Автор: Жежуха Анна-Мария Петровна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые особенности работы с начинающими музыкантами в классе флейты
Раздел: дополнительное образование
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ В
КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ
Жежуха А.-М.П.,
преподаватель по классу флейты
МБУДО «ДМШ №1» г. Южно-Сахалинска
В работе с начинающими музыкантами важнейшей задачей, стоящей перед педагогом,
является определение степени музыкальной одаренности будущего исполнителя на духовом
инструменте.
В музыкальную школу следует принимать ребят, музыкальность которых не сводилась бы
только к умению определять относительно или абсолютно высоту звуков, а выражалась бы в
искренней любви к музыке в способности переживать и реагировать на нее. При этом желательно
обратить внимание не только на проверку музыкальных данных, но и ознакомиться с общим
интеллектуальным уровнем ребенка. Полезно выяснить как ребенок успевает в общеобразовательной
школе, чем интересуется, любит ли он музыку или пришел заниматься по настоянию родителей.
Для игры на духовых инструментах, в частности на поперечной флейте требуется
значительная затрата физических сил что связано с большими нагрузками на легкие и сердце, все это
не позволяет начинать обучение в раннем возрасте. Вместе с тем, чем раньше ребенок начнет
заниматься музыкой, тем больше он пройдет материала, лучше его усвоит, более подготовленным
поступит в училище и в вуз.
Что же должно предприниматься для того чтобы обучать детей на духовых инструментах с
раннего возраста, каким образом можно стереть возрастную грань между пианистами и струнниками
с одной стороны и духовиками, с другой.
Весьма перспективным является первоначальное обучение детей самого раннего возраста на
блок флейтах.
Своей примитивной конструкцией эти инструменты напоминают старинные продольные
флейты с мундштуками наподобие кларнетовых. Они имеют разные размеры и строй, у них
отсутствуют клапана, что важно для первоначального обучения (учащиеся не будут связаны с
частыми повреждениями клапанов и ремонтом). По звукоизвлечению они напоминают игрушечные
дудочки, доступны детям с 2х-3х летнего возраста. Занятия на блок флейте почти не требуют
физической нагрузки, но зато могут привить правильные принципы постановки, и исполнительского
дыхания. А главное на занятиях на этом инструменте можно изучить большое количество
музыкальных произведений за сравнительно короткий период, и к 10-13 годам получить некоторую
профессиональную подготовку.
Наиболее благоприятный возраст, в котором следует начинать учиться на поперечной
классической флейте – 8-10 лет. В это время организм достигает уже необходимого развития, и
обучение может пойти очень успешно.
Самым трудным в методике обучения игре в младших классах на любом музыкальном
инструменте является способ наиболее легкого для их понимания объяснения азов: усвоение и
запоминание пройденного материала, определения первого звука. Прежде всего, готовя ученика к
первому уроку, нужно заострять его внимание не на том, что легко и красиво, а наоборот, что может
показаться сложным и неприятным.
Обязательным условием нормального развития флейтиста является правильная постановка,
отвечающая следующим требованиям: инструмент надо держать в горизонтальном положении-не
опуская концы флейты и не поднимая его вверх.
Устойчивого положения флейты можно достичь при постановке, когда флейта удерживается
тремя взаимодействующими силами:
1.
нижней челюстью, упирающейся в головку флейты
2.
основанием первой фаланги указательного пальца левой руки,
3.
большим пальцем правой руки, который располагается примерно под указательным пальцем и
клапаном фа.
При извлечении многих звуков дополнительной опорой служит и мизинец правой руки.
Корпус тела держать прямо, плечи несколько развернутыми и локти слегка приподнятыми, чтобы
грудная клетка не была сжатой и дыхание было свободным Расположение рук на инструменте
должно обеспечивать наибольшую свободу движений при отсутствии всякого напряжения.
Первый этап обучения обыкновенно бывает очень трудным по ряду причин: учащемуся
приходиться удерживать инструмент в положении, требующем непривычного, и, следовательно,
неудобного расположения рук и пальцев, согласовывать усиленный выдох с напряжением мускулов
лица, и сочетать всю эту работу с усвоением нотных и других новых для него обозначений.
В начале обучения надо следить за правильностью положения инструмента, дыханием,
точностью интонирования. Первыми дыхательными упражнениями должны стать такие, которые
помогают почувствовать опору дыхания на диафрагму. Упражнения рекомендуется выполнять с
положенной на живот (чуть ниже солнечного сплетения) ладонью. Это позволяет лучше
почувствовать работу дыхательных мышц.
С первых уроков начинать пользоваться брюшным типом дыхания, как наиболее
рациональным при игре на духовом инструменте. Начинающему надо объяснить процесс
исполнительского дыхания, который всегда связан с активной работой диафрагмы. Во время вдоха
плечи не должны подниматься. С началом выдоха грудная клетка должна еще сохранять положение,
которое приняла при вдохе, и только постепенно переходить к положению выдоха. Необходимо
время и упражнения. пока соответствующая дыхательная мускулатура не разовьется в нужной
степени, что в дальнейшем позволит исполнителю с достаточной свободой управлять своим
дыханием
Дыхательные
упражнения
должны
осваиваться
параллельно
с
постановкой
и
звукоизвлечением, но не следует на начальной стадии занятий стремится объединять эти три
элемента в одном упражнении. поскольку большое количество поставленных целей рассеивает
внимание ребенка, и ему бывает трудно держать под контролем каждый из элементов.
Очень часто на занятиях при освоении дыхания и звукоизвлечения на флейте, у детей
возникает
головокружение,
как
следствие
перехода
от
обычного
режима
дыхания
к
исполнительскому, характеризующемуся быстрым глубоким вдохом и медленным выдохом. Важно в
такие моменты делать короткие паузы, позволяющие ребенку немного отдохнуть.
На первых уроках можно показать ученику, как извлекать наиболее легкие звуки для данного
инструмента. Упражняться в этом следует без нот, так как они только отвлекут внимание учащегося.
Тренировочный материал, предназначенный для усвоения правил постановки и аппликатуры не
должен быть очень обширным.
Первым условием для верного интонирования являются хороший слух и правильная позиция
губ на инструменте. Нижняя губа располагается так, чтобы находящееся под ней отверстие в головке
было закрыто ею примерно на три четверти. В губах не должно быть большого напряжения, оно
должно быть лишь достаточным для формирования небольшой щели, через которую будет
подаваться воздух для образования звука. Начальные упражнения для развития звука не выходят за
пределы первой октавы и сочетаются с освоением аппликатуры самых легких звуков.
В обучении игре на духовых инструментах технику губ следует считать важным
исполнительским средством. От нее во многом зависит красота звука и интонационная точность. В
развитии этой техники необходимо иметь в виду две стороны: силу губ и их подвижность.
Развивая выносливость губ, следует подбирать такой материал, в котором расширение
диапазона как вверх, так и вниз будет достаточно постепенным, должны быть также использованы
гаммообразные упражнения и художественная литература напевного характера, упражнения,
построенные на трезвучиях и других аккордах в различных комбинациях.
Отличными упражнениями для этой цели являются гаммы, исполняемые ломаными терциями
и секстами. Когда губы и связанные с ними мускулы лица будут достаточны развиты, технику губ
следует поддерживать упражнениями с большим диапазоном смены напряжения губ.
Первые
упражнения
должны
быть
очень
легкими,
дающие
возможность
усвоить
элементарные исполнительские навыки. Заключаются они обычно в извлечении легчайших звуков
соль, ля и си первой октавы.
После того как учащийся овладел этими звуками расширять диапазон нужно очень
постепенно. Главное внимание должно быть сосредоточено на качестве звука. Необходимо развивать
требовательность к красоте звучания инструмента и к чистоте интонирования.
Хорошие успехи в дальнейшем могут быть достигнуты только в том случае, если в
первоначальном периоде были прочно усвоены правильная постановка и верные приемы
звукоизвлечения.
Хорошее качество звука на инструменте определяется чистотой интонации, динамическим
разнообразием, тембровой окраской звука. необходимой продолжительностью. Звук должен быть без
каких-либо призвуков и шипения от выдыхаемой струи воздуха.
Существует пять предпосылок хорошего звука:
1.
«Опора» - дыхание
2.
Максимальное открытое отверстие лабиума
3.
Низкое положение флейты по отношению к губам
4.
Открытая гортань
5.
Гибкость губного аппарата
Техника исполнения лучше всего развивается в детском возрасте, когда организм учащегося
еще растет и формируется. Развитие техники пальцев, дыхания, подвижности языка. силы губ – все
это должно идти параллельно. Надо чтоб весь организм учащегося одновременно приспосабливался
к исполнительству.
Для развития техники важно полное отсутствие торопливости и ритмической неряшливости
при исполнении упражнений и художественной литературы. Развитие ее должно быть постепенным,
на последовательно усложняющемся материале. Важным условием нормального и успешного
развития техники пальцев является отсутствие излишнего напряжения в организме исполнителя.
Ежедневные упражнения должны быть лаконичны, построенные по ясной и легко понимаемой
схеме, чтоб учащийся мог тренироваться, не прибегая к нотам. Начинающемуся обучаться на флейте
необходимо заниматься не менее двух-трех раз в день, так как продолжительность занятия должна
быть не более 20 минут.
Таким образом, на первом этапе обучения следует решить следующие задачи:
научиться и привыкнуть правильно держать инструмент;
играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом;
научиться правильно делать вдох и выдох при исполнении;
добиться чистого и приятного звука; играть с удовлетворительной интонацией.
С первых занятий обращать внимание ученика на звучание инструмента. правильное
звукоизвлечение, чистоту интонации, прививать культуру исполнительского мастерства в целом и
культуру звука в частности.
В заключении хочется сказать о том, что не относиться непосредственно к игре на
инструменте, но с чего необходимо начинать первые уроки. Надо заинтересовать будущего
музыканта рассказом о флейте и ее разновидностях, также познакомить ученика со строением
флейты. названием ее деталей. Научить ребенка бережно относиться к инструменту. И тогда,
возможно, флейта будет служить ему долго, и станет добрым другом на всю жизнь.
Список литературы:
1.
Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика /
В.Н.Апатский // Методика и обучение игре на духовых инструментах. Сб. ст. Вып. 4. – М.:
Музыка, 1976. – с. 11-32.
2.
Флейта: методика обучения: сборник статей; [ред.-сост. М. А. Вологдина]. - Санкт-Петербург:
Композитор, 2020. – 237 с.