Напоминание

"Особенности учебно-воспитательной деятельности классного руководителя в системе СПО".


Автор: Ленчик Наталья Петровна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности учебно-воспитательной деятельности классного руководителя в системе СПО".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Особенности учебно-воспитательной деятельности классного

руководителя в системе СПО».

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие

употребляется как, в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в

широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие

общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле

рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и

воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях

педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию

у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта,

норм, ценностей от старших поколений младшим. Воспитание в узком

смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны

общественных институтов с целью формирования у него определенных

качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Личность человека формируется и развивается в процессе становления

социально

значимых

качеств

человека,

его

убеждений,

взглядов,

способностей, черт характера. Воспитание и есть процесс целенаправленного

формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса

обучения. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и

социального опыта, а также профессиональное становление студентов

техникума.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного

процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития

культуры личности будущих специалистов. Воспитательная работа со

студентами техникума является неотъемлемой частью процесса качественной

подготовки специалистов.

Одним из основных принципов современного процесса обучения

является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО

должен

владеть

знаниями

и

умениями

организации

воспитательного

воздействия на студентов.

Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в техникуме,

является формирование молодого специалиста,

творчески

мыслящего

квалифицированного, грамотного, конкурентоспособного, способного к

дальнейшему

развитию

и

совершенствованию,

в

том

числе

к

профессиональному росту; являющимся полноценным членом общества,

активным и законопослушным гражданином своей страны; а также оказание

помощи

обучающимся

в

жизненном

самоопределении,

нравственном,

гражданском и профессиональном становлении и самореализации. Успех

учебно-воспитательного процесса, безусловно возможен, если понимать

важность

воспитательной

работы

наряду

с

преподаванием

учебных

дисциплин.

Одним из организаторов воспитательного процесса в техникуме

является классный руководитель учебной группы, который осуществляет

непосредственное руководство деятельностью первичного учебного

коллектива и поэтому имеет возможность принимать самое деятельное

участие в духовно-нравственном и профессиональном становлении личности

будущего специалиста.

Классный руководитель – основной субъект, реализующий цели

и задачи воспитания,

формирующий воспитательную систему

группы.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и

сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят

вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Задача классного

руководителя заключается в создании дружной и творческой атмосферы в

коллективе и развитии в каждом обучающемся его способностей и талантов.

Базовые направления системы воспитания в техникуме:

- обеспечение духовного, нравственного, интеллектуального, эстетического,

этического развития;

- организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы студентов;

- трудовое и экологическое воспитание, содействие профессиональному

самоопределению;

- организация работы по предупреждению и профилактике асоциального

поведения,

правонарушений, противодействие распространению идеологии экстремизма

и терроризма, воспитание правовой культуры;

- физическое развитие и культура здоровья, приобщение студентов к

здоровому образу жизни;

- развитие студенческого самоуправления;

- развитие коллективной творческой деятельности;

формирование активной жизненной позиции обучающихся;

- организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с

интересами студентов.

Классный руководитель ставит перед собой задачи:

1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического

сознания, правовой и политической культуры.

2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной

профессиональной деятельности.

3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

4.

Развитие

ориентации

на

общечеловеческие

ценности

и

высокие

гуманистические идеалы культуры.

5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума,

преемственность в воспитании студенческой молодежи.

6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к

здоровому образу жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание в техникуме является одной из

наиболее

значимых

и

сложных

сфер

воспитания,

поскольку

в

ней

формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации,

идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных

качеств,

обеспечивающих

жизнедеятельность

молодого

гражданина

в

условиях современного российского демократического общества.

Духовно-нравственное

воспитание

направлено

на

формирование

чувства достоинства, чести и честности, уважения к людям. На развитие

ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и

сострадания, заботе о детях и взрослых.

Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в техникуме

направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к

своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к

активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом.

Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у

обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и

подвигам.

Содействие

профессиональному

самоопределению

помогает

обучающимся

приобщиться

к

социально-значимой

деятельности

для

закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою

профессию.

Основным

направлением

работы,

способствующим

отвлечению

студентов от негативного поведения, является организация досуга студента,

раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение

его

к

участию

в

научной,

спортивной

жизни,

в

художественной

самодеятельности.

Содержание работы и обязанности классного руководителя

1. Деятельность классного руководителя направлена на создание в группе

атмосферы

коллективизма

и

взаимопомощи,

воспитание

чувства

патриотизма, добросовестного отношения к учебе, привлечения студентов к

исследовательской, общественной и спортивной работе.

2. Классный руководитель знакомит студентов с организацией учебно-

воспитательного процесса в техникуме, Законом об образовании, Уставом

техникума,

Правилами внутреннего трудового распорядка техникума,

информирует студентов о новых нормативных документах.

3. Классный руководитель проводит учебно-воспитательную работу в

группе,

создает

более

тесные

контакты

между

администрацией,

общественными

организациями, учебным персоналом техникума и студентами группы. В

своей деятельности классный руководитель опирается на актив группы,

содействует развитию его инициативы.

4. Классный руководитель следит за успеваемостью группы и дисциплиной

студентов, своевременно организует необходимую помощь.

5.

В

проведении

воспитательной

работы

со

студентами

классный

руководитель направляет усилия на создание организованного сплоченного

коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.

6. Классный руководитель оказывает помощь активу студенческой группы в

организационной работе, содействует привлечению студентов к научно-

исследовательской, культурно-массовой, спортивной работе.

7. Классный руководитель способствует адаптации студентов к системе

обучения в техникуме, профориентации, разъяснении прав и обязанностей,

духовному

и

физическому

совершенствованию,

налаживанию

доброжелательных отношений между преподавателями и студентами.

8. Классный руководитель изучает медицинские и психологические данные

студентов группы;

9. Классный руководитель организует работу с родителями:

систематически информирует об успеваемости, поведении студентов.

10. Классный руководитель организует и проводит классные часы, вечера,

родительские собрания;

11.

Классный

руководитель

анализирует

и

оценивает

результаты

воспитания в виде наблюдений, позволяющих судить о результатах

деятельности и ставить новые задачи.

12. Классный руководитель строит свою работу на индивидуальном подходе

к студентам, на знании интересов, наклонностей, быта, состояния здоровья,

оказывает посильную помощь в решении жилищно-бытовых вопросов,

регулярно во внеучебное время встречается со студентами («Классный час»),

проводит разъяснительную работу с родителями.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает

классный час как форма организации процесса непосредственного

общения педагога и студентов, в ходе которого могут подниматься и

решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Большой

воспитательный потенциал имеют классные часы «Разговоры о важном»,

«Россия – мои горизонты».

В

процессе

обучения

происходит

воспитание

важных

качеств

личности: трудолюбие, высокая организованность, дисциплинированность,

коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и т.д.

В результате осуществления воспитательной работы в техникуме получен

рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны

всех его субъектов:

- более уверенное использование воспитательного потенциала города

обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного

развития и самореализации;

- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической

поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность

качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием

обучающихся, которые будут отмечены родителями;

- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в

колледже;

- развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия колледжа с

работодателями,

общественными

организациями

города,

различными

социальными институтами;

- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников техникума;

- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям, позволят

эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и

механизмы воспитательной работы со студентами для формирования

базовых общечеловеческих ценностей.

Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения

является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО

должен

владеть

знаниями

и

умениями

организации

воспитательного

воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в

образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при

достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной

работе.

Литература:

1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения

понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы».

2021г.

2. Бехтерев В.М. и современная психология: Тезисы международной научно-

практической конференции. Санкт-Петербург, 2013 г.

3. Копылов С.Н. «Воспитание как составляющая образовательного процесса

в учреждениях СПО». Новосибирск: Центр содействия развитию научных

исследований. 2023г.



В раздел образования