Автор: Елена Сергеевна Внукова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ильинской СОШ
Населённый пункт: г.о. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого – педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий при изучении отдельных предметов в начальной школе
Раздел: начальное образование
Психолого – педагогические условия использования информационно-
коммуникационных технологий при изучении отдельных предметов в
начальной школе
Внукова Е. С.
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, которые касаются
использования
информационно-коммуникативных
технологий
в
образовании. Главной целью ИКТ в образовании является подготовка
высококвалифицированного специалиста. Только когда ИКТ становится
необходимым
инструментом
и
средством
повышения
эффективности
деятельности,
происходит
достижение
образовательных
результатов,
трансформация педагогических технологий и их обогащение.
Ключевые
слова:
информационно-коммуникативные
технологии,
образование, начальная школа.
Интенсивное развитие информационных ресурсов определило развитие
процесса информатизации общества и привело к информационному росту.
Новые информационные технологии стали важнейшим средством этого
развития,
постоянно
совершенствующиеся
и
открывающие
новые
возможности при работе с различного вида информацией. Основной базой
внедрения современных информационных технологий всегда выступало
образование, поэтому реформы школы последних десятилетий направлены
на
совершенствование
форм,
средств
и
методов
обучения
подрастающего поколения для подготовки к вступлению в информационное
пространство и быстрой адаптации в нём.
Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд,
и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям
информационного
века.
Применение
компьютеров
во
всех
сферах
человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые
проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования.
Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия
человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения
информационных
технологий
в
образовании
приобретают
особую
актуальность и значимость в настоящее время [4].
Сегодня в центре внимания школы стоит обучающийся, его интересы.
Ребенок должен активно включаться в процесс обучения и перестать быть
объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной
задачи заложены в использовании ИКТ в школе [2, 17].
Информационные технологии играют все большую роль в различных
сферах образовательной деятельности, в том числе в процессе обучения в
начальной
школе.
Поэтому
актуальной
задачей
современного
школьного образования
является
внедрение
средств
информационных
технологий в школьную практику обучения, что само по себе неизбежно и
продиктовано
их
возрастающим
значением
в
различных
сферах
общественной жизни.
Разумеется, процесс внедрения любых инноваций
должен
протекать
естественно,
с
учётом
существующего
опыта
и
сложившейся
успешной
практики
применения
традиционных
средств
обучения.
В условиях открытого информационного общества с учетом
современных требований решение задач возможно через реализацию
содержания
начального
образования
на
основе
современных
информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если
удастся сохранить (хотя бы частично) преимущества устоявшихся форм
обучения, устранив при этом их недостатки. Использование информационно-
коммуникационных технологий будет значительным шагом в обучении, но
только при условии обеспечения того, что не смогли дать существующие
методики обучения [1].
Согласна с исследователями, что для реализации электронного обучения
нужен педагог, способный работать в непривычных условиях, осознающий и
принимающий
свою
принципиально
новую
роль
в
технологически
организованном
процессе
обучения,
умеющий
использовать
ресурсы
современных информационных средств в педагогических целях.
Использование информационных технологий способствует развитию
компетентностного подхода, направленного на ученика, на развитие его
способностей, позволяющих ему по окончании средней школы стать
профессионально
определившейся
личность,
компетентной
в
образовательных областях.
Особенностью
преподавания
в
начальной
школе
является
необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах
урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе
закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения
материала
при
использовании
одних
словесных
методов
изложения
возможна в пределах 10 – 15%, при использовании только зрительной
наглядности
усвоение
возрастает
до
25%,
а
при
одновременном
предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения
материала достигает уже 65%.
Новые
информационные
технологии
вообще,
и
использование
мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и
разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в различных
предметах. Будущее образования невозможно без расширения использования
современных технических средств в обучении, задача учителя быть «в ногу
со временем».
Список литературы:
1.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании //
И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред.
И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2018.
2.
Минеева Т. Ф. Информатика в школе //Начальная школа. - 2020г. -
№11.
3.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.
Заведений.- М., 2015.
4.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования //под редакцией Е.С. Полат – М., 2023.