Авторы: Супрунова Галина Васильевна, Еселевич Ирина Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтического филиала ГБПОУ "СОМК
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Психолого- педагогические условия успешной адаптации первокурсников Фармацевтического филиала ГБПОУ "Свердловский областной медицинский колледж"
Раздел: среднее профессиональное
Психолого- педагогические условия успешной адаптации
первокурсников Фармацевтического филиала ГБПОУ «Свердловский
областной медицинский колледж».
Педагог- психолог Г.В.Супрунова
Преподаватель высшей категории И.И. Еселевич
Начало обучения в колледже- очень значимый для
первокурсников этап.
Адаптация (лат. adaptate – приспосабливать) в общем смысле
представляет собой приспособление строения и функций организма, его
органов и клеток к условиям среды. Это совокупность физиологических,
психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления
личности к изменению окружающих условий жизни.
Можно выделить несколько разновидностей адаптации студентов в
колледже:
Организационную
адаптацию
–
изучение
учебного
заведения,
требований и норм, построение своего организационного поведения;
Деятельностную – определение ответственности, прав, действий на
своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной
деятельности;
Профессиональную
–
понимание
характера
профессии,
места
специальности в общей системе, стремление овладеть профессией;
Социально – психологическую
– привыкание к студентам своей
группы, завоевание признания своей личности, самоутверждения в группе,
налаживание отношений с преподавателями, администрацией;
Бытовую
– привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным
психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания,
досуга, жилищных вопросов.
В
качестве
критериев
успешной
адаптации
студентов-
первокурсников к условиям обучения выделяем:
наличие адаптированных способностей;
осознанное принятие норм коллективной жизни;
адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
активное участие в жизни студенческого коллектива;
удовлетворённость своим социальным статусом и отношениями.
В Фармацевтическом филиале с целю содействия успешной адаптации
обучающихся 1 курса разработана и реализуется «Программа адаптации
обучающихся 1 курса» в рамках проекта «Бережливый колледж».
Психологическая диагностика обучающихся нового набора показала:
-высокий уровень тревожности у обучающихся 1 курса в связи с
социально-экономическими
проблемами
у
иногородних
студентов:
обеспечением себя жильем и финансовыми средствами, незнанием города,
отсутствием эмоциональной поддержки родных и близких.
-недостаточную
мотивационную
готовность
к
выбранной
специальности.
-недостаточные умения осуществлять саморегуляцию: выполнения
самостоятельной работы.
Анкетирование определило, что большинство трудностей в учёбе
связано с большой учебной нагрузкой.
Ведущими факторами адаптации
являются внутренние: половина опрошенных считает, что необходимо
полагаться на себя, важна значимость самой личности и деятельности
первокурсника,
развитие
своих
личностных
качеств,
благоприятные
взаимоотношения в группе.
В целях содействия адаптации обучающихся нового набора была
проведена система мероприятий.
Введена учебная дисциплина «Введение в специальность», при
изучении которой обучающиеся усваивают знания и осваивают умения: как
правильно ставить цель, формировать и поддерживать позитивные учебные
мотивы, правила самоорганизации, управления временем. Происходит
развитие
познавательных
психических
процессов:
памяти,
внимания,
мышления.
Уделяется
время
таким
проблемам:
как
организовать
самостоятельную работу, вести конспект, выполнять домашнее задание,
осуществлять самоконтроль, готовиться к экзаменам. В ходе тренингов
командообразования обучающиеся выполняли задания на сплочение группы,
поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом
коллективе.
Педагог- психолог проводит тренинги адаптации «Будем знакомы»-
интервью, в ходе которого нужно выявить личностные особенности
партнёра, его позитивные качества, особенности и представить его учебной
группе с позитивной стороны. такой тренинг позволяет не только узнать
личность, но и понять его поведение, сосредоточить фокус внимания на
лучших, сильных сторонах личности, укрепить отношения.
Важная роль в социальной адаптации принадлежит куратором и
преподавателям
социально-
гуманитарных
дисциплин.
При
изучении
дисциплины
ОГСЭ.02.
История
применяются
методы
и
формы,
способствующие социальной адаптации обучающихся. На учебных занятиях
я применяется метод построения интеллект- карт, где обучающиеся работают
в
малых
группах.
Это
способствует
развитию
общих
компетенций.
Интеллект- карта- метод организации любой информации. Интеллект- карты
помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные
вещи.
По учебной дисциплине история составляются карты на темы
современных направлений культуры России, о периодах развития России.
В целях более успешной адаптации мною было принято решение по
использовании
возможностей
музеев
г.
Екатеринбурга.
В
условиях
общекультурного кризиса в связи с гуманизацией и гуманитаризацией
современного образования целенаправленное развитие культурной личности
представляется
актуально
значимым
вопросом
образования,
которое
включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение
личностью культурных форм, норм, ценностей и социального опыта. Во
внеучебное время, во время посещения музея дается задание по поиску
информации, систематизации ее, анализа и результат.
Ко дню памяти жертв холокоста 27 января обучающимися посетили
лекцию-экскурсию «Тема холокоста в искусстве Эрнста Неизвестного». Она
приурочена ко Дню памяти жертв холокоста. Из программы лекции-
экскурсии мы узнали о символических смыслах американской серии
литографий и рисунков Эрнста Неизвестного «Холокост», а также о
скульптуре
«Рауль
Валленберг»,
посвящённой
шведскому
дипломату,
спасавшему в годы Второй мировой войны евреев в Венгрии. После лекции
состоялась экскурсия, где мы со студентами посмотрели самые яркие работы
всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного. После лекции
домашним заданием студентам было написание эссе о том, какой памятник
холокосту произвел наибольшее впечатление и почему.
Во время посещения музея советского быта «Сделано в СССР», как
на машине времени, обучающиеся перенеслись во времена недалекого
прошлого. Студенты узнали там, почему арифмометр называют прадедушкой
современного калькулятора, как раньше появлялись на свет фотографии, что
кто и зачем носил пионерский галстук. Послушали аромат духов «Красная
Москва», потрогали патефон, бобинный магнитофон с песнями легендарной
группы «The Beatles», под них же и потанцевали, пластинки Аллы Пугачевой
и «Песняров», вымпелы и противогазы и много других экспонатов
посетители смогут не только рассмотреть вблизи, но и взять в руки, ощутив
неповторимый дух советской эпохи.
Так же во внеаудиторное время происходит знакомство с
основами православной культуры. Обучающиеся посещают с экскурсией
Храм-на- крови, Музей Романовых. Посетили фестиваль «Белый цветок-
2022». Белый цветок- особый символ для Екб, связанный с царской семьей
Николая II. Белый цветок- символ благотворительности, символ помощи
ближнему.
Таким
образом,
вышеназванные
мероприятия
помогают
студентам погрузиться и познакомиться с традициями, культурой и
историческими событиями нашего государства
В
Фармацевтическом
филиале
обучается
большое
количество
иностранных студентов. Для них ежегодно организуются экскурсии в
мультимедийный парк «Россия-моя история», где изучают более глубоко и
подробно факты истории России. Посетили выставку «Не словом- а делом» о
взаимоотношениях Петра 1 и Никиты Демидова.
На занятиях педагог с обучающимися исследует и современные
исторические события. Как например, в 2022 году в преддверии Дня Победы
в 2022 году у Храма на Крови в Екатеринбурге открылась фотовыставка
«Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я! Дети Донбасса». Работы
передают ужас и трагедию, которые пережили дети, восемь лет живущие в
зоне боевых действий.
Рядом с каждой фотоработой – история из жизни.
Посещение выставки оставило глубокий след в душах студентов.
Большинство студентов не из Екатеринбурга, один из факторов
адаптации- это знакомство с городом. Преподаватель и куратор организуют
знакомство с историей города и некоторыми достопримечательностями,
связанными с профессией. В рамках учебных занятий уделяется внимание
профессиональному направлению истории медицины и фармации в СССР.
Совместно со студентами был разработан квест по центральной части нашего
города. Квест посвящен истории зарождения фармации и медицины на Урале
и в Екатеринбурге, обращает внимание на первых аптекарей и врачей,
занимавшихся аптекарским делом; на здания города, связанные с аптеками,
на лекарственные средства, которые использовали для лечения и отпускали в
аптеках. Это аптеки: Аптека Вейерсберга на ул. Пушкина , 16, которая
сохранила своё назначение до сегодняшнего дня; Аптека горного ведомства
ул. Ленина, 37; Дом врача Асса , ул. Пушкина 8; «Лечебница врачей -
специалистов», ул.Малышева, 37 и другие.
Знакомство с традициями нашего государства является еще одним
фактором
социальной
адаптации.
На
заседаниях
кружка
культурно-
исторического
воспитания
«Истоки»,
обучающиеся
погружаются
с
в
изучение главных ценностей общества, таких как ценность семьи. Был
разработан и осуществлён проект «Традиции советской свадьбы», так как для
фармацевта важно обладать такими качествами, как ответственность,
милосердие, доброжелательность, психологическая устойчивость, альтруизм.
Именно они позволяют проявлять заботу о посетителях, полноценно
выполнять свои функции. Эти качества в полной мере могут быть
сформированы только в семье.
Мода всегда была отражением изменений в
общественной жизни человечества, она стала тем зеркалом, которое показало
все главные события ХХ века. Вместе с руководителем члены кружка
подготовили викторину «Традиции советской свадьбы», собрали свадебные
аксессуары, провели дефиле советской свадебной моды. Члены кружка сами
проводили викторину и принимали участие в дефиле. Так же был
организован фотопроект «Свадьба моих родителей». Это мероприятие
вызвало очень большой интерес среди всех участников образовательного
процесса.
В конце учебного года было проведено диагностическое исследование
уровня
тревожности,
социальной
адаптированности,
фрустрационной
толерантности обучающихся I курса. Результаты исследования показали
снижение тревожности на 35%, рост устойчивости на 45 %, увеличение
социальной адаптированности в 2 раза. Таким образом, можно сделать вывод
об успешной реализации «Программа адаптации обучающихся 1 курса»
Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК».