Автор: Арсланова Дина Рамильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Школа "Гармония" с.Миловка
Населённый пункт: муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература для детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Художественная литература
для детей младшего школьного возраста
Книги шведского писателя Свена Нурдквиста о Петсоне и его котенке
Финдусе получили мировое признание, переведены на многие языки мира.
Я в своей педагогической практике решила познакомить учеников с
серией книг об озорном котенке и его хозяине. Мы с ребятами прочитали все
книги, провели исследовательскую работу. Получилась очень увлекательная
работа по авторским иллюстрациям в книгах.
В авторских иллюстрациях действительно очень много деталей. Их
можно рассматривать долго. Мои ученики с умилением попробовали
изобразить движения котенка, как на страницах книг.
Но особенно увлекательно было ребятам рассматривать маленьких
озорных
фантастических существ, очень разнообразных на вид и по
характеру. Живут они в щелях, подполе, чулане и огороде маленького
деревенского домика Петсона. Мюклы очень редко появляются в тексте, но
практически постоянно присутствуют на картинках. Одни похожи на людей,
другие на птиц и животных, третьи напоминают фантазийные фигурки из
пластилина.
Мы с ребятами выяснили, что некоторые мюклы следят за порядком
в доме, часто копируют внешний вид и поведение главных героев. Также в
книге изображены домики мюкл, построенные под деревом, по внешнему
виду очень похожие на дома людей.
На разворотах одних книг мы увидели весёлых мюкл, наблюдающих
за Финдусом, заливающихся смехом.
На разворотах
других
книг обнаружили мюкл-индейцев с перьями на
голове, которые сидели в вигваме. А другая мюкла ловит жучков на удочку.
У лесных мюкл есть своя железная дорога, по которой движутся вагончики,
загруженные еловыми ветками. Мюкла-птица, которая живёт в дупле,
смотрит в подзорную трубу. Когда наступила ночь, Финдус лёг спать в
шляпе Петсона, а рядом улеглась маленькая мюкла. Мюклы с луком и сачком
подкрадываются под кроватью. В книге есть изображение улитки, вместо
домика на спине, у нее палатка. Мюкла-турист из северных краев, стоит в
тёплой одежде.
В «Переполох в
огороде
» пока Петсон и
Финдус занимаются
прополкой огорода, мюкла на дереве вылезла из своего домика- скворечника,
убирается и втряхивает половичок.
И в книге «Охота на лис» мюклы со своими детьми, удобно
устроившись, наблюдают за работой Петсона. Мюкла-космонавт стоит у
ракеты, словно приготовился к отлёту. Ноябрьским днем грустная мюкла
стоит
под
зонтиком
на столе
в «Петсон
грустит».
Мюкл в книгах много, все они разные. Мюклы-птицы, мюклы-грибы, мюклы,
похожие на собачку или лягушек. Мюкла-волк. Мюкла-бабочка с ушами
вместо крыльев и мюкла- пчела в очках. Зеленые, синие, рыжие, полосатые,
в одежке и нет.
Образы мюкл дополняют истории, передают настроение героев,
помогают лучше понять содержание книги, развивают фантазию, оставляют
простарнство для развития воображения.
Мюклы очень похожи на домовых. Мы с ребятами сравнили образ
домовёнка с образом мюкл из книг Свена Нурдквиста.
Татьяна Александрова написала чудесное произведение «Домовёнок
Кузя», в котором главным героем является Кузя – домовёнок маленького
размера. Ему исполнилось уже семь веков. В рассказе Александровой идет
речь об искреннем чувстве – дружба. Девочка и домовенок Кузя стали
поданными и верными товарищами.
Кузька обладает невероятной харизмой и фантастическим обаянием,
речь насыщена древнерусскими выражениями и фразеологизмами.
В произведениях Свена Нурдквиста Финдус общается с мюклами, они
ему нравятся, иногда он их поучает, иногда задаёт им вопросы для выяснения
некоторых ситуаций, хотя не всегда получает толковые ответы. Ведь мюклы
любят шалить. Но ясно одно, котёнок к ним серьёзно не относится. А иногда
проявляет пренебрежительное отношение.
После прочтения книг в классе организовали выставку книг о котенке
Финдусе и Петсоне. Ребята еще долгое время возвращались к чтению этих
книг. Нарисовали иллюстрации к особо понравившимся книгам, дома с
родителями создали свои книжки с увлекательными заданиями от мюкл.
Получилась коллективная исследовательская работа! Самое главное, удалось
заинтересовать детей этими чудесными книгами!