Автор: Ленчик Наталья Петровна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности учебно-воспитательной деятельности классного руководителя в системе СПО".
Раздел: среднее профессиональное
«Особенности учебно-воспитательной деятельности классного
руководителя в системе СПО».
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие
употребляется как, в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в
широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие
общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле
рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и
воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях
педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию
у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.
Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта,
норм, ценностей от старших поколений младшим. Воспитание в узком
смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны
общественных институтов с целью формирования у него определенных
качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.
Личность человека формируется и развивается в процессе становления
социально
значимых
качеств
человека,
его
убеждений,
взглядов,
способностей, черт характера. Воспитание и есть процесс целенаправленного
формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса
обучения. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и
социального опыта, а также профессиональное становление студентов
техникума.
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного
процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития
культуры личности будущих специалистов. Воспитательная работа со
студентами техникума является неотъемлемой частью процесса качественной
подготовки специалистов.
Одним из основных принципов современного процесса обучения
является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО
должен
владеть
знаниями
и
умениями
организации
воспитательного
воздействия на студентов.
Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в техникуме,
является формирование молодого специалиста,
творчески
мыслящего
квалифицированного, грамотного, конкурентоспособного, способного к
дальнейшему
развитию
и
совершенствованию,
в
том
числе
к
профессиональному росту; являющимся полноценным членом общества,
активным и законопослушным гражданином своей страны; а также оказание
помощи
обучающимся
в
жизненном
самоопределении,
нравственном,
гражданском и профессиональном становлении и самореализации. Успех
учебно-воспитательного процесса, безусловно возможен, если понимать
важность
воспитательной
работы
наряду
с
преподаванием
учебных
дисциплин.
Одним из организаторов воспитательного процесса в техникуме
является классный руководитель учебной группы, который осуществляет
непосредственное руководство деятельностью первичного учебного
коллектива и поэтому имеет возможность принимать самое деятельное
участие в духовно-нравственном и профессиональном становлении личности
будущего специалиста.
Классный руководитель – основной субъект, реализующий цели
и задачи воспитания,
формирующий воспитательную систему
группы.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и
сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят
вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Задача классного
руководителя заключается в создании дружной и творческой атмосферы в
коллективе и развитии в каждом обучающемся его способностей и талантов.
Базовые направления системы воспитания в техникуме:
- обеспечение духовного, нравственного, интеллектуального, эстетического,
этического развития;
- организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;
- развитие творческих способностей, творческой инициативы студентов;
- трудовое и экологическое воспитание, содействие профессиональному
самоопределению;
- организация работы по предупреждению и профилактике асоциального
поведения,
правонарушений, противодействие распространению идеологии экстремизма
и терроризма, воспитание правовой культуры;
- физическое развитие и культура здоровья, приобщение студентов к
здоровому образу жизни;
- развитие студенческого самоуправления;
- развитие коллективной творческой деятельности;
формирование активной жизненной позиции обучающихся;
- организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с
интересами студентов.
Классный руководитель ставит перед собой задачи:
1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического
сознания, правовой и политической культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
4.
Развитие
ориентации
на
общечеловеческие
ценности
и
высокие
гуманистические идеалы культуры.
5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума,
преемственность в воспитании студенческой молодежи.
6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к
здоровому образу жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание в техникуме является одной из
наиболее
значимых
и
сложных
сфер
воспитания,
поскольку
в
ней
формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации,
идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных
качеств,
обеспечивающих
жизнедеятельность
молодого
гражданина
в
условиях современного российского демократического общества.
Духовно-нравственное
воспитание
направлено
на
формирование
чувства достоинства, чести и честности, уважения к людям. На развитие
ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и
сострадания, заботе о детях и взрослых.
Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в техникуме
направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к
своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом.
Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у
обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и
подвигам.
Содействие
профессиональному
самоопределению
помогает
обучающимся
приобщиться
к
социально-значимой
деятельности
для
закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою
профессию.
Основным
направлением
работы,
способствующим
отвлечению
студентов от негативного поведения, является организация досуга студента,
раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение
его
к
участию
в
научной,
спортивной
жизни,
в
художественной
самодеятельности.
Содержание работы и обязанности классного руководителя
1. Деятельность классного руководителя направлена на создание в группе
атмосферы
коллективизма
и
взаимопомощи,
воспитание
чувства
патриотизма, добросовестного отношения к учебе, привлечения студентов к
исследовательской, общественной и спортивной работе.
2. Классный руководитель знакомит студентов с организацией учебно-
воспитательного процесса в техникуме, Законом об образовании, Уставом
техникума,
Правилами внутреннего трудового распорядка техникума,
информирует студентов о новых нормативных документах.
3. Классный руководитель проводит учебно-воспитательную работу в
группе,
создает
более
тесные
контакты
между
администрацией,
общественными
организациями, учебным персоналом техникума и студентами группы. В
своей деятельности классный руководитель опирается на актив группы,
содействует развитию его инициативы.
4. Классный руководитель следит за успеваемостью группы и дисциплиной
студентов, своевременно организует необходимую помощь.
5.
В
проведении
воспитательной
работы
со
студентами
классный
руководитель направляет усилия на создание организованного сплоченного
коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
6. Классный руководитель оказывает помощь активу студенческой группы в
организационной работе, содействует привлечению студентов к научно-
исследовательской, культурно-массовой, спортивной работе.
7. Классный руководитель способствует адаптации студентов к системе
обучения в техникуме, профориентации, разъяснении прав и обязанностей,
духовному
и
физическому
совершенствованию,
налаживанию
доброжелательных отношений между преподавателями и студентами.
8. Классный руководитель изучает медицинские и психологические данные
студентов группы;
9. Классный руководитель организует работу с родителями:
систематически информирует об успеваемости, поведении студентов.
10. Классный руководитель организует и проводит классные часы, вечера,
родительские собрания;
11.
Классный
руководитель
анализирует
и
оценивает
результаты
воспитания в виде наблюдений, позволяющих судить о результатах
деятельности и ставить новые задачи.
12. Классный руководитель строит свою работу на индивидуальном подходе
к студентам, на знании интересов, наклонностей, быта, состояния здоровья,
оказывает посильную помощь в решении жилищно-бытовых вопросов,
регулярно во внеучебное время встречается со студентами («Классный час»),
проводит разъяснительную работу с родителями.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает
классный час как форма организации процесса непосредственного
общения педагога и студентов, в ходе которого могут подниматься и
решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Большой
воспитательный потенциал имеют классные часы «Разговоры о важном»,
«Россия – мои горизонты».
В
процессе
обучения
происходит
воспитание
важных
качеств
личности: трудолюбие, высокая организованность, дисциплинированность,
коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и т.д.
В результате осуществления воспитательной работы в техникуме получен
рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны
всех его субъектов:
- более уверенное использование воспитательного потенциала города
обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного
развития и самореализации;
- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической
поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность
качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием
обучающихся, которые будут отмечены родителями;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в
колледже;
- развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия колледжа с
работодателями,
общественными
организациями
города,
различными
социальными институтами;
- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников техникума;
- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям, позволят
эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и
механизмы воспитательной работы со студентами для формирования
базовых общечеловеческих ценностей.
Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения
является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО
должен
владеть
знаниями
и
умениями
организации
воспитательного
воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в
образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при
достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной
работе.
Литература:
1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения
понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы».
2021г.
2. Бехтерев В.М. и современная психология: Тезисы международной научно-
практической конференции. Санкт-Петербург, 2013 г.
3. Копылов С.Н. «Воспитание как составляющая образовательного процесса
в учреждениях СПО». Новосибирск: Центр содействия развитию научных
исследований. 2023г.