Напоминание

"СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ - СИРОТЫ в условиях образовательного пространства колледжа"


Автор: Трегубова Татьяна Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАПОУ Тюменской области "Колледж цифровых и педагогических технологий"
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: доклад
Тема: "СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ - СИРОТЫ в условиях образовательного пространства колледжа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАТЕГОРИИ

ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ - СИРОТЫ в условиях образовательного пространства колледжа»

(1)

В

соответствии

с

современными

образовательными

стандартами

«Многопрофильный колледж» стремится создать условия, способствующие получению

качественных образовательных услуг, всеми обучающимися, в т.ч. и обучающимися

категории инвалиды и обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей.

(2)

Во

многих странах термин «инвалид» вышел из употребления и считается

дискриминирующим права людей с недугом, вместо него используется термин «лица с

ограниченными возможностями».

Согласно нашему законодательству, инвалид — это человек со стойким

расстройством здоровья, ограничивающим его в повседневной жизни.

(3)

В нашем университете разработаны Положение об организации образовательного

процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Положение об

адаптационной

образовательной

программе.

В

положениях

даны

методические

рекомендации педагогам по организации обучения инвалидов, ОВЗ, а так же подробно

расписаны формы работы с различными категориями лиц с нарушениями. В колледже

все преподаватели проходят курсы по работе с данной категорией обучающихся и

ознакомленными с положениями.

(4)

Исходя из анализа мониторинга о количестве обучающихся за последние годы -

идет увеличение обучающихся имеющих статус – инвалид, количество обучающихся по

отделениям не равномерно, зависит от специфики заболевания и предлагаемых

специальностей.

таблица

(5)

В следующей таблице представлен перечень заболеваний по инвалидности на

данный учебный год. Обучающиеся инвалиды поступают на общих основаниях,

категории с нарушением интеллекта у нас нет.

таблица

(6)

С первых дней пребывания обучающегося с инвалидностью в нашем колледже,

создаются необходимые условия для успешной адаптации к новому виду обучения и

коллективу, проводится социально – педагогическая работа в комплексе классным

руководителем, заведующим отделением, социальным педагогом, психологом. Все

вместе мы ищем способы для того чтобы обучающиеся - инвалиды, как можно скорее и

безболезненнее влились в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно.

Инклюзия в профессиональном образовании предъявляет требования от

обучающихся с инвалидностью интеллектуальной и психологической мобилизации, от

здоровых студентов — толерантности, понимания, готовности оказывать помощь.

Следует отметить, что период адаптации в колледже к новым социально-

образовательным условиям может быть стрессовым не только для обучающихся с

инвалидностью, но для большей части первокурсников, которые чувствуют себя

некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении, испытывают

тревожность, связанную с попаданием в незнакомую среду.

(7)

В свою очередь, обучающиеся с инвалидностью могут испытывать сложности во

взаимоотношениях с однокурсниками, из-за ограниченного социального опыта, что

делает их малоинтересными для общения. А у их однокурсников нет опыта общения с

инвалидами.

Обучающиеся – инвалиды должны рассматриваться как равноправные субъекты,

требования должны быть едины для всех участников образовательного процесса, мы

должны добиться равноуважительного партнерства вне зависимости от их возможностей.

В ходе учебного процесса, в работе с данной категорией обучающихся

диференцированный подход может быть использован при промежуточной или итоговой

аттестации, а также проведении контрольных и срезовых работ.

(8)

Важно поддерживать самооценку обучающегося, необходимо показать пути

преодоления тех трудностей, с которыми он столкнется в учебе. Разговаривая с

обучающимся - инвалидом, испытывающим трудности в общении, слушать его

внимательно, быть терпеливым, ждать, пока он сам закончит фразу, не поправлять и не

договаривайте за него, не стесняться переспрашивать, если его не поняли.

(9)

К особой группе обучающихся колледжа относятся обучающиеся категории дети -

сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный

родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые

остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с

лишением их родительских прав, нахождением в местах содержания под стражей.

(10)

В последние годы число сирот среди абитуриентов, поступающих в наш колледж,

незначительно снизилось.

Таблица

Адаптация обучающихся данной категории в колледже – это сложный процесс

направленный

на

создание

благоприятных

условий

для

успешного

обучения,

становления личности, приобретение жизненного опыта, сохранению и укреплению

психологического здоровья, получение образования и перспективы в будущем.

(11)

Обобщив опыт работы с данной категорией обучающихся, нам удалось выявить

некоторые

трудности,

с

которыми

встречаются

в

колледже

вновь

прибывшие

обучающиеся-сироты:

- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму –

проживанию в общежитии, знакомству с инфраструктурой города;

- налаживание коммуникативных связей со всеми участниками образовательного

процесса, неумение общаться с людьми вне колледжа, трудности установления

контактов с взрослыми и сверстниками; (не могут объяснить, зачем и почему они

пришли в ту или иную организацию (банк, почту, социальную службу);

-

социальные проблемы – отсутствие поддержки со стороны близких, неумение

организовать свой быт, составлять и распределять бюджет;

- слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто

связал с ними свою жизнь, неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах,

чувство одиночества;

- потребительская психология в отношениях к обществу, государству;

-

проявление ответственности и самостоятельности, заключающееся в ежедневном

посещении учебных занятий, следование режиму труда и отдыха, неумение организовать

досуговую деятельность.

(12)

Многие обучающиеся данной категории не желают афишировать свой статус, по

разным причинам – одни боятся быть не такими как все, другие стесняются этого, трудно

переживают потерю семьи.

(13)

Социально - педагогическое сопровождение данных категорий обучающихся

должно способствовать успешной адаптации в обществе, получению и закреплению

определённых профессиональных навыков и умений, которые дают им возможность

продолжить обучение в ВУЗе, быть востребованными и конкурентоспособными на

рынке труда.



В раздел образования