Напоминание

Активизация познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Автор: Галеева Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: презентация
Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация

познавательной

деятельности младших

школьников в рамках

реализации ФГОС НОО

ВСЕ ДРУГОЕ В ШКОЛЕ СТАНОВИТСЯ

РЕАЛЬНЫМ И ДОСТИЖИМЫМ ЛИШЬ ТОГДА,

КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ,

КОГДА В УЧЕНИИ – В ТОМ, ЧТО ОН ХОДИТ В

ШКОЛУ, ЧИТАЕТ, ПИШЕТ, ПОЗНАЕТ, - ОН

ЧУВСТВУЕТ РАДОСТЬ И ОБРЕТАЕТ

ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ГОРДОСТЬ.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Я.А.Коменский «Великая дидактика». 1633 г.

К.Д. Ушинский «Педагогические сочинения»

1864г.

Л.С. Выготский «Мышление и речь», 1934 г.

Г.И.Щукина «Проблемы познавательного

интереса в педагогике», 1971г.

П.Я.Гальперин «Развитие исследований по

формированию умственных действий

ребенка»,1985г.

Т.Н.Ф.Талызина «Формирование познавательной

деятельности младших школьников», 1999г.

.

Шинкарюк Р.П. «Интеллектуальный базис

социализации», 2008 г.

ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

АКТИВНОСТЬ?

В педагогике

активность

определяется:

- как черта личности,

которая характеризует

отношение ребенка к

познавательной

деятельности;

- как формирование

личности в целом, ее

основных черт,

показывающих

отношение субъекта к

деятельности.

В толковом словаре Ожегова

Познание – приобретение знания,

постижение закономерностей

объективного мир

Активность – оживление,

интенсивность, подъем, всплеск,

инициативность,

предприимчивость, энергичность

Познавательная активность –

это приобретение знаний через

оживленный подъем

интенсивности

«Познавательная активность – это

инициативное, действенное отношение

учащихся к усвоению знаний, а так же

проявление интереса, самостоятельности и

волевых усилий в обучении».

Активизация познавательной деятельности –

сознательное, целенаправленное выполнение

умственной или физической работы,

необходимой для овладения знаниями,

умениями и навыками.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ФГОС ставит целью формирование активной

личности, поэтому процесс обучения должен

быть направлен на активизацию деятельности

учащихся

Заставить учиться нельзя, учёбой нужно

увлечь. Основной задачей учителя при

организации учебно – познавательного

процесса является включение в изучаемый

материал занимательных моментов,

способствующих развитию познавательного

интереса.

ФГОС

Учебная

деятельность

Внеурочная

деятельность

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ:

Мотивы

Познавательный интерес

Познавательная активность

Познавательная деятельность

Мотивы обуславливают познавательные интересы

учащихся и их избирательность, самостоятельность

учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В

СТРУКТУРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ:

Готовность выполнять учебные задания;

Стремление к самостоятельной

деятельности;

Сознательность выполнения заданий;

Систематичность обучения;

Стремление повысить свой личный

интеллектуальный уровень, степень

самореализации

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- игровые формы, методы и приёмы

обучения

- самостоятельные работы

- проблемные ситуации

- нетрадиционные формы учебных

занятий

- проектно-исследовательская

деятельность и современные

образовательные технологии.

ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Принцип проблемности.

Принцип исследования изучаемых

проблем

Принцип индивидуализации

Принцип взаимообучения

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Словесные методы

Метод дискуссии

Метод самостоятельной работы с дидактическими

материалами

Метод проблемного изложения

Наглядные методы

Частично – поисковый

Практические методы

Игровые методы

Метод проектов

Исследовательский метод

Драматизация

Метод реализации творческих задач

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Урок-викторина

Урок-экскурсия

Урок-путешествие

Урок-викторина

Урок-игра

КВН

Мастер-класс

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ:

Делают занятия более запоминающимися,

эмоциональными;

Способствуют глубокому и

последовательному усвоению материала;

Благоприятно воздействуют на развитие

творческих способностей;

Развивают логическое мышление;

Проявляют интерес к предмету,

любознательность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ. УРОВЕНЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Олимпиада

Турнир

Конкурс проектов и творческих работ

Мастер-класс

Квест-игра

Спектакль-сказка

Эрудит-шоу

Интеллектуальная игра, маршрутная игра

Практическая конференция

Брейн-ринг

Интеллектуальный марафон

КВН

Деловая игра

Проектная деятельность

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ.

• самостоятельность мышления,

• быстрота и прочность усвоения учебного

материала,

• быстрота ориентировки при решении

нестандартных задач,

• умение отличить существенное от

несущественного,

• различный уровень аналитико-синтетической

деятельности,

• критичность ума.

Развивая познавательную активность,

воспитывая стремление к знаниям, мы

развиваем личность маленького

человека, умеющего мыслить,

сопереживать, творить. Вопросы

развития познавательной активности

младшего школьника актуальны, важны

для каждого педагога, которому

небезразлична судьба своих учеников.



В раздел образования