Напоминание

Развитие внимания у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности средствами изобразительной деятельности


Автор: Ковалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "РЦ ЗАТО Северск"
Населённый пункт: Томская область, город Северск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие внимания у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности средствами изобразительной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему: «Развитие внимания у дошкольников с синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивности

средствами

изобразительной

деятельности»

Внимание - особое свойство человеческой психики. На нем базируется и

память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием

внимания ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и

создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться

во взрослой жизни.

Исследование

проводилось

на

базе

Областного

государственного

казенного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с

ОВЗ ЗАТО Северск», город Северск, Томской области.

Первичная диагностика уровня внимания детей младшего дошкольного

возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности прошла в

сентябре 2023 года, на констатирующем этапе эксперимента. В рамках данного

исследования были обследованы 12 воспитанников

3-4 лет с синдромом

дефицита внимания и гиперактивности.

При диагностике были использованы следующие методы:

-тестирование с использованием психодиагностической методики «Найди

на рисунке фигуры» авторы К.В. Гавриков, О.С. Глазачев, Т.К. Бердникова

-методика на определение уровня развития устойчивости зрительного

внимания «Собери пазл» - автор Л.В. Черемошкина

Данные методики должны были выявить уровень внимания детей на

первоначальном этапе.

При проведении эксперимента важна была мотивация ребенка: не

понимая, для чего нужен тест, он может неохотно приступить к выполнению

задания, и тогда результаты окажутся неинформативными. Поэтому задание

было предложено в игровой форме. Также важно, чтобы дети знали названия

геометрических фигур, поэтому перед началом эксперимента все дети были

опрошены, с несколькими было необходимо повторить данный материал.

Таблица 1

Описание результатов по методике «Найди на рисунке фигуры»

Результат и его интерпретация

Балл

Уровень

1. Ребенок правильно находит различные геометрические

фигуры, которые спрятались на картинке

3

Высокий

2. Ребёнок долго ищет геометрические фигуры, которые

спрятались на картинке

2

Средний

3. Ребёнок не может самостоятельно найти

геометрические фигуры, которые спрятались на картинке

1

Низкий

После проведения диагностики были получены следующие результаты,

представленные в таблице 2.

Таблица 2

Имя ребенка

Балл

Уровень

1.

Настя Б

2

Средний

2.

Кира Л

3

Высокий

3.

Арина К

2

Средний

4.

Саша Л

3

Высокий

5.

Дима К

1

Низкий

6.

Никита О

1

Низкий

7.

Дима Б

2

Средний

8.

Артем Р

2

Средний

9.

Ярослав Б

3

Высокий

10. Саша Б

1

Низкий

11. Люся Д

2

Средний

12. Рома Р

1

Низкий

Дети с высоким уровнем зрительного внимания не отвлекались во время

выполнения задания, быстро и четко выполняли инструкцию. Задание не

вызвало у них затруднений. Высокий уровень развития зрительного внимания

показали 17 % (2 чел.) детей.

50 % детей (6 чел.) имеют средний уровень развития зрительного

внимания, т.к. долго не могли найти геометрические фигуры, которые

спрятались на картинке.

33 % детей (4 чел.) имеют низкий уровень развития зрительного

внимания, т.к. допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели

по сторонам.

Двое детей обратились с просьбой повторить задание уже во время его

выполнения. Все это говорит о недостаточном уровне развития зрительного

внимания.

Рис. 1 Диаграмма развития зрительного внимания у младших дошкольников

по

17%

50%

33%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

методике «Найди на рисунке фигуры» на этапе констатирующего эксперимента

Следующая методика «Собери пазл» применялась для определения

уровня

развития

устойчивости

зрительного

внимания

(автор

Л.В.

Черемошкина).

Ребенку предлагалось собрать небольшой пазл (картинка разделена на 12

частей). Пазлы были выбраны на хорошо известные детям темы (сказки,

мультфильмы).

При

выполнении

задания

учитывались

активность

и

самостоятельность, время выполнения, количество отвлечений и обращений за

помощью к взрослому.

Автором были разработаны следующие критерии оценки результатов.

o

К высокому уровню развития зрительного внимания могут быть

отнесены дети, которые с большим желанием и интересом

отнеслись к заданию и выполнили его целиком без помощи

взрослых. Такие дети обычно не допускают возможности оставить

задание невыполненным, их характеризует самостоятельность и

активность.

o

К

среднему

уровню

развития

зрительного

внимания

Л.В.

Черёмошкина рекомендует отнести детей, деятельность которых

приходилось направлять советами, заострять их внимание на

выполнение задания. Дети этой группы могут часто отвлекаться,

спрашивая у экспериментатора совета, одобрения. Без отсутствия

указаний они теряются, без посторонней помощи не могут

выполнить задание.

o

К низкому уровню развития зрительного внимания следует отнести

детей, которые не могут довести задание до конца, отказываются от

выполнения задания. В результате исследования были выделены

три уровня развития зрительного внимания.

К группе детей с высоким уровнем развития устойчивости зрительного

внимания было отнесено 3 человека (25% ), не имеющих отвлечений во время

выполнения задания. Несмотря на то, что Арина К. выполняла задание

достаточно долго, по сравнению с другими детьми её время составило 25 мин,

мы отнесли ее к группе детей с высоким уровнем устойчивости внимания.

Девочка работала самостоятельно, без отвлечений, настойчиво, выполнила

задание до конца.

В группу со средним уровнем развития устойчивости зрительного

внимания мы отнесли 58 % (7чел.) детей. Дошкольники этой группы довели

задание до конца, но только при помощи указаний взрослых. Количество

отвлечений составляет в среднем 2-3 раза. Дети нуждались в постоянном

руководстве и поощрении со стороны экспериментатора.

К группе с низким уровнем развития устойчивости зрительного внимания

мы отнесли двух детей (17%). Эти дети задание выполнили не до конца, два

ребенка бросили собирать пазл после неудачных попыток («У меня не

получается», «Я устал», «Больше не хочу») и один ребенок даже не стал делать

попыток, отказался от выполнения задания сразу («Я не умею и не хочу»).

25%

58%

17%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 2 Диаграмма развития устойчивости зрительного внимания у младших

дошкольников по методике «Собери пазл» на этапе констатирующего эксперимента

Исходя из тестирования, можно сказать, что внимание, в данном случае

произвольное, у младших дошкольников только начинает формироваться.

А.Н.

Ворониным

неоднократно

подчеркивались

различия

между

устойчивостью и распределением внимания. Исследования Н.Л. Агеносовой

свидетельствуют о том, что устойчивость и распределение внимания у детей

появляются достаточно рано.

Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без

которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что

мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться

именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. Под

концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством

которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего

бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и

динамических объектов. Период концентрации внимания - продолжительность

времени, когда человек (в данном случае -один ребёнок или группа детей)

может сосредоточиваться и заниматься какой -то конкретной деятельностью.

Развитие и постановка данного навыка - комплекс мероприятий и упражнений,

направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться

на той или иной задаче.

В связи с вышесказанным существует насущная необходимость в

комплексном подходе к изучению внимания. Общая диагностика развития

психических процессов включает диагностику памяти, мышления, диагностику

внимания, восприятия и воображения. Такая диагностика просто необходима в

дошкольном возрасте. Если не учитывать индивидуальные особенности и

возрастные характеристики дошкольников, то вряд ли эффективным будет

развитие познавательной сферы. И это будет способствовать успешному

интеллектуальному и эмоционально-волевому становлению личности будущих

школьников.

Внимание - особое свойство человеческой психики. На нем базируется и

память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием

внимания ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и

создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться

во взрослой жизни.

После проведенной работы по развитию внимания детей дошкольного

возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с помощью

применения различных техник изобразительной деятельности, было проведено

повторное исследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе

эксперимента.

Результаты повторной диагностики детей дошкольного возраста с СДВГ

Результаты тестирования на основе методики «Найди на рисунке

фигуры» авторы К.В. Гавриков, О.С. Глазачев, Т.К. Бердникова на контрольном

этапе эксперимента представлены на рисунке 3.

25%

58%

17%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рисунок 3 Результаты тестирования на основе методики «Найди на рисунке фигуры» авторы

К.В. Гавриков, О.С. Глазачев, Т.К. Бердникова на контрольном этапе эксперимента

Данное исследование показало, что высокий уровень произвольного

внимания

на

контрольном

этапе

демонстрируют

25%

воспитанников

экспериментальной группы; средний уровень имеют 50% воспитанников и

16% воспитанников контрольной группы имеют низкий уровень.

Результаты тестирования на основе методики «Собери пазл» автор

Черемошкина Л.В.

на контрольном этапе эксперимента представлены на

рисунке 4.

Рисунок 4 Результаты тестирования на основе методики «Собери пазл» автор Л.В.

Черемошкина на контрольном этапе эксперимента

В среднем в экспериментальной группе количество воспитанников,

имеющих высокий уровень развития познавательной активности, повысился на

8%, средний – на 9%. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось с

33% в начале эксперимента до 17% на контрольном этапе (динамика 16%).

25%

67%

8%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сравнение результатов контрольного этапа исследования с данными

констатирующего позволило установить, что в целом количество детей с

высоким уровнем внимания немного увеличилось. Как видно из графиков и

диаграмм, работа над развитием внимания положительно отразилась на всей

деятельности

воспитанников.

Дети

стали

более

собраны,

повысилась

активность на занятиях.

Подытоживая и делая выводы можно сказать следующее: благодаря

регулярным занятиям можно повысить уровень внимания дошкольников.

Заниматься

развитием

внимания

детей

необходимо.

Изобразительная

деятельность-продуктивная деятельность и детям интересно ей заниматься.

Поэтому с помощью изобразительной деятельности возможно развитие

внимания у детей младшего дошкольного возраста.



В раздел образования