Напоминание

Нестандартные и занимательные задачи в курсе математики начальной школы


Авторы: Гонтек Евгения Геннадьевна, Евгения Геннадьевна Гонтек
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: Нестандартные и занимательные задачи в курсе математики начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Методические разработки по теме:

Нестандартные и занимательные задачи в курсе математики начальной школы

В работе представлены подробные разработки уроков математики по теме:

«Нестандартные и занимательные задачи в курсе математики начальной школы».

Данные материалы подготовлены с целью помочь учителю начальных классов освоить

особенности работы по формированию навыков решения нестандартных задач. В

современные учебники математики для начальной школы (авторы учебников Петерсон

Л., Демидова Т., Козлова С., Александрова Э.) включены задания на развитие навыков

познавательной деятельности: нестандартные задачи, задачи-шутки, математические

фокусы, числовые головоломки, арифметические ребусы, загадки. Предлагаемые

методические разработки могут быть использованы учителями начальных классов на

резервных уроках математики, педагогами во внеклассной работе, руководителями

кружковой работы при составлении заданий игрового и творческого характера.

Тема выбрана не случайно. Главная цель - обратить внимание учителей на значимость

темы, на особенности построения уроков. В настоящее время одной из тенденций

улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого

потенциала личности ученика, на развитие его творческого мышления, на умение

использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из

различных нестандартных ситуаций.

Младший школьный возраст - период жизни ребёнка, отличающийся огромным

стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Слова выдающегося

педагога В.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы,

красоты, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед

ребёнком классной дверью, стал девизом в моей работе. Учебную работу на уроках

стараюсь организовать так, чтобы процесс постижения нового для учащихся был

увлекательным и познавательным, способствовал развитию мыслительной

деятельности.

В данной работе представлены конспекты уроков:

1. Задачи на смекалку. 3 класс. Поездка в Простоквашино.

2. Решение нестандартных задач. 2 класс. Есть город на свете – зовут Кострома.

3. Логические задачи. 1 класс. Лариса и Малыш в гостях у Математики.

4. Задачи на смекалку. 2 класс. Космическое путешествие.

Тема: ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ

3 класс

ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО

Цели урока: развитие логического мышления, мелкой моторики руки,

сообразительности; совершенствование мыслительных операций; обучение решению

нестандартных задач.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Графический диктант.

. Учитель. Сегодня на нашем занятии мы будем учиться решать задачи, развивать

смекалку и сообразительность. К нам на урок пришел… Как вы думаете кто?

Дети выполняют графический диктант, который проводится как игра

«Робот».Указывается направление линий, количество клеток.

(1 вправо, 1 вверх,1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 2 вниз, 1

влево, 1 вверх, 3 влево,7 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1

влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 4 вправо, 7 вверх, 2

влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 4 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх)

-Как зовут мальчика?

Учитель обращает внимание детей на запись анаграммы на доске.

ДРЕОФ

Дети. Федор.

2. Решение задач на смекалку.

У. Вы , ребята , наверное, догадались, что это герой книг Эдуарда Успенского дядя

Федор.

(Показ выставки книг Успенского).

У.Дядя Федор приглашает нас отправиться вместе с ним в одну славную

деревушку, которая называется ...

Д. Простоквашино.

У.У его друзей возникли небольшие сложности. Поможем им? Итак, отправимся

в дорогу!

(Звучит мелодия из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». На доске

открывается деревенский пейзаж. На домах - номера.)

28

26 25 24

22

У.Угадайте номер дома, где живут наши друзья, предварительно продолжив эту

закономерность.

1,10,7,16,13,22,19 (?)

Д.Это дом под номером 28.

У.Вот и дом! Постучим! Тук-тук! Кто там?

(Звучит магнитофонная запись из м/ф- стук.)

Нас встречает галчонок Хватайка. Он откроет нам двери, если мы правильно

ответим на шуточные вопросы.

Викторина.

-Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

-Кто ходит сидя? (Шахматист)

-Кто без рук шляпу снимает? (Ветер)

-Какой человек не может жить в доме? (Снежная баба)

-У человека одна, у вороны две, у медведя ни одной? (Буква «О»)

-Зачем охотник носит ружье? (За плечами)

-Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Подождать, пока птица улетит)

-Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

-Когда у людей бывает столько глаз, сколько дней в году? (2 января)

-Чего не устанешь всю жизнь делать?(Дышать)

-Кого бьют по голове, чтобы прямо шел?(Гвоздь)

-Если часы бьют 13 раз, что это за время?(Время нести часы к часовщику)

У. А вот и пес Шарик с котом Матроскиным. Они чем-то

обеспокоены.Оказывается, наши друзья решили заняться предпринимательской

деятельностью, но не все у них получается. Они с трудом разбираются в

экономических понятиях. Кот Матроскин взял напрокат у государства корову

Мурку. Как называется в экономике это явление? Проверить правильность ответа

нам помогут эти три елочки, растущие недалеко от дома.

10 8 ?

6 11 3 9 4 10 11- АРЕНДА

12-

КООПЕРАТИВ

7 12 6 8 9 14 13-

ФЕРМЕРСТВО

Д. Это аренда.

Искомое число получается из разности сумм чисел.

(11+12)-(6+7)=10

(9+8)-(3+6)=8

(14+10)-(9+4)=11

У. А Шарик в это время со своим фоторужьем по всем окрестным местам

носился. Приносил целые горы фотографий. Матроскин решил, что это его

фотографии просто так пропадают. Надо наладить выпуск поздравительных

открыток или календарей. Но для этого надо специальное разрешение иметь. Как

называется это разрешение, мы узнаем, разгадав математический ребус.

83*4*579 83741579

+ 6536*4* + 6536844

------------ -------------

**2*84*3 90278423

(Математический ребус записан на листе бумаги и прикреплен к доске. Когда

дети разгадают ребус, в прорези вставляются недостающие цифры. Затем цифры

переворачиваются. На обратной стороне цифр написаны буквы. Дети читают

слово « ЛИЦЕНЗИЯ».)

Д. Это разрешение называется « лицензия».

У. Получили наши друзья лицензию. Стал Шарик открытки и календари в

сельской школьной типографии печатать, а Матроскин их в местном ларьке

продавать. Вместе с открытками Матроскин еще и сметану продавал, и молоко по

утрам. Так что стали они вполне преуспевающими. Трактор купили. Тр-тр Митя

называется. А на чем работает этот трактор?

Д. Трактор особенный. Он на продуктах работает.

У. Поможем дяде Федору заправить молоком трактор. Как налить 5 литров

молока, используя 10-и литровое ведро и 3-х литровую банку?

(Дети решают задачу на переливание.)

3. Физкультминутка.

Решили наши друзья немного отдохнуть. Отдохнем вместе с ними.

Снег идет, снег идет (руки вверх - машем влево, вправо)

Шарик улицу метет (руками метем)

А Матроскин приседая (приседания)

Здесь перину выбивает (хлопки руками)

Дядя Федор весь в делах (ходьба на месте)

Возит сено на санях. (прыжки на месте)

4.

Решение задач.

У. Вроде бы снова наладилась жизнь в Простоквашино. Даже Шарик перестал в

воспитательных целях рычать на Матроскина, понял, какой все-таки Матроскин

экономный. Только вот за делами забыли мы про почтальона Печкина. Обиделся

он на нас.

Задача.

Побежали дядя Федор, Шарик и Матроскин на почту. Кто из них прибежал на

почту первым, если известно, что дядя Федор прибежал не первым, а Шарик не

вторым, Матроскин прибежал не третьим, а дядя Федор не вторым?

У. Пригласили наши друзья Печкина в гости. Самовар поставили. А тут и

родители дяди Федора приехали навестить сына. Почтальон Печкин спрашивает

их в шутку, сколько им лет?

Задача.

«Нам вместе всем 75 лет»,- ответил за всех папа. Тогда Печкин спросил маму :

«Ну скажите, сколько вам лет?». «Мне вместе с сыном 40 лет «,- ответила мама , и

я старше сына на 22 года. « Так любопытному Печкину и не пришлось узнать,

сколько лет каждому из них. Сколько лет папе, маме, дяде Федору ?

У. Мама дяди Федора попросила Шарика сделать фотографию на память.

Задача.

Кот Матроскин, дядя Федор, почтальон Печкин уселись на скамеечке перед

домом. В каком порядке они могут сесть ?

5.

Разгадывание филворда.

У. Пора и нам возвращаться домой. Гостеприимный Матроскин в дорогу

собрал нам целую сумку гостинцев. Разгадав филворд , вы узнаете, что это за

гостинцы.

П

И

М О

Л

В

М Ё

Д

Ч

Х З

Р

Т

Ы О М А

С

К

С

А

Р

Л

Г

О

И

У

К

Ф Т

Л

Д

Ю Х

А

Е

К

Г

З

Ц

О С

Б

О

Ч

Э

А

Щ Б

Ж Ф Ю В

Э

Ы Г

Щ Т

Ж Р

Я

Й Ц

О

М С

Ь

Р

Ф С

О Л

Ь

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? ( Блины)

Чистое, да не вода,

Клейкое, да не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мед,

От рогатого берут,

Малым детям дают. (Молоко)

Догадаешься легко,

Во что сбили молоко. (Масло)

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А потом под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок. ( Орех)

Как репка, желт со всех сторон,

Чем больше дыр, тем лучше он. (Сыр)

Черная гора,

А всем мила. ( Хлеб)

Белок и желток

Отправили в рот. (Яйцо)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. ( Бублик)

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. ( Сахар)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

Даже с вишней и с капустой –

С чем ни есть, а будет вкусно. ( Пирог)

6.

Итог урока.

У. Наша сегодняшняя встреча близится к завершению. Всем большое спасибо за

работу.

Звучит песня «Кабы не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Тема: РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

2 класс

ЕСТЬ ГОРОД НА СВЕТЕ – ЗОВУТ КОСТРОМА

Цели урока: развитие логического мышления, речи, вариативности мышления;

воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карта и герб города; магнитофон, аудиозаписи песен в исполнении

Ю.Антонова «В родных местах», Л.Сенчиной «Кострома»; открытки с видами города;

игра «Танграм».

Ход урока.

1.

Орг.момент.

2.

Сообщение темы занятия.

Звучит песня «В родных местах» в исполнении Ю.Антонова.

Учитель. Я приглашаю вас на прогулку по нашему городу для того, чтобы ещё раз

почувствовать красоту и неповторимость родных мест, чтобы, став взрослыми, вы

смогли сделать наш город ещё прекраснее.

Есть город на свете-

Зовут Кострома…

( На доске – карта города, герб.)

3.

Задания на нахождение закономерностей, разгадка анаграмм.

У. Узнайте, в каком году был основан наш город. Внимательно посмотрите на

человечков, установите закономерность.

10 34 ? ?

35 25 5 3 12 16 16 15

30 40 14 28 26 13 64 19

Дети. Неизвестные числа получают из разности сумм чисел, записанных на ногах и

руках человечков.

(30+40)-(35+25)=

(14+28)-(5+3)=

(26+13)-(12+16)=

(64+19)-(16+15)=

У. Поставьте эти числа рядом. Какое число получилось?

Д. 1152.

У. В 1152 году на берегу великой русской реки Волги возник наш город. Раскройте

имя его основателя.

На доске:

ДКОНЛЯГЗОЬРЮУРКИИЙЙ

Д. Наш город основал князь Юрий Долгорукий.

4. Решение нестандартных задач.

У. Пройдёмся по заветным улочкам нашего города. А сопровождать на будут

экскурсоводы.

(Звучит песня «Кострома» в исполнении Л,Сенчиной. Дети читают стихи. На карту

прикрепляются открытки с видами города.)

Здесь стоит весь величавый,

Словно русский богатырь,

Лучезарный, златоглавый

Кремль – Ипатьев монастырь.

Где расходятся лучами

Улиц строгие ряды,

Там полны костромичами

Все торговые ряды.

Задача.

От центра города отходят лучами в виде веера основные улицы. Их семь. Какая

улица самая длинная, а какая самая короткая, если известно, что улица Свердлова

короче улицы Шагова и длиннее, чем проспект Мира; улица Советская длиннее

улицы Шагова; улица Симановского длиннее проспекта Текстильщиков, но короче

проспекта Мира, а улица Ленина длиннее улицы Советской?

Ну, а рядом возвышаясь,

Словно яркая свеча,

Земляками восхищаясь,

Стоит башня – Каланча.

Задача.

Три архитектора – Фурсов, Воротилов, Голицын – сделали наш город необычайно

красивым. Кто из них построил эти памятники архитектуры: Красные ряды,

Пожарную Каланчу, Музей изобразительных искусств, - если известно, что Фурсов

не строил музей, а Воротилов не строил Каланчу и не строил музей?

Нас Берендеевка всех ждёт.

Здесь сказка дивная живёт.

Нас встречает

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

Д. Это Снегурочка.

У. Снегурочка живёт в чудесном тереме. Сконструируем домик-терем для

Снегурочки.

(Дети, используя игру «Танграм»,конструируют терем для Снегурочки.)

У. А теперь идём в цирк.

Нам цирка лучше не найти,

Со всех концов к нему пути.

На арене цирка выступает клоун. Он предлагает вам решить задачи-шутки.

- Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова

будет её масса, если она опустится на четыре лапы? (3 кг)

- Когда козе минет 7 лет, что с ней будет? (Пойдёт восьмой.)

- Может ли страус назвать себя птицей? ( Нет. Он не умеет говорить.)

- Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)

- Два раза родится, один раз умирает. ( Курица)

- Можно ли в решете воды принести? ( Можно, когда она замёрзнет.)

- Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить в него на ходу нельзя. Что это?

(Самолёт)

- Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок)

5. Физкультминутка.

За лесами, за озёрами

Костромской брусничный край.

Ходит талыми просторами

Добрый дедушка Мазай.

6. Составление загадки.

У. Костромской край – лесной край. Назовите животных, которые есть в наших

лесах.

У. Кого называют лесным великаном?

Д. Лося.

У. Составим про него загадку.

Учитель с детьми составляют таблицу, с помощью которой ученики затем придумывают загадки.

Какой?

Что делает?

На кого похож?

Кто делает так

же?

Огромный

Рогатый

На ногах

копыта

Питается

корой, ветками

Слон

Олень

Лошадь

Заяц

У. Вставим между словами 1 и 2 столбика слова: «но» и «не». Прочитаем загадку.

7. Разгадывание филворда.

У. Мы с вами выходим на полянку. Букет из каких цветов соберём?

Ч

О

Д

У

В

А

С

М Л

А

Н

Д

Ф

Р

Р

Х

Г

В

О

К

И

Ж Г

В

О

Ы Ш О

О

В

Е

А

Б

О

Л

Е

К

Т

З

Ж Д

М

З

Т

С

Н

В

Л

О

К

О

Ф Д

А

Р

А

А

К

Ж Ч

И

О

Ж Н

Л

О

И

К

З

Ш

И

р

И

С

К

Ф Е

И

Ь

Ч

И

К

А

К

Ш Щ П

О

Д

С

Н

К

Э

М А

К

Ь

А

У. На какие группы можно разделить цветы? Какие цветы могут расти на нашей

полянке?

8. Итог занятия.

Тема: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1 класс

ЛАРИСА И МАЛЫШ В ГОСТЯХ У МАТЕМАТИКИ

Цели урока:развитие логического мышления, совершенствование мыслительных

операций.

Ход урока.

1.

Сообщение темы. Графический диктант.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, развивать смекалку и

сообразительность. К нам на урок пришёл новый ученик. Кто это?

Дети выполняют графический диктант. Указывается направление линий, количество

клеток. ( 1 вправо, 1 вниз,1 вправо,2 вниз,1 влево,1 вниз,5 вправо,3 вниз,2 влево,1

вверх,1 вправо, 1 вверх,3 влево,2 вниз,1 вправо,1 вниз,1 вправо,1 вниз,1 вправо,1 вниз,1

вправо,1 вниз,1 вправо,1 вниз,5 влево,2 вниз, 1 вправо, 1 вниз,2 влево,3 вверх,1 влево,3

вниз, 2 влево, 1 вверх,1 вправо,2 вверх,5 влево,1 вверх,1 вправо,1 вверх,1 вправо,1

вверх,1 вправо,1 вверх,1 вправо,1 вверх,1 вправо,2 вверх,3 влево,3 вверх,2 вправо,1

вниз, 1 влево,1 вниз, 3 вправо,1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо,1 вверх)

У. Как зовут новую ученицу. На доске анаграмма: ААРСЛИ

Д. Лариса.

У. У Ларисы есть верный и надёжный друг.

Графический диктант. (1 вправо, 1 вверх,1 вправо,3 вниз,2 вправо,2 вверх,2 вправо,1

вниз, 1 влево,6 вниз,2 влево,1 вверх,1 вправо,1 вверх,2 влево,2 вниз, 2 влево,1 вверх,1

вправо,4 вверх, 1 влево,2 вверх)

У. Как зовут друга? ШМЫАЛ

Д.Это щенок по кличке Шарик.

2. Решение задач.

У. Лариса мечтает стать дрессировщицей. Малыша она учит считать. На доске записаны

цифры. Какие трёхзначные числа можно составить из этих цифр?

На доске: 2, 4, 9

Д. 249, 294, 492, 429, 924, 942

У. Больше всего на свете Малыш любит полезную жидкость белого цвета.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой всё, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу.

Д.Малыш любит молоко.

У. Можно ли, имея лишь два сосуда, объём которых 3 и 5 литров, набрать из ведра 4

литра молока?

(Решение задачи на переливание)

У. Во время летних каникул Лариса и Малыш отправились на поезде в деревню

навестить бабушку. Найдите закономерность, узнайте номер вагона, в котором

путешествуют наши герои.

16 ?

1,3 5,7 2,2 3,3

Д. Десятый вагон. 1+3+5+7=16, 2+2+3+3=10

3. Физкультминутка.

Весело отдохнули Лариса и Малыш у бабушки.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

4. Решение задач.

Задача.

У. В бабушкином саду растёт 6 деревьев: сосна, берёза, липа, тополь, ель и клён. Какое

из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже

тополя, а липа выше клёна, сосна ниже ели, липа ниже берёзы, а сосна выше тополя?

(Дети решают задачу с помощью чертежа)

Задача.

У. Бабушка угощала внучку пирожками румяными, наливала душистый чай, свежее

молоко.

В стакан, чашку и кувшин бабушка налила молоко, сок и чай. В стакане не молоко, в

кувшине не чай и не сок. В чашке не сок. В какой посуде что налито?

Задача.

По двору у бабушки ходят куры и кролики. У всех у них вместе 20 голов и 52 ноги.

Сколько кур и кроликов у бабушки?

У. Пришла пора возвращаться Ларисе домой. На прощание бабушка, Лариса и Малыш

решили сфотографироваться. Сели на скамеечку перед домом. В каком порядке они

могут сесть?

5. Итог урока.

Тема: ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ

2 класс

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цели урока: развитие вариативности мышления, формирование умения мыслить

нестандартно, развитие логического мышления, формирование геометрических

представлений, воспитание интереса к предмету.

Ход урока.

1.

Сообщение темы. Конструирование ракеты.

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот на чём,

догадайтесь сами.

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла,

Только выпустит хвост-

Понесётся до звёзд.

Дети. Мы совершим путешествие на ракете.

У. Сконструируем ракету.

( Звучит космическая музыка. Дети конструируют ракету, используя

геометрическую игру «Танграм»)

У. Сегодня мы все станем космонавтами. Прочитайте слова, записанные на доске.

Космонавтом хочешь стать-

Должен много-много знать!

У. Космонавту нужно выполнить программу полёта, а это много различных заданий

на смекалку. Каждому из вас тоже придётся пройти свою программу испытаний. За

каждое правильно выполненное задание на небе будет загораться одна звезда.

( на доске – изображение голубого неба)

2.

Упражнения на нахождение закономерностей.

У. Прощаемся с родными местами перед дальним путешествием, попрощаемся с

родным домом. Найдите закономерность, вставьте пропущенное число.

У.

А сейчас, экипаж, в путь! На старт! Внимание!

Считаем хором:5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

( К

ракете прикрепляется огненный хвост)

Скомандовал диктор:

«Внимание, взлёт!»

И наша ракета помчалась вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

У. Кто был первым человеком, полетевшим в космос?

Д. Юрий Гагарин.

У. Расшифруйте фамилии других известных космонавтов.

ЛТЕИОТНООВВ

3. Решение задач.

У. Продолжаем полёт. Впереди одна из ближайших к Земле планет.

НВРАЕЕ

Д. Венера.

У. Венера- красивая голубая планета. Она так ярко отражает солнечный свет, что её

можно видеть не только ночью, но и утром. Поэтому её называют утренней звездой.

Какие ещё планеты вам известны?

УТПЛНО, ТЮЕПРИ, НЕНПТУ, НРАСТУ, ЙМКРРЕУИ, НУАР, АСМР

Д. Плутон, Юпитер, Нептун, Сатурн, Меркурий, Уран, Марс.

У. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Всего их вместе с

Землёй 9.

Задача.

Какая планета самая маленькая по размеру, а какая самая крупная, если известно, что

Венера больше Марса и меньше Земли, Уран больше Земли, Меркурий больше Плутона

и меньше Марса, Нептун меньше Сатурна, но больше Урана, а Юпитер больше

Сатурна.

У. В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте, что наша ракета

столкнулась с каким-то небесным телом. Её так сильно качнуло, что все вещи

разлетелись в разные стороны.

?

57

19

71

Задача.

Три космонавта Степан, Валерий и Константин вели в это время записи в бортовых

журналах. У всех у них в руках были ручки разного цвета – красная, зелёная и синяя. У

Степана была ручка не зелёная, у Валерия не синяя и не зелёная. Какого цвета была

ручка у каждого космонавта?

4. Физкультминутка.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

В программе нашего полёта – минутка отдыха.

Мы спешим скорее в школу

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидает нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы-

К тайным сказочным планетам

В дальние миры!

5. Задача на переливание. Сочинение загадки.

У. Космонавту в полёте приходится много работать, поэтому ему нужно полноценно

питаться.

Задача.

Имеется трёхлитровая банка апельсинового сока и две пустые банки: одна литровая,

другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному

литру?

У. Но больше всего наши космонавты любят яблоки. Составим загадку про этот фрукт.

Заполнение таблицы.

Какое?

Что бывает такое же?

Форма

Круглое

Мячик

Цвет

Красное

Солнце

Вкус

Сладкое

Сахар

Где растёт

На дереве

Вишня

У. А теперь подставим между словами 2 и 3 колонок в каждой строке два очень важных

слова – «но» и «не», прочитаем загадку.

6. Задачи-шутки.

У. Отправляемся на Марс!

Звёзды, в гости ждите нас!

К Марсу путь был очень длинным.

Стоп! Выходим из кабины!

Путь неровный – рвы, канавы,

Их преодолеть нам надо.

Преодолеем рвы и канавы, если быстро решим задачи-шутки.

- Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?

- 2 сына и 2 отца съели 3 яблока. Сколько яблок сънл каждый?

- Когда в пустом кармане есть что-нибудь?

- Что можно увидеть с закрытыми глазами?

- Каких камней нет в море?

- Чем кончается как день так и ночь?

7. Самостоятельное решение задач на смекалку.

У. Наше космическое путешествие подходит к концу. Кто же быстрее из наших

космонавтов вернётся на Землю? А тот, кто решит задачу на сообразительность.

( Каждому вручается карточка с заданием.)

Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья,

Из полёта возвратились,

Мы на землю приземлились.

8. Итог урока.

У. Мы выполнили программу полёта. Посмотрите, какое красивое небо у нас

получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. Спасибо всем участникам полёта!



В раздел образования