Напоминание

Воспитательная деятельность со студентами колледжа при проведении теоретических и практических занятий по товароведению и экспертизе потребительских товаров


Автор: Ольга Михайловна Шмондина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная деятельность со студентами колледжа при проведении теоретических и практических занятий по товароведению и экспертизе потребительских товаров
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Воспитательная деятельность со студентами колледжа при проведении теоретических и

практических занятий по товароведению и экспертизе потребительских товаров может

включать следующие аспекты:

Формирование отношения к будущей профессии и мотивации к труду. В ходе занятий

студент овладевает системой научных понятий, закономерностей, профессиональной

терминологией, основами профессиональной деятельности.

Более конкретные примеры, используемые в процессе обучения:

Для формирования отношения к будущей профессии и мотивации к труду у студентов

колледжа, изучающих товароведение потребительских товаров, можно использовать

следующие подходы:

Приближение учебного материала к повседневной жизни студентов. Например,

проведение предметных недель, мастер-классов по экспертизе товаров.

Выпуск студентами газеты. В ней можно размещать результаты проведённых экспертиз

товаров и интересные факты о товарах.

Использование игровых методов обучения. Они способствуют пробуждению у

обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии.

Постановка студентов в позицию исследователя. Например, в процессе ролевых игр,

которые преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную

ориентацию.

Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения. Можно подобрать

соответствующие тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуации для

обсуждения в учебной группе.

Создание опыта успешного взаимодействия обучающихся друг с другом. Умение

выстраивать отношения в мини-группе, в обычной учебной группе — важное социальное

умение, помогающее не только в профессиональном, но и в социальном становлении

личности.

Для создания опыта успешного взаимодействия обучающихся друг с другом при

проведении занятий по товароведению потребительских товаров можно использовать

следующие методы:

Организация групповой работы. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм

организации учебного сотрудничества. Именно во время групповой работы формируются

такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, проблемная,

рефлексивная.

Применение игровых технологий. В игре обучающиеся получают опыт коммуникативного

взаимодействия не только с педагогом и сверстниками, но и с самим собой.

Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном

мире любому человеку необходимо уметь отстаивать собственную позицию, по какому-

либо вопросу.

Рефлексия. Обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с

целью дальнейшего их совершенствования.

Моделирование ситуации успеха. Учитель проектирует занятие, когда обучающиеся

успешно справляются с заданием, работая в группах.

Помощь педагога в формировании опыта преодоления трудностей в освоении

нового. Способствует мотивации обучающегося к обучению и к профессиональной

деятельности.

Чтобы помочь студентам колледжа в формировании опыта преодоления трудностей в

освоении нового и повысить их мотивацию к обучению и профессиональной

деятельности, педагог может использовать следующие приёмы:

Дифференцированный подход в обучении. Задания по предмету представляются как

разноуровневые. Это позволяет не затормозить развитие «сильных» студентов и помочь

«слабым» преодолеть трудности обучения.

Поддержка детских инициатив. Ободрение студентов при возникновении у них

трудностей.

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его

достижения. Она должна придавать учащимся уверенность в своих силах,

свидетельствовать о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении

познавательных потребностей.

Создание ситуации успеха. Выполнение заданий, посильных для всех студентов, изучение

нового материала с опорой на старые знания.

Положительный эмоциональный настрой. Создание на занятии доброжелательной

атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь педагога.

Рефлексия. Оценка собственной деятельности и деятельности других, оценка результата

деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было

трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т. д.).

Использование активных методов обучения. Например, проблемно-поисковые методы,

деловые игры, ситуационные задачи, экскурсии на производственные предприятия.

Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной

деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической

деятельности в процессе овладения материалом.

Проблемные поисково-методы могут включать:

Метод конкретных ситуаций. Помогает студентам в развитии аналитических

способностей, навыков, умений в процессе обоснования решений.

Разбор или дискуссию. Решение поставленных задач осуществляется с помощью разбора

или дискуссии, а правильность выхода из проблемной ситуации оценивается по

обоснованности и доказательности решения.

Деловые игры позволяют:

Сократить время накопления профессионального опыта. Каждый участник должен

проявлять как интеллектуальную активность, так и эмоциональную вовлечённость.

Подготовить студентов к решению профессиональных вопросов. Студенты имитируют

деятельность должностных лиц, условно представляя их интересы.

Ситуационные задачи предполагают анализ реальных проблемных ситуаций, имевших

место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов

лучших решений.

Экскурсии на производственные предприятия — это один из способов приобретения

знаний. Они развивают наблюдательность, способствуют накоплению сведений,

формированию визуальных впечатлений.

Выбор конкретных методов обучения зависит от содержания типовых, базовых и рабочих

программ по профессиональной подготовке студентов.

Применение методов воспитания, таких как убеждение, пример, критика,

самокритика. Следует учитывать индивидуальные особенности студента, его

психологическое состояние, социальное развитие.

При применении методов воспитания, таких как убеждение, пример, критика и

самокритика, преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности каждого

студента, его биологическое, психологическое и социальное развитие.

Убеждение — это процесс воздействия на сознание человека с помощью взглядов, идей,

мировоззрения для формирования твёрдой уверенности в истинности чего-нибудь.

Основная цель убеждения — создание, укрепление и изменение взглядов, оценок, понятий

ученика.

Пример — это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. В его

основе лежит подражательный рефлекс, социально-психологический закон

взаимозаражения.

Критика и самокритика позволяют находить оптимальные варианты решения проблем.

Организуя оценочную деятельность студента, преподаватель должен убедить его в

необходимости пересмотреть своё поведение, помочь выбрать средства для достижения

цели (выбрать доступный и привлекательный для него пример, эталон поведения).

Гуманный подход в воспитании предполагает стремление преподавателя применять такие

методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности,

сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

Конкретные формы и методы воспитательной деятельности могут быть определены в

рабочей программе воспитания колледжа по специальности «Товароведение и экспертиза

качества потребительских товаров».



В раздел образования