Напоминание

Игра "Мемо - пословицы" для формирования читательской грамотности учащихся.


Автор: Санникова Алевтина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОО СОШ №1 имени Героя Советского Союза Закира Султанова
Населённый пункт: УР Малопургинский район село Малая Пурга
Наименование материала: Дидактический материал для уроков русского языка и литературного чтения.
Тема: Игра "Мемо - пословицы" для формирования читательской грамотности учащихся.
Раздел: начальное образование





Назад




Игра « Мемо – пословицы» для формирования читательской грамотности

учащихся.

Знакомство с пословицами – один из аспектов формирования читательской

грамотности. Но в курсе «Литературное чтение» по программе Горецкого и

Климановой предусматривается усвоение не менее 10 пословиц после каждого года

обучения. Соответственно, выпускники начальной школы должны знать и понимать

содержание примерно 40 пословиц на разные темы. Но как достичь такого

результата?

И никому не секрет, что использование пословиц и на уроках русского языка и

литературы развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку,

способствует лучшему усвоению грамматики и ,конечно, помогает формированию

функциональной грамотности.

Работа над пословицами не может ограничиваться только уроками.

И в игре можно формировать читательскую грамотность.

Для смыслового обучения чтению я решила апробировать игру Мемо.

1.

Цель игры — найти как можно больше пар пословиц, а для этого нужно

хорошенько сосредоточиться и напрячь зрительную память и внимание.

2.

Играть могут двое и более человек — чем больше, тем веселее

3.

Согласно правилам игры нужно перемешать карточки и разложить их на столе

надписями вниз одна к другой, чтобы из карточек образовался прямоугольник

или квадрат (если карточки квадратные).

4.

Играть могут двое и более человек — чем больше, тем веселее.

5.

Игру начинает любой игрок и далее ход передается по часовой стрелке.

6.

Игрок должен взять любые две карточки, посмотреть на запись и прочитать их

остальным игрокам.

7.

Если пословицы совпали (к этому надо стремиться), игрок забирает их и

продолжает игру до тех пор, пока не возьмет карточки с разными надписями.

8.

Если пословицы на карточках не совпадают, нужно положить их на те же

места, где они лежали раньше записями вниз.

Выигрывает тот, у кого к концу игры оказывается большее количество парных

карточек.

В продаже игры нет, но изготовление данного методического материала не

представляет сложности.

Сначала необходимо приготовить:

1.

Игральные карты для взрослых. Количество карт зависит от возраста игроков.

2.

Собрать и записать пословицы, разделив их на две смысловые единицы.

3.

Напечатать пословицы на компьютере по смысловым частям.

4.

С изнаночной стороны карт наклеить готовые части пословиц.

5.

Лицевую сторону карт можно оформить по желанию одинаковыми

предметными картинками или словами.

6.

Все сложить в коробочку. Сверху на коробке приклеиваем название игры

«Пословицы».

7.

Игра готова.

Можно сделать Мемо по темам Пословицы о дружбе, о родине и т.д.

Игра моим ученикам понравилась. Нравится и мне. Потому что есть результат.

Ученики запоминают пословицы и используют в своей речи. А так же

учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся

слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

( Ждут когда игрок прочитает, а если запомнили пословицу, то произносят ее)

увеличивается

интеллектуальный

потенциал

участников,

расширяется

их словарный запас;( играют часто, поэтому запоминают слова и как они

пишутся)

обостряется любознательность, наблюдательность; ( давайте еще сделаем

соберем пословицы , запоминают где какая карта лежит)

совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно

насыщенного

текста;(

над

смыслом

пословицы

работают

совместно.

Несоответствия исправляют.

Если пословица по смыслу подошла, но оказалась неверной, игрокам весело.

В своем болоте – стыдно не знать. Волков бояться — людей насмешишь. Век

живи - один раз отрежь.

развивает активное слушание; (все заинтересованы ходом игры, поэтому

должны друг друга слушать)

повышает самооценку (игроки не боятся неправильно прочесть)

учит занимательной организации досуга.( играют на переменах

и как

поощрение на уроке)

помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без

которого трудно отработать беглость и правильность текста.

Данная

игра

способствует

повышению

уровня

читательских

умений

и

формированию читательской грамотности младших школьников. И еще Владимир

Даль говорил, что знакомство с пословицами –это решение маленьких умственных

задач.



В раздел образования