Авторы: Петрова Марина Авенировна, Архипова Наталия Георгиевна
Должность: педагог-организатор, старший методист
Учебное заведение: МАОУДО "Дворец детского юношеского творчества" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Статья.
Тема: "Психологические особенности социальной среды как следствие девиаций отклонений в поведении у подростков"
Раздел: дополнительное образование
Психологические особенности социальной среды как
следствие девиаций (отклонений) у подростков
Современное состояние нашего общества породило множество
социальных проблем. Среди таких социальных явлений – резкое повышение
числа подростков, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные
вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора
взрослых. В общем количестве несовершеннолетних, доставленных в органы
внутренних дел, почти треть составляют дети, не достигшие 14-летнего
возраста. Таким образом, проблема нарушений поведения данной категории
детей является актуальной.
Нарушение поведения (девиантное) - это отклонение от нормы
внешне
наблюдаемых
действий
(поступков),
в
которых
реализуется
внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических
действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях,
суждениях (вербальное нарушение поведения).
Исследователи
отмечают,
что
девиантное
поведение
-
понятие
социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в
данном
конкретно-историческом
обществе
норм
межличностных
взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в
рамках психического здоровья. Особое значение среди факторов, влияющих
на формирование девиантных подростков, имеет окружающая подростка
микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании
личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два
основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип
воспитания.
В
настоящее
время
принято
различать
гармоничные
и
негармоничные семьи. Неправильное воспитание в негармоничной семье
является основной причиной формирования девиантного поведения у
подростков.
Современные исследования в области психологии и социальной
педагогики указывают на прямую связь девиантного поведения подростков с
такими
социальными
факторами,
как:
низкий
уровень
культуры
и
образования;
отрицательное
влияние
ближайшего
окружения
(дисгармоничная
семья,
неформальная
группа
с
асоциальными
тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой
досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным
формам
поведения;
высокая
оплачиваемость
некоторых
видов
неквалифицированного
труда,
не
стимулирующая
подростка
к
профессиональному росту и образованию.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих
проявление девиантного поведения, выделяются следующие:
-
индивидуальный
фактор,
действующий
на
уровне
психобиологических
предпосылок
асоциального
поведения,
которые
затрудняют социальную адаптацию индивида;
- психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах
школьного и семейного воспитания;
- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим
окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-
избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к
нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям
семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и
личной способности к саморегулированию своего поведения;
- социальный фактор, определяющийся социальными и социально-
экономическими условиями существования общества.
К
проблемам
подросткового
возраста,
игнорирование
которых
приводит к отклоняющемуся поведению, исследователи также относят:
1)
кризисные
явления,
характеризующие
психофизиологическое
развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие
организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой
системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка
«гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания,
проявляющаяся
в
повышенной
возбудимости,
эмоциональной
неустойчивости;
2)
обострения
взаимоотношений
со
взрослыми,
родителями,
учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших,
чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
3) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на
«мораль равенства»;
4)
повышенная
критичность
оценочных
суждений
и
поведения
взрослых;
5)
изменения
в
характере
взаимоотношений
со
сверстниками,
потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к
негативным формам.
Риск
отклонений в развитии личности подростков указывает на
необходимость
проведения
профилактических
мероприятий
с
целью
предупреждения проявления у них следующих девиантных форм поведения:
пьянство
и
алкоголизм;
токсикомания
и
наркомания;
проституция;
суицидальное поведение; правонарушения.
Организация систематической профилактической социальной работы с
подростками будет способствовать его возвращению в общество.
Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в
медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья
и продлению жизни человека. Профилактика девиантного поведения - это
комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
Для решения этой задачи социально-психологическая деятельность,
направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих
негативные воздействия среды, может включать следующие направления:
-выявление распространённости различных типов и форм девиантного
поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также
изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и
воспитании;
-анализ
результатов
изучения
мнений
учеников,
родителей
и
разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии
личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;
-создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от
внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда
компетентных
управленческих
решений,
развития
эффективного
взаимодействия
с
семьёй,
ученика,
учредителями
дополнительного
образования и др.
Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими
девиантное
поведение,
ориентирована
на
социальное
оздоровление
внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами
экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в
семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-
личностно-эмоциональных нарушений.
Основными
видами
деятельности
являются:
индивидуальное
консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью
коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная
работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам,
способам
эффективного
общения,
конструктивному
поведению
в
конфликтных ситуациях.
Наиболее эффективными формами психологической профилактики
являются групповые занятия с подростками и работа с родителями
подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение
самооценки;
увеличение
чувства
ответственности
за
свое
поведение;
предотвращение девиантного поведения подростков.
Формирование
социально
позитивно
ориентированной
личности
включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции
профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют
нравственно-правовое,
противоалкогольное
(противонаркоманическое)
воспитание.
Противоалкогольное,
антинаркотическое
воспитание,
являясь
составной частью воспитательной работы, направленной на формирование
социально позитивно ориентированной личности, включает в себя, прежде
всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических
установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные
задачи
санитарно-гигиенического
воспитания:
повышение
санитарной
грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни;
искоренение вредных для здоровья привычек.
Социально-психологическая деятельность, направленная на создание
условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия
среды,
может
включать
следующие
направления:
выявление
распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и
подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей
учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов
изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы
по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с
учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических
условий, свободных от внешних факторов риска.
Деятельность социальных педагогов и психологов образовательных
учреждений города Чебоксары по профилактике девиантного поведения
несовершеннолетних учащихся осуществляется по программе «Мы вместе!»,
разработанной в МАОУДО «Дворец детского и юношеского творчества» г.
Чебоксары Чувашской Республики.
Неотъемлемой частью программы является создание спокойной,
эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, в которой
новые навыки изучаются, апробируются на практике и применяются в жизни,
т.е. внутренне перерабатываются и проверяются во взаимодействии со
сверстниками и другими значимыми лицами.
Выделяются
этапы:
подготовительный,
диагностический,
профилактический (основной), аналитический (заключительный).
Разработка задач работы социальных педагогов и психологов по
профилактике девиантного поведения подростков была осуществлена с
учетом специфики форм девиантного поведения, а именно: нарушение
социальных
норм
обычно
сопровождается
употреблением
алкоголя,
курением и игнорированием здорового образа жизни, появлением других
вредных привычек. На этом основании были определены следующие задачи
работы социального педагога в рамках программы по профилактике
девиантного поведения подростков:
1) способствовать осознанию и усвоению подростками основных
человеческих ценностей;
2) обучить подростков способам решения жизненных проблем,
преодоления стресса и снятия напряжения без нарушения социальных норм и
применения психоактивных веществ;
3)
информировать
подростков
о
психоэмоциональных,
физиологических, соматических и социальных последствиях девиантного
поведения;
4) формировать у подростков умения и навыки: критического
мышления, эффективного общения, сопротивления негативному влиянию
сверстников, управления эмоциями;
5) сформировать установку на здоровый образ жизни;
6) повысить самооценку подростков.
В соответствии со спецификой девиантного поведения социально-
педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:
- комплексности (организация воздействия на различных уровнях
социального пространства, семьи и личности);
- адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических
характеристик);
- массовости (приоритет групповых форм работы);
- позитивности информации;
- минимизации негативных последствий;
- личностной заинтересованности и ответственности участников;
-устремленности
в
будущее
(оценка
последствий
поведения,
актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без
девиантного поведения).
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности
человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей.
Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; чтобы
его форма поведения не была детской; «героем» подростка является
активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к
мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального
созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает
дополнительные психологические трудности и во многом определяет
особенности психики и поведения подростков, может привести к
нарушениям поведения.
Список литературы.
1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:
Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М.: Владос, 2003.
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения). - М.: Академия, 2003.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ
Сфера, 2005.
5. Ретуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. – С-
Пб.:, 2001.
6. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное
поведение. Ростов-на-Дону. 2005.