Напоминание

"Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"


Автор: Иванова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ д.Ручьи
Населённый пункт: д.Ручьи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения. Где

поставить запятую?»

Предмет: Русский язык. Класс: 4

Иванова Екатерина Николаевна

учитель начальных классов второй категории,

МБОУ СОШ д. Ручьи, Конаковского района,

Тверской области.

Пояснительная записка

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического

планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную

связь однородных членов: подлежащих и сказуемых, дополнений, обстоятельств и

определений. Познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на

самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Цель:

- находить однородные главные и второстепенные члены предложения.

- познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых

простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Задачи:

-закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении;

- закреплять умения определять основу предложения;

- закреплять умения находить однородные главные и второстепенные члены

предложения.

-формировать умения находить общее для нескольких второстепенных членов

предложения главное слово, к которому они одинаково относятся;

- формировать умения ставить запятые при бессвязной связи однородных и

второстепенных членов предложений.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Познавательные УУД:

Читать

/строить

схемы/модели

предложений

для

выявления

связи

слов

в

предложении.

Коммуникативные:

Формировать умения строить монологическое высказывание, договариваться о

распределении ролей в совместной деятельности (работа в парах).

Личностные:

Воспитывать культуру межличностных отношений, мотивацию учебного труда .

Регулятивные:

Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.

Основные понятия: однородные члены предложения, знаки препинания.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: Каленчук М.П. и др. «Русский язык» 1-2 ч., Т.А. Байкова ТПО №1,

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», УМК «Перспективная начальная школа».

План урока:

1.Оргмомент.

2.Словарная работа.

3.Актуализация знаний.

4.Целепологание и мотивация.

5.Проблемное объяснение нового материала.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Оргмомент

Эмоциональный настрой

Словарная

работа

Актуализация

знаний.

Целеполагание

и мотивация.

Проблемное

объяснение

нового

материала.

Прочитайте слово на доске: СВОБОДА

-Где опасные места? Почему?

-Можно ли проверить?

- Как решить проблему?

-

Запишите

слово

в

тетрадь,

запишите

в

транскрипции.

-Выполните анализ слова СВОБОДА

а)лексическое значение

(Выступление ученицы с проектом.

См. приложение )

-Назовите постоянные и непостоянные признаки

(род, склонение, число. падеж).

-Назовите формы слова

- подберите родственные слова

(Свободный, освободить, ).

- Выполните задание в ТПО №1 –упр.16 (первое

предложение).

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу

своего соседа.

-Найдите второе предложение.

-Сделайте схему этого предложения.

- Что вы можете о нем рассказать?

-Предположите,

чем мы будем заниматься на

уроке.

- Откройте страницу «Содержание» учебника,

найдите тему урока, прочитайте.

- Откройте нужную страницу в учебнике, где мы

будем работать.

- Еще раз прочитайте название темы, определите,

какую проблему должны решить на уроке.

-Обратите внимание на плакат с.36 учебника

Какие именно однородные члены используются в

качестве

примеров

на

плакате?

Вы

можете

ответить на этот вопрос?

Сравни первое предложение на плакате с его

схемой:

Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.

Работа с записью

на доске.

Ответы

на

вопросы.

Работа в тетрадях.

Слушание

выступления

ученицы,

анализ

слова свобода.

Работа в ТПО №1

Работа в парах.

Работа с тетрадью,

ответы на вопросы.

Работа с учебником

Постановка

цели

урока

Ответы детей.

Первичное

закрепление

нового

материала.

Итог урока.

Домашнее

задание.



_____ , _____, _____.

Вы заметили, что на схеме указываются запятые

между однородными членами предложения?

Спиши с плаката второе и третье предложение.

Составь их схемы.

-Найдите упр.22, прочитайте задания:

а) обнаружить однородные члены предложения;

б) прочитай текст, показывая интонацией те места,

где пропущены запятые;

- О чем должны помнить, выполняя задание?

- Где можно проверить?

(на с. 36)

- Воспользуйся подсказкой Летучей Мыши!

- Как решается эта проблема?

- На что нужно обратить внимание, чтобы

правильно

вставить

нужные

буквы

и

знаки

препинания?

-Найдите упр.23, прочитайте задание

-Что нужно сделать в задании?

-Выполните задание самостоятельно, а 2 ученика

выполнят на доске.

-Проверьте работу у себя и на доске.

-В каких двух предложениях отсутствуют нужные

знаки?

-А ещё в каких двух предложениях в конце стоят

не те знаки, какие должны стоять?

Рефлексия деятельности.

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли ее решить?

- Где можно применять полученные знания?

- Найдите в ТПО упр.17, прочитайте задания до

конца.

- Сможете выполнить самостоятельно?

-

Если

понадобится

помощь,

где

искать

информацию?

-Спасибо, дети! Вы хорошо поработали. Урок

окончен.

Ответы детей.

Ответы детей.

Работа в парах:

Взаимоконтроль.

Работа с

учебником.

Отвечают на

вопросы

Вывод: если

однородные члены

предложения

связаны друг с

другом только

интонацией

перечисления, то

между ними

ставится запятая.

2 учащихся на

доске

Самоконтроль.

Обобщение знаний.

Выводы

Работа в ТПО №1

Объясняют,

где

получить

информацию

Приложение

Проект

по исследованию лексического значения слова «Свобода»

Цель проекта: исследовать лексическое значение слова «свобода»

План проекта

1.Найти в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «свобода».

2. Выписать на отдельный лист.

3.Подобрать родственные слова.

4.Подобрать синонимы.

5.Подобрать антонимы.

5.Подобрать пословицы.

6. Познакомить одноклассников на уроке с подобранным материалом.

Список литературы

1.

Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 1ч., М.;

Академкнига/Учебник,2010.

2.

Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: методическое

пособие.-М., Академкнига/Учебник, 2009

3.

Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 2ч., М.;

Академкнига/Учебник,2010.

4.

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Тетрадь для самостоятельных работ №1.-М.,

Академкнига/Учебник, 2011.

5.

С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва 2013 г.



В раздел образования