Напоминание

"Психологические особенности социальной среды как следствие девиаций отклонений в поведении у подростков"


Авторы: Петрова Марина Авенировна, Архипова Наталия Георгиевна
Должность: педагог-организатор, старший методист
Учебное заведение: МАОУДО "Дворец детского юношеского творчества" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Статья.
Тема: "Психологические особенности социальной среды как следствие девиаций отклонений в поведении у подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологические особенности социальной среды как

следствие девиаций (отклонений) у подростков

Современное состояние нашего общества породило множество

социальных проблем. Среди таких социальных явлений – резкое повышение

числа подростков, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные

вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора

взрослых. В общем количестве несовершеннолетних, доставленных в органы

внутренних дел, почти треть составляют дети, не достигшие 14-летнего

возраста. Таким образом, проблема нарушений поведения данной категории

детей является актуальной.

Нарушение поведения (девиантное) - это отклонение от нормы

внешне

наблюдаемых

действий

(поступков),

в

которых

реализуется

внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических

действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях,

суждениях (вербальное нарушение поведения).

Исследователи

отмечают,

что

девиантное

поведение

-

понятие

социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в

данном

конкретно-историческом

обществе

норм

межличностных

взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в

рамках психического здоровья. Особое значение среди факторов, влияющих

на формирование девиантных подростков, имеет окружающая подростка

микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании

личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два

основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип

воспитания.

В

настоящее

время

принято

различать

гармоничные

и

негармоничные семьи. Неправильное воспитание в негармоничной семье

является основной причиной формирования девиантного поведения у

подростков.

Современные исследования в области психологии и социальной

педагогики указывают на прямую связь девиантного поведения подростков с

такими

социальными

факторами,

как:

низкий

уровень

культуры

и

образования;

отрицательное

влияние

ближайшего

окружения

(дисгармоничная

семья,

неформальная

группа

с

асоциальными

тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой

досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным

формам

поведения;

высокая

оплачиваемость

некоторых

видов

неквалифицированного

труда,

не

стимулирующая

подростка

к

профессиональному росту и образованию.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих

проявление девиантного поведения, выделяются следующие:

-

индивидуальный

фактор,

действующий

на

уровне

психобиологических

предпосылок

асоциального

поведения,

которые

затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах

школьного и семейного воспитания;

- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные

особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим

окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-

избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к

нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям

семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и

личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными и социально-

экономическими условиями существования общества.

К

проблемам

подросткового

возраста,

игнорирование

которых

приводит к отклоняющемуся поведению, исследователи также относят:

1)

кризисные

явления,

характеризующие

психофизиологическое

развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие

организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой

системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка

«гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания,

проявляющаяся

в

повышенной

возбудимости,

эмоциональной

неустойчивости;

2)

обострения

взаимоотношений

со

взрослыми,

родителями,

учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших,

чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на

«мораль равенства»;

4)

повышенная

критичность

оценочных

суждений

и

поведения

взрослых;

5)

изменения

в

характере

взаимоотношений

со

сверстниками,

потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к

негативным формам.

Риск

отклонений в развитии личности подростков указывает на

необходимость

проведения

профилактических

мероприятий

с

целью

предупреждения проявления у них следующих девиантных форм поведения:

пьянство

и

алкоголизм;

токсикомания

и

наркомания;

проституция;

суицидальное поведение; правонарушения.

Организация систематической профилактической социальной работы с

подростками будет способствовать его возвращению в общество.

Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в

медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья

и продлению жизни человека. Профилактика девиантного поведения - это

комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Для решения этой задачи социально-психологическая деятельность,

направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих

негативные воздействия среды, может включать следующие направления:

-выявление распространённости различных типов и форм девиантного

поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также

изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и

воспитании;

-анализ

результатов

изучения

мнений

учеников,

родителей

и

разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии

личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;

-создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от

внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда

компетентных

управленческих

решений,

развития

эффективного

взаимодействия

с

семьёй,

ученика,

учредителями

дополнительного

образования и др.

Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими

девиантное

поведение,

ориентирована

на

социальное

оздоровление

внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами

экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в

семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-

личностно-эмоциональных нарушений.

Основными

видами

деятельности

являются:

индивидуальное

консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью

коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная

работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам,

способам

эффективного

общения,

конструктивному

поведению

в

конфликтных ситуациях.

Наиболее эффективными формами психологической профилактики

являются групповые занятия с подростками и работа с родителями

подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение

самооценки;

увеличение

чувства

ответственности

за

свое

поведение;

предотвращение девиантного поведения подростков.

Формирование

социально

позитивно

ориентированной

личности

включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции

профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют

нравственно-правовое,

противоалкогольное

(противонаркоманическое)

воспитание.

Противоалкогольное,

антинаркотическое

воспитание,

являясь

составной частью воспитательной работы, направленной на формирование

социально позитивно ориентированной личности, включает в себя, прежде

всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических

установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные

задачи

санитарно-гигиенического

воспитания:

повышение

санитарной

грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни;

искоренение вредных для здоровья привычек.

Социально-психологическая деятельность, направленная на создание

условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия

среды,

может

включать

следующие

направления:

выявление

распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и

подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей

учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов

изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы

по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с

учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических

условий, свободных от внешних факторов риска.

Деятельность социальных педагогов и психологов образовательных

учреждений города Чебоксары по профилактике девиантного поведения

несовершеннолетних учащихся осуществляется по программе «Мы вместе!»,

разработанной в МАОУДО «Дворец детского и юношеского творчества» г.

Чебоксары Чувашской Республики.

Неотъемлемой частью программы является создание спокойной,

эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, в которой

новые навыки изучаются, апробируются на практике и применяются в жизни,

т.е. внутренне перерабатываются и проверяются во взаимодействии со

сверстниками и другими значимыми лицами.

Выделяются

этапы:

подготовительный,

диагностический,

профилактический (основной), аналитический (заключительный).

Разработка задач работы социальных педагогов и психологов по

профилактике девиантного поведения подростков была осуществлена с

учетом специфики форм девиантного поведения, а именно: нарушение

социальных

норм

обычно

сопровождается

употреблением

алкоголя,

курением и игнорированием здорового образа жизни, появлением других

вредных привычек. На этом основании были определены следующие задачи

работы социального педагога в рамках программы по профилактике

девиантного поведения подростков:

1) способствовать осознанию и усвоению подростками основных

человеческих ценностей;

2) обучить подростков способам решения жизненных проблем,

преодоления стресса и снятия напряжения без нарушения социальных норм и

применения психоактивных веществ;

3)

информировать

подростков

о

психоэмоциональных,

физиологических, соматических и социальных последствиях девиантного

поведения;

4) формировать у подростков умения и навыки: критического

мышления, эффективного общения, сопротивления негативному влиянию

сверстников, управления эмоциями;

5) сформировать установку на здоровый образ жизни;

6) повысить самооценку подростков.

В соответствии со спецификой девиантного поведения социально-

педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:

- комплексности (организация воздействия на различных уровнях

социального пространства, семьи и личности);

- адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических

характеристик);

- массовости (приоритет групповых форм работы);

- позитивности информации;

- минимизации негативных последствий;

- личностной заинтересованности и ответственности участников;

-устремленности

в

будущее

(оценка

последствий

поведения,

актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без

девиантного поведения).

Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности

человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей.

Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; чтобы

его форма поведения не была детской; «героем» подростка является

активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к

мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального

созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает

дополнительные психологические трудности и во многом определяет

особенности психики и поведения подростков, может привести к

нарушениям поведения.

Список литературы.

1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:

Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М.: Владос, 2003.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося

поведения). - М.: Академия, 2003.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ

Сфера, 2005.

5. Ретуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. – С-

Пб.:, 2001.

6. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное

поведение. Ростов-на-Дону. 2005.



В раздел образования