Автор: Анна Владимировна Гаина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.о.Кинель
Наименование материала: доклад
Тема: Методический доклад на тему: "Роль педагога - музыканта в учебно-воспитательном процессе ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.; Советская Россия, 18960.
Содержание
Введение.
1.Роль организаторских умений педагога.
2.Особенности индивидуальных занятий.
3.Воспитательный процесс.
4.Портрет педагога.
5.Авторитет педагога.
6.Воспитательное значение внеклассной работы.
Заключение.
Используемая литература
Введение
Музыкальное воспитание и образование детей - важное звено общей системы
воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру
детей. А все виды деятельности и формы работы в ДШИ (собственно уроки и
различные внеклассные мероприятия) требуют от педагога
профессиональных знаний и умений. Педагог музыкальной школы это
особый педагог. Он должен быть музыкантом, психологом, воспитателем,
учителем, наставником, примером для подражания. И все перечисленные
факторы должны проявляться одновременно в комплексе. Учитель играя на
любом инструменте, прежде всего, должен быть учителем музыки, то есть,
его разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на первых
ступенях развития обучающихся. Он должен донести до ученика не только
содержание произведения, заразить его поэтическим образом, но и дать
подробный анализ формы мелодии, фактуры. Прививая навыки игры на
инструменте, учитель касается вопросов теории музыкальной литературы,
ансамблевой игры, чтению нот с листа, самостоятельной работы над пьесами
и многому другому. Г.Г. Нейгауз говорил:- "Педагог по специальности
должен давать ученику весь полный комплекс знаний необходимый для
изучения произведения, он должен быть одновременно историком,
теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на инструменте.
1.Роль организаторских умений педагога.
Содержание музыкального обучения в ДШИ строится на основе
межпредметных связей. Например, для развития профессиональных качеств
педагога важное значение имеет взаимосвязь между игрой на инструменте и
теоретическими знаниями. Методы анализа музыкальных произведений,
которые педагог приобрёл в курсах теории, гармонии, полифонии могут и
должны широко использоваться им и при изучении музыкального материала,
и при подачи его ученику, и при исполнении на инструменте. Для
преподавателя музыки основной задачей является обучение игре на
инструменте, привлечение ученика к музыкально- исполнительной
деятельности. При этом важно преподносить учебный материал популярно и
интересно, с учётом опыта ученика, его возраста, уровня развития
музыкальных способностей и активизировать стремление ученика к
исполнительской деятельности.
Педагог должен уметь: воспитывать эмоциональное отношение к музыке;
управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического
вкуса и интереса; воспитывать средствами музыкального искусства
понимание прекрасного в окружающей жизни; воспитывать чувства (радость,
уверенность, удивление и т.д.); постоянно поддерживать на уроке
необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному
усвоению музыкального материала; расширять и обогащать мир
эстетических переживаний учеников, помогающих углублённому
пониманию музыкального искусства.
2. Особенности индивидуальных занятий.
Музыкальная школа - это образовательное учреждение, где ребёнок
обучается на музыкальном инструменте индивидуально. Она воспитывает в
ученике сознательность, настойчивость, находчивость и твёрдую дисциплину
в сочетании с инициативностью. Индивидуальная форма эанятий даёт
педагогу большое преимущество. Она позволяет приспособиться к темпам
обучения с учётом возможностей ребёнка. У педагога всегда есть
возможность двигаться быстрее или медленнее, и при этом следить, чтобы
ученику не было слишком трудно или скучно. Тщательное планирование
урока должно способствовать творческому обдумыванию первоочередных
задач, появлению новых интересных мыслей на самом уроке. Главное не
переусердствовать в освоении нового материала и не форсировать этапы
обучения. Система индивидуальных занятий облегчает педагогу проведению
уроков в отличие от групповых занятий, но и предъявляет определённые
трудности.
Первая из них- осложнена подготовкой к каждому конкретному уроку.
Вторая- многократное повторение сходных указаний каждому ученику в
отдельности. Третья заключается в том, что педагогу приходиться каждый
час перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям
ученика. Поэтому с первого урока перед педагогом стоит общая задача
комплексного развития и воспитания ребёнка, и умение составить психолого-
педагогическую характеристику на ученика, с целью прогнозирования и
планирования дальнейшего роста обучаемого. Планирование роста ученика
не может проходить без резюмирования каждого прошедшего урока.
Необходимо поставить следующие вопросы: с какими знаниями уходит
ребёнок?; дал ли урок новый импульс к самостоятельной работе?; что было в
общении с учеником нового, творческого.; насколько успешно были решены
технические и художественные задачи и многое другое. При проведении
урока педагог, используя различные приёмы и методы обучения должен
давать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его
развитие и воспитание.
3. Воспитательный процесс.
Наука о педагогике своей целью ставит воспитание и развитие личности
ребёнка. Она подчёркивает, что обучение должно носить воспитывающий
характер. А чтобы добиться положительного результата в воспитании,
педагог должен владеть техникой педагогической работы. Он должен уметь
правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные
особенности. Находить правильное решение в различных ситуациях,
независимо от характера ученика в целом. Например, ученик небрежно
разбирающий текст, обычно проявляет небрежность в поведении, на которую
педагог, при удобном случаи должен воздействовать. Нарушение чувства
ритма - указывает на расхлябанность характера. А чёткая ритмическая
выдержка тесно связана с выдержской в поведении речи. Бледная и вялая
игра способствует замкнутости и необщительности ребёнка. Не следует
пренебрегать и внешними моментами воспитания: аккуратностью,
дисциплиной, опрятностью, привлекательностью в общении. Большое
значение имеет воспитание культуры речи. Не умеющий складно мыслить, не
умеет складно говорить. А не умеющий складно мыслить и говорить не
научиться хорошо играть. Музыкант должен уметь рассказывать, что он
слышит и исполнять. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка
оказывает выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога.
Воспитание со стороны педагога не должно быть притворной ласковости и
непрерывных окриков. Он должен уважительно относиться к удачам и
неудачам ученика на уроке. Подчёркивание удач ученика имеет гораздо
большее значение с точки зрения стимулирования его работы. чем
повторное акцентирование недостатков. Поэтому вся учебно- воспитательная
работа должна проходить под девизом: "поощрять, а не разочаровывать".
Лучше перехвалить, чем недохвалить. Она необходима для возмещения
затраты нервов и сил, которые необходимы для того, чтобы исполнить
настоящее произведение.
4. Портрет педагога.
Педагогическая работа в ДШИ всегда сложный процесс, так как круг задач
стоящий перед педагогом особенно широк. Одним из неотъемлемых качеств
педагога является - педагогическое мастерство, т.е. высоко и постоянно
совершенствуемое искусство, воспитание и обучение детей. Настоящий
учитель не просто отрабатывает учебные часы, а проживает это время со
своими учениками, переживает всё, что с ними происходит, гармонично
соединяя в единый процесс и обучение, и воспитание, и развитие детей.
Педагог детской школы искусств имеет дело с учениками различной степени
одарённости. И независимо от этого, педагог обязан развивать их
исполнительские навыки. Он должен уметь находить правильный подход к
каждому ученику и возможности преодоления различных трудностей.
Каждый педагог имеет свой стиль работы. Этот стиль должен постоянно
совершенствоваться и обогощаться за счёт собственных педагогических
находок, общения с коллегами, изучением новых методических трудов
талантливых педагогов. Всё это создаёт творческую личность учителя, его
"индивидуальный педагогический подчерк". Но без таланта педагога, без его
интуиции, мастерства и увлечённости своим делом занятия даже с
одарёнными детьми не будут успешными. Хорошие музыкальные данные
ребёнка не могут быть гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Чтобы
это произошло, необходимо обучение и настойчивость, проявленные
педагогом и учеником были одновременными. Если ребёнок лишён таланта,
то в нашем распоряжении есть только талант педагога, который может
помочь в обучении маленького музыканта. Вступая на стезю
преподавательской деятельности, педагог должен; быть чутким и
доброжелательным; понимать потребности и интересы детей; иметь высокий
уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и
умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных
с обучением и воспитанием детей; иметь живой и активный характер;
располагать творческим потенциалом; проявлять гибкость, быть готовым к
пересмотру своих взглядов и постолянному самосовершенствованию.
5. Авторитет педагога.
Основное условие успеха педагога в работе с детьми - это любовь к своему
педагогическому делу, которая стимулирует инициативу в ходе
дидактического процесса и облегчает установления правильного контакта с
обучающимся. Этот контакт необходим, если педагог хочет завоевать
доверие ребёнка, стать его любимым учителем. Если ему это удалось, он
может не опасаться, что натолкнётся на какое-либо психическое
сопротивление со стороны ученика даже при предъявлении повышенных
требований. Раздражённый учитель, действующий страхом, вносит в занятия
беспокойство, боязнь, нервозность и суету вместо радости, обояния и
серьёзной обстановки на уроке. Грешно, например, раздражаться на
старательного, но малоодарённого ученика или на такого, у которого пока
нет инструмента. В педагогической профессии самым сложным является
умение найти путь к детскому сердцу. Без этого нельзя ни учить, ни
воспитывать. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение
до конца осуществлять свои требования. Сила воли проявляется в выдержке
и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, владеть своим
настроением, быть образцом дисциплинированности, точности,
аккуратности. Очень часто создание авторитета зависит от первой встречи с
педагогом. Поэтому необходимо тщательно готовится к первому уроку, не
только в плане методики, но и в плане внешнего вида. Педагогический
авторитет во многом зависит от общей культуры поведения педагога (умение
владеть речью, культурой поведения, знаниями, человеческими качествами и
поступками). Большое место в создании авторитета занимает квалификация
педагога как музыканта - исполнителя. Ученики с большим уважением и
симпатией относятся к педагогу с высокими исполнительскими качествами.
Они чувствуют и знают, что могут многому у него научиться. И так
авторитет педагога в глазах учащихся связан личностными и
профессиональными качествами педагога и различные качества по-разному
воспринимаются детьми разного возраста. Завоевание и поддержание
авторитета педагогом-сложная, кропотливая работа. За авторитет надо
бороться ежедневно. Завоевать у обучающихся авторитет может только
правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу, любящий детей педагог.
6. Воспитательное значение внеклассной работы.
Организация внеклассной работы в ДШИ-это организация совместной,
коллективной деятельности преподавателя и учеников вне учебного
процесса, предполагающего применений знаний, умений, способностей,
талантов детей и педагога. Подобная организация детей и подростков носит в
детской школе искусств позитивный и благоприятный характер для их
образования, воспитания и развития. Процесс организации и
функционирования внеклассной работы в ДШИ исходит из опыта работы и
творческой активности пегагога. Поэтому формы внеклассной работы могут
быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены
глубоким, богатым внутренним содержанием. Все они имеют единое
предназначение - несут основные функции дополнительного образования:
позновательную, воспитательную, творческую, учат их активно проявлять
себя в музыкальной деятельности. Организация внеклассной работы в ДШИ
позволяет обучающимся: получить новую, дополнительную информацию
помимо учебного материала; проявить свои артистические таланты и
исполнительские качества, что значительно повышает самооценку
обучающихся и формируют высокий уровень мотивации; получить
удовольствие от приложенного труда; расширить музыкально-
художественный кругозор, формировать и развивать своё творческое
мышление, эстетическое воспитание, а также высокий музыкально-
художественный вкус; иметь возможность участия в концертной
деятельности и реализации своих творческих способностей, не зависимо от
их уровня. Правильно организованная и тщательно продуманная внеклассная
работа способствуют подъёму общей музыкальной культуры обучающихся,
формированию сферы духовных интересов и убеждений. Участвуя во
внекласных мероприяпиях, ученики получаают возможность свободной
реализации своих художественных идей, умение понимать, различать,
чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой
деятельности.
Заключение.
Труд педагога - это вечное испытание на мудрость и терпение,
профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в
творческом состоянии, иметь широкий круг знаний, умений, навыков.
Должен обладать педагогическим талантом и постоянно заниматься
повышением профессионального и исполнительского уровня.
Используемая литература.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.; 1968.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. 1985.
Коган Г.М. Избранные статьи. М.; Советский композитор. 1972.
Крюкова В. Музыкальная педагогика. 2002.
Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. М.;Кифара,2008.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.;
классика-ХХI, 2001
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования ДШИ№ 2
Методический доклад на тему:
"Роль педагога - музыканта в учебно-
воспитательном процессе ДШИ"
Выполнила: Гаина А.В
Преподаватель по классу фортепиано
Кинель 2024 г.