Автор: Грек Светлана Вячеславовна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы наставничества через форму "учитель – учитель" в МКОУ "Школа №37"
Раздел: начальное образование
Реализация программы наставничества через форму «учитель –
учитель» в МКОУ «Школа №37»
Новые социально-экономические условия развития России требуют
значительного повышения качества подготовки кадрового потенциала
страны на основе модернизации системы непрерывного образования. В
современной школе остро востребованы грамотные педагоги, отличающиеся
нравственностью, обладающие чувством ответственности, способные к
сотрудничеству,
умеющие
принимать
решения
в
ситуации
выбора.
Актуальность нашей программы наставничества заключается в закреплении в
образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их
профессионального роста.
Подготовка
молодого
педагога
к
сложной
профессиональной
деятельности
является
непрерывным
процессом,
ориентированным
на
развитие общих и профессиональных компетенций, личностных качеств и
педагогических способностей. Важная роль в решении данной задачи
принадлежит наставнической деятельности. Мы реализуем классический
вариант взаимодействия: «опытный учитель – молодой специалист».
Реализация наставничества таким способом предполагает выполнение
участниками основных ролей: наставляемый и наставник.
Наставник – это участник программы наставничества, имеющий
успешный опыт в достижении жизненного результата, как личностного, так и
профессионального, а также способный и готовый поделиться опытом,
навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования
наставляемого.
Наставляемый
–
это
участник
программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи, поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные,
приобретает
опыт,
развивает
навыки
и
профессиональные компетенции. Наставляемая пара формируется на основе
запроса наставляемого и соответствующей этому запросу компетентности
наставника.
В основу программы положены идеи отечественных педагогов,
педагогов-психологов
о
ведущей
роли
наставника
в
формировании
специалиста (Б.Д. Эльконин, В.А. Слободчиков); методология исследования
непрерывного
профессионального
образования
(М.И.
Махмутов,
Н.Ф.
Талызина);
концептуальные
основы
непрерывного
педагогического
образования (З.И. Васильева, В.А. Сластёнин).
Цель программы – создание комфортной профессиональной среды
внутри общеобразовательного учреждения, позволяющей реализовывать
педагогические
задачи
на
высоком
уровне,
ускорение
процесса
профессионального становления учителя.
Задачи:
Способствовать
формированию
потребности
у
молодого
специалиста заниматься анализом результатов своей профессиональной
деятельности;
Развивать интерес у наставляемого к методике построения и
организации результативного учебного процесса;
Ориентировать
начинающего
учителя
на
творческое
использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Ожидаемые
результаты:
раскрытие
потенциала
личности
наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной
самореализации.
Внутри варианта взаимодействия «опытный учитель – молодой
специалист»
всё
зависит
от
потребностей
наставляемого,
ресурсов
наставника и особенностей образовательной организации (у нас школа VIII
вида, для умственно отсталых детей). Молодой специалист должен быть
готов
к
внедрению
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
1
варианта,
либо
реализации
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными
нарушениями
развития
(вариант
2).
Немаловажно
определить,
какие
профессиональные навыки необходимы наставляемому (профессиональные
дефициты).
До начала разработки программы мы участвовали в вебинарах,
мастер-классах и других мероприятиях по передаче практик наставничества,
а
затем
запустили
механизм
действия
программы
наставничества
в
образовательной организации (2021г.). Используем разнообразные формы
работы:
консультации,
тренинги,
взаимопосещение
уроков,
школьные
методические объединения педагогов, методические недели, разработку
методических
материалов
к
урокам,
подготовку
выступлений
на
мероприятиях различного уровня, подготовку публикаций. Ключевым здесь
является «помощь в подготовке». Как правило, появляется положительная
динамика:
молодой
специалист
постепенно
раскрывается
и
создаёт
собственные методические продукты.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
результативности
реализуемой программы наставничества в нашей школе.