющейся плоской моде-

ли судна с последующей обтяжкой её сложной поверхностью для выявления

неточностей в согласовании корпуса; и построение объёмного тела для вычис-

ления приблизительного объёма подводной части корпуса судна.

Список литературы.

1.

Бергхаузер Т. Система автоматизированного проектирования AutoCAD/ Т. Бер-

гхаузер, П. Лив – М.: Радио и связь, 1989.

2.

Старостина Л. Введение в AutoCAD/ Л. Старостина. – М.: БУТЕК, 1991. –

3.

Райан Д. Инженерная графика в САПР/ Д. Район. – М.: Мир, 1989.

4.

Гажиев А.В. Судостроительное черчение/ А.В. Гажиев, Н. В. Кошкалда – Л.:

Судостроение, 1979.

5.

Романычева Э.Т. AutoCAD 14, Русская и англоязычная версии – 4-е изд., стер. -

М.: ДМК, 2000.

6.

Урбанович В. Архитектура судов/В. Урбанович.-Л.: Судостроение, 1970.–329 с.

7.

Павлюченко Ю.Н. Основы художественного конструирования судов: Учебное

пособие.- Л.: Судостроение, 1985.

8.

Ермолаева Т.И. Дополнительная образовательная программа дополнительного

образования детей: методические рекомендации.-Самара,2004.

9.

Проектирование образовательных программ. Методические материалы. -

С-Пб :Городской дворец творчества юных, 1994.



В раздел образования