Автор: Нина Александровна Гафнер
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мыслительной функции на уроках физической культуры.
Раздел: начальное образование
Развитие мыслительной функции на уроках физической культуры.
Главной целью работы является развитие мозга и интеллекта учащихся.
Кроме
того,
развиваются
скрытые
способности
учащихся,
память,
обучаемость, реакция, координация.
Работу по развитию мозга и связи полушарий на уроках физкультуры
разделим на три группы.
Первая - кинезиологические упражнения, используемые как зарядка
для мозга и часть разминки в начале урока, их также необходимо
использовать и на других предметах в качестве подготовки к работе или
отдыха в качестве смены деятельности.
Вторая группа-упражнения с мячами и эстафеты в основной части
урока.
Третья – задания, интегрированные с другими предметами.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она
существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические
упражнение
–
это
комплекс
движений
позволяющих
активизировать
межполушарное
воздействие.
Кинезиологическими
движениями
пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения
развивают
мозолистое
тело,
повышают
стрессоустойчивость,
синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и
письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать
для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры
головного мозга ребенка.
Первая - кинезиологические упражнения, используемые как
зарядка для мозга и часть разминки в начале урока, их также
необходимо использовать и на других предметах в качестве подготовки
к работе или отдыха в качестве смены деятельности.
1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на середине:
Руки в стороны одна ладонь вверх, другая вниз - повороты головы
направо – налево, к открытой ладони.
Руки в стороны кисти сокращены, одна пальцами вверх, другая вниз -
наклоны головы вправо –влево, к сокращенной кисти в низ.
Руки в стороны. Вращение предплечьями – внутрь, наружу, вправо,
влево.
«Лестница» поднимание рук на пояс-плечи-вверх и опускание
Повороты корпуса вправо – к правой ноге, повороты корпуса влево – к
левой ноге.
Поднимание на носки, пятки, одна нога на носок –другая на пятку
Разведение носков, пяток, поочередно.
Вторая группа-упражнения с мячами и эстафеты в основной части
урока.
Выполнение упражнений с мячом для большого тенниса:
1.
Бег змейкой лицом вперед, теннисный
мяч передавать вокруг тела в правую сторону –
возвращаемся
змейкой
спиной
вперед,
теннисный мяч передавать вокруг тела в левую
сторону.
2.
Приставной шаг левым боком, змейкой
через фишки, теннисный мяч передавать из
руки в руку спереди. – левым боком, змейкой
через фишки, теннисный мяч передавать из
руки в руку за спиной.
3.
Движения по цветам
4.
Варианты челночного бега
Челночный шаг зигзагом
Перенести мячи с одной стороны на другую.
Командный челночный бег
Перемещает мяч по красной длинной стрелке
Перемещает мяч красной короткой стрелке
Перемещает мяч по короткой зеленой стрелке
Перемещает мяч по длинной зеленой стрелке
Перемещает мяч по короткой желтой стрелке
Перемещает мяч по длинной желтой стрелке
Перенос теннисного мяча от края к центру и обратно
Третья – задания, интегрированные с другими предметами.
Варианты рыбак и рыбка
Решение примеров и перепрыгивание через скакалку,
собрать фишки определенного цвета
подсчетом хлопков учителя, решение примеров, ответы на вопросы
учителя
Отбивы мяча правой, левой, поочередно;
Разные варианты бросков и ловли мяча;
Выполнение сочетание разных действий (бросок-кольцо-ловля, отбив-
поворот-ловля, отбив-разворот-ловля);
Упражнения для развития мелкой моторики (относятся к первой группе,
но я использую как рефлексию, домашние задания и для освобожденных
от физических нагрузок)
1.
Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой
палец
отставлен
в
сторону,
кулак
развернут
пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в
горизонтальном положении прикасается к мизинцу
левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой
рук в течение 6-8 раз.
2.
Фонарики. Руки перед собой. Пальцы правой руки
выпрямлении и широко раздвинуты. Пальцы левой
руки сжаты в кулак. Смена рук. 20 раз
3.
Игра «ладонь-кулак»
Одна рука в кулак, другая ладонь. Меняем положение
рук.
Основные задачи:
- укрепление здоровья детей;
-формирование прочного и устойчивого интереса к занятиям физкультурой и
спортивным секциям;
- развитие мыслительных функций и психических процессов;
- обучение осознанному выполнению жизненно важных двигательных
движений и развитию двигательных (кондиционных и координационных)
способностей;
- выработка потребности в приобретении необходимых знаний о физической
культуре и спорте, личной гигиене, влиянии упражнений на состояние
здоровья;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, подвижными играми;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Для всесторонней активизации мыслительной деятельности учащихся
на уроках физкультуры при усвоении учебного материала используются:
- технические средства обучения;
-разнообразное, в том числе, и нестандартное спортивное оборудование;
- наглядные пособия;
-применение кругового, соревновательного и игрового методов;
- различные формы домашних заданий.