Напоминание

Обобщение опыта преподавания медицинской этики и деонтологии в медицинском колледже


Автор: Комарова Анастасия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский медицинский колледж"
Населённый пункт: Владимирская область, г. Муром
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Обобщение опыта преподавания медицинской этики и деонтологии в медицинском колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обобщение опыта преподавания медицинской этики и деонтологии в медицинском

колледже преподавателя Комаровой А.Н.

ГБПОУ ВО «Муромский медицинский колледж»

Профессиональная деятельность медицинской сестры и фельдшера оценивается

не только по качеству оказываемых услуг, но и по ее поведению в соответствии с

принципами

этики

и

деонтологии.

Неукоснительное

следование

этико-

деонтологическим

принципам

стало

важным

критерием

профессионализма

медицинского персонала. Каждый медицинский работник должен знать, как строить

взаимоотношения с больными, их родными и грамотно общаться с коллегами.

Дисциплина «Медицинская этика и деонтология» представлена системой

демонстрации социально обусловленных моральных принципов медработников в

разрезе их профессиональной деятельности. Этические нормы являются частью

биоэтики (этики жизни) и включают понятия долга, достоинства, чести и совести.

Медицинская

сестра

своей

душевной

теплотой,

спокойствием,

терпением,

оптимистичным настроем и ответственностью вызывает доверие у больных, дарит им

уверенность в выздоровлении. Внутренние качества медика проявляются в его осанке,

жестах, мимике, речи и взгляде.

Деонтология («наука о долге») – это нравственные ориентиры профессионального

поведения медработника. Этот раздел предлагает решения этических проблем и

способы их предупреждения. К медсестре

деонтология предъявляет следующие

требования:

субординация;

конфиденциальность медицинских данных;

уважительное,

тактичное

отношение

ко

всем

участникам

лечебно-

диагностического процесса;

профессионализм в рамках своей компетенции.

Этика и деонтология в полной мере отражены в Этическом кодексе медсестер. Им

должен руководствоваться персонал ЛПУ при выполнении повседневной работы.

Индифферентное (равнодушное) отношение к больным не может быть оправдано

личными

качествами

медсестры,

жизненными

трудностями

и

другими

обстоятельствами.

Дисциплина «Медицинская этика и деонтология» является вариативной частью

программы обучения средних медицинских работников по специальностям «Лечебное

дело» и «Сестринское дело», но несмотря на это студент должен вынести из нее не только

систему теоретических знаний, но и практические навыки.

Развить последние возможно, например, используя такую методику, как анализ

казусов, т.е. ситуационных задач, по соответствующей теме занятия. При этом можно

пользоваться уже готовыми сборниками, однако они имеют свои ограничения, в первую

очередь связанные с тем, что большинство из них составлено в Российской Федерации.

Более сложный, но и более результативный подход предполагает самостоятельный поиск

преподавателем реальных случаев из медицинской практики, особенно уместны ситуации,

произошедшие в стране и имевшие огласку в СМИ. Кроме того, поскольку современные

молодые люди более охотно откликаются не на текстовую, а на визуальную информацию,

хороший результат имеет рассмотрение на занятиях кратких видеороликов (новостей,

фрагментов фильмов и т.д.), при этом обычно имеется и эмоциональный эффект за счет

большей степени наглядности.

С той же целью может применяться и написание

творческих эссе по проблемам биомедицинской этики с обязательным этическим анализом

одного-нескольких реальных или художественных (фильм, книга, сериал) примеров,

предложенных преподавателем или выбранных учащимися.

Творческий подход преподавателя и акцент на современные интерактивные формы

и методики преподавательской работы могут помочь добиться в процессе преподавания

следующих результатов:

1.Студенты при анализе медицинских казусов будут более граммотно пользоваться

биомедицинской терминологией, различать ситуации нарушения основных принципов

профессиональной этики и оперировать знанием нормативных документов.

2.

Студенты

смогут

выработать

и

четко

артикулировать

собственную

нравственную позицию по отношению к «открытым» проблемам биомедицинской этики, а

также более активно использовать навыки ведения дискуссии и аргументации в

интерактивных формах работы.

3.

Улучшится психологический климат на занятиях, тем самым повысится

качество обучения.

Студент как развитая личность, и как будущий специалист должен в процессе

обучения сформировать достаточно четкую внутреннюю позицию в отношении некоторых

«спорных» с этической точки зрения вопросов, связанных с медициной. К таким вопросам

можно отнести моральную оценку аборта или эвтаназии, статус ВИЧ-инфицированных и

т.д. Стандартные занятия не всегда позволяют создать возможности для полноценной

дискуссий, поэтому для достижения данной цели более походит такая форма работы, как

проведение

мини-конференций

и

круглых

столов,

желательно,

с

привлечением

авторитетных специалистов из разных сфер. Такая деятельность позволяет учащимся

осознать публичный и междисциплинарный статус биомедицинских проблем, а также

развить у студентов важные для общения с будущими коллегами и пациентами навыки:

умение анализировать, корректно и грамотно вести дискуссию, аргументировать

собственную точку зрения, уважать чужое мнение.

Целью

преподавания

является

формирование

стратегии

профессионально-

личностного развития будущих специалистов, способных различать добро и зло,

обладающих навыками моральной оценки результатов своей деятельности и готовых

нести за них ответственность. Изучение медицинской этики и деонтологии позволяет

студенту получить опыт учебного, профессионального, социального и культурного

сотрудничества, умение договариваться и работать в команде. Главная роль в достижении

поставленных целей отводится образовательному процессу. Общество сегодня нуждается

в специалистах, знающих свое дело и обладающих навыками моральной оценки

результатов своей деятельности, ее воздействия на общество, человека, народ, страну,

будущее поколение и самих себя. Они должны понимать, какие ценности утверждают в

обществе своей профессией и какие социальные цели реализуют.

Образовательный

процесс является способом социальной, культурной и профессиональной идентификации

и самоидентификации будущего специалиста. Он ориентирует будущего специалиста на

согласованность в достижении общих целей и одновременно регулирует симметричность

прав и обязанностей всех участников профессионального, а также учебно-педагогического

взаимодействия, гарантируя их автономию.

Литература:

1.

Алексина Т.А. Прикладная этика. — М., 2004.

2.

Асадов Д. А. Основы медицинской этики в Адаб аль-табиб: мухъсаба —

исследование совести: научное издание/ Д. А. Асадов, А. И. Касымов, 2006,89 с

3.

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе / Г. Б.

Мамедова, М. М. Расулова, З. Х. Махаматова [и др.]. — Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 176-180.

4.

Э. А. Вальчук, Т. В. Матвейчик, В. И. Иванова Медицинские сестры с высшим

образованием, журнал «Медицинские новости» № 6, 2004г.



В раздел образования