Напоминание

"Музыкальный образ. Музыкальная тема."


Автор: Вера Васильевна Пашкова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: г. Белогорск
Наименование материала: методическая разработка урока музыкальной литературы первый год обучения
Тема: "Музыкальный образ. Музыкальная тема."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Школа искусств»

Конспект учебного занятия

Тема: «Музыкальный образ. Музыкальная тема»

Разработала: Пашкова В.В.

Преподавател

ь

теоретических

дисциплин

Первой категории

Белогорск 2024г.

Урок: Музыкальная литература в 4 классе (1 год обучения)

Тема: «Музыкальный образ. Музыкальная тема»

Цель урока:

-

обучающая

- изучение

нового

материала,

формирование

навыков

целенаправленного слушания и анализа музыкального материала, обобщение и

закрепление

знаний

учащихся

по

темам

«Содержание

музыкальных

произведений» и «Тембры музыкальных инструментов»;

-

развивающая- расширение музыкального кругозора, развитие мышления,

внимания, умения анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные

знания и ранее пройденный материал, способствовать проявлению инициативы

и самостоятельности учащихся;

- воспитательная - повышение интереса к предмету «Слушание музыки»,

воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, тем

самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное

развитие

учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, фортепиано, пособия

по музыкальной литературе.

I.

Структура урока:

1.

Организационный момент – 2 мин.

2.

Повторение пройденного материала – 5 мин.

3.

Изучение нового материала – 25 мин.

4.

Обобщение и закрепление материала – 6 мин.

5.

Домашнее задание – 2 мин.

II. Ход урока:

Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке мы с вами говорили о содержании музыкальных

произведений. Давайте вспомним.

Что такое содержание, как вы понимаете? (дети отвечают)

Да, музыкальное произведение, как и книга, фильм или картина художника,

содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть

оно

содержательно.

О чем может рассказать музыка, что может передать? (дети отвечают)

Музыка способна нарисовать картину природы, «рассказать» сказку, передать

движение, характер героя.

Когда мы слушаем произведение, мы что-то себе представляем.

Наше представление о том, что звучит – это музыкальный образ.

Запишите

тему

урока:

«Музыкальный

образ

основа

содержания.

Музыкальная тема»

Выразительность музыкальных произведений определяется характером его тем.

Музыкальная тема – это мелодическое воплощение музыкального замысла.

Сегодня

мы

познакомимся

с

произведением

замечательного

русского

композитора (портрет на экране, дети называют композитора, узнают) Н.А.

Римского-Корсакова «Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане», для

симфонического оркестра».

Кто автор сказки «Сказка о царе Салтане»? Кто читал сказку или смотрел

мультфильм? (дети отвечают)

О каких чудесах рассказывается в сказке? (дети отвечают)

Да,

сказочный город Леденец, «с златоглавыми церквами, с теремами»,

волшебная Белочка, что «при всех золотой грызет орех», могучие богатыри и

прекрасная Царевна-Лебедь.

Композитор описал чудеса в звуковых картинах, да так ярко, что слушая

музыку, мы живо представляем их.

Остров на море лежит, Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами, с теремами и садами.

В городе житье не худо, вот какие там три чуда:

О каждом из чудес возвещает трубная фанфара (слушаем).

Какая тема по характеру, какие инструменты вы услышали? (отвечают)

Да, после сигнала фанфар появляется сказочная тема. В ней слышится

хрустальный перезвон колокольчиков, доносящийся из волшебного города

Леденца. Здесь композитору понадобились прозрачные и звонкие тембры

(какие?) колокольчиков, флейты-пикколо и арфы.

В каком регистре они звучат? В высоком и светлом регистре.

Есть там белка, что при всех золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает…

Волшебная

белочка,

грызущая

золотые

орехи

обрисована

простой

и

незатейливой мелодией русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Композитор точно следует за пушкинскими строками:

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе

Во саду ли, в огороде (слушаем)

Какой инструмент «поет» песенку «Во саду ли, в огороде»? (отвечают)

Да, флейта-пикколо с «присвисточкой» звучит в оркестре.

Мы слышим, как мелодия меняет свои чудесные «наряды» и любуемся ими.

Тема, повторяясь, остается неизменной, а тембры инструментов меняются.

Давайте еще раз послушаем. Какие вы услышали инструменты? (отвечают).

Звучит ксилофон.

Фанфара возвещает о каждом новом «чуде»:

… Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой

Хлынет на берег пустой… И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря

Слушаем

Как изменилась музыка, какая звучит тема? (отвечают)

Да, оркестр зазвучал в более низком регистре. Создавая картину бурлящего

моря,

композитор

изобразил

волны

быстрыми

пассажами

струнных

и

деревянно-духовых в низком регистре. А в высоком регистре (флейты и гобои)

мы слышим как-будто завывания ветра.

Какая по характеру тема? (отвечают)

На «бурлящем» фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей,

выходящих из морской пучины.

У каких инструментов проходит тема? (отвечают)

Да, у медных (валторны и тромбоны).

Затихла «буря», фанфара возвестила о третьем, самом главном чуде

-

невиданной красоты Царевне-Лебеди:

… За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,

Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Слушаем.

Певучая мелодия тихо «выплывает». Какой инструмент исполняет тему?

(отвечают). Да, тему поет гобой.

Аккомпанемент, как и в предыдущей

картинке рисует море. Какое море? (отвечают)

Да, море спокойное, безмятежное

… Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет

Сказочная птица постепенно превращается в прекрасную царевну.

Слушаем (до конца).

Какие изменения темы вы заметили? (отвечают)

Песенная тема звучит у струнной группы, а затем мощно и ярко (в увеличении)

- у духовых инструментов. Так лирическая песня превращается в гимн

красоте и добру. Это кульминация всего произведения.

Что такое кульминация? (отвечают)

Как заканчивается произведение?

Праздничная фанфара завершает произведение.

Итак, ребята, мы послушали сказку. Музыка рассказала сказку своим языком,

ярким и выразительным. Композитор максимально разнообразно использовал

богатство

тембровых

красок.

Давайте

вспомним,

какие

инструменты

дополнили основной состав симфонического оркестра?

Отвечают.

Да, флейта-пикколо, колокольчики, арфа, ксилофон. Эти инструменты придали

музыке сказочный, волшебный характер.

Сегодня мы говорили, что музыкальный образ - это наше представление о том,

что звучит.

Сколько музыкальных образов, и какие вы представили себе? Отвечают.

Правильно. Сказочный город Леденец, волшебная белочка, могучие богатыри

и прекрасная Царевна-Лебедь.

А сколько музыкальных тем вы услышали? Отвечают.

Правильно, всего пять тем – праздничная фанфара, сказочная тема города, тема

белочки, тема богатырей и тема Царевны-Лебеди.

Какое произведение мы сегодня слушали? Назовите композитора?

Да, Николай Андреевич Римский-Корсаков «Музыкальные картинки к «Сказке

о царе Салтане»».

Молодцы!

Домашнее задание – прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,

рисунок (по желанию).

Спасибо за урок! До свидания.



В раздел образования