Напоминание

"Песочная терапия в работе с детьми с РАС"


Автор: Пермякова Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МЮОУ "СОШ №10 с УИФ и ТД"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Песочная терапия в работе с детьми с РАС"
Раздел: начальное образование





Назад




Песочная терапия в работе с детьми с РАС

Часто руки знают, как распутать, то,

Над чем тщетно бьется разум.

К.Г. Юнг

Техника песочная терапия возникла в рамках юнгианского подхода и во многом

базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником

внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникло в 1950-х гг., считается

швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Что такое песочная терапия?

Песок-загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека –

своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и

ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песочная терапия – возможность

выразить, то для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно

обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного

восприятия. Игра с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а

значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ

подачи материала.

Песочная терапия — это мощный инструмент, который может значительно

помочь в развитии детей с РАС, улучшая их эмоциональное состояние и

коммуникативные способности.

Песочная терапия является эффективным методом работы с детьми с расстройствами

аутистического спектра (РАС). Этот подход позволяет детям выражать свои чувства и

переживания через игру с песком, что дает им возможность взаимодействовать с

окружающим миром в безопасной и ненавязчивой обстановке.

Основные преимущества песочной терапии:

- Выражение эмоций: Дети могут визуализировать свои внутренние переживания и

эмоции через создание сцен и изменений в песке.

- Улучшение социализации: Работа в песочнице может способствовать развитию

социальных навыков, таких как совместная игра, ожидание своей очереди и общение.

- Развитие моторики: Игры с песком помогают развивать мелкую и крупную моторику

через манипуляции с различными инструментами и материалами.

- Снижение тревожности: Песочная терапия обладает успокаивающим эффектом, что

может уменьшить стресс и тревожность у детей.

Рекомендации для проведения сеансов:

- Создание безопасного пространства: Убедитесь, что терапевтическая зона является

комфортной и безопасной для ребенка.

- Наблюдение: Позвольте ребенку работать в своем темпе, наблюдая за его действиями и

эмоциональной реакцией.

- Поддерживающая беседа: Ведите диалог с ребенком о его создании, задавая открытые

вопросы, чтобы стимулировать его мышление.

- Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать

процесс под конкретные потребности и интересы.

Работа над фонетической стороной речи

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха,

но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом или

воспитателем звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать

называемые педагогом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание

можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собрать в зоопарк

(зоомагазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук (л]: слон,

крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка, орел, ласточка и т.д.

Естественно, перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Чтобы не

брать традиционную пару [р]—[л], возьмем [с]-[ш]. На «супервижн» выставляются

вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы,

шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры,

опоссума, барсука, сокола и т.п. После обозрения дети должны разделить пространство и

заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть - животными со звуком-

оппозиционером.

Для разнообразия можно отправить детей в путешествие по миру в поисках животных или

подбирать определенных животных для издания, например, Красной книги.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха,

можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в

определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить

предложение с использованием заданного звука.

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и

посуды. В настоящее время разнообразие предметов широко представлено в

дидактических наборах. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их

недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на

подставочках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.

Работа над лексической стороной речи

Обогащение и закрепление слов родного языка — одна из самых важных задач развития

или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице?

Во-первых, конечно же, расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей:

песок, песчинка, песчанка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие

слова.

Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами

(даже без учета использования приставок. Об этом — в следующем разделе). Для

примера: сыпать, гладить, грести, превращать, мочить и т.п. В песочнице речь ребенка

можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными

значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой,

золотистый, зыбучий и т.д.

В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации

словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно

побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов. Это актуально и

для логопатов, и для детей с нормальным развитием.

В-четвертых, работу по развитию лексической стороны речи можно успешно сочетать с

развитием когнитивных процессов. В частности, с развитием операции классификации.

Для этого надо включить в задание ситуацию выбора. Например, различные отделы в

магазине или бутике, зоны пребывания животных или растений с соответствующими

атрибутами и т.д. Активно отрабатываются родовидовые классификации, например, дикие

и домашние животные.

Песочница вполне подходит и для объяснения значения новых слов через моделирование

ситуации, которая позволит понять их смысл. Для детей с нарушениями речи — это очень

актуально, поскольку вместо использования картинок, не все выразительных, или

выискивания адекватных ситуаций в жизни или кинопродукции можно создать

своеобразную демоверсию. Так, например, удалось объяснить значение слов «противник»

и «напротив». Большое значение имеет активное участие самого ребенка в построении

ситуации, которая лучше им понимается.

Работа над грамматической стороной речи

Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках

языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и

префиксально-суффиксальным способом. Мы не разрабатывали и не изучали

возможности понимания и использования грамматических категорий родного языка или

связи слов в предложении.

Очень удачен опыт показа значений префиксов (приставок) на примере действий с

песком. Косвенно мы коснулись этой темы в предыдущем разделе. И действительно,

демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, безусловно, будет

лучше понято и усвоено. Нельзя забывать и о положительном примере сверстников,

которые рядом выполняют необходимые или требуемые движения: насыпь, засыпь,

пересыпь, подсыпь, досыпь и т.д. Для закрепления подойдут занятия, в которых дети

смогут активизировать понимание и употребление предлогов. Конечно, наряду с

выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые

слова и конструкции. Для детей с речевыми нарушениями можно модифицировать и

предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными

корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.

Актуально также использование педагогической песочницы для изучения приставок

аналогичным способом, в основе которого наглядность и активное участие в процессе.

Песочница может стать стендом для создания ситуаций, выраженных предложением.

Например, «Ежик несет яблоко» или «Растет елка», когда дети выполняют

соответствующие действия.



В раздел образования