Автор: Пермякова Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МЮОУ "СОШ №10 с УИФ и ТД"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Песочная терапия в работе с детьми с РАС"
Раздел: начальное образование
Песочная терапия в работе с детьми с РАС
Часто руки знают, как распутать, то,
Над чем тщетно бьется разум.
К.Г. Юнг
Техника песочная терапия возникла в рамках юнгианского подхода и во многом
базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником
внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникло в 1950-х гг., считается
швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.
Что такое песочная терапия?
Песок-загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека –
своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и
ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песочная терапия – возможность
выразить, то для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно
обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного
восприятия. Игра с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а
значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ
подачи материала.
Песочная терапия — это мощный инструмент, который может значительно
помочь в развитии детей с РАС, улучшая их эмоциональное состояние и
коммуникативные способности.
Песочная терапия является эффективным методом работы с детьми с расстройствами
аутистического спектра (РАС). Этот подход позволяет детям выражать свои чувства и
переживания через игру с песком, что дает им возможность взаимодействовать с
окружающим миром в безопасной и ненавязчивой обстановке.
Основные преимущества песочной терапии:
- Выражение эмоций: Дети могут визуализировать свои внутренние переживания и
эмоции через создание сцен и изменений в песке.
- Улучшение социализации: Работа в песочнице может способствовать развитию
социальных навыков, таких как совместная игра, ожидание своей очереди и общение.
- Развитие моторики: Игры с песком помогают развивать мелкую и крупную моторику
через манипуляции с различными инструментами и материалами.
- Снижение тревожности: Песочная терапия обладает успокаивающим эффектом, что
может уменьшить стресс и тревожность у детей.
Рекомендации для проведения сеансов:
- Создание безопасного пространства: Убедитесь, что терапевтическая зона является
комфортной и безопасной для ребенка.
- Наблюдение: Позвольте ребенку работать в своем темпе, наблюдая за его действиями и
эмоциональной реакцией.
- Поддерживающая беседа: Ведите диалог с ребенком о его создании, задавая открытые
вопросы, чтобы стимулировать его мышление.
- Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать
процесс под конкретные потребности и интересы.
Работа над фонетической стороной речи
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха,
но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом или
воспитателем звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать
называемые педагогом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание
можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собрать в зоопарк
(зоомагазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук (л]: слон,
крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка, орел, ласточка и т.д.
Естественно, перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Чтобы не
брать традиционную пару [р]—[л], возьмем [с]-[ш]. На «супервижн» выставляются
вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы,
шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры,
опоссума, барсука, сокола и т.п. После обозрения дети должны разделить пространство и
заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть - животными со звуком-
оппозиционером.
Для разнообразия можно отправить детей в путешествие по миру в поисках животных или
подбирать определенных животных для издания, например, Красной книги.
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха,
можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в
определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить
предложение с использованием заданного звука.
Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и
посуды. В настоящее время разнообразие предметов широко представлено в
дидактических наборах. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их
недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на
подставочках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.
Работа над лексической стороной речи
Обогащение и закрепление слов родного языка — одна из самых важных задач развития
или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице?
Во-первых, конечно же, расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей:
песок, песчинка, песчанка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие
слова.
Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами
(даже без учета использования приставок. Об этом — в следующем разделе). Для
примера: сыпать, гладить, грести, превращать, мочить и т.п. В песочнице речь ребенка
можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными
значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой,
золотистый, зыбучий и т.д.
В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации
словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно
побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов. Это актуально и
для логопатов, и для детей с нормальным развитием.
В-четвертых, работу по развитию лексической стороны речи можно успешно сочетать с
развитием когнитивных процессов. В частности, с развитием операции классификации.
Для этого надо включить в задание ситуацию выбора. Например, различные отделы в
магазине или бутике, зоны пребывания животных или растений с соответствующими
атрибутами и т.д. Активно отрабатываются родовидовые классификации, например, дикие
и домашние животные.
Песочница вполне подходит и для объяснения значения новых слов через моделирование
ситуации, которая позволит понять их смысл. Для детей с нарушениями речи — это очень
актуально, поскольку вместо использования картинок, не все выразительных, или
выискивания адекватных ситуаций в жизни или кинопродукции можно создать
своеобразную демоверсию. Так, например, удалось объяснить значение слов «противник»
и «напротив». Большое значение имеет активное участие самого ребенка в построении
ситуации, которая лучше им понимается.
Работа над грамматической стороной речи
Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках
языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и
префиксально-суффиксальным способом. Мы не разрабатывали и не изучали
возможности понимания и использования грамматических категорий родного языка или
связи слов в предложении.
Очень удачен опыт показа значений префиксов (приставок) на примере действий с
песком. Косвенно мы коснулись этой темы в предыдущем разделе. И действительно,
демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, безусловно, будет
лучше понято и усвоено. Нельзя забывать и о положительном примере сверстников,
которые рядом выполняют необходимые или требуемые движения: насыпь, засыпь,
пересыпь, подсыпь, досыпь и т.д. Для закрепления подойдут занятия, в которых дети
смогут активизировать понимание и употребление предлогов. Конечно, наряду с
выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые
слова и конструкции. Для детей с речевыми нарушениями можно модифицировать и
предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными
корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.
Актуально также использование педагогической песочницы для изучения приставок
аналогичным способом, в основе которого наглядность и активное участие в процессе.
Песочница может стать стендом для создания ситуаций, выраженных предложением.
Например, «Ежик несет яблоко» или «Растет елка», когда дети выполняют
соответствующие действия.