Автор: Санникова Алевтина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОО СОШ №1 имени Героя Советского Союза Закира Султанова
Населённый пункт: УР Малопургинский район село Малая Пурга
Наименование материала: Дидактический материал для уроков русского языка и литературного чтения.
Тема: Игра "Мемо - пословицы" для формирования читательской грамотности учащихся.
Раздел: начальное образование
Игра « Мемо – пословицы» для формирования читательской грамотности
учащихся.
Знакомство с пословицами – один из аспектов формирования читательской
грамотности. Но в курсе «Литературное чтение» по программе Горецкого и
Климановой предусматривается усвоение не менее 10 пословиц после каждого года
обучения. Соответственно, выпускники начальной школы должны знать и понимать
содержание примерно 40 пословиц на разные темы. Но как достичь такого
результата?
И никому не секрет, что использование пословиц и на уроках русского языка и
литературы развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку,
способствует лучшему усвоению грамматики и ,конечно, помогает формированию
функциональной грамотности.
Работа над пословицами не может ограничиваться только уроками.
И в игре можно формировать читательскую грамотность.
Для смыслового обучения чтению я решила апробировать игру Мемо.
1.
Цель игры — найти как можно больше пар пословиц, а для этого нужно
хорошенько сосредоточиться и напрячь зрительную память и внимание.
2.
Играть могут двое и более человек — чем больше, тем веселее
3.
Согласно правилам игры нужно перемешать карточки и разложить их на столе
надписями вниз одна к другой, чтобы из карточек образовался прямоугольник
или квадрат (если карточки квадратные).
4.
Играть могут двое и более человек — чем больше, тем веселее.
5.
Игру начинает любой игрок и далее ход передается по часовой стрелке.
6.
Игрок должен взять любые две карточки, посмотреть на запись и прочитать их
остальным игрокам.
7.
Если пословицы совпали (к этому надо стремиться), игрок забирает их и
продолжает игру до тех пор, пока не возьмет карточки с разными надписями.
8.
Если пословицы на карточках не совпадают, нужно положить их на те же
места, где они лежали раньше записями вниз.
Выигрывает тот, у кого к концу игры оказывается большее количество парных
карточек.
В продаже игры нет, но изготовление данного методического материала не
представляет сложности.
Сначала необходимо приготовить:
1.
Игральные карты для взрослых. Количество карт зависит от возраста игроков.
2.
Собрать и записать пословицы, разделив их на две смысловые единицы.
3.
Напечатать пословицы на компьютере по смысловым частям.
4.
С изнаночной стороны карт наклеить готовые части пословиц.
5.
Лицевую сторону карт можно оформить по желанию одинаковыми
предметными картинками или словами.
6.
Все сложить в коробочку. Сверху на коробке приклеиваем название игры
«Пословицы».
7.
Игра готова.
Можно сделать Мемо по темам Пословицы о дружбе, о родине и т.д.
Игра моим ученикам понравилась. Нравится и мне. Потому что есть результат.
Ученики запоминают пословицы и используют в своей речи. А так же
учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся
слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
( Ждут когда игрок прочитает, а если запомнили пословицу, то произносят ее)
увеличивается
интеллектуальный
потенциал
участников,
расширяется
их словарный запас;( играют часто, поэтому запоминают слова и как они
пишутся)
обостряется любознательность, наблюдательность; ( давайте еще сделаем
соберем пословицы , запоминают где какая карта лежит)
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно
насыщенного
текста;(
над
смыслом
пословицы
работают
совместно.
Несоответствия исправляют.
Если пословица по смыслу подошла, но оказалась неверной, игрокам весело.
В своем болоте – стыдно не знать. Волков бояться — людей насмешишь. Век
живи - один раз отрежь.
развивает активное слушание; (все заинтересованы ходом игры, поэтому
должны друг друга слушать)
повышает самооценку (игроки не боятся неправильно прочесть)
учит занимательной организации досуга.( играют на переменах
и как
поощрение на уроке)
помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без
которого трудно отработать беглость и правильность текста.
Данная
игра
способствует
повышению
уровня
читательских
умений
и
формированию читательской грамотности младших школьников. И еще Владимир
Даль говорил, что знакомство с пословицами –это решение маленьких умственных
задач.