Напоминание

Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся с ЗПР в начальной школе.


Автор: Удод Марина Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГОАОУ "Траектория"
Населённый пункт: город Грязи, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся с ЗПР в начальной школе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у

обучающихся с ЗПР в начальной школе.

Межполушарное взаимодействие — что это такое?

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий.

Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое

мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение

планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на

слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно

развиты.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого

и правого полушарий мозга в единую интегративную целостно работающую

систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых

факторов.

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль

берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого

блокируется. Это приводит к тому, что обучающийся испытывает

дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и

чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно

неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные

ситуации. В результате обучающийся с ЗПР трудом усваивает обучающий

материал.

У обучающегося с ЗПР не редко можно наблюдать такие симптомы, как:

- агрессия;

- плохое запоминание;

- непонятная и сбивчивая речь;

- зеркальное написание букв и цифр;

- сложности в описании действия, изображенного на рисунке;

- сложности в общении с ровесниками;

- проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.

Именно эти симптомы могут свидетельствовать о нарушении

межполушарного взаимодействия. А ведь успешная учеба ребенка в школе

во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С

их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Для развития межполушарных связей у обучающихся с ЗПР используют

специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих

полушарий. Они являются мозговой гимнастикой, достаточно нескольких

минут занятий в день.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом

влияют:

пальчиковая гимнастика;

кинезиологические упражнения;

самомассаж;

дыхательные упражнения;

дидактические задания;

творчество;

логоритмика.

И важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между

полушариями мозга у обучающихся с ЗПР, тем проще он будет обучаться

новому, лучше выстраивать взаимоотношения со сверстниками и

окружающими, достигать отличных результатов в учебной деятельности.

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи

между полушариями у обучающихся с ЗПР. Помимо основного

предназначения, что такие игры и упражнения формируют зрительно-

моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также

развитию мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика – это отличный способ для

развития мелкой моторики у обучающихся с ЗПР, что в свою

очередь способствует развитию речи. Также

тренируется усидчивость, внимание и координация

движений ребёнка. Немаловажным является

развитие фантазии, чувства цвета и воображения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений,

направленный на активизацию различных отделов коры

головного мозга. И является одним из эффективных способов формирования

и развития межполушарных взаимодействий.

Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребёнком,

благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от

рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа

заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему

обучающегося. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное

взаимодействие. Самомассаж помогает обучающимся с ЗПР лучше

рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Логоритмика - это отличный способ развития речевого и

моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и

слова. Произношение слов и совершение определенных

действий прекрасно развивает речь и способствует

формированию межполушарного взаимодействия у

обучающихся с ЗПР.

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного

взаимодействия, у обучающихся с ЗПР появляется уверенность в себе, они

становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и

систематизируют усвоенный материал.



В раздел образования