Автор: Вера Васильевна Пашкова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: г. Белогорск
Наименование материала: методическая разработка урока музыкальной литературы первый год обучения
Тема: "Музыкальный образ. Музыкальная тема."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Школа искусств»
Конспект учебного занятия
Тема: «Музыкальный образ. Музыкальная тема»
Разработала: Пашкова В.В.
Преподавател
ь
теоретических
дисциплин
Первой категории
Белогорск 2024г.
Урок: Музыкальная литература в 4 классе (1 год обучения)
Тема: «Музыкальный образ. Музыкальная тема»
Цель урока:
-
обучающая
- изучение
нового
материала,
формирование
навыков
целенаправленного слушания и анализа музыкального материала, обобщение и
закрепление
знаний
учащихся
по
темам
«Содержание
музыкальных
произведений» и «Тембры музыкальных инструментов»;
-
развивающая- расширение музыкального кругозора, развитие мышления,
внимания, умения анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные
знания и ранее пройденный материал, способствовать проявлению инициативы
и самостоятельности учащихся;
- воспитательная - повышение интереса к предмету «Слушание музыки»,
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, тем
самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное
развитие
учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, фортепиано, пособия
по музыкальной литературе.
I.
Структура урока:
1.
Организационный момент – 2 мин.
2.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
3.
Изучение нового материала – 25 мин.
4.
Обобщение и закрепление материала – 6 мин.
5.
Домашнее задание – 2 мин.
II. Ход урока:
Здравствуйте ребята!
На прошлом уроке мы с вами говорили о содержании музыкальных
произведений. Давайте вспомним.
Что такое содержание, как вы понимаете? (дети отвечают)
Да, музыкальное произведение, как и книга, фильм или картина художника,
содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть
оно
содержательно.
О чем может рассказать музыка, что может передать? (дети отвечают)
Музыка способна нарисовать картину природы, «рассказать» сказку, передать
движение, характер героя.
Когда мы слушаем произведение, мы что-то себе представляем.
Наше представление о том, что звучит – это музыкальный образ.
Запишите
тему
урока:
«Музыкальный
образ
–
основа
содержания.
Музыкальная тема»
Выразительность музыкальных произведений определяется характером его тем.
Музыкальная тема – это мелодическое воплощение музыкального замысла.
Сегодня
мы
познакомимся
с
произведением
замечательного
русского
композитора (портрет на экране, дети называют композитора, узнают) Н.А.
Римского-Корсакова «Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане», для
симфонического оркестра».
Кто автор сказки «Сказка о царе Салтане»? Кто читал сказку или смотрел
мультфильм? (дети отвечают)
О каких чудесах рассказывается в сказке? (дети отвечают)
Да,
сказочный город Леденец, «с златоглавыми церквами, с теремами»,
волшебная Белочка, что «при всех золотой грызет орех», могучие богатыри и
прекрасная Царевна-Лебедь.
Композитор описал чудеса в звуковых картинах, да так ярко, что слушая
музыку, мы живо представляем их.
…Остров на море лежит, Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами, с теремами и садами.
В городе житье не худо, вот какие там три чуда:
О каждом из чудес возвещает трубная фанфара (слушаем).
Какая тема по характеру, какие инструменты вы услышали? (отвечают)
Да, после сигнала фанфар появляется сказочная тема. В ней слышится
хрустальный перезвон колокольчиков, доносящийся из волшебного города
Леденца. Здесь композитору понадобились прозрачные и звонкие тембры
(какие?) колокольчиков, флейты-пикколо и арфы.
В каком регистре они звучат? В высоком и светлом регистре.
Есть там белка, что при всех золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает…
Волшебная
белочка,
грызущая
золотые
орехи
обрисована
простой
и
незатейливой мелодией русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Композитор точно следует за пушкинскими строками:
…И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
Во саду ли, в огороде (слушаем)
Какой инструмент «поет» песенку «Во саду ли, в огороде»? (отвечают)
Да, флейта-пикколо с «присвисточкой» звучит в оркестре.
Мы слышим, как мелодия меняет свои чудесные «наряды» и любуемся ими.
Тема, повторяясь, остается неизменной, а тембры инструментов меняются.
Давайте еще раз послушаем. Какие вы услышали инструменты? (отвечают).
Звучит ксилофон.
Фанфара возвещает о каждом новом «чуде»:
… Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой… И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря
Слушаем
Как изменилась музыка, какая звучит тема? (отвечают)
Да, оркестр зазвучал в более низком регистре. Создавая картину бурлящего
моря,
композитор
изобразил
волны
быстрыми
пассажами
струнных
и
деревянно-духовых в низком регистре. А в высоком регистре (флейты и гобои)
мы слышим как-будто завывания ветра.
Какая по характеру тема? (отвечают)
На «бурлящем» фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей,
выходящих из морской пучины.
У каких инструментов проходит тема? (отвечают)
Да, у медных (валторны и тромбоны).
Затихла «буря», фанфара возвестила о третьем, самом главном чуде
-
невиданной красоты Царевне-Лебеди:
… За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Слушаем.
Певучая мелодия тихо «выплывает». Какой инструмент исполняет тему?
(отвечают). Да, тему поет гобой.
Аккомпанемент, как и в предыдущей
картинке рисует море. Какое море? (отвечают)
Да, море спокойное, безмятежное
… Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет
Сказочная птица постепенно превращается в прекрасную царевну.
Слушаем (до конца).
Какие изменения темы вы заметили? (отвечают)
Песенная тема звучит у струнной группы, а затем мощно и ярко (в увеличении)
- у духовых инструментов. Так лирическая песня превращается в гимн
красоте и добру. Это кульминация всего произведения.
Что такое кульминация? (отвечают)
Как заканчивается произведение?
Праздничная фанфара завершает произведение.
Итак, ребята, мы послушали сказку. Музыка рассказала сказку своим языком,
ярким и выразительным. Композитор максимально разнообразно использовал
богатство
тембровых
красок.
Давайте
вспомним,
какие
инструменты
дополнили основной состав симфонического оркестра?
Отвечают.
Да, флейта-пикколо, колокольчики, арфа, ксилофон. Эти инструменты придали
музыке сказочный, волшебный характер.
Сегодня мы говорили, что музыкальный образ - это наше представление о том,
что звучит.
Сколько музыкальных образов, и какие вы представили себе? Отвечают.
Правильно. Сказочный город Леденец, волшебная белочка, могучие богатыри
и прекрасная Царевна-Лебедь.
А сколько музыкальных тем вы услышали? Отвечают.
Правильно, всего пять тем – праздничная фанфара, сказочная тема города, тема
белочки, тема богатырей и тема Царевны-Лебеди.
Какое произведение мы сегодня слушали? Назовите композитора?
Да, Николай Андреевич Римский-Корсаков «Музыкальные картинки к «Сказке
о царе Салтане»».
Молодцы!
Домашнее задание – прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,
рисунок (по желанию).
Спасибо за урок! До свидания.