Автор: Удод Марина Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГОАОУ "Траектория"
Населённый пункт: город Грязи, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся с ЗПР в начальной школе.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у
обучающихся с ЗПР в начальной школе.
Межполушарное взаимодействие — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий.
Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое
мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение
планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на
слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно
развиты.
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого
и правого полушарий мозга в единую интегративную целостно работающую
систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых
факторов.
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль
берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого
блокируется. Это приводит к тому, что обучающийся испытывает
дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и
чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно
неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные
ситуации. В результате обучающийся с ЗПР трудом усваивает обучающий
материал.
У обучающегося с ЗПР не редко можно наблюдать такие симптомы, как:
- агрессия;
- плохое запоминание;
- непонятная и сбивчивая речь;
- зеркальное написание букв и цифр;
- сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
- сложности в общении с ровесниками;
- проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Именно эти симптомы могут свидетельствовать о нарушении
межполушарного взаимодействия. А ведь успешная учеба ребенка в школе
во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С
их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.
Для развития межполушарных связей у обучающихся с ЗПР используют
специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих
полушарий. Они являются мозговой гимнастикой, достаточно нескольких
минут занятий в день.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом
влияют:
пальчиковая гимнастика;
кинезиологические упражнения;
самомассаж;
дыхательные упражнения;
дидактические задания;
творчество;
логоритмика.
И важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между
полушариями мозга у обучающихся с ЗПР, тем проще он будет обучаться
новому, лучше выстраивать взаимоотношения со сверстниками и
окружающими, достигать отличных результатов в учебной деятельности.
Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи
между полушариями у обучающихся с ЗПР. Помимо основного
предназначения, что такие игры и упражнения формируют зрительно-
моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также
развитию мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика – это отличный способ для
развития мелкой моторики у обучающихся с ЗПР, что в свою
очередь способствует развитию речи. Также
тренируется усидчивость, внимание и координация
движений ребёнка. Немаловажным является
развитие фантазии, чувства цвета и воображения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений,
направленный на активизацию различных отделов коры
головного мозга. И является одним из эффективных способов формирования
и развития межполушарных взаимодействий.
Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребёнком,
благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от
рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа
заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему
обучающегося. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное
взаимодействие. Самомассаж помогает обучающимся с ЗПР лучше
рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.
Логоритмика - это отличный способ развития речевого и
моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и
слова. Произношение слов и совершение определенных
действий прекрасно развивает речь и способствует
формированию межполушарного взаимодействия у
обучающихся с ЗПР.
В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного
взаимодействия, у обучающихся с ЗПР появляется уверенность в себе, они
становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и
систематизируют усвоенный материал.