Автор: Иванова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ д.Ручьи
Населённый пункт: д.Ручьи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
Раздел: начальное образование
Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения. Где
поставить запятую?»
Предмет: Русский язык. Класс: 4
Иванова Екатерина Николаевна
учитель начальных классов второй категории,
МБОУ СОШ д. Ручьи, Конаковского района,
Тверской области.
Пояснительная записка
Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического
планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную
связь однородных членов: подлежащих и сказуемых, дополнений, обстоятельств и
определений. Познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на
самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.
Цель:
- находить однородные главные и второстепенные члены предложения.
- познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых
простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.
Задачи:
-закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении;
- закреплять умения определять основу предложения;
- закреплять умения находить однородные главные и второстепенные члены
предложения.
-формировать умения находить общее для нескольких второстепенных членов
предложения главное слово, к которому они одинаково относятся;
- формировать умения ставить запятые при бессвязной связи однородных и
второстепенных членов предложений.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
Познавательные УУД:
Читать
/строить
схемы/модели
предложений
для
выявления
связи
слов
в
предложении.
Коммуникативные:
Формировать умения строить монологическое высказывание, договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности (работа в парах).
Личностные:
Воспитывать культуру межличностных отношений, мотивацию учебного труда .
Регулятивные:
Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.
Основные понятия: однородные члены предложения, знаки препинания.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: Каленчук М.П. и др. «Русский язык» 1-2 ч., Т.А. Байкова ТПО №1,
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», УМК «Перспективная начальная школа».
План урока:
1.Оргмомент.
2.Словарная работа.
3.Актуализация знаний.
4.Целепологание и мотивация.
5.Проблемное объяснение нового материала.
6. Первичное закрепление нового материала.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Оргмомент
Эмоциональный настрой
Словарная
работа
Актуализация
знаний.
Целеполагание
и мотивация.
Проблемное
объяснение
нового
материала.
Прочитайте слово на доске: СВОБОДА
-Где опасные места? Почему?
-Можно ли проверить?
- Как решить проблему?
-
Запишите
слово
в
тетрадь,
запишите
в
транскрипции.
-Выполните анализ слова СВОБОДА
а)лексическое значение
(Выступление ученицы с проектом.
См. приложение )
-Назовите постоянные и непостоянные признаки
(род, склонение, число. падеж).
-Назовите формы слова
- подберите родственные слова
(Свободный, освободить, ).
- Выполните задание в ТПО №1 –упр.16 (первое
предложение).
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу
своего соседа.
-Найдите второе предложение.
-Сделайте схему этого предложения.
- Что вы можете о нем рассказать?
-Предположите,
чем мы будем заниматься на
уроке.
- Откройте страницу «Содержание» учебника,
найдите тему урока, прочитайте.
- Откройте нужную страницу в учебнике, где мы
будем работать.
- Еще раз прочитайте название темы, определите,
какую проблему должны решить на уроке.
-Обратите внимание на плакат с.36 учебника
Какие именно однородные члены используются в
качестве
примеров
на
плакате?
Вы
можете
ответить на этот вопрос?
Сравни первое предложение на плакате с его
схемой:
Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.
Работа с записью
на доске.
Ответы
на
вопросы.
Работа в тетрадях.
Слушание
выступления
ученицы,
анализ
слова свобода.
Работа в ТПО №1
Работа в парах.
Работа с тетрадью,
ответы на вопросы.
Работа с учебником
Постановка
цели
урока
Ответы детей.
Первичное
закрепление
нового
материала.
Итог урока.
Домашнее
задание.
_____ , _____, _____.
Вы заметили, что на схеме указываются запятые
между однородными членами предложения?
Спиши с плаката второе и третье предложение.
Составь их схемы.
-Найдите упр.22, прочитайте задания:
а) обнаружить однородные члены предложения;
б) прочитай текст, показывая интонацией те места,
где пропущены запятые;
- О чем должны помнить, выполняя задание?
- Где можно проверить?
(на с. 36)
- Воспользуйся подсказкой Летучей Мыши!
- Как решается эта проблема?
- На что нужно обратить внимание, чтобы
правильно
вставить
нужные
буквы
и
знаки
препинания?
-Найдите упр.23, прочитайте задание
-Что нужно сделать в задании?
-Выполните задание самостоятельно, а 2 ученика
выполнят на доске.
-Проверьте работу у себя и на доске.
-В каких двух предложениях отсутствуют нужные
знаки?
-А ещё в каких двух предложениях в конце стоят
не те знаки, какие должны стоять?
Рефлексия деятельности.
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Удалось ли ее решить?
- Где можно применять полученные знания?
- Найдите в ТПО упр.17, прочитайте задания до
конца.
- Сможете выполнить самостоятельно?
-
Если
понадобится
помощь,
где
искать
информацию?
-Спасибо, дети! Вы хорошо поработали. Урок
окончен.
Ответы детей.
Ответы детей.
Работа в парах:
Взаимоконтроль.
Работа с
учебником.
Отвечают на
вопросы
Вывод: если
однородные члены
предложения
связаны друг с
другом только
интонацией
перечисления, то
между ними
ставится запятая.
2 учащихся на
доске
Самоконтроль.
Обобщение знаний.
Выводы
Работа в ТПО №1
Объясняют,
где
получить
информацию
Приложение
Проект
по исследованию лексического значения слова «Свобода»
Цель проекта: исследовать лексическое значение слова «свобода»
План проекта
1.Найти в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «свобода».
2. Выписать на отдельный лист.
3.Подобрать родственные слова.
4.Подобрать синонимы.
5.Подобрать антонимы.
5.Подобрать пословицы.
6. Познакомить одноклассников на уроке с подобранным материалом.
Список литературы
1.
Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 1ч., М.;
Академкнига/Учебник,2010.
2.
Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: методическое
пособие.-М., Академкнига/Учебник, 2009
3.
Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 2ч., М.;
Академкнига/Учебник,2010.
4.
Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Тетрадь для самостоятельных работ №1.-М.,
Академкнига/Учебник, 2011.
5.
С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва 2013 г.