Автор: Душко Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР МСШ № 10 им.Л. Г. Шевцовой
Населённый пункт: г.Краснодон, Луганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится"
Раздел: начальное образование
Предмет: литературное чтение
Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»
Цель:
познакомить с новым произведением; обучать выразительному
чтению,
как
способу
передачи
личного
восприятия
текста,
своих
представлений и переживаний; расширять знания учащихся о лексическом
значении слова, об окружающем мире; развивать умения детей работать со
стихотворным текстом; развивать интерес к чтению; воспитывать бережное
отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений
поэтов и художников.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент,
объяснять смысл
названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать
настроение автора,
картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу,
самостоятельно оценивать
правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной
задачи, находят в
тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект:
умеют передавать его
внешние характеристики, используя выразительные средства языка,
высказывают свою точку
зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и
жизненных впечатлений в
процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют
эмоциональную
отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития
и обучения,
испытывают потребность в систематическом чтении.
Формы и методы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная;
объяснительно-
иллюстративный
Планируемые результаты:
Предметные:
совершенствовать поисковый способ чтения; определять
эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажа; наблюдать за
использованием средств языковой выразительности (олицетворением), за
использованием глаголов в художественно организованной речи; обогащать
словарный запас; иллюстрировать прочитанное; заучивать наизусть.
Метапредметные: формировать умение анализировать изучаемый материал,
выделять главное, самостоятельно строить план работы; уметь работать с
различными текстами и предметными моделями.
Личностные : воспитывать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Регулятивные: ставить перед собой и реализовывать исполнительскую
задачу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные: ориентироваться в тексте произведения; нализировать
произведение с точки зрения его эмоционального характера и языковой
выразительности.
Коммуникативные: развивать речь и общение, выражать свою точку зрения,
слушать
собеседника,
соблюдать
правила
общения;
аргументировать
высказывания.
Оборудование урока:
«Литературное чтение» учебник 2 класс Л.Ф..Климанова М.Просвещение,
Презентация к уроку Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится».
Ожегов С.И.«Толковый словарь русского языка»; Фонограмма Антонио
Вивальди «Зима». Видеофизминутка «Весна», карточки с заданиями для
работы в группах, ладошки.
Ход урока
1.
Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбнемся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю я вам! (Слайд )
-А какие умения необходимы для открытий на уроке? (умение учиться)
Девиз нашего урока:
Внимательно слушай - и все услышишь,
Внимательно смотри - и все увидишь,
Думай и все поймешь.
- Сегодня на уроке мы работаем в группах. (Слайд )
- Какие правила работы в группах вы знаете? (не перебивать, выслушивать
товарища, быть вежливым)
- У каждой группы есть на столе цветные ладошки – сигналы готовности
вашей группы.
2.Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. Ведь скоро, 21 марта
в России отмечается Всемирный день поэзии. В этот день мы вспоминаем
великих поэтов и их стихотворения.
Поздравим всех, кто говорит стихами,
Поздравим, кто в поэзию влюблён,
А может, сочиним стихи и сами,
Ведь жизнь прекрасна, если со стихом! ( Слайд )
-А что такое поэзия? (Это когда пишут в стихотворной форме.)
- Правильно, дети! Поэзия - одно из самых гениальных достижений
человечества. Важным элементом поэзии является рифма.
Давайте почитаем значение слова «поэзия» в Толковом словаре Сергея
Ивановича Ожегова:
1. Это словесное творчество, художественные произведения , написанные
стихами.
2. Это изящество и красота чего-либо.
-Да, ребята, поэзия - это не только стихи. Поэзия – это красота.
- А вот чему будет посвящена поэзия сегодня , вы должны догадаться сами.
У каждой группы на столе лежат конверты
с загадками. Сейчас вам
необходимо прочитать их и отгадать.
1группа
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! ( Подснежник )
2группа
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…( Март )
3 группа
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… ( Скворечник )
- Что объединяет все эти отгадки? (весна)
- Чему будут посвящено стихотворение сегодня, мой образ подскажет вам
тоже. (учитель в весеннем венке)
Я Весна - красна,
Бужу землю ото сна
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я несу.
- Пришла я к вам не спустыми руками, а с подснежниками.(Слайд)
3. Знакомство с автором произведения.
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои
произведения весне.
- Как вы думаете, почему? (Весна – это самое радостное время года, время
пробуждения и обновления.
- Среди них – Федор Иванович Тютчев. Имя этого поэта мы уже с вами
встречали на страничках учебника.
- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет.
Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно
вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту
природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли
и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
- У нас на выставке представлены сборники с произведениями Тютчева. С
ними вы можете познакомиться поближе на перемене или в школьном
читальном зале.
4. Первичное чтение, проверка качества восприятия.
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»учителем
наизусть (музыкальный фон).
-Итак, ребята, вы прослушали стихотворение. Как вы думаете, почему это
стихотворение так называется?
- В стихотворении нам встретятся следующие слова:
И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.
Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
-Выясним значение слов (карточка). Соедините слова с их значениями
самостоятельно.
- Кто сделал без ошибок? Какое слово вызвало затруднение? Запомните его.
Поднимаем ладошку. ( Слайд )
5. Вторичное чтение, аналитико – синтетическая работа с текстом.
Словарная работа
1. Чтение стихотворения хором.
- О чем это стихотворение? (О борьбе зимы и весны)
- Какими нам представляются зима и весна?
- Что делает их «живыми»? (Поэт наделяет их человеческими качествами ).
- Этот прием в поэзии называется олицетворением.
- Скажите, на чьей стороне автор? Что ему больше нравится? ( Поэту больше
нравится Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не
уходит).
2.Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам.
Анализ стихотворения
1 группа:
1 часть. Прочитайте самостоятельно первую часть стихотворения и ответьте:
- Почему злится Зима? (Она злится, потому что прошла ее пора)
- Каким другим словом можно заменить слово «недаром»? («не зря», «не
напрасно»)
- А что обозначает слово «недаром» в этом стихотворении? ( Это значит,
что у Зимы есть причины злиться на Весну).
2 часть. Прочитайте самостоятельно вторую часть стихотворения и ответьте:
- О каких признаках весенней природы можно сказать словами автора ?
( Все засуетилось, жаворонки в небе)
2.А как вы понимаете смысл слов «все засуетилось»? ( Это значит, что все
оживает, движется, тает).
3.Значит,
каким
должен
быть
темп
чтения
этой
части?
(Быстрый,
передающий движение).
4. Какие слова здесь главные? Подчеркните их. (Дети работают)
2 группа:
3 часть. Прочитайте самостоятельно третью часть
1.Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (Хлопочет, ворчит,
хохочет, шумит).
2.Какие слова здесь главные? Эти слова и являются здесь главными.
( ворчит, хохочет, шумит).
3.А как шумит Весна? Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим
криком.
4. А как понять слово «пуще»? ( Пуще, значит, сильнее.)
Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения. (Читают два
ученика.)
3 группа:
4 часть. Прочитайте четвѐртую часть
1.Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит.
(Зима «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в данной
части.)
2.А как автор называет Весну («прекрасное дитя»).
3.Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. (Она посылает метель
на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг
спрячется, повалит густой снег, а потом опять голубое небо).
4.Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения, передайте
отношение автора к Зиме и Весне. (Читают два ученика.)
Все вместе:
5 часть. Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопросы:
1.Как Весна отреагировала на проказы Зимы? ( Весна не переживает и не
обращает внимания.)
2.В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно
автору. А как бы сказали грамотно мы?
( Надо говорить «умылась».)
3. Итак, при выразительном чтении этого стихотворения, какие слова надо
выделить голосом? Нужно выделять голосом главные слова, те, которые мы
подчеркнули.
4. А как понять слово «наперекор»? ( Наперекор, это значит, назло.)
6 .Закрепление нового материала.
А теперь, прочитайте выразительно все стихотворение вслух.
- Каким тоном надо его читать? ( Это стихотворение нужно читать бодро.)
- Почему? (Потому что Весна побеждает.)
(Первый раз стихотворение прочитывается «по цепочке» пятью учениками,
так как пять частей. Второй и третий отдельными учащимися, от начала
и до конца.)
7.Заключительная работа с текстом: (работа в группах)
1группа: находит строчки и подчеркивает действия глаголы Зимы.
2группа: находит строчки и подчерктвает действия глаголы Весны.
(Слайд )
- Прочитайте эти слова. Эти явления мы наблюдаем в природе в конце зимы.
Мы познакомились с приемом - контраст.
Проверка:
Зима
злится
хлопочет
ворчит
взбесилась
пустила
Весна
стучится
гонит
хохочет
шумит
умылася
стала румяней
3группа: творческая – рисуют образы (лицо) : злую Зиму и добрую Весну.
Показывают сценку как Зима спорит с Весной.
Заключительное чтение «цепочкой» с опорой на выделенные слова.
- Получилось у нас?
8.Итог урока
- Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго. А как вы относитесь к
зиме?
-Правильно, ведь и Зима была по своему хороша.
-Вспомните, у Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!»
- Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и
происходит это постепенно, не в одночасье.
- С каким произведением познакомились?
- Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
- А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
- Какое настроение у вас возникло на уроке?
- За что могли бы себя похвалить?
- Понравился ли вам урок?
- У кого появилось желание выучить стихотворение?
9.Рефлексия
- Закройте глазки, представьте - бегут ручьи, птички поют, солнышко
пригревает, нам тепло и хорошо, и так хочется, чтоб скорей пришла - Весна.
Нарисуйте свое настроение на подснежниках, которые вам подарила весна в
начале урока.
10.Домашнее задание
Дома выучите стихотворение наизусть, или приготовьтесь читать его
выразительно, как на конкурс.