Авторы: Зяйкина Наталья Юрьевна, Бондарева Елизавета Арзуевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической
деятельности
Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК» г. Екатеринбург
Зяйкина Наталья Юрьевна, преподаватель
Бондарева Елизавета Арзуевна, преподаватель
Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической
деятельности
представляет
собой
комплекс
образовательных
методов,
направленных на сохранение и укрепление нравственного, психического и
физического благополучия обучающихся, а также на формирование у них
ценности здоровья и здорового образа жизни. Эти методы также направлены на
предотвращение
перегрузок,
которые
могут
привести
к
нарушению
нравственного, психического и физического состояния обучающихся. Одной из
важных
образовательных
здоровье
сберегающих
технологий
является
организационно-педагогическая.
Аспекты здоровье сберегающего образовательного процесса включают в
себя:
решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и его
сохранения;
приоритет образованности и здоровья обучающихся;
ориентация
образовательного
процесса
на
сотрудничество
педагогов и обучающихся;
сочетание умственной и двигательной активности на основе
диагностики
образовательных
потребностей,
уровня
образованности
и
состояния здоровья обучающихся;
реализация индивидуального подхода к образовательному процессу
в зависимости от здоровья и уровня образованности обучающихся;
внедрение модульного подхода при разработке учебного материала;
разработка
образовательных
технологий
с
использованием
системного подхода к использованию имеющихся у педагогов средств для
поддержания здоровья обучающихся.
Для успешной реализации работы по сохранению здоровья необходимы
определенные знания, навыки и качества у педагогов. Можно выделить
следующие показатели готовности педагогов к работе по сохранению здоровья
обучающихся:
компетентность,
нравственность,
инициативность,
педагогическое мастерство.
Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы,
выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает
совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также
возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи,
рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.
Важную роль в формировании здоровье сберегающего мировоззрения в
социальном аспекте выполняют студенты колледжа в составе волонтерского
движения, а именно поддержка аптек, ветеранов и детского дома «Малютка».
Участие в нем не только приносит пользу этим организациям, но и формирует
ответственное отношение к будущей профессии, детям и пожилым людям у
обучающихся. Это один из способов самореализации, способствующим
укреплению нравственного и психического здоровья, а также готовности к
жизни после окончания учебы.
Важной задачей педагога является воспитание у обучающихся привычки
обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и
самочувствие, обсуждать на занятиях и в повседневной жизни факторы,
влияющие на здоровье, которые можно изменить, и научить понимать свой
организм. Ключевым фактором успешного выбора здорового образа жизни
является убежденность студентов в его важности. Основная ответственность за
достижение позитивных результатов лежит на преподавателях
естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Изучая эти предметы,
студенты знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни,
такими как рациональное питание, физическая активность, регулярный режим
дня, закаливание, этическое отношение к окружающим и природе, личная
гигиена, активное трудовое участие и полноценная семейная жизнь. Данные
вопросы в Фармацевтическом филиале ГБОУ СПО «СОМК» изучаются на
междисциплинарных курсах:
Анатомия и физиология человека
Основы патологии
Генетика человека с учетом медицинской генетики
Гигиена и экология
Основы микробиологии и иммунологии
Ботаника
Безопасность жизнедеятельности
Например,
понятие
о
рациональном
питании
студенты
получают,
рассматривая
химическую
организацию
клетки,
структуру,
функции
и
превращения веществ в курсе Генетика человека с основами медицинской
генетики. Затем оно расширяется и наполняется новым содержанием при
изучении анатомо-физиологических особенностей пищеварительных органов и
обменных процессов в организме. В курсе гигиены формируется умение
составлять пищевой рацион с учетом энергозатрат, студенты знакомятся с
концепцией здорового питания и доказывают ее положения, привлекая
полученные
ранее
знания.
Курс
Основы
патологии
дают
студентам
информацию о болезнях, связанных с нарушением питания, причинах пищевых
отравлений
и
мерах
первой
помощи.
На
междисциплинарных
курсах
Лекарствоведение, Технология и изготовление лекарственных форм, Контроль
качества лекарственных средств студенты, кроме знаний по предмету,
обучаются
ответственному
отношению
к
своей
будущей
работе,
ответственному отношению к охране окружающей среды и как следствие к
ответственному отношению к себе как специалисту и человеку – это напрямую
связано с задачами формирования здоровьесберегающего мировоззрения. Также
на всех предметах студенты учатся правилам техники безопасности, учатся их
соблюдать и затем применяют полученные знания по технике безопасности на
производственных практиках. На первом занятии по фармацевтической
технологии со студентами проводится общий инструктаж по правилам техники
безопасности, пожарной безопасности и охране труда. На каждом занятии
проводится дополнительный подробный инструктаж по технике безопасности,
который касается непосредственно тех лекарственных веществ и оборудования,
с которыми студенты работают на данном задании (работа со стеклянной
посудой, нагревательными приборами, пахучими веществами и т.д.). Во время
учебного занятия каждые 45 минут проводится перерывы на отдых и
проветривание
учебной
аудитории.
Также
на
учебных
занятиях
и
производственной практики студенты работают под присмотром преподавателя
или непосредственного руководителя аптечной организации. Каждый этап
технологического процесса контролируется.
Значение здорового образа жизни проявляется лучше, когда оно
сравнивается
с
наиболее
яркими
противоположностями:
неправильным
питанием
малоподвижностью,
курением,
алкогольной
и
наркотической
зависимостью, аморальным поведением и их тяжелыми последствиями.
Вопросы неправильного питания, вреда от курения и употребления алкоголя и
наркотиков обсуждаются с различных точек зрения не только в рамках учебных
занятий, но и во внеклассной работе.
Неоценимый
вклад
в
формирование
здоровье
сберегающего
мировоззрения студентов вносит Студенческое научное общество. Участие в
районных, областных и региональных научно-практических конференциях
помогает
студентам
развивать
интерес
к
своей
профессии,
находить
взаимопомощь и повышать уровень самооценки. Педагогический коллектив
активно поддерживает учебные и научные инициативы студентов, что
способствует
формированию
правильного
здоровье
сберегающего
мировоззрения.
На уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях активно
применяются интерактивные методы обучения здоровью. Среди различных
форм
работы
с
обучающимися
наиболее
эффективными
считаются:
дискуссионно-семинарские занятия, практические занятия, деловые игры и
разбор
профессиональных
ситуаций.
Все
сотрудники
образовательного
учреждения, начиная от директора и заканчивая каждым преподавателем,
должны обладать компетентностью в вопросах здоровье сбережения. Кроме
того, ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья студентов.
Для формирования здорового мировоззрения важную роль играет система
санитарно-просветительской работы, которую проводят студенты колледжа.
Они активно пропагандируют здоровый образ жизни, выпускают санбюллетени.
Для поддержания здоровья студентов в учебной среде применяются
различные педагогические методики. Одним из ключевых элементов здоровье
сберегающего пространства колледжа является физкультурно-оздоровительная
работа, включающая методические и практические занятия по изучению
способов заботы о здоровье.
Мероприятия по индивидуальному оздоровлению включают в себя
учебно-тренировочные занятия, нацеленные на практическое применение
знаний
о
здоровом
образе
жизни,
а
также
оздоровительно-массовые
мероприятия,
направленные
на
пропаганду
и
практическое
применение
здорового образа жизни.
Важным
компонентом
при
преподавании
МДК.02.01.
«Технология
изготовления лекарственных форм» являются информационно-образовательные
и
электронно-образовательные
ресурсы.
Они
позволяют
общаться
со
студентами посредством электронной почты и интернета, обсуждать темы
выполнения домашних заданий и обмениваться информацией. Предоставляется
возможность выполнить задания, ответить на вопросы, возникающие в процессе
подготовки к занятиям дома, и т.д.