Напоминание

Реализация программы наставничества через форму "учитель – учитель" в МКОУ "Школа №37"


Автор: Грек Светлана Вячеславовна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы наставничества через форму "учитель – учитель" в МКОУ "Школа №37"
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация программы наставничества через форму «учитель –

учитель» в МКОУ «Школа №37»

Новые социально-экономические условия развития России требуют

значительного повышения качества подготовки кадрового потенциала

страны на основе модернизации системы непрерывного образования. В

современной школе остро востребованы грамотные педагоги, отличающиеся

нравственностью, обладающие чувством ответственности, способные к

сотрудничеству,

умеющие

принимать

решения

в

ситуации

выбора.

Актуальность нашей программы наставничества заключается в закреплении в

образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их

профессионального роста.

Подготовка

молодого

педагога

к

сложной

профессиональной

деятельности

является

непрерывным

процессом,

ориентированным

на

развитие общих и профессиональных компетенций, личностных качеств и

педагогических способностей. Важная роль в решении данной задачи

принадлежит наставнической деятельности. Мы реализуем классический

вариант взаимодействия: «опытный учитель – молодой специалист».

Реализация наставничества таким способом предполагает выполнение

участниками основных ролей: наставляемый и наставник.

Наставник – это участник программы наставничества, имеющий

успешный опыт в достижении жизненного результата, как личностного, так и

профессионального, а также способный и готовый поделиться опытом,

навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и

самосовершенствования

наставляемого.

Наставляемый

это

участник

программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и

при его помощи, поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и

профессиональные,

приобретает

опыт,

развивает

навыки

и

профессиональные компетенции. Наставляемая пара формируется на основе

запроса наставляемого и соответствующей этому запросу компетентности

наставника.

В основу программы положены идеи отечественных педагогов,

педагогов-психологов

о

ведущей

роли

наставника

в

формировании

специалиста (Б.Д. Эльконин, В.А. Слободчиков); методология исследования

непрерывного

профессионального

образования

(М.И.

Махмутов,

Н.Ф.

Талызина);

концептуальные

основы

непрерывного

педагогического

образования (З.И. Васильева, В.А. Сластёнин).

Цель программы – создание комфортной профессиональной среды

внутри общеобразовательного учреждения, позволяющей реализовывать

педагогические

задачи

на

высоком

уровне,

ускорение

процесса

профессионального становления учителя.

Задачи:

Способствовать

формированию

потребности

у

молодого

специалиста заниматься анализом результатов своей профессиональной

деятельности;

Развивать интерес у наставляемого к методике построения и

организации результативного учебного процесса;

Ориентировать

начинающего

учителя

на

творческое

использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

Ожидаемые

результаты:

раскрытие

потенциала

личности

наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной

самореализации.

Внутри варианта взаимодействия «опытный учитель – молодой

специалист»

всё

зависит

от

потребностей

наставляемого,

ресурсов

наставника и особенностей образовательной организации (у нас школа VIII

вида, для умственно отсталых детей). Молодой специалист должен быть

готов

к

внедрению

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

1

варианта,

либо

реализации

федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжелыми

и

множественными

нарушениями

развития

(вариант

2).

Немаловажно

определить,

какие

профессиональные навыки необходимы наставляемому (профессиональные

дефициты).

До начала разработки программы мы участвовали в вебинарах,

мастер-классах и других мероприятиях по передаче практик наставничества,

а

затем

запустили

механизм

действия

программы

наставничества

в

образовательной организации (2021г.). Используем разнообразные формы

работы:

консультации,

тренинги,

взаимопосещение

уроков,

школьные

методические объединения педагогов, методические недели, разработку

методических

материалов

к

урокам,

подготовку

выступлений

на

мероприятиях различного уровня, подготовку публикаций. Ключевым здесь

является «помощь в подготовке». Как правило, появляется положительная

динамика:

молодой

специалист

постепенно

раскрывается

и

создаёт

собственные методические продукты.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод

о

результативности

реализуемой программы наставничества в нашей школе.



В раздел образования