Напоминание

Психолого – педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий при изучении отдельных предметов в начальной школе


Автор: Елена Сергеевна Внукова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ильинской СОШ
Населённый пункт: г.о. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого – педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий при изучении отдельных предметов в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого – педагогические условия использования информационно-

коммуникационных технологий при изучении отдельных предметов в

начальной школе

Внукова Е. С.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, которые касаются

использования

информационно-коммуникативных

технологий

в

образовании. Главной целью ИКТ в образовании является подготовка

высококвалифицированного специалиста. Только когда ИКТ становится

необходимым

инструментом

и

средством

повышения

эффективности

деятельности,

происходит

достижение

образовательных

результатов,

трансформация педагогических технологий и их обогащение.

Ключевые

слова:

информационно-коммуникативные

технологии,

образование, начальная школа.

Интенсивное развитие информационных ресурсов определило развитие

процесса информатизации общества и привело к информационному росту.

Новые информационные технологии стали важнейшим средством этого

развития,

постоянно

совершенствующиеся

и

открывающие

новые

возможности при работе с различного вида информацией. Основной базой

внедрения современных информационных технологий всегда выступало

образование, поэтому реформы школы последних десятилетий направлены

на

совершенствование

форм,

средств

и

методов

обучения

подрастающего поколения для подготовки к вступлению в информационное

пространство и быстрой адаптации в нём.

Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд,

и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям

информационного

века.

Применение

компьютеров

во

всех

сферах

человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые

проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования.

Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия

человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения

информационных

технологий

в

образовании

приобретают

особую

актуальность и значимость в настоящее время [4].

Сегодня в центре внимания школы стоит обучающийся, его интересы.

Ребенок должен активно включаться в процесс обучения и перестать быть

объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной

задачи заложены в использовании ИКТ в школе [2, 17].

Информационные технологии играют все большую роль в различных

сферах образовательной деятельности, в том числе в процессе обучения в

начальной

школе.

Поэтому

актуальной

задачей

современного

школьного образования

является

внедрение

средств

информационных

технологий в школьную практику обучения, что само по себе неизбежно и

продиктовано

их

возрастающим

значением

в

различных

сферах

общественной жизни.

Разумеется, процесс внедрения любых инноваций

должен

протекать

естественно,

с

учётом

существующего

опыта

и

сложившейся

успешной

практики

применения

традиционных

средств

обучения.

В условиях открытого информационного общества с учетом

современных требований решение задач возможно через реализацию

содержания

начального

образования

на

основе

современных

информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если

удастся сохранить (хотя бы частично) преимущества устоявшихся форм

обучения, устранив при этом их недостатки. Использование информационно-

коммуникационных технологий будет значительным шагом в обучении, но

только при условии обеспечения того, что не смогли дать существующие

методики обучения [1].

Согласна с исследователями, что для реализации электронного обучения

нужен педагог, способный работать в непривычных условиях, осознающий и

принимающий

свою

принципиально

новую

роль

в

технологически

организованном

процессе

обучения,

умеющий

использовать

ресурсы

современных информационных средств в педагогических целях.

Использование информационных технологий способствует развитию

компетентностного подхода, направленного на ученика, на развитие его

способностей, позволяющих ему по окончании средней школы стать

профессионально

определившейся

личность,

компетентной

в

образовательных областях.

Особенностью

преподавания

в

начальной

школе

является

необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах

урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе

закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения

материала

при

использовании

одних

словесных

методов

изложения

возможна в пределах 10 – 15%, при использовании только зрительной

наглядности

усвоение

возрастает

до

25%,

а

при

одновременном

предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения

материала достигает уже 65%.

Новые

информационные

технологии

вообще,

и

использование

мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и

разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в различных

предметах. Будущее образования невозможно без расширения использования

современных технических средств в обучении, задача учителя быть «в ногу

со временем».

Список литературы:

1.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании //

И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред.

И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2018.

2.

Минеева Т. Ф. Информатика в школе //Начальная школа. - 2020г. -

№11.

3.

Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.

Заведений.- М., 2015.

4.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования //под редакцией Е.С. Полат – М., 2023.



В раздел образования