Напоминание

Методический доклад на тему: "Роль педагога - музыканта в учебно-воспитательном процессе ДШИ


Автор: Анна Владимировна Гаина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.о.Кинель
Наименование материала: доклад
Тема: Методический доклад на тему: "Роль педагога - музыканта в учебно-воспитательном процессе ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.; Советская Россия, 18960.

Содержание

Введение.

1.Роль организаторских умений педагога.

2.Особенности индивидуальных занятий.

3.Воспитательный процесс.

4.Портрет педагога.

5.Авторитет педагога.

6.Воспитательное значение внеклассной работы.

Заключение.

Используемая литература

Введение

Музыкальное воспитание и образование детей - важное звено общей системы

воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру

детей. А все виды деятельности и формы работы в ДШИ (собственно уроки и

различные внеклассные мероприятия) требуют от педагога

профессиональных знаний и умений. Педагог музыкальной школы это

особый педагог. Он должен быть музыкантом, психологом, воспитателем,

учителем, наставником, примером для подражания. И все перечисленные

факторы должны проявляться одновременно в комплексе. Учитель играя на

любом инструменте, прежде всего, должен быть учителем музыки, то есть,

его разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на первых

ступенях развития обучающихся. Он должен донести до ученика не только

содержание произведения, заразить его поэтическим образом, но и дать

подробный анализ формы мелодии, фактуры. Прививая навыки игры на

инструменте, учитель касается вопросов теории музыкальной литературы,

ансамблевой игры, чтению нот с листа, самостоятельной работы над пьесами

и многому другому. Г.Г. Нейгауз говорил:- "Педагог по специальности

должен давать ученику весь полный комплекс знаний необходимый для

изучения произведения, он должен быть одновременно историком,

теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на инструменте.

1.Роль организаторских умений педагога.

Содержание музыкального обучения в ДШИ строится на основе

межпредметных связей. Например, для развития профессиональных качеств

педагога важное значение имеет взаимосвязь между игрой на инструменте и

теоретическими знаниями. Методы анализа музыкальных произведений,

которые педагог приобрёл в курсах теории, гармонии, полифонии могут и

должны широко использоваться им и при изучении музыкального материала,

и при подачи его ученику, и при исполнении на инструменте. Для

преподавателя музыки основной задачей является обучение игре на

инструменте, привлечение ученика к музыкально- исполнительной

деятельности. При этом важно преподносить учебный материал популярно и

интересно, с учётом опыта ученика, его возраста, уровня развития

музыкальных способностей и активизировать стремление ученика к

исполнительской деятельности.

Педагог должен уметь: воспитывать эмоциональное отношение к музыке;

управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического

вкуса и интереса; воспитывать средствами музыкального искусства

понимание прекрасного в окружающей жизни; воспитывать чувства (радость,

уверенность, удивление и т.д.); постоянно поддерживать на уроке

необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному

усвоению музыкального материала; расширять и обогащать мир

эстетических переживаний учеников, помогающих углублённому

пониманию музыкального искусства.

2. Особенности индивидуальных занятий.

Музыкальная школа - это образовательное учреждение, где ребёнок

обучается на музыкальном инструменте индивидуально. Она воспитывает в

ученике сознательность, настойчивость, находчивость и твёрдую дисциплину

в сочетании с инициативностью. Индивидуальная форма эанятий даёт

педагогу большое преимущество. Она позволяет приспособиться к темпам

обучения с учётом возможностей ребёнка. У педагога всегда есть

возможность двигаться быстрее или медленнее, и при этом следить, чтобы

ученику не было слишком трудно или скучно. Тщательное планирование

урока должно способствовать творческому обдумыванию первоочередных

задач, появлению новых интересных мыслей на самом уроке. Главное не

переусердствовать в освоении нового материала и не форсировать этапы

обучения. Система индивидуальных занятий облегчает педагогу проведению

уроков в отличие от групповых занятий, но и предъявляет определённые

трудности.

Первая из них- осложнена подготовкой к каждому конкретному уроку.

Вторая- многократное повторение сходных указаний каждому ученику в

отдельности. Третья заключается в том, что педагогу приходиться каждый

час перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям

ученика. Поэтому с первого урока перед педагогом стоит общая задача

комплексного развития и воспитания ребёнка, и умение составить психолого-

педагогическую характеристику на ученика, с целью прогнозирования и

планирования дальнейшего роста обучаемого. Планирование роста ученика

не может проходить без резюмирования каждого прошедшего урока.

Необходимо поставить следующие вопросы: с какими знаниями уходит

ребёнок?; дал ли урок новый импульс к самостоятельной работе?; что было в

общении с учеником нового, творческого.; насколько успешно были решены

технические и художественные задачи и многое другое. При проведении

урока педагог, используя различные приёмы и методы обучения должен

давать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его

развитие и воспитание.

3. Воспитательный процесс.

Наука о педагогике своей целью ставит воспитание и развитие личности

ребёнка. Она подчёркивает, что обучение должно носить воспитывающий

характер. А чтобы добиться положительного результата в воспитании,

педагог должен владеть техникой педагогической работы. Он должен уметь

правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные

особенности. Находить правильное решение в различных ситуациях,

независимо от характера ученика в целом. Например, ученик небрежно

разбирающий текст, обычно проявляет небрежность в поведении, на которую

педагог, при удобном случаи должен воздействовать. Нарушение чувства

ритма - указывает на расхлябанность характера. А чёткая ритмическая

выдержка тесно связана с выдержской в поведении речи. Бледная и вялая

игра способствует замкнутости и необщительности ребёнка. Не следует

пренебрегать и внешними моментами воспитания: аккуратностью,

дисциплиной, опрятностью, привлекательностью в общении. Большое

значение имеет воспитание культуры речи. Не умеющий складно мыслить, не

умеет складно говорить. А не умеющий складно мыслить и говорить не

научиться хорошо играть. Музыкант должен уметь рассказывать, что он

слышит и исполнять. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка

оказывает выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога.

Воспитание со стороны педагога не должно быть притворной ласковости и

непрерывных окриков. Он должен уважительно относиться к удачам и

неудачам ученика на уроке. Подчёркивание удач ученика имеет гораздо

большее значение с точки зрения стимулирования его работы. чем

повторное акцентирование недостатков. Поэтому вся учебно- воспитательная

работа должна проходить под девизом: "поощрять, а не разочаровывать".

Лучше перехвалить, чем недохвалить. Она необходима для возмещения

затраты нервов и сил, которые необходимы для того, чтобы исполнить

настоящее произведение.

4. Портрет педагога.

Педагогическая работа в ДШИ всегда сложный процесс, так как круг задач

стоящий перед педагогом особенно широк. Одним из неотъемлемых качеств

педагога является - педагогическое мастерство, т.е. высоко и постоянно

совершенствуемое искусство, воспитание и обучение детей. Настоящий

учитель не просто отрабатывает учебные часы, а проживает это время со

своими учениками, переживает всё, что с ними происходит, гармонично

соединяя в единый процесс и обучение, и воспитание, и развитие детей.

Педагог детской школы искусств имеет дело с учениками различной степени

одарённости. И независимо от этого, педагог обязан развивать их

исполнительские навыки. Он должен уметь находить правильный подход к

каждому ученику и возможности преодоления различных трудностей.

Каждый педагог имеет свой стиль работы. Этот стиль должен постоянно

совершенствоваться и обогощаться за счёт собственных педагогических

находок, общения с коллегами, изучением новых методических трудов

талантливых педагогов. Всё это создаёт творческую личность учителя, его

"индивидуальный педагогический подчерк". Но без таланта педагога, без его

интуиции, мастерства и увлечённости своим делом занятия даже с

одарёнными детьми не будут успешными. Хорошие музыкальные данные

ребёнка не могут быть гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Чтобы

это произошло, необходимо обучение и настойчивость, проявленные

педагогом и учеником были одновременными. Если ребёнок лишён таланта,

то в нашем распоряжении есть только талант педагога, который может

помочь в обучении маленького музыканта. Вступая на стезю

преподавательской деятельности, педагог должен; быть чутким и

доброжелательным; понимать потребности и интересы детей; иметь высокий

уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и

умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных

с обучением и воспитанием детей; иметь живой и активный характер;

располагать творческим потенциалом; проявлять гибкость, быть готовым к

пересмотру своих взглядов и постолянному самосовершенствованию.

5. Авторитет педагога.

Основное условие успеха педагога в работе с детьми - это любовь к своему

педагогическому делу, которая стимулирует инициативу в ходе

дидактического процесса и облегчает установления правильного контакта с

обучающимся. Этот контакт необходим, если педагог хочет завоевать

доверие ребёнка, стать его любимым учителем. Если ему это удалось, он

может не опасаться, что натолкнётся на какое-либо психическое

сопротивление со стороны ученика даже при предъявлении повышенных

требований. Раздражённый учитель, действующий страхом, вносит в занятия

беспокойство, боязнь, нервозность и суету вместо радости, обояния и

серьёзной обстановки на уроке. Грешно, например, раздражаться на

старательного, но малоодарённого ученика или на такого, у которого пока

нет инструмента. В педагогической профессии самым сложным является

умение найти путь к детскому сердцу. Без этого нельзя ни учить, ни

воспитывать. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение

до конца осуществлять свои требования. Сила воли проявляется в выдержке

и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, владеть своим

настроением, быть образцом дисциплинированности, точности,

аккуратности. Очень часто создание авторитета зависит от первой встречи с

педагогом. Поэтому необходимо тщательно готовится к первому уроку, не

только в плане методики, но и в плане внешнего вида. Педагогический

авторитет во многом зависит от общей культуры поведения педагога (умение

владеть речью, культурой поведения, знаниями, человеческими качествами и

поступками). Большое место в создании авторитета занимает квалификация

педагога как музыканта - исполнителя. Ученики с большим уважением и

симпатией относятся к педагогу с высокими исполнительскими качествами.

Они чувствуют и знают, что могут многому у него научиться. И так

авторитет педагога в глазах учащихся связан личностными и

профессиональными качествами педагога и различные качества по-разному

воспринимаются детьми разного возраста. Завоевание и поддержание

авторитета педагогом-сложная, кропотливая работа. За авторитет надо

бороться ежедневно. Завоевать у обучающихся авторитет может только

правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу, любящий детей педагог.

6. Воспитательное значение внеклассной работы.

Организация внеклассной работы в ДШИ-это организация совместной,

коллективной деятельности преподавателя и учеников вне учебного

процесса, предполагающего применений знаний, умений, способностей,

талантов детей и педагога. Подобная организация детей и подростков носит в

детской школе искусств позитивный и благоприятный характер для их

образования, воспитания и развития. Процесс организации и

функционирования внеклассной работы в ДШИ исходит из опыта работы и

творческой активности пегагога. Поэтому формы внеклассной работы могут

быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены

глубоким, богатым внутренним содержанием. Все они имеют единое

предназначение - несут основные функции дополнительного образования:

позновательную, воспитательную, творческую, учат их активно проявлять

себя в музыкальной деятельности. Организация внеклассной работы в ДШИ

позволяет обучающимся: получить новую, дополнительную информацию

помимо учебного материала; проявить свои артистические таланты и

исполнительские качества, что значительно повышает самооценку

обучающихся и формируют высокий уровень мотивации; получить

удовольствие от приложенного труда; расширить музыкально-

художественный кругозор, формировать и развивать своё творческое

мышление, эстетическое воспитание, а также высокий музыкально-

художественный вкус; иметь возможность участия в концертной

деятельности и реализации своих творческих способностей, не зависимо от

их уровня. Правильно организованная и тщательно продуманная внеклассная

работа способствуют подъёму общей музыкальной культуры обучающихся,

формированию сферы духовных интересов и убеждений. Участвуя во

внекласных мероприяпиях, ученики получаают возможность свободной

реализации своих художественных идей, умение понимать, различать,

чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой

деятельности.

Заключение.

Труд педагога - это вечное испытание на мудрость и терпение,

профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в

творческом состоянии, иметь широкий круг знаний, умений, навыков.

Должен обладать педагогическим талантом и постоянно заниматься

повышением профессионального и исполнительского уровня.

Используемая литература.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.; 1968.

Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. 1985.

Коган Г.М. Избранные статьи. М.; Советский композитор. 1972.

Крюкова В. Музыкальная педагогика. 2002.

Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. М.;Кифара,2008.

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.;

классика-ХХI, 2001

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования ДШИ№ 2

Методический доклад на тему:

"Роль педагога - музыканта в учебно-

воспитательном процессе ДШИ"

Выполнила: Гаина А.В

Преподаватель по классу фортепиано

Кинель 2024 г.



В раздел образования