Автор: Трегубова Татьяна Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАПОУ Тюменской области "Колледж цифровых и педагогических технологий"
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: доклад
Тема: "СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ - СИРОТЫ в условиях образовательного пространства колледжа"
Раздел: среднее профессиональное
«СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАТЕГОРИИ
ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ - СИРОТЫ в условиях образовательного пространства колледжа»
(1)
В
соответствии
с
современными
образовательными
стандартами
«Многопрофильный колледж» стремится создать условия, способствующие получению
качественных образовательных услуг, всеми обучающимися, в т.ч. и обучающимися
категории инвалиды и обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
(2)
Во
многих странах термин «инвалид» вышел из употребления и считается
дискриминирующим права людей с недугом, вместо него используется термин «лица с
ограниченными возможностями».
Согласно нашему законодательству, инвалид — это человек со стойким
расстройством здоровья, ограничивающим его в повседневной жизни.
(3)
В нашем университете разработаны Положение об организации образовательного
процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Положение об
адаптационной
образовательной
программе.
В
положениях
даны
методические
рекомендации педагогам по организации обучения инвалидов, ОВЗ, а так же подробно
расписаны формы работы с различными категориями лиц с нарушениями. В колледже
все преподаватели проходят курсы по работе с данной категорией обучающихся и
ознакомленными с положениями.
(4)
Исходя из анализа мониторинга о количестве обучающихся за последние годы -
идет увеличение обучающихся имеющих статус – инвалид, количество обучающихся по
отделениям не равномерно, зависит от специфики заболевания и предлагаемых
специальностей.
таблица
(5)
В следующей таблице представлен перечень заболеваний по инвалидности на
данный учебный год. Обучающиеся инвалиды поступают на общих основаниях,
категории с нарушением интеллекта у нас нет.
таблица
(6)
С первых дней пребывания обучающегося с инвалидностью в нашем колледже,
создаются необходимые условия для успешной адаптации к новому виду обучения и
коллективу, проводится социально – педагогическая работа в комплексе классным
руководителем, заведующим отделением, социальным педагогом, психологом. Все
вместе мы ищем способы для того чтобы обучающиеся - инвалиды, как можно скорее и
безболезненнее влились в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно.
Инклюзия в профессиональном образовании предъявляет требования от
обучающихся с инвалидностью интеллектуальной и психологической мобилизации, от
здоровых студентов — толерантности, понимания, готовности оказывать помощь.
Следует отметить, что период адаптации в колледже к новым социально-
образовательным условиям может быть стрессовым не только для обучающихся с
инвалидностью, но для большей части первокурсников, которые чувствуют себя
некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении, испытывают
тревожность, связанную с попаданием в незнакомую среду.
(7)
В свою очередь, обучающиеся с инвалидностью могут испытывать сложности во
взаимоотношениях с однокурсниками, из-за ограниченного социального опыта, что
делает их малоинтересными для общения. А у их однокурсников нет опыта общения с
инвалидами.
Обучающиеся – инвалиды должны рассматриваться как равноправные субъекты,
требования должны быть едины для всех участников образовательного процесса, мы
должны добиться равноуважительного партнерства вне зависимости от их возможностей.
В ходе учебного процесса, в работе с данной категорией обучающихся
диференцированный подход может быть использован при промежуточной или итоговой
аттестации, а также проведении контрольных и срезовых работ.
(8)
Важно поддерживать самооценку обучающегося, необходимо показать пути
преодоления тех трудностей, с которыми он столкнется в учебе. Разговаривая с
обучающимся - инвалидом, испытывающим трудности в общении, слушать его
внимательно, быть терпеливым, ждать, пока он сам закончит фразу, не поправлять и не
договаривайте за него, не стесняться переспрашивать, если его не поняли.
(9)
К особой группе обучающихся колледжа относятся обучающиеся категории дети -
сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный
родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с
лишением их родительских прав, нахождением в местах содержания под стражей.
(10)
В последние годы число сирот среди абитуриентов, поступающих в наш колледж,
незначительно снизилось.
Таблица
Адаптация обучающихся данной категории в колледже – это сложный процесс
направленный
на
создание
благоприятных
условий
для
успешного
обучения,
становления личности, приобретение жизненного опыта, сохранению и укреплению
психологического здоровья, получение образования и перспективы в будущем.
(11)
Обобщив опыт работы с данной категорией обучающихся, нам удалось выявить
некоторые
трудности,
с
которыми
встречаются
в
колледже
вновь
прибывшие
обучающиеся-сироты:
- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму –
проживанию в общежитии, знакомству с инфраструктурой города;
- налаживание коммуникативных связей со всеми участниками образовательного
процесса, неумение общаться с людьми вне колледжа, трудности установления
контактов с взрослыми и сверстниками; (не могут объяснить, зачем и почему они
пришли в ту или иную организацию (банк, почту, социальную службу);
-
социальные проблемы – отсутствие поддержки со стороны близких, неумение
организовать свой быт, составлять и распределять бюджет;
- слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто
связал с ними свою жизнь, неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах,
чувство одиночества;
- потребительская психология в отношениях к обществу, государству;
-
проявление ответственности и самостоятельности, заключающееся в ежедневном
посещении учебных занятий, следование режиму труда и отдыха, неумение организовать
досуговую деятельность.
(12)
Многие обучающиеся данной категории не желают афишировать свой статус, по
разным причинам – одни боятся быть не такими как все, другие стесняются этого, трудно
переживают потерю семьи.
(13)
Социально - педагогическое сопровождение данных категорий обучающихся
должно способствовать успешной адаптации в обществе, получению и закреплению
определённых профессиональных навыков и умений, которые дают им возможность
продолжить обучение в ВУЗе, быть востребованными и конкурентоспособными на
рынке труда.